Аня подает руку Лопахину и Пищику, уходит и затворяет за собой дверь.
Любовь Андреевна. Она утомилась очень.
Пищик. Дорога, небось, длинная.
Варя (Лопахину и Пищику). Что ж, господа? Третий час, пора и честь знать.
Любовь Андреевна (смеется). Ты все такая же, Варя. (Привлекает ее к себе и целует.) Вот выпью кофе, тогда все уйдем.
Фирс кладет ей под ноги подушечку.
Спасибо, родной. Я привыкла к кофе. Пью его и днем и ночью. Спасибо, мой старичок. (Целует Фирса.)
Варя. Поглядеть, все ли вещи привезли... (Уходит.)
Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив.
Фирс. Позавчера.
Гаев. Он плохо слышит.
Лопахин. Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить... Вы все такая же великолепная.
Пищик (тяжело дышит). Даже похорошела... Одета по-парижскому... пропадай моя телега, все четыре колеса...
Лопахин. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную... больше, чем родную.
Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой.
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.
Гаев. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушел и теперь в городе у пристава живет. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет.)
А. Чехов. «Вишневый сад»
1. Укажите жанр пьесы А. Чехова.
2 К какому направлению, получившему широкое распространение во второй половине 19 века, принадлежит произведение Чехова?
3 Установите соответствие между произведениями Чехова и героями:
А) Иван Великопольский
Б) Беликов
В) Червяков
Г) Очумелов
1 «Смерть чиновника»
2 «Студент»
3 «Хамелеон»
4 «Человек в футляре»
4 Заполните пропуски в следующем тексте.
Чеховским текстам свойственно наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного и глубинного, скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создают ощущение_______________________, двойственности человеческого существования. Большое внимание автор уделяет ______________, которые создают особый ритм повествования, придают ему музыкальность.
5.1 Как раскрывается внутреннее состояние Любови Андреевны в приведенном фрагменте?
5.2 Какова роль авторских ремарок в данном отрывке?
6 Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором звучит мотив расставания с прошлым. В чем схожи (или чем различаются) эти произведения с «Вишневым садом» Чехова?
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р. Киплинг. «Заповедь» пер. М. Лозинского
7 Заполните пропуски в следующих строках: Стихотворение Р. Киплинга относится к такому роду литературы, как ________________________. Часть стихотворения, объединенная общей рифмовкой и смыслом, называется_______________________.
8 Какой вид рифмовки использует поэт?
9 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в последней строфе:
Анафора
Риторический вопрос
Метафора
Эпитет
Сравнение
10.1 Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?
10.2 Какие ценности утверждаются в стихотворении Киплинга как вечные и неизменные?
11 Назовите произведение отечественной поэзии, в котором, как и у Киплинга, дается представление о нравственном идеале автора.
12.1 Почему Евгения Онегина В. Белинский называет «эгоистом поневоле»?
12.2 Какова роль пейзажа в романе И. Тургенева «Отцы и дети»?
12.3 Образ Кутузова в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир».
12.4 Каким предстает наш современник в произведениях отечественных писателей 21 века?