Просмотр содержимого документа
«Продолжаем знакомиться с текстом - рассуждением. "Речка моего детства" Русский язык 4 класс "Перспективная начальная школа"»
Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением «Речка моего детства» русский язык 4 класс «Перспективная начальная школа»
Белякова Валентина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУСШ№24
г.Дзержинск
Что такое текст?
А) несколько слов.
Б) несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
В) два предложения.
Какие типы тексов ты знаешь?
Текст – повествование
Текст –описание
Текст -рассуждение
Что такое текст-повествование
- Автор рассказывает о чем – либо или о ком - либо, в тексте часто использует глаголы.
- В этом году у нас на даче богатый урожай яблок, слив и груш.
- Мама с бабушкой решили варить компоты и варенье. Я, конечно, им помогаю. Душистые краснобокие яблоки надо помыть, порезать, очистить от семечек. Варенье мы готовим в большом медном тазу.
Что такое текст-описание?
- Автор описывает что-либо, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
- Прогуливаясь в весеннем лесу я нашла цветущий луг. Он находился на краю леса. В начале весны там лежал снег. Потом он немного стал серым и куда -то пропала его пушистость. Затем появились проталины и первые ростки травы. Спустя несколько недель, трава стала более пушистой и зеленой.
Что такое текст-рассуждение?
Автор рассуждает на какую-либо тему.
Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.
- Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы.
Что значит рассуждать?
- Искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы
- Рассуждение – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей человека.
Учебник часть 2 с.27 №7
- Кто автор этого отрывка?
- Кем он был?
- Какой это текст?
- Почему?
Василий Михайлович Песков
Писатель, журналист, фотокорреспондент
Толковый словарь с.171-183
- Плёс – широкий, со спокойным течением участок реки, расположенный между двумя островками. С.179.
- Пойма – низкое местечко речной долины, заливаемое во время половодья. С. 180.
- Скопа – хищная птица семейства ястребиных. Живет около водоемов, питается рыбой. С. 183.
- Коростель – быстро бегающая птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков телом, живущая в траве; отличается характерным скрипучим голосом. С.171
- Осока – многолетняя трава с твердыми узкими и длинными листьями. С.177.
плёс
пойма
скопа
коростель
осока
Какова основная мысль текста?
(2 абзац) «Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой».
(конец текста) «Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая»
Подумай
- Какая часть текста повествование? Прочитай. Перескажи.
- 3,4,5,6 абзацы
- Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке?
- Его волновал вопрос: Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» «в 10 лет я думал, что это река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села»
К какому же выводу пришел мальчик?
- И постепенно мальчик приходит к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».
- «Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни».
Какая же часть текста является рассуждением и почему? Перескажите эту часть текста
- Рассуждение – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу.
- 7, 8 абзацы
Мини текст - рассуждение
- «Вода в нашей жизни»
- С каких слов можно начать писать такой текст?
- - Что может быть в тексте?
(вопросы к себе и читателю с последующими ответами)
План
1.Вступление
2.Основная часть
3.Заключение
Только теперь понимаешь, сколько радости даёт человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая.
Вода в нашей жизни