Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
Региональная научно-практическая конференция
«Проблемы привлечения работодателей»
Доклад по теме
«Взаимодействие работодателей и СТТ ГГТУ
в процессе оценки качества подготовки выпускника»
Методист СТТ ГГТУ Макарова Е.Б.
Орехово-Зуево
2016г
Содержание:
- введение;
- формы взаимодействия с работодателями;
- заключение;
- список использованной литературы и Интернет-ресурсов;
- приложения (фото)
Введение
Переход России к рыночной экономике значительно изменил экономические и социальные условия жизни российского общества и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития экономики страны на основе знаний. Открытость российской экономики, выход предприятий на международные рынки товаров, капиталов и технологий выдвинули на передний план вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции, значительно увеличив, тем самым, потребность работодателей в специалистах работниках высокой квалификации. Конкуренция заставила работодателей повысить требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств.
Сегодня проблема качества образования – одна из центральных в современной образовательной политике и науке. Для успешного решения этой проблемы просто необходимо научиться оценивать качество образования.
Cловосочетание «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996 гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса к данной проблеме
Решение этой проблемы – в повышении качества подготовки специалистов за счет глубокого анализа требований всех субъектов, заинтересованных в их конкурентоспо- собности, создания системы оценки конкурентоспособности специалистов.
Процедура оценки качества многогранна. Некоторые стороны этой процедуры освещены достаточно полно и применяются давно в системе образования (оценка информационных ресурсов, материально-технической базы, обеспеченности кадровым потенциалом и т.п.). Но есть и определенные стороны, которые слабо представлены в методических разработках, рекомендациях и других материалах по оценке качества образования. Речь идет о привлечении к оценке качества работодателей.
В федеральных государственных образовательных стандартах вопросам оценки качества образования посвящен отдельный раздел. При этом один из пунктов говорит, что «обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей».
2. Формы взаимодействия с работодателями
В нашем техникуме в структуре образовательного процесса как одно из важнейших и обязательных условий подготовки высококвалифицированных специалистов выделяется направление «техникум - работодатель». Процесс взаимодействия с работодателями осуществляется в рамках системы качества подготовки выпускников и их дальнейшего трудоустройства. Взаимодействие с работодателями является сложным и, главное, многогранным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в экономической сфере. Поэтому взаимодействие техникума с работодателями начинается в техникуме уже в рамках профориентационной работы, и продолжается при реализации учебно-производственной деятельности, «преподаватель-обучающийся-работодатель», логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост. Сложившееся в техникуме направление «техникум - работодатель» имеет характер поступательного движения. На протяжении нескольких лет совершенствуются формы и методы взаимодействия с работодателями, которые дают положительные результаты.
Взаимодействие техникума с работодателями реализуется в следующих формах:
участие работодателей в организации образовательного процесса;
подготовка специалистов по заявкам работодателей, предоставление обучающимся дополнительных знаний по специальности, связанной с деятельностью предприятий;
приглашение потенциальных работодателей на различные мероприятия, проходящие в техникуме, в частности, на дни открытых дверей;
направление обучающихся на учебную и производственную практику в места их возможного трудоустройства.
Стратегические партнёры при организации учебной и производственной практики
1 | АО «КАМПО» (генеральный директор Кулик А.Ю.) |
2 | ЗАО «Аграрное» - руководитель Петрейкин Ю.П.; |
3 | ООО «Максима групп» (директор Шиманская Л.В) |
4 | ЗАО «Торговый дом «Перекресток» (директор Шиманская Е.В.) |
5 | ООО «Феникс» - руководитель Максимов И.В.; |
6 | ООО « Деловая инициатива» - руководитель Хусеинов Р.Ф |
7 | ЗАО ТД «Перекресток» - руководитель Шиманская Е.Ю.; |
8 | ООО «ЮГ- СТИЛЬ» - руководитель Швачка Ю.Д.; |
9 | ООО «Закат-2» - руководитель Зверев С.А. |
В рамках социального партнерства проделаны следующие виды работ:
сформирована и эффективно функционирует система взаимодействия с предприятиями-работодателями;
заключены договоры по закреплению баз учебных и производственных практик по всем обучаемым профессиям и специальностям;
обучающиеся техникума имеют возможность проведения занятий производственного обучения в производственных цехах, мастерских, лабораториях на предприятиях социальных партнеров;
представители предприятий проводят не только профессиональные экскурсии, но и мастер-классы с обучающимися техникума, раскрывая секреты профессионального мастерства;
многие работники предприятий являются наставниками при прохождении практики обучающимися техникума;
получены отзывы работодателей о качестве подготовки выпускников (специалистов) по всем обучаемым профессиям и специальностям;
выпускникам, положительно зарекомендовавшим себя во время прохождения практики, предоставляются рабочие места;
Система профессионального образования должна иметь четкие представления о том, для каких конкретных видов работ профессиональной деятельности осуществляется подготовка специалистов, а не просто готовить унифицированных работников, обладающих компетенциями.
Ежегодно работодатели принимают участие:
в рецензировании (согласовании) учебных планов профессий и специальностей, выпускных квалификационных работ;
в заседании Государственной аттестационной комиссии;
в оценке знаний и умений обучающихся при проведении промежуточной аттестации по профессиональным модулям профессий и специальностей (участие в квалификационных экзаменах);
в экспертной оценке программ практик.
В техникуме внедрена практика участия работодателей, представителей от работодателей в заседаниях Педагогического совета, круглых столах, посвященных вопросам разработки учебных планов, методов обучения, государственной итоговой аттестации, выпускных квалификационных экзаменов, мониторинга оценки выпускников и др. Совместно с работодателями проводятся ежегодно конкурсы профессионального мастерства как внутри техникума, так и областных.
В 2014, 2015, 2016 года на базе техникума проведены областные конкурсы профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования», «продавец, контролер-кассир» среди обучающихся в профильных учебных заведениях Московской области.
В техникуме при реализации учебного процесса обязательным является:
- согласование учебных планов всех специальностей и направлений с председателем работодателей;
- преподавание специальных дисциплин с представителями бизнесструктур, проведение мастер – классов работодателями;
- разработка педагогических инновационных технологий, активных коммуникативных методик с участием работодателей.
За последние три года создана база вышеназванных методик и технологий для преподавания дисциплин в сфере торговли, общественного питания: круглые столы, деловые игры, ролевые игры, мастер – классы. Работодатели способствуют реализации принципа единства теории и практики, науки и производства при подготовке специалиста.
Заключение
Действующая система взаимодействия техникума с работодателями позволяет более успешно решать вопросы качества подготовки специалистов. Выпускники техникума имеют высокий рейтинг на рынке труда, работают на предприятиях швейной промышленности, аграрного хозяйства, в сфере торговли, общественного питания, ведут свое дело, некоторые стали руководителями учреждений разных форм собственности.
Список литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Авдеенко, М.В., Алешина Т.М., Понкратова, В.Н. Социальное партнерство в сфере образования: учебное пособие. - М: МГОУ, 2006.
Приложения
Саликовский Игорь, выпускник 2007 года
Закончил техникум по профессии «Коммерсант в торговле». Длительное время работал менеджером по закупке и поставке товаров в магазин « Встреча» г. Дрезна. С 2010 года занимается предпринимательской деятельностью по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Открыл предприятие «Максима авто».

Богатова Анастасия
Выпускница 2005 года, обучалась в училище по профессии
«Коммерсант в торговле», по окончании училища поступила на предприятие торговли ООО Агроаспект», магазин « Пятерочка». В настоящее время работает директором в магазине «Пятерочка»

Вовенко Олеся Викторовна
Год рождения 1995 год, индивидуальный предприниматель ИП Вовенко , магазин « Цветы»

Малахова Ольга Аркадьевна.
Выпускница 1976 года. Работала в училище мастером производственного обучения, товароведом в промышленном торге. В настоящее время является директором ООО «Метелица».

Полищук Татьяна Александровна (Санина)
Выпускница 1974 года. Руководит ООО "Школьно-письменные товары"

Шиманская Екатерина Вадимовна ( Мозголина)
Выпускница 2002 года. Директор Супермаркета «Перекресток» «Зуевский»
