Часть 1
Задание 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «правовое государство».
1) верховенство права; 2) прогрессивное налогообложение; 3) разделение властей; 4) взаимная ответственность гражданина и государства; 5) система сдержек и противовесов; 6) верховенство исполнительной власти.
Ответ: ___________________
Задание 2. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества.
Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
Ответ: ___________________
Задание 3. Установите соответствие между характерными чертами и формами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков | 1) элитарная |
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей | 2) массовая |
В) коммерциализация духовной деятельности | |
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров | |
Д) сложность содержания и художественных форм | |
Ответ:
Задание 4. Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.
Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.
Занимательность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а иногда шокируют потребителя.
Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
Ответ: ___________________
Задание 5. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
К факторам производства относят спрос и предложение.
Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, используемых для создания экономических благ.
В постиндустриальном обществе выделился такой фактор производства как информация.
Собственник трудового ресурса получает доход, называемый рентой.
Под предпринимательскими способностями как фактором производства понимают готовность человека к самостоятельной инициативной экономической деятельности, осуществляемой на свой риск в целях получения прибыли.
Ответ: ___________________
Задание 6. Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
А) замена станков и оборудования более современными Б) повышение производительности труда В) строительство новых заводов с использованием устаревшего оборудования Г) дополнительное капиталовложение в приобретение сырья Д) расширение производственных площадей | 1)интенсивный 2) экстенсивный |
Ответ:
Задание 7. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.
увеличение доходов семей;
повышение налога на добавленную стоимость;
снижение производства товаров;
рост цен на товары;
интенсивная реклама товаров;
доступность потребительских кредитов.
Ответ: ___________________
Задание 8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
При помощи каналов социальной мобильности происходит перемещение людей по социальной лестнице.
К горизонтальному виду мобильности относится получение офицером внеочередного воинского звания.
Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.
Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение в социальной иерархии.
Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством, с согласия самих людей или без их согласия.
Ответ: ___________________
Задание 9. Российская социологическая служба проводила опросы населения. Был задан вопрос: «Насколько Вы лично доверяете рекламе?» Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в % к числу опрошенных).
Варианты ответов | 1997 г. | 2014 г. | 2017 г. |
Полностью доверяю | 1 | 3 | 1 |
В основном доверяю | 8 | 10 | 7 |
Отчасти доверяю | 52 | 32 | 33 |
В основном не доверяю | 25 | 27 | 25 |
Совсем не доверяю | 14 | 28 | 34 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе приведённых данных, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Недоверие к рекламе с годами постоянно растёт;
Производители товаров стали тратить меньше средств на их продвижение с помощью рекламы;
Среди опрошенных в 2017 г. большинство в той или иной мере не доверяет рекламе;
Соотношение в той или иной мере доверяющих рекламе и совсем не доверяющих рекламе практически не меняется;
Реклама в Интернете более эффективна, чем телевизионная реклама.
Ответ: __________________________
Задание 10. Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
По способу организации различают правящие и оппозиционные политические партии.
И политические партии, и общественно-политические движения участвуют в политической жизни общества.
Либеральные партии отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, невмешательство государства в рыночную экономику.
Массовые политические партии, как правило, создают сеть своих региональных организаций.
Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Ответ: ___________________
Задание 11. В демократическом государстве M в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
Предоставление права голоса гражданам с 18 лет независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода;
Голосование по одномандатным округам;
Свободное и добровольное участие граждан в выборах;
Процедура тайного голосования;
Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов;
Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.
Ответ: ___________________
Задание 12. Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Гражданин России не может быть лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство.
Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
Ответ: ___________________
Задание 13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
А) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы Б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией В) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности Г) выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности Д) одобряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой | 1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации |
Ответ:
Задание 14. Выберите верные суждения о семейном праве РФ и запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
К видам наказания за нарушения норм семейного права относят лишение свободы на определённый срок.
Нормы семейного права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
Один из принципов семейного права – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Пример нормы семейного права: ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.
Нормы семейного права определяют, какие деяния являются преступлениями против несовершеннолетнего, и устанавливают наказание за их совершение.
Ответ: ___________________
Задание 15. Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) усыновители и усыновлённые | 1. Гражданское право |
Б) потерпевший и обвиняемый | 2. Семейное право |
В) арендаторы и арендодатели | 3. Трудовое право |
Г) службы и органы занятости | 4. Уголовно-процессуальное право |
Д) авторы и издатели | |
Ответ:
Задание 16. Гражданин иностранного государства, работающий в РФ, решил получить гражданство РФ. Найдите в приведённом списке требования, которым он должен соответствовать для того, чтобы подать заявление о приёме в гражданство РФ по общему правилу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Достижение 21 года;
Владение русским языком;
Наличие законного источника средств к существованию;
Заключение брака с гражданкой РФ;
Непрерывное проживание на территории РФ в течение трёх месяцев;
Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы стран.
Ответ: ___________________
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 17-20
Рассмотрим основные тенденции развития инновационной экономики: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством; возрастающая роль человеческого капитала и непрерывного образования; возрастание роли информационной инфраструктуры и информационных технологий.
Смена типа экономической системы с индустриальной экономики на инновационную сопровождается изменениями в объемах и качествах используемых факторов производства. Ключевым фактором роста в условиях индустриальной экономики является капитал, в то время как в инновационной экономике - знания и инновации. Главным источником конкурентных преимуществ в индустриальной экономике служит доступ к факторам производства (сырье, дешевая рабочая сила и оборотный капитал). В инновационной экономике большую роль играет фактор «знание». Снижение издержек уже не может осуществляться с помощью эффекта масштаба, который играл важную роль в индустриальной экономике. В инновационной экономике большое значение имеет информация, изучение рынка и потребностей покупателей.
Появилось такое понятие, как «непрерывное образование», т.е. постоянное усовершенствование знаний, приобретение новых навыков, необходимых в работе. Кроме того, сами работники уже не рассматриваются исключительно как затраты, а, скорее, как инвестиции, так как увеличение затрат на образование и переобучение сотрудников приводит к увеличению его выработки и увеличению дохода предприятия.
В отличие от других факторов производства, которые по мере использования истощаются и заканчиваются, имеющиеся знания и информация могут использоваться без истощения и даже приумножаться в процессе использования. Возрастающую роль играет также «неотделимое знание», т.е. человеческий капитал, - знания и навыки отдельных лиц и коллективов.
В связи с этим повышается роль непрерывного обучения и инвестиций в человеческий капитал. Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения.
В условиях инновационной экономики с применением фактора «знание» как ключевого изменения на рынке происходят очень быстро, жизненный цикл товаров и технологий сокращается, инновационные процессы становятся непрерывными и систематическими. В инновационной экономике утрачивают свою приоритетность такие объекты, как производственные ресурсы, вещественные товары, происходит перенос «центра тяжести» из сферы обращения в сферу инновационного производства. Изменение роли традиционных факторов производства в этих условиях и появление новой формы капитала - интеллектуального -обусловили трансформацию доминирующего вида активов компаний. Ими становятся нематериальные активы, патенты, лицензии, производственная информация.
(О.А. Фомина)
Рассмотрим основные тенденции развития инновационной экономики: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством; возрастающая роль человеческого капитала и непрерывного образования; возрастание роли информационной инфраструктуры и информационных технологий.
Смена типа экономической системы с индустриальной экономики на инновационную сопровождается изменениями в объемах и качествах используемых факторов производства. Ключевым фактором роста в условиях индустриальной экономики является капитал, в то время как в инновационной экономике - знания и инновации. Главным источником конкурентных преимуществ в индустриальной экономике служит доступ к факторам производства (сырье, дешевая рабочая сила и оборотный капитал). В инновационной экономике большую роль играет фактор «знание». Снижение издержек уже не может осуществляться с помощью эффекта масштаба, который играл важную роль в индустриальной экономике. В инновационной экономике большое значение имеет информация, изучение рынка и потребностей покупателей.
Появилось такое понятие, как «непрерывное образование», т.е. постоянное усовершенствование знаний, приобретение новых навыков, необходимых в работе. Кроме того, сами работники уже не рассматриваются исключительно как затраты, а, скорее, как инвестиции, так как увеличение затрат на образование и переобучение сотрудников приводит к увеличению его выработки и увеличению дохода предприятия.
В отличие от других факторов производства, которые по мере использования истощаются и заканчиваются, имеющиеся знания и информация могут использоваться без истощения и даже приумножаться в процессе использования. Возрастающую роль играет также «неотделимое знание», т.е. человеческий капитал, - знания и навыки отдельных лиц и коллективов.
В связи с этим повышается роль непрерывного обучения и инвестиций в человеческий капитал. Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения.
В условиях инновационной экономики с применением фактора «знание» как ключевого изменения на рынке происходят очень быстро, жизненный цикл товаров и технологий сокращается, инновационные процессы становятся непрерывными и систематическими. В инновационной экономике утрачивают свою приоритетность такие объекты, как производственные ресурсы, вещественные товары, происходит перенос «центра тяжести» из сферы обращения в сферу инновационного производства. Изменение роли традиционных факторов производства в этих условиях и появление новой формы капитала - интеллектуального -обусловили трансформацию доминирующего вида активов компаний. Ими становятся нематериальные активы, патенты, лицензии, производственная информация.
(О.А. Фомина)
Задание 17. Какие три тенденции развития инновационной экономики названы в тексте?
Как автор характеризует прямое влияние знаний (информации) на предпринимательские способности?
Какие объекты, по мнению автора, утрачивают приоритетность в инновационной экономике?
Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
- укажите не менее трёх основных признаков понятия «предпринимательство»;
- объясните упомянутую автором связь между информацией и информационным обществом.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задание 19. По мнению автора, в инновационной экономике большое значение имеют информация, изучение рынка и потребностей покупателей. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте каждую из позиций этого утверждения конкретным примером.
(В начале укажите название позиции, а затем пример её значения в инновационной экономике. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задание 20. Согласно тексту, работники инновационной экономики рассматриваются как инвестиции. Используя текст, обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите три аргумента в подтверждение мысли о том, что инвестиции в человеческий капитал повышают доход предприятия.
(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Задание 21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке школьных канцелярских принадлежностей в стране G. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р- цена товара, Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Что могло повлиять на изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если качество рыбы ухудшится, при прочих равных условиях?
Задание 22. Семья Узумаки состоит из четырёх человек: супругов Хинаты и Наруто и двоих детей. Хината ведёт домашнее хозяйство, Наруто работает в мэрии, дети учатся в школе. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских и коммунальных услуг, обслуживание автомобиля.
Какая функция семьи описана в условии задачи?
Назовите ещё две любые функции семьи.
Опираясь на текст вопроса, объясните, почему семья Узумаки относится к нуклеарному типу.
Сформулируйте два вопроса, необходимых для того, чтобы установить, является семья Узумаки патриархальной или демократической.
Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина. Какие положения Конституции закрепляют такую характеристику нашего государства, как правовое.
На основе положений Конституции сформулируйте три подтверждения данной характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, по существу раскрывающий тему «Понятие истины и её критерии». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Задание 25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие критерии истины существуют? (Назовите любые три критерия.)
Для каждого критерия, названного вами в пункте 2, приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в познании природы, человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто, в совокупности они должны демонстрировать применение критериев истины для изучения природы, человека и общества.)