СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант по обществознанию для 10 класса (В-2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант составлен на основе учебной книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "ЕГЭ. Обществознание. Отличный результат" (2023 год) под редакцией О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой; сборников подготовки к ЕГЭ пообществознанию:

- обществознание 10 вариантов (О.А. Котова, Т.Е. Лискова), 2023 год.

А также задания ЕГЭ 2023 года досрочного и основного периодов, откртого банка заданий ФИПИ

При составлении варианта учтены изменения в структуре 24 задания, внесённые летом 2023 года. P.S. формулировка некоторых заданий составлена с опорой на интеерсы обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант по обществознанию для 10 класса (В-2)»

Часть 1

Задание 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «правовое государство».

1) верховенство права; 2) прогрессивное налогообложение; 3) разделение властей; 4) взаимная ответственность гражданина и государства; 5) система сдержек и противовесов; 6) верховенство исполнительной власти.

Ответ: ___________________

Задание 2. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.

  2. Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.

  3. Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

  4. Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.

  5. Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.

Ответ: ___________________

Задание 3. Установите соответствие между характерными чертами и формами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков

1) элитарная

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

2) массовая

В) коммерциализация духовной деятельности

 

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

 

Д) сложность содержания и художественных форм

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 4. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.

  2. Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.

  3. Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.

  4. Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.

  5. Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.

Ответ: ___________________

Задание 5. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К факторам производства относят спрос и предложение.

  2. Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, используемых для создания экономических благ.

  3. В постиндустриальном обществе выделился такой фактор производства как информация.

  4. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый рентой.

  5. Под предпринимательскими способностями как фактором производства понимают готовность человека к самостоятельной инициативной экономической деятельности, осуществляемой на свой риск в целях получения прибыли.

Ответ: ___________________



Задание 6. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) замена станков и оборудования более современными
Б) повышение производительности труда
В) строительство новых заводов с использованием устаревшего оборудования
Г) дополнительное капиталовложение в приобретение сырья
Д) расширение производственных площадей

 

1)интенсивный
2) экстенсивный

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 7. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. увеличение доходов семей;

  2. повышение налога на добавленную стоимость;

  3. снижение производства товаров;

  4. рост цен на товары;

  5. интенсивная реклама товаров;

  6. доступность потребительских кредитов.

Ответ: ___________________

Задание 8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. При помощи каналов социальной мобильности происходит перемещение людей по социальной лестнице.

  2. К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания.

  3. Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

  4. Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение в социальной иерархии.

  5. Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством, с согласия самих людей или без их согласия.

Ответ: ___________________

Задание 9. Российская социологическая служба проводила опросы населения. Был задан вопрос: «Насколько Вы лично доверяете рекламе?» Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в % к числу опрошенных).

Варианты ответов

1997 г.

2014 г.

2017 г.

Полностью доверяю

1

3

1

В основном доверяю

8

10

7

Отчасти доверяю

52

32

33

В основном не доверяю

25

27

25

Совсем не доверяю

14

28

34

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе приведённых данных, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Недоверие к рекламе с годами постоянно растёт;

  2. Производители товаров стали тратить меньше средств на их продвижение с помощью рекламы;

  3. Среди опрошенных в 2017 г. большинство в той или иной мере не доверяет рекламе;

  4. Соотношение в той или иной мере доверяющих рекламе и совсем не доверяющих рекламе практически не меняется;

  5. Реклама в Интернете более эффективна, чем телевизионная реклама.

Ответ: __________________________

Задание 10. Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. По способу организации различают правящие и оппозиционные политические партии.

  2. И политические партии, и общественно-политические движения участвуют в политической жизни общества.

  3. Либеральные партии отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, невмешательство государства в рыночную экономику.

  4. Массовые политические партии, как правило, создают сеть своих региональных организаций.

  5. Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Ответ: ___________________

Задание 11. В демократическом государстве M в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.

  1. Предоставление права голоса гражданам с 18 лет независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода;

  2. Голосование по одномандатным округам;

  3. Свободное и добровольное участие граждан в выборах;

  4. Процедура тайного голосования;

  5. Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов;

  6. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.

Ответ: ___________________

Задание 12. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  2. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

  3. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

  4. Гражданин России не может быть лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство.

  5. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

Ответ: ___________________

Задание 13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

А) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы

Б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

В) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности

Г) выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности

Д) одобряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 14. Выберите верные суждения о семейном праве РФ и запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

  1. К видам наказания за нарушения норм семейного права относят лишение свободы на определённый срок.

  2. Нормы семейного права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.

  3. Один из принципов семейного права – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

  4. Пример нормы семейного права: ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

  5. Нормы семейного права определяют, какие деяния являются преступлениями против несовершеннолетнего, и устанавливают наказание за их совершение.

 

Ответ: ___________________

Задание 15. Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) усыновители и усыновлённые

1. Гражданское право

Б) потерпевший и обвиняемый

2. Семейное право

В) арендаторы и арендодатели

3. Трудовое право

Г) службы и органы занятости

4. Уголовно-процессуальное право

Д) авторы и издатели


Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Задание 16. Гражданин иностранного государства, работающий в РФ, решил получить гражданство РФ. Найдите в приведённом списке требования, которым он должен соответствовать для того, чтобы подать заявление о приёме в гражданство РФ по общему правилу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Достижение 21 года;

  2. Владение русским языком;

  3. Наличие законного источника средств к существованию;

  4. Заключение брака с гражданкой РФ;

  5. Непрерывное проживание на территории РФ в течение трёх месяцев;

  6. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы стран.

Ответ: ___________________

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 17-20

Рассмотрим основные тенденции развития инновационной экономики: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством; возрастающая роль человеческого капитала и непрерывного образования; возрастание роли информационной инфраструктуры и информационных технологий.

Смена типа экономической системы с индустриальной экономики на инновационную сопровождается изменениями в объемах и качествах используемых факторов производства. Ключевым фактором роста в условиях индустриальной экономики является капитал, в то время как в инновационной экономике - знания и инновации. Главным источником конкурентных преимуществ в индустриальной экономике служит доступ к факторам производства (сырье, дешевая рабочая сила и оборотный капитал). В инновационной экономике большую роль играет фактор «знание». Снижение издержек уже не может осуществляться с помощью эффекта масштаба, который играл важную роль в индустриальной экономике. В инновационной экономике большое значение имеет информация, изучение рынка и потребностей покупателей.

Появилось такое понятие, как «непрерывное образование», т.е. постоянное усовершенствование знаний, приобретение новых навыков, необходимых в работе. Кроме того, сами работники уже не рассматриваются исключительно как затраты, а, скорее, как инвестиции, так как увеличение затрат на образование и переобучение сотрудников приводит к увеличению его выработки и увеличению дохода предприятия.

В отличие от других факторов производства, которые по мере использования истощаются и заканчиваются, имеющиеся знания и информация могут использоваться без истощения и даже приумножаться в процессе использования. Возрастающую роль играет также «неотделимое знание», т.е. человеческий капитал, - знания и навыки отдельных лиц и коллективов.
В связи с этим повышается роль непрерывного обучения и инвестиций в человеческий капитал. Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения.

 В условиях инновационной экономики с применением фактора «знание» как ключевого изменения на рынке происходят очень быстро, жизненный цикл товаров и технологий сокращается, инновационные процессы становятся непрерывными и систематическими. В инновационной экономике утрачивают свою приоритетность такие объекты, как производственные ресурсы, вещественные товары, происходит перенос «центра тяжести» из сферы обращения в сферу инновационного производства. Изменение роли традиционных факторов производства в этих условиях и появление новой формы капитала - интеллектуального -обусловили трансформацию доминирующего вида активов компаний. Ими становятся нематериальные активы, патенты, лицензии, производственная информация.

(О.А. Фомина)

Рассмотрим основные тенденции развития инновационной экономики: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством; возрастающая роль человеческого капитала и непрерывного образования; возрастание роли информационной инфраструктуры и информационных технологий.

Смена типа экономической системы с индустриальной экономики на инновационную сопровождается изменениями в объемах и качествах используемых факторов производства. Ключевым фактором роста в условиях индустриальной экономики является капитал, в то время как в инновационной экономике - знания и инновации. Главным источником конкурентных преимуществ в индустриальной экономике служит доступ к факторам производства (сырье, дешевая рабочая сила и оборотный капитал). В инновационной экономике большую роль играет фактор «знание». Снижение издержек уже не может осуществляться с помощью эффекта масштаба, который играл важную роль в индустриальной экономике. В инновационной экономике большое значение имеет информация, изучение рынка и потребностей покупателей.

Появилось такое понятие, как «непрерывное образование», т.е. постоянное усовершенствование знаний, приобретение новых навыков, необходимых в работе. Кроме того, сами работники уже не рассматриваются исключительно как затраты, а, скорее, как инвестиции, так как увеличение затрат на образование и переобучение сотрудников приводит к увеличению его выработки и увеличению дохода предприятия.

В отличие от других факторов производства, которые по мере использования истощаются и заканчиваются, имеющиеся знания и информация могут использоваться без истощения и даже приумножаться в процессе использования. Возрастающую роль играет также «неотделимое знание», т.е. человеческий капитал, - знания и навыки отдельных лиц и коллективов.
В связи с этим повышается роль непрерывного обучения и инвестиций в человеческий капитал. Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения.

 В условиях инновационной экономики с применением фактора «знание» как ключевого изменения на рынке происходят очень быстро, жизненный цикл товаров и технологий сокращается, инновационные процессы становятся непрерывными и систематическими. В инновационной экономике утрачивают свою приоритетность такие объекты, как производственные ресурсы, вещественные товары, происходит перенос «центра тяжести» из сферы обращения в сферу инновационного производства. Изменение роли традиционных факторов производства в этих условиях и появление новой формы капитала - интеллектуального -обусловили трансформацию доминирующего вида активов компаний. Ими становятся нематериальные активы, патенты, лицензии, производственная информация.

(О.А. Фомина)

Задание 17. Какие три тенденции развития инновационной экономики названы в тексте?

Как автор характеризует прямое влияние знаний (информации) на предпринимательские способности?

Какие объекты, по мнению автора, утрачивают приоритетность в инновационной экономике?

Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

- укажите не менее трёх основных признаков понятия «предпринимательство»;

- объясните упомянутую автором связь между информацией и информационным обществом.

(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19. По мнению автора, в инновационной экономике большое значение имеют информация, изучение рынка и потребностей покупателей. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте каждую из позиций этого утверждения конкретным примером.

(В начале укажите название позиции, а затем пример её значения в инновационной экономике. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 20. Согласно тексту, работники инновационной экономики рассматриваются как инвестиции. Используя текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите три аргумента в подтверждение мысли о том, что инвестиции в человеческий капитал повышают доход предприятия.

(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

Задание 21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке школьных канцелярских принадлежностей в стране G. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р- цена товара, Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Что могло повлиять на изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если качество рыбы ухудшится, при прочих равных условиях?

Задание 22. Семья Узумаки состоит из четырёх человек: супругов Хинаты и Наруто и двоих детей. Хината ведёт домашнее хозяйство, Наруто работает в мэрии, дети учатся в школе. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских и коммунальных услуг, обслуживание автомобиля.

Какая функция семьи описана в условии задачи?

Назовите ещё две любые функции семьи.

Опираясь на текст вопроса, объясните, почему семья Узумаки относится к нуклеарному типу.

Сформулируйте два вопроса, необходимых для того, чтобы установить, является семья Узумаки патриархальной или демократической.

Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции закрепляют такую характеристику нашего государства, как правовое.

На основе положений Конституции сформулируйте три подтверждения данной характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, по существу раскрывающий тему «Понятие истины и её критерии». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

  1. Обоснуйте, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

  2. Какие критерии истины существуют? (Назовите любые три критерия.)

  3. Для каждого критерия, названного вами в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в познании природы, человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто, в совокупности они должны демонстрировать применение критериев истины для изучения природы, человека и общества.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!