МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»
Выступление
на семинаре учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений города Курска
по теме:
«Продуктивные задания как средства реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка»
Подготовила:
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»
Казанир Светлана Владимировна
Курск – 2015 г.
Продуктивные задания как средства реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский,
всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход.
Цель технологии системно-деятельностного подхода – развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. (слайд 2)
Основной принцип технологии системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование технологий системно-деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт. (слайд 3)
Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала.
Овладение языком как средством общения происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач.
Основное назначение английского языка – это умение общаться на нём, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми – это и есть коммуникативная компетенция.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов могут обеспечить высокий уровень мотивации обучающихся.
В связи с этим цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение методического обеспечения условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
разработать приёмы работы по повышению мотивации учащихся,
стимулировать потребность в иноязычном общении,
воспитывать у учащихся культуру общения.
Технология системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Вот некоторые педагогические технологии, с помощью которых я стараюсь реализовать требования системно-деятельностного подхода: технология проблемного обучения, проектного обучения, информационные и коммуникационные технологии. (слайд 4)
Технологии системно-деятельностного подхода
Проблемное обучение (слайд 5) представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению проблемных ситуаций. В процессе обучения учитель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед учениками проблему и путем пробуждения интереса к ней вызывает у них желание найти средство и способы ее разрешения.
Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию). Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий ученика.
(Естественно, невозможно в чистом виде взять чью-либо (даже самую лучшую) технологию и «слепо» применить ее к своей работе. Целесообразно вести речь о наиболее эффективных элементах технологии проблемного обучения.)
В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, обозначив задачи урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об употреблении артиклей в английском языке. Наша с вами задача - выяснить, когда мы должны употребить the, a(an) или вообще не употреблять артикль.
Это главная проблема лекции. Далее учитель предъявляет учащимся последовательный ряд предложений и ситуативных картин, проанализировав которые, обучаемые приходят к выводу, что с определенным артиклем существительные передают конкретный смысл, указывая на конкретный объект. Учащиеся вместе с учителем делают вывод, что с неопределенным артиклем существительное называет объект, передавая общий смысл. На следующем этапе учитель демонстрирует учащимся следующие пары предложений и картинок:
Wash the plates! | Bring plates! |
Pass me the salt. | I don't want salt. |
Здесь необходимо сформулировать под проблему: когда нужно употреблять неопределенный артикль, а когда не нужно? Выполнив серию упражнений, учащиеся приходят к заключению, которое помогает им легко сформулировать правило. Правильно подобрав демонстрационный материал, побуждаем слушателей к анализу языковых фактов и, следовательно, к разрешению проблемной ситуации.
Одним из эффективных методов системно-деятельностного подхода является метод проектов, (слайд 6), который позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению английского языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
(В начальной школе практически все обучающиеся с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, проявляя большой интерес и, порой, совместное с родителями творчество.)
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.
Необходимо помнить, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (нахождение, подбора и обработки информации). Нужно отметить, что правильно организованная на уроке, коллективная учебная деятельность в группе (слабый – сильный ученик), способствует личному участию каждого ученика, ставит его в центре процесса обучения и развивает способности осуществлять общение на иностранном языке.
Вся работа над созданием проекта делится на несколько видов:
первый вид – планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение заданий и ожидаемого результата,
второй вид – выполнение работы,
третий вид – это обсуждение на уроке того, что подготовлено, внесение исправлений, уточнений,
четвертый вид – учащиеся демонстрируют результат своего коллективного творчества, комментируют его.
При этом во внимание принимается успешность решения речевой задачи, наличие или отсутствие ошибок, оригинальность идеи и качество подготовленных материалов.
При подготовке проекта учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, вести поиск нужной информации на английском языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом.
На своих уроках при объяснении нового материала, при организации проектной деятельности я использую ИКТ. (слайд 7) Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. На своих уроках при объяснении нового материала, при организации проектной деятельности я использую ИКТ. (слайд 7) Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
От педагогических технологий переходим к средствам реализации системно-деятельностного подхода, каковыми являются продуктивные задания, используемые на уроках английского языка.
(Слайд 8) Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
На слайде №9 представлена примерная классификация продуктивных заданий.
1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и
формулирование суждения
2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному
основанию
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов
4. Доказательство
5. Определение причин и следствий понятий и явлений
6. Группировка по заданному основанию
7. Сравнение по указанным критериям
8. Формулирование определения понятия по тексту
9. Классификация
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода
11. Определение своей аргументированной оценки,
отношения к…
Продуктивные задания должны соответствовать поставленным целям урока. (слайд 10)
1. При составлении необходимо выбрать, какие результаты (предметные,
метапредметные, личностные) мы хотим
формировать/развивать в соответствии с
требованиями ФГОС на определенном этапе
урока.
2. Сформулировать продуктивные задания,
используя алгоритм, о котором я скажу позднее
3. Задать чёткую форму представления
результата.
При выполнении продуктивных заданий происходит формирование различных универсальных учебных действий, напомню: (слайд 11)
Регулятивные: организация собственной деятельности
Познавательные: умения результативно мыслить и работать с информацией
Коммуникативные: умения общаться, взаимодействовать с людьми
А теперь об алгоритме создания продуктивных заданий.
Существуют простые, но важные слова-помощники, выделенные на слайде жирным шрифтом, подразумевающие формирование различных УУД при выполнении заданий обучающими. (слайд 12)
Осмысли задание (что надо сделать?)- регулятивные УУД
Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию)
Преобразуй информацию в соответствии с
заданием (найти причину, выделить главное,
расположить в последовательности)-познавательные УУД
Сформулируй (устно/письменно) ответ,
используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….»
Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы – коммуникативные УУД
Алгоритм составления продуктивных заданий учитывает формируемые УУД на разных этапах урока (будь то мотивирование к учебной деятельности, построение нового знания, применение полученных знаний или рефлексия) (слайд 13)
Краткий обзор таблицы. Приложение.
А теперь хочется непосредственно перейти к некоторым примерам продуктивных заданий, используемых на уроках английского языка. (слайды 14-15) – «животные», (слайд 16) – «цвета»
Во 2 классе, когда дети только учат алфавит, названия животных, цвета будут очень уместны и эффективны загадки-рифмовки. При помощи рифмовок можно решить целый комплекс важных методических задач:
- презентация нового звука, его произношение; - введение нового лексического материала; - введение новой разговорной темы; - введение и закрепление грамматического материала.
Рифмовки построены в виде стихотворения. Такая форма заданий очень нравится учащимся и позволяет учителю проверить усвоение лексики детьми.
В 3-4 классах ученики уже владеют определенными знаниями. Здесь очень продуктивны и показательны упражнения грамматического характера. В них употребляются уже изученный грамматический материал и лексические единицы. Эти упражнения помогают как детям определить свой уровень знаний, так и учителю правильно оценить знания ребенка. (слайды 17-21)
Задания на проверку навыков письма покажут умение использовать лексику в письменном виде. (слайд 22)
И ещё несколько видов упражнений. (слайды 23-25)
Более сложные задания для обучающихся 5-6 классов. (слайды 26-28). Выделенные жирным шрифтом слова подразумевают формируемые УУД при выполнении обучающимися данных упражнений.
В заключение, хочу сказать, что реализация системно-деятельностного метода и использование продуктивных заданий как средства реализации данного подхода повышает эффективность образования.
Проверяя результативность этой технологии, ежегодно провожу мониторинг: тестирование на уровень владения разговорной речью учащимися с помощью продуктивных заданий. Тестирование проводится по следующим критериям:
владение грамматическим материалом,
владение лексическим материалом,
логика построения монолога/ диалога,
общая культура речи,
создание психологической комфортности для собеседника (в диалоге).
Данные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать иностранный язык в реальном информационном пространстве.
Список литературы:
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования
метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.
2. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного
подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.
3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они
нужны/Муниципальное образование: инновация и эксперимент.-2010. №2
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования: Проект /Рос. акад. образования: Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-
М.:Просвещение.2009.
5. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в
соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.:
Народное образование, 2010.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
www.edu-zone.net/
festival.1september.ru
http://www.ioso.ru/
8