СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект организации деятельности "Академии культуры речи дошкольников" в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением зрения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у детей всех компонентов устной речи средствами театрального искусства.

Просмотр содержимого документа
«Проект организации деятельности "Академии культуры речи дошкольников" в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением зрения)»

Проект

по организации в группе старшего дошкольного возраста

компенсирующей направленности

«Академии культуры речи дошкольников»

Название: «Театральные ступеньки»

Направление: Художественное речевое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Участники: дети, воспитатели, родители

Цель: Развитие у детей всех компонентов устной речи средствами театрального искусства

Задачи:

1.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими);

2.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, разные виды связной речи (монолог, диалог);

3.Подготовить и показать не менее трёх сказок.

Ожидаемые результаты:

  • 100% детей старшего дошкольного возраста используют все части речи, пересказывают небольшие литературные произведения, владеют диалогической и монологической формой речи;

  • 100% дошкольников вовлечены в различные театрализованные представления;

  • 64% детей умеют создавать творческие группы, выстраивать линию поведения в роли.







Поэтапная реализация проекта

Задачи

Содержание деятельности

Сроки


1. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими)


Подготовительный этап

1.Изготовление куклы Буратино – символа Академии культуры речи в группе «Золушка»;

2.Составление перспективного плана деятельности Академии культуры речи дошкольников на 2013 – 2014 уч.год;

3.Разработка сценариев сказок «Мужик и Медведь», «Лиса, Заяц и Петух», «Маша и Медведь» (Приложение 2);

4.Изготовление кукол, декораций для драматизации сказок.


Сентябрь


2.Активизировать

словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, разные виды связной речи (монолог, диалог)


Основной этап

Реализация календарно – тематического плана деятельности Академии культуры речи детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)



В течение учебного года


3.Подготовить и показать не менее трёх сказок


Итоговый этап

Показ кукольных спектаклей по сказкам

  • «Мужик и Медведь»

  • «Лиса, Заяц и Петух»

  • «Маша и Медведь»



Ноябрь (2, 3)

Февраль (3, 4)

Апрель(4)



Продолжительность занятий: 25 минут 1 раз в неделю во вторую половину дня





Приложение 1.

Календарно – тематический план деятельности Академии культуры речи детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема и цели занятия

Содержание работы

Сентябрь

1. «Здравствуй, театр!»

Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности;

- Дать детям представление о театре;

- Учить использовать небольшие монологи, более развернутые диалоги между персонажами.


- Беседа о театре «Что ты знаешь о театре?» Рассказы детей о посещении театров

- Игра «Назови свое имя по- разному»

- Игра «И я тоже!»

- Игра «Гуси» (диалог)



2. «Театральные профессии»

Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор;

- Развивать речевой диапазон, силу голоса;

- Развивать интонационный и фонематический слух;

- Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию;

- Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

- Беседа - диалог с детьми: «Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера

- Игра «Эхо»

- Имитационное упражнение “Пойми меня”



3. «Что такое эмоции?»

Цель: Познакомить с понятием «Эмоция»;

- Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое состояние;

- Совершенствовать диалогическую форму речи;

- Учить сочетать речь с пластическими движениями;

- Побуждать в обыгрывании мини – сценок;

- Воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.


-Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции

- Игра «Угадай эмоцию»

- Упражнение «День рождения»

- Этюд на выражение основных эмоций “У пчелки хвори”

- Этюд «Поздравление»



4. «Что такое интонация?»

Цель: Познакомить с понятием «интонация»;

- Формирование навыков звукопроизношения;

- Развитие мимической и интонационной выразительности;

- Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения;

- Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.


- Беседа - Знакомство с понятием «Интонация»

- Игра «Зверята»

- Игра «Театр»

- Игра «Испорченный телефон»

- Выразительное чтение стихов А.Барто и обыгрывание

Октябрь

1. «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»

Цель: Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию;

- Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей;

- Познакомить детей со сказкой «Мужик и медведь».


- Беседа о сказках

- «Испорченный телефон»

- Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат»

- Чтение сказки «Мужик и медведь», распределение ролей




2. «Сказка «Мужик и медведь»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

- Побуждать к образному воплощению в роль;

- Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.



- Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке»

- Имитационное упражнение «Кто как ходит»

- Драматизация сказки «Мужик и медведь»





3. Репетиция сказки «Мужик и медведь»

Цель: Продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность);

- Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных;

- Приобщать к работе в мастерской по изготовлению декораций.

- Упражнение для голоса «Воробьи»

- Беседа о театральной терминологии

- Репетиция сказки «Мужик и медведь»



4. Репетиция сказки « Мужик и медведь»

Цель: Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию;

- Развивать интонационный и фонематический слух;

- Привлечь детей к изготовлению декораций.


- Произношение скороговорок

- Игра «Эхо»

- Имитационное упражнение “Пойми меня”

- Изготовление декораций к сказке «Мужик и медведь»

- Репетиция сказки «Мужик и медведь»


Ноябрь

1. Репетиция сказки «Мужик и медведь»

Цель: Совершенствовать память, внимание, общение детей;

- Работать над голосом.


- Упражнение на дыхание «Насос»

- Упражнение на артикуляцию гласных и, э, и, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными, например: би, бэ, ба, бо, бу, бы; пи, пэ, па, по, пу, пы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; фи, фэ, фа, фо, фу, фы.

- Работа над скороговорками

- Репетиция сказки «Мужик и медведь»




2. Показ сказки «Мужик и медведь»

Цель: Творческий отчет по театральной деятельности.


- Беседа о спектакле «Мужик и медведь»



3. Повторный показ сказки «Мужик и медведь»

Цель: Творческий отчет по театральной деятельности.


- Беседа о спектакле «Мужик и медведь»




4. Театральные игры

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.


- Игра «Веселые обезьянки»

- Игра «Поварята»




5. «В стране скороговорок и чистоговорок»

Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок, чистоговорок;

- Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее;

- Совершенствовать чистоту произношения;

- Формирование плавного длительного выдоха, активизация губных мышц;

- Учить координировать речь с движением.


- Беседа - диалог о скороговорках, чистоговорках

- Чистоговорки: “Козлик” М.Картушина и др.

- Упражнение «Снег идет!»

- Двигательно - речевая миниатюра «Ванюша»

- Скороговорки: «Шла Саша по шоссе», «Бык - тупогуб» и др.


Декабрь

1.«Здравствуй, зимушка - зима!»

Цель: Развивать способность детей чувствовать настроение музыки и рассказывать о нем;

- Развитие сильного длительного плавного ротового выдоха;

- Развитие предметно - бытовых действий; Формирование сопровождающей речи;

- Вовлечь детей в игровой сюжет, побуждать детей действовать в воображаемой ситуации, способствовать развитию воображения;

- Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме, проявляя собственное отношение к звучащей речи (ритмодикломация).


- Беседа о зимнем настроении

- Дыхательное упражнение “Как подул Дед Мороз” Н.Нищева

- Упражнение «Возьмём Мишку на прогулку»

- Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

- Игра - фантазия «В зимнем лесу»

- Разучивание и выразительное чтение стихов к новому году




2. «Бабушка - Загадушка»

Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; Учить сочетать речь с движением; развивать воображение;

- Упражняться в интонирование диалогов;

- Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.


- Беседа о загадках. Загадывание загадок

- Упражнение «Угадай, кого я загадала»

- Пантомимическая игра «Узнай героя»

- Двигательно - речевая миниатюра «Стирка»

- Упражнения: «Угадай, кого встретил щенок?»




3. «Наши развлечения»

Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать;

- Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста;

- Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

- Беседа о зимних забавах

- Этюд «Получился Снеговик»

- Упражнение: «Радость и грусть»

- Игра - упражнение «Едем на паровозе»



Январь

1. «Играем в сказку»

Цель: Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Лиса, Заяц и Петух»;

- Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов, упражнять в звукоподражании;

- Формировать интонационную выразительность речи.


- Чтение сказки «Лиса, Заяц и Петух», беседа по содержанию

- Характеристика персонажей сказки

- Упражнение «Скажи фразу по - разному»

- Отработка диалогов: заяц - лиса

- Игра “Звери в гостях у Снегурочки”




2. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность);

- Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных;

- Приобщать к работе в мастерской по изготовлению декораций.


- Упражнение «Пойми меня»

- Игра - пантомима: “Продолжи фразу и покажи”

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке

- Отработка диалогов: заяц – собаки - лиса





3. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов, упражнять в звукоподражании;

- Учить образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил);

- Развивать интонационную выразительность речи;

- Привлечь детей к изготовлению декораций.


- Упражнение «Кто в домике живет»

- Игра «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке

- Отработка диалогов: заяц – медведь - лиса




4. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Развитие дыхания и свободы речевого аппарата;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов;

- Упражнять детей в подборе рифм к словам;

- Развивать фантазию, творчество.


- Упражнение «Ветерок»

- Игра «Подбираем рифмы»

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке

- Отработка диалогов: заяц – петух - лиса


Февраль

1. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов;

- Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

- Скороговорка: «Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели»

- Упражнение «Что слышно»

- Упражнение «Донесение»

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

- Отработка диалогов


2. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Учить сочетать мелкую моторику рук с речью;

- Развивать моторно - слуховую память;

- Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа персонажа;

- Отработка умения вести диалог между двумя персонажами;

- Учить детей управлять куклами – Петрушками;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.


- Пальчиковая игра «Люди и пальцы»

- Упражнение «Повтори за мной»

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

- Отработка диалогов



3. Показ сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Творческий отчет по театральной деятельности.



- Беседа о спектакле «Лиса, Заяц и Петух»



4.Повторный показ сказки «Лиса, Заяц и Петух»

Цель: Творческий отчет по театральной деятельности.




- Беседа о спектакле «Лиса, Заяц и Петух»


Март

1. “Весна пришла!”

Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами;

- Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения;

- Развивать воображение детей; Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.


Беседы с детьми о народном фольклоре: заклички, потешки, прибаутки

- Русская народная закличка «Солнышко»

- Игра «Весенние голоса»

- Упражнение на развитие интонационной выразительности “Я очень люблю свою маму”

- Разыгрывание стихов, потешек




2. Чтение сказки «Маша и медведь»

Цель: Учить доводить до детей замысел сказки;

- Активизировать слова в речи детей, Развивать интонационную выразительность речи;

- Развитие умения последовательно пересказывать сказку;

- Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.



- Беседа по содержанию сказки «Маша и Медведь»

- Упражнение «Скажи по - другому»

- Упражнение «Что было потом». Рассказывание детьми сказки по частям

-Вспомнить правила кукловождения

- Распределение ролей.




3.Репетиция сказки «Маша и Медведь»

Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”;

- Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов;

- Учить вживаться в художественный образ, вступать во взаимодействие с партнером.


- Упражнение «Нам грустно», «Нам весело»

- Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух»

- Отработка диалогов


4. Репетиция сказки «Маша и Медведь»

Цель: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

- Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

- Воспитывать партнерские отношения между детьми

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов

- Привлечь детей к изготовлению декораций

- Упражнение «Воздушный шарик»

- Игра «Где я был?»

- Игра «Почта»

- Отработка диалогов

- Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь»


Апрель

1. Репетиция сказки «Маша и Медведь»

Цель: Развивать ловкость и координацию движений;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов;

- Привлечь детей к изготовлению декораций.

- Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке»

- Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь»

- Репетиция сказки «Маша и Медведь»




2. Репетиция сказки «Маша и Медведь»

Цель: Познакомить детей с весенними приметами;

Отвечать на вопросы полными предложениями;

- Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность;

- Развитие активного внимания;

- Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей;

- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов;

- Привлечь детей к изготовлению декораций.

- Беседа о весенних приметах

- Упражнение «Лети, бабочка!»

- Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

- Игра «Зеваки»

- Этюд «Поймай комара»

- Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь»

- Отработка диалогов



3. Репетиция сказки «Маша и Медведь»

Цель: Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных;

- Побуждать участвовать в показе сказки;

- Упражнять в видении сценического пространства;

- Исполнение диалогов с учетом на зрителя.

- Упражнение для голоса «Воробьи»

- Отработка ролей.






4. Показ сказки «Маша и Медведь»

Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

- Беседа о спектакле «Маша и Медведь»




Май

1. Повторный показ сказки «Маша и Медведь»

Цель: Творческий отчет по театральной деятельности.


- Беседа о спектакле «Маша и Медведь»




2. Разыгрывание этюдов

Цель. Познакомить детей с понятием «этюд»;

- Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.





- Этюд «Покупка театрального билета»

- Этюд «Утешение»







3. Итоговое занятие «В мире театра»

Цель: Совершенствовать диалогическую форму речи;

- Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы;

- Закрепить название театральных профессий;

- Развивать внимание, память, воображение;

- Совершенствовать исполнительское мастерство.

- Беседа о том, что понравилось в театральных занятиях. Что хотелось бы еще внести на следующий год

- Игра «Кто взял ключ от буфета?»

- Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

- Упражнение «Волшебный сон»

- Этюд «Скоро лето»














Приложение 2.

Мужик и Медведь

(Кукольный спектакль для дошкольного возраста)

Действующие лица:

Мужик, медведь, птички

Звучит фонограмма. На ширме появляется Мужик с лопатой и лейкой.

Мужик: Посажу я много репки, вырастит репка большая пребольшая, сладкая и желтая.

Мужик сеет и поливает. Выходит Медведь и сердито рычит.

Медведь: Мужик, я тебя сломаю!

Мужик: Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репку поливать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Медведь: Быть так. А коли обманешь, так в лес ко мне не езди.

Медведь уходит. Мужик удаляется в другую сторону. Репка выросла. На ширме появляются репки. На грузовой машине въезжает мужик, с другой стороны выходит медведь.

Медведь: Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Мужик: Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Убирают урожай, Репу в машину, ботву в сторону. Птички на деревьях шепчутся.

Птички: Пи – пи – пи! Мужик перехитрил медведя! Пи – пи – пи!

Медведь берет ботву и уходит. Мужик заводит машину и едет, на встречу возвращается медведь.

Медведь: Р – р – р! Мужик, куда ты едешь?

Мужик: Еду в город продавать корешки.

Медведь: Дай – ка попробовать – каков корешок.

Мужик угощает медведя и быстро уезжает. Медведь кушает сладкую репку.

Медведь: Р – р – р! А – а! Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не приезжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. Р – р – р!

На ширме появляется Мужик с лопатой и лейкой.

Мужик: Посею в этом году на этом месте рожь. Пусть колосится.

Мужик сеет и поливает. Уходит. Вырастает, колосится рожь. Приезжает мужик на грузовой машине, в руках серп. С другой стороны выходит медведь.

Медведь: Р – р – р! Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!

Мужик: Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Птички на деревьях шепчутся.

Птички: Пи – пи – пи! Мужик опять перехитрил медведя! Пи – пи – пи!

Убирают урожай серпами. Колоски в машину, корешки медведь забирает себе. Мужик заводит машину и уезжает, а медведь пробует корешки. Рычит и разбрасывает по всему залу. Злится и уходит рыча.Появляется мужик. Около него летают птички.

Мужик: Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не смог. Рассердился он на меня. С тех пор у медведя со мной вражда пошла, что перехитрил я его.

Занавес



ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ

(Пьеса в одном действии, двух картинах)

Действующие лица:

Ведущий, Первая собака, Вторая собака, Заяц, Медведь, Петух

Картина первая



На сцене две избушки; из окошка лубяной выглядывает Заяц, из окошка ледяной - Лиса; между дворами — забор с калиткой.



Ведущий: У лесочка на опушке

В лубяной своей избушке

Мирно Заяц жил Косой

Рядом с рыжею Лисой.

Но ленивая Лисица

Не желала потрудиться —

Дом построить лубяной.

А вселилась в ледяной.

Да надумала дразниться.

Лиса. Хороша моя светлица,

А твоя — тесна, темна.

Над землей едва видна.



Заяц: Что с избушкой станет летом?

Призадумайся об этом...

По весне растает лед —

Кто тебя к себе возьмет?



Ведущий: Вот весною лед растаял,

Ледяной избы не стало...

Стала хитрая Лисица

К Заюшке на двор проситься.



Лиса подходит к калитке, стучит.



Лиса: Ты прости уж, сделай милость!



Заяц: Не пущу: зачем дразнилась? (Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается)



Ну да ладно! Не до ссор...

Проходи, Лиса, на двор!



Лиса проходит в калитку, садится во дворе.



Ведущий: Без избушки сыро, плохо...

Принялась Лисица охать.

Ночь промаялась без сна —

Зайца просит вновь она.



Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающим голосом.



Лиса: Ты пусти хоть на крылечко...

Много ль надо мне местечка?

Добрый Заинька, прости,

Пожалей меня, пусти!



Заяц (из окошка):

Надо Лисоньку пустить.

Чаем сладким угостить.



Заяц выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьет чай, затем устраивается на крылечке.



Ведущий: Третий день настал. Лисица

В двери к Зайчику стучится.



Лиса: Я озябла на крылечке.

Мне б на лавку, ближе к печке.

Ты за старое прости,

В избу Лисоньку впусти.



Заяц открывает дверь, Лиса входит в избу и садится возле двери.



Ведущий: На четвертый день опять

Стала к Зайцу приставать

С тихой, ласковою речью.



Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу и робко просит:



Лиса: Заинька, пусти на печку...



Заяц (обращается к залу):

Как тут ей не уступить?!

(Лисе.) Полезай уж, так и быть!



Лиса залезает па печку.



Ведущий: Заяц, доброе сердечко,

Рыжую пустил на печку.

День-другой прошел. Лисица

Вдруг затеяла браниться.



Леса (с печи громко, вызывающе): Не желаю жить с тобой!

Убирайся вон, Косой!



Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.



Ведущий: И Зайчишку прогнала.

Узелок лишь отдала.

Сел Зайчишка на опушке

И, прижав от страха ушки,

Начал горько-горько плакать...



Появляются две собаки, подходят к Зайцу.



Подошли к нему собаки.

Первая собака:

Тяф, тяф, тяф! О чем ты плачешь?

Почему, дружок, не скачешь?

Вторая собака:

Расскажи нам, сделай милость,

Что с тобою приключилось?



Заяц (продолжая всхлипывать):

Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А Лисица — в ледяной.

Как растаял лед весной,

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.



Первая собака:

Полно, слез не лей ты море!



Вторая собака:

Твоему поможем горю!



Собаки подходят к избушке.



Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, Лиса,

Убирайся вон в леса!



Ведущий: А Лисица им с печи

Громким голосом кричит.



Лиса: Вот как выскочу сейчас,

Вот как выпрыгну на вас.

Если не хотите драки.

Убирайтесь вон, собаки!



Собаки, испуганно потявкивая, убегают.



Ведущий: Тут собаки хвост поджали

И с испугу убежали.



Заяц опять накипает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.



Снова Заяц горько плачет.

По пригорочкам не скачет.

Подошел к нему Медведь.



Медведь (добродушно):

Полно, Заинька, реветь!

Ты ответь мне, сделай милость,

Что за горе приключилось?



Заяц: Как не плакать, дедушка,

Дедушка-Медведушка?

Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А Лисица — в ледяной.

Как растаял лед весной,

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.



Медведь: Не горюй, дружок! Лису

Я заставлю жить в лесу.



Заяц: Да ее собаки гнали,

Гнали-гнали — не прогнали.

(Показывает в сторону, куда убежали собаки.) Вон бегут они вдали,

Еле ноги унесли...



Медведь подходит к избушке, рычит.



Ведущий: Мишка грозно зарычал.

Во весь голос закричал.



Медведь: Ну-ка, рыжея Лиса,

Вон ступай в свои леса!



Ведущий: А Лиса ему с печи

Громким голосом кричит.



Лиса: Вот как выскочу сейчас —

Искры полетят из глаз!

Убирайся сам, Медведь,

На меня не смей реветь!



Медведь (удивленно трясет головой): Стыд какой! Нехорошо! Тьфу!

(Плюет, сердито машет лапой, уходит.)



Ведущий: Мишка плюнул и ушел...



Картина вторая



Появляется Петух с косой, подходит к плачущему Зайцу.



Ведущий: Вот идет Петух с косой.



Петух: Плачешь ты о чем, Косой?



Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А Лисица — в ледяной.

Как растаял лед весной,

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.



Петух (уверенно, весело):

Не горюй, приятель! Вскоре

Твоему поможем горю!

Покажу Лисе косу —

Живо выгоню Лису!



Заяц (всхлипывая):

Да ее собаки гнали,

Но с испугу убежали.

Гнал и сам Медведь недавно...

Ты не справишься подавно!



Петух направляется к избушке.



Петух: Поглядим!



Ведущий: Петух к избушке,

Что стояла на опушке.

Подошел... Пошла потеха!

Стало рыжей не до смеха...



Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса!

Убирайся прочь в леса!

Вот возьму косу на плечи...

Я иду Лису посечи!



Лиса (испуганно):

Что ты, Петя, не спеши!

Мне одеться разреши!



Петух: Прекрати пустые речи!

Прочь пошла, плутовка, с печи!



Лиса прыгает с печи и стремглав убегает.



Ведущий: Ох и струсила Лиса...

Прыг с печи — да и в леса

Припустила во весь дух:

Напугал ее Петух.

С той поры Зайчишка с Петей -

Лучшие друзья на свете.

На лесной живут опушке

В лубяной своей избушке.

И теперь из самовара

Чай морковный пьют на пару.

Сушки-пряники жуют.

Веселятся и поют...



Заяц и Петух (поют песенку и танцуют):

Убежала Рыжая,

Рыжая - бесстыжая!

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Испугалась Петуха!

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Испугалась Петуха!



Занавес





МАША И МЕДВЕДЬ



(Пьеса в одном действии, двух картинах)



Действующие лица:

Ведущий, Маша, Баба, Дед, Первая собака, Вторая собака



Картина первая

Сцена затемнена. На авансцену выходит ведущий.



Ведущий: Дед Иван да Бабка Даша

Жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной.

Как-то раз пришли подружки,

В лес зеленый стали звать

Грибы-ягоды сбирать.



Зажигается яркий свет. Перед занавесом на авансцене декорация деревенского дома. Около ворот стоят Дед, Баба и Маша. За сценой раздаются голоса подруг: «Маша! Машенька!».



Маша: Отпустите, Баба с Дедом!

Я вернусь домой к обеду.

Погуляю лишь в лесу,

Грибов-ягод принесу.



Дед: Ладно, Машенька, ступай.



Баба: Только, чур, не отставай

Ты от девочек-подруг,

Чтоб не заблудиться вдруг.



Маша уходит за занавес. Занавес открывается. На сцене декорация: лес, избушка Медведя.



Ведущий: Вот пришли подружки в лес,

А в лесу полно чудес.

Маша бегала, резвилась

Да отстала, заблудилась.



Маша идет по лесу, оглядывается, кричит: "Ау! Ау!"



Маша: Не найти домой дорожки.

Страшно мне. Устали ножки.

(Увидела избушку.)

Ой! Гляди-ка, на опушке

Очень ладная избушка. (Подходит к избушке.)

Кто живет в избушке этой?

Постучу-ка... (Стучит.)

Нет ответа. (Снова стучит, прислушивается.)

Тук-тук-тук!.. Опять молчок.

Дома лишь один сверчок.



Ведущий: А в избушке жил Медведь.

Дверь забыл он запереть.



Маша легонько толкает дверь, она открывается.



Маша (задумчиво):

К дому долгая дорога...

Отдохну-ка здесь немного. (Входит в избушку.)



Ведущий: В избу Машенька вошла

И на лавку прилегла.

Вечером пришел Медведь,

Стал от радости реветь.



Входит Медведь, замечает девочку, лежащую на лавке, гладит ее. Маша просыпается и садится.



Медведь: Одному в избушке скучно.

Будешь, Маша, мне подружкой.

Мы теперь с тобой вдвоем

Очень славно заживем.

Я малиной угощу,

Но домой не отпущу.



Медведь протягивает Маше корзинку с ягодами, Маша испуганно отодвигается от него, всхлипывает, трет глаза.



Ведущий: Маша очень огорчилась.

Испугалась, прослезилась.



Маша (огорченно):

Что ж поделать!? Хоть не рада,

Жить в лесной избушке надо!



Медведь: Будь хозяйкой в доме, Маша!

Прибери, свари мне кашу,

Отдохнуть приляг в кровать.

Только, чур, не убегать!

От меня не убегают.

А сбежишь — тебя поймаю.

Рассержусь тогда совсем.

Догоню — и сразу съем!



Медведь выходит из дома. Маша стряпает пирожки, ставит в печь, в задумчивости садится на лавку.



Ведущий: Бедной Маше страшно очень.

Жить в лесу она не хочет.

Стала думать и гадать,

Как бы ей домой удрать.



Маша вскакивает с лавки и хлопает в ладоши.



Маша (радостно):

Ай да Маша, молодец!

Догадалась, наконец!



Маша вносит в избу большую корзину, прячет ее под стол, зовет Медведя, он входит, садится за стол. Маша угощает его пирогами.



Maшa (лукаво):

Милый Миша! Будь мне другом.

Окажи ты мне услугу:

Пирожки снеси к обеду

Ты в деревню Бабке с Дедом.

Но гляди, приятель Миша,

Прослежу сама я с крыши,

Уговор у нас таков:

Сам не ешь ты пирожков!



Медведь: Как тебе не услужить,

Коли обещал дружить?!

Я корзинку лишь найду

И тотчас назад приду.



Медведь выходит. Маша достает из-под стола корзину, забирается в нее и кладет сверху пирожки.



Ведущий: Лишь из горницы он вышел,

Наша Маша не на крыше,

А в корзине притаилась,

Пирожками принакрылась.



Возвращается Медведь с пустой корзиной, увидев корзину с пирожками, ставит на пол свою пустую и берет полную.



В дом Медведь вернулся снова.



Медведь (удивленно):

Глянь! Корзина уж готова...

В путь пора, коль слово дал!



Медведь взваливает корзину на плечи и выходит.



Ведущий:И к деревне зашагал.



Избушка Медведя прикрывается занавесом.



Картина вторая

Декорации: дом Маши.



Ведущий: Шел Потапыч, притомился,

У пенька остановился.



Медведь: Сяду, что ли, на пенек.

Съем румяный пирожок!



Ведущий: Вдруг он слышит голос Маши.



Маша (выглядывая из корзинки):

Вот лентяй! Шагай-ка дальше.

Сесть не вздумай на пенек,

Есть румяный пирожок!



Ведущий: Мишка вздрогнул, оглянулся,

О пенек чуть не споткнулся.



Медведь (удивленно озираясь):

Ох, глазаста эта Маша!

Знать, идти придется дальше.

Высоко, видать, сидит —

Далеко она глядит. (Медведь идет дальше.)



Ведущий: Прошагал еще немного.



Медведь (подходя к другому пеньку): Ох-ох-ох... Устали ноги.

До чего ж хорош пенек...

Сяду, съем-ка пирожок!

Маше тут не углядеть...



Маша: Ошибаешься, Медведь.

Все я вижу, все я слышу!

И не вздумай даже, Миша,

Ты садиться на пенек.

Есть румяный пирожок!



Ведущий:Мишка очень удивился,

У пенька остановился.



Медведь: Где же девочка сидит.

Что далёко так глядит?

Эта Маша — всех хитрей!

Побегу-ка поскорей!



Открывается часть занавеса, за которой декорация дома Маши - Медведь подходит к дому, ставит корзину на землю, вытирает лоб.



Уф!.. Закончена работа—

Вот он дом, а вот ворота. (Стучит в ворота.)

Кто тут в доме? Отпирайте

И гостинцы принимайте.

Пирожки прислала Маша,

Дорогая внучка ваша.



На стук с громким лаем выбегают собаки, нападают на Медведя.

Первая собака:

Двор хозяйские собаки

Защитить готовы в драке

От непрошенных гостей.



Вторая собака:

Вот уж мы тебя, злодей!



Собаки дружно лают. Медведь машет на них лапами. Отбиваясь, затем убегает, оставив корзину на месте. Собаки бегут за ним.



Ведущий: Грозный лай собак услышав,

Не на шутку струсил Миша.

Уж куда ему во двор —

В лес удрал во весь опор.



Бабка: Отвори-ка, Дед, ворота:

Гостя поглядеть охота.



Дед открывает ворота, выглядывает, замечает корзину.



Дед (удивленно):

Тут корзинка, но не наша.

(Заглядывает в корзину, радостно восклицает.)

А в корзинке — внучка Маша!



Маша вылезает из корзины и обнимается с Бабой и Дедом.



Маша: Я смекалку проявила

И Медведя обхитрила. Воротилася домой

Да с корзинкой не пустой.

(Достает пирожки, угощает стариков.)

Пирожки в моей корзинке

С всевозможною начинкой.

Кушай, Баба! Кушай, Дед!

Славным будет наш обед!



Занавес






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!