Проект
по организации в группе старшего дошкольного возраста
компенсирующей направленности
«Академии культуры речи дошкольников»
Название: «Театральные ступеньки»
Направление: Художественное речевое
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Участники: дети, воспитатели, родители
Цель: Развитие у детей всех компонентов устной речи средствами театрального искусства
Задачи:
1.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими);
2.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, разные виды связной речи (монолог, диалог);
3.Подготовить и показать не менее трёх сказок.
Ожидаемые результаты:
100% детей старшего дошкольного возраста используют все части речи, пересказывают небольшие литературные произведения, владеют диалогической и монологической формой речи;
100% дошкольников вовлечены в различные театрализованные представления;
64% детей умеют создавать творческие группы, выстраивать линию поведения в роли.
Поэтапная реализация проекта
Задачи | Содержание деятельности | Сроки |
1. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими) | Подготовительный этап 1.Изготовление куклы Буратино – символа Академии культуры речи в группе «Золушка»; 2.Составление перспективного плана деятельности Академии культуры речи дошкольников на 2013 – 2014 уч.год; 3.Разработка сценариев сказок «Мужик и Медведь», «Лиса, Заяц и Петух», «Маша и Медведь» (Приложение 2); 4.Изготовление кукол, декораций для драматизации сказок. | Сентябрь |
2.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, разные виды связной речи (монолог, диалог) | Основной этап Реализация календарно – тематического плана деятельности Академии культуры речи детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1) | В течение учебного года |
3.Подготовить и показать не менее трёх сказок | Итоговый этап Показ кукольных спектаклей по сказкам «Мужик и Медведь» «Лиса, Заяц и Петух» «Маша и Медведь» | Ноябрь (2, 3) Февраль (3, 4) Апрель(4) |
Продолжительность занятий: 25 минут 1 раз в неделю во вторую половину дня
Приложение 1.
Календарно – тематический план деятельности Академии культуры речи детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема и цели занятия | Содержание работы |
Сентябрь | 1. «Здравствуй, театр!» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; - Дать детям представление о театре; - Учить использовать небольшие монологи, более развернутые диалоги между персонажами. | - Беседа о театре «Что ты знаешь о театре?» Рассказы детей о посещении театров - Игра «Назови свое имя по- разному» - Игра «И я тоже!» - Игра «Гуси» (диалог) |
| 2. «Театральные профессии» Цель: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; - Развивать речевой диапазон, силу голоса; - Развивать интонационный и фонематический слух; - Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; - Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | - Беседа - диалог с детьми: «Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера - Игра «Эхо» - Имитационное упражнение “Пойми меня” |
| 3. «Что такое эмоции?» Цель: Познакомить с понятием «Эмоция»; - Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое состояние; - Совершенствовать диалогическую форму речи; - Учить сочетать речь с пластическими движениями; - Побуждать в обыгрывании мини – сценок; - Воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | -Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции - Игра «Угадай эмоцию» - Упражнение «День рождения» - Этюд на выражение основных эмоций “У пчелки хвори” - Этюд «Поздравление» |
| 4. «Что такое интонация?» Цель: Познакомить с понятием «интонация»; - Формирование навыков звукопроизношения; - Развитие мимической и интонационной выразительности; - Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; - Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | - Беседа - Знакомство с понятием «Интонация» - Игра «Зверята» - Игра «Театр» - Игра «Испорченный телефон» - Выразительное чтение стихов А.Барто и обыгрывание |
Октябрь | 1. «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» Цель: Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; - Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей; - Познакомить детей со сказкой «Мужик и медведь». | - Беседа о сказках - «Испорченный телефон» - Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат» - Чтение сказки «Мужик и медведь», распределение ролей |
| 2. «Сказка «Мужик и медведь» Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; - Побуждать к образному воплощению в роль; - Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений. | - Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке» - Имитационное упражнение «Кто как ходит» - Драматизация сказки «Мужик и медведь» |
| 3. Репетиция сказки «Мужик и медведь» Цель: Продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность); - Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных; - Приобщать к работе в мастерской по изготовлению декораций. | - Упражнение для голоса «Воробьи» - Беседа о театральной терминологии - Репетиция сказки «Мужик и медведь» |
| 4. Репетиция сказки « Мужик и медведь» Цель: Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию; - Развивать интонационный и фонематический слух; - Привлечь детей к изготовлению декораций. | - Произношение скороговорок - Игра «Эхо» - Имитационное упражнение “Пойми меня” - Изготовление декораций к сказке «Мужик и медведь» - Репетиция сказки «Мужик и медведь» |
Ноябрь | 1. Репетиция сказки «Мужик и медведь» Цель: Совершенствовать память, внимание, общение детей; - Работать над голосом. | - Упражнение на дыхание «Насос» - Упражнение на артикуляцию гласных и, э, и, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными, например: би, бэ, ба, бо, бу, бы; пи, пэ, па, по, пу, пы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; фи, фэ, фа, фо, фу, фы. - Работа над скороговорками - Репетиция сказки «Мужик и медведь» |
| 2. Показ сказки «Мужик и медведь» Цель: Творческий отчет по театральной деятельности. | - Беседа о спектакле «Мужик и медведь» |
| 3. Повторный показ сказки «Мужик и медведь» Цель: Творческий отчет по театральной деятельности. | - Беседа о спектакле «Мужик и медведь» |
| 4. Театральные игры Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | - Игра «Веселые обезьянки» - Игра «Поварята» |
| 5. «В стране скороговорок и чистоговорок» Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок, чистоговорок; - Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее; - Совершенствовать чистоту произношения; - Формирование плавного длительного выдоха, активизация губных мышц; - Учить координировать речь с движением. | - Беседа - диалог о скороговорках, чистоговорках - Чистоговорки: “Козлик” М.Картушина и др. - Упражнение «Снег идет!» - Двигательно - речевая миниатюра «Ванюша» - Скороговорки: «Шла Саша по шоссе», «Бык - тупогуб» и др. |
Декабрь | 1.«Здравствуй, зимушка - зима!» Цель: Развивать способность детей чувствовать настроение музыки и рассказывать о нем; - Развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; - Развитие предметно - бытовых действий; Формирование сопровождающей речи; - Вовлечь детей в игровой сюжет, побуждать детей действовать в воображаемой ситуации, способствовать развитию воображения; - Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме, проявляя собственное отношение к звучащей речи (ритмодикломация). | - Беседа о зимнем настроении - Дыхательное упражнение “Как подул Дед Мороз” Н.Нищева - Упражнение «Возьмём Мишку на прогулку» - Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем” - Игра - фантазия «В зимнем лесу» - Разучивание и выразительное чтение стихов к новому году |
| 2. «Бабушка - Загадушка» Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; Учить сочетать речь с движением; развивать воображение; - Упражняться в интонирование диалогов; - Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. | - Беседа о загадках. Загадывание загадок - Упражнение «Угадай, кого я загадала» - Пантомимическая игра «Узнай героя» - Двигательно - речевая миниатюра «Стирка» - Упражнения: «Угадай, кого встретил щенок?» |
| 3. «Наши развлечения» Цель: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать; - Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста; - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. | - Беседа о зимних забавах - Этюд «Получился Снеговик» - Упражнение: «Радость и грусть» - Игра - упражнение «Едем на паровозе» |
Январь | 1. «Играем в сказку» Цель: Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Лиса, Заяц и Петух»; - Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов, упражнять в звукоподражании; - Формировать интонационную выразительность речи. | - Чтение сказки «Лиса, Заяц и Петух», беседа по содержанию - Характеристика персонажей сказки - Упражнение «Скажи фразу по - разному» - Отработка диалогов: заяц - лиса - Игра “Звери в гостях у Снегурочки” |
| 2. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность); - Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных; - Приобщать к работе в мастерской по изготовлению декораций. | - Упражнение «Пойми меня» - Игра - пантомима: “Продолжи фразу и покажи” - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке - Отработка диалогов: заяц – собаки - лиса |
| 3. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов, упражнять в звукоподражании; - Учить образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил); - Развивать интонационную выразительность речи; - Привлечь детей к изготовлению декораций. | - Упражнение «Кто в домике живет» - Игра «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке - Отработка диалогов: заяц – медведь - лиса |
| 4. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Развитие дыхания и свободы речевого аппарата; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; - Упражнять детей в подборе рифм к словам; - Развивать фантазию, творчество. | - Упражнение «Ветерок» - Игра «Подбираем рифмы» - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух», изготовление декораций к сказке - Отработка диалогов: заяц – петух - лиса |
Февраль | 1. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; - Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. | - Скороговорка: «Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели» - Упражнение «Что слышно» - Упражнение «Донесение» - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» - Отработка диалогов |
| 2. Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Учить сочетать мелкую моторику рук с речью; - Развивать моторно - слуховую память; - Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа персонажа; - Отработка умения вести диалог между двумя персонажами; - Учить детей управлять куклами – Петрушками; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. | - Пальчиковая игра «Люди и пальцы» - Упражнение «Повтори за мной» - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» - Отработка диалогов |
| 3. Показ сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Творческий отчет по театральной деятельности. | - Беседа о спектакле «Лиса, Заяц и Петух» |
| 4.Повторный показ сказки «Лиса, Заяц и Петух» Цель: Творческий отчет по театральной деятельности. | - Беседа о спектакле «Лиса, Заяц и Петух» |
Март | 1. “Весна пришла!” Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами; - Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения; - Развивать воображение детей; Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. | Беседы с детьми о народном фольклоре: заклички, потешки, прибаутки - Русская народная закличка «Солнышко» - Игра «Весенние голоса» - Упражнение на развитие интонационной выразительности “Я очень люблю свою маму” - Разыгрывание стихов, потешек |
| 2. Чтение сказки «Маша и медведь» Цель: Учить доводить до детей замысел сказки; - Активизировать слова в речи детей, Развивать интонационную выразительность речи; - Развитие умения последовательно пересказывать сказку; - Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | - Беседа по содержанию сказки «Маша и Медведь» - Упражнение «Скажи по - другому» - Упражнение «Что было потом». Рассказывание детьми сказки по частям -Вспомнить правила кукловождения - Распределение ролей. |
| 3.Репетиция сказки «Маша и Медведь» Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; - Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов; - Учить вживаться в художественный образ, вступать во взаимодействие с партнером. | - Упражнение «Нам грустно», «Нам весело» - Репетиция сказки «Лиса, Заяц и Петух» - Отработка диалогов |
| 4. Репетиция сказки «Маша и Медведь» Цель: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. - Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. - Воспитывать партнерские отношения между детьми - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов - Привлечь детей к изготовлению декораций | - Упражнение «Воздушный шарик» - Игра «Где я был?» - Игра «Почта» - Отработка диалогов - Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь» |
Апрель | 1. Репетиция сказки «Маша и Медведь» Цель: Развивать ловкость и координацию движений; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; - Привлечь детей к изготовлению декораций. | - Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке» - Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь» - Репетиция сказки «Маша и Медведь» |
| 2. Репетиция сказки «Маша и Медведь» Цель: Познакомить детей с весенними приметами; Отвечать на вопросы полными предложениями; - Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность; - Развитие активного внимания; - Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей; - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; - Привлечь детей к изготовлению декораций. | - Беседа о весенних приметах - Упражнение «Лети, бабочка!» - Речевая игра «Как у бабушки Наташи» - Игра «Зеваки» - Этюд «Поймай комара» - Изготовление декораций к сказке «Маша и Медведь» - Отработка диалогов |
| 3. Репетиция сказки «Маша и Медведь» Цель: Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных; - Побуждать участвовать в показе сказки; - Упражнять в видении сценического пространства; - Исполнение диалогов с учетом на зрителя. | - Упражнение для голоса «Воробьи» - Отработка ролей. |
| 4. Показ сказки «Маша и Медведь» Цель: Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | - Беседа о спектакле «Маша и Медведь» |
Май | 1. Повторный показ сказки «Маша и Медведь» Цель: Творческий отчет по театральной деятельности. | - Беседа о спектакле «Маша и Медведь» |
| 2. Разыгрывание этюдов Цель. Познакомить детей с понятием «этюд»; - Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | - Этюд «Покупка театрального билета» - Этюд «Утешение» |
| 3. Итоговое занятие «В мире театра» Цель: Совершенствовать диалогическую форму речи; - Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; - Закрепить название театральных профессий; - Развивать внимание, память, воображение; - Совершенствовать исполнительское мастерство. | - Беседа о том, что понравилось в театральных занятиях. Что хотелось бы еще внести на следующий год - Игра «Кто взял ключ от буфета?» - Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии” - Упражнение «Волшебный сон» - Этюд «Скоро лето» |
Приложение 2.
Мужик и Медведь
(Кукольный спектакль для дошкольного возраста)
Действующие лица:
Мужик, медведь, птички
Звучит фонограмма. На ширме появляется Мужик с лопатой и лейкой.
Мужик: Посажу я много репки, вырастит репка большая пребольшая, сладкая и желтая.
Мужик сеет и поливает. Выходит Медведь и сердито рычит.
Медведь: Мужик, я тебя сломаю!
Мужик: Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репку поливать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
Медведь: Быть так. А коли обманешь, так в лес ко мне не езди.
Медведь уходит. Мужик удаляется в другую сторону. Репка выросла. На ширме появляются репки. На грузовой машине въезжает мужик, с другой стороны выходит медведь.
Медведь: Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
Мужик: Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Убирают урожай, Репу в машину, ботву в сторону. Птички на деревьях шепчутся.
Птички: Пи – пи – пи! Мужик перехитрил медведя! Пи – пи – пи!
Медведь берет ботву и уходит. Мужик заводит машину и едет, на встречу возвращается медведь.
Медведь: Р – р – р! Мужик, куда ты едешь?
Мужик: Еду в город продавать корешки.
Медведь: Дай – ка попробовать – каков корешок.
Мужик угощает медведя и быстро уезжает. Медведь кушает сладкую репку.
Медведь: Р – р – р! А – а! Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не приезжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. Р – р – р!
На ширме появляется Мужик с лопатой и лейкой.
Мужик: Посею в этом году на этом месте рожь. Пусть колосится.
Мужик сеет и поливает. Уходит. Вырастает, колосится рожь. Приезжает мужик на грузовой машине, в руках серп. С другой стороны выходит медведь.
Медведь: Р – р – р! Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик: Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Птички на деревьях шепчутся.
Птички: Пи – пи – пи! Мужик опять перехитрил медведя! Пи – пи – пи!
Убирают урожай серпами. Колоски в машину, корешки медведь забирает себе. Мужик заводит машину и уезжает, а медведь пробует корешки. Рычит и разбрасывает по всему залу. Злится и уходит рыча.Появляется мужик. Около него летают птички.
Мужик: Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не смог. Рассердился он на меня. С тех пор у медведя со мной вражда пошла, что перехитрил я его.
Занавес
ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ
(Пьеса в одном действии, двух картинах)
Действующие лица:
Ведущий, Первая собака, Вторая собака, Заяц, Медведь, Петух
Картина первая
На сцене две избушки; из окошка лубяной выглядывает Заяц, из окошка ледяной - Лиса; между дворами — забор с калиткой.
Ведущий: У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил Косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться —
Дом построить лубяной.
А вселилась в ледяной.
Да надумала дразниться.
Лиса. Хороша моя светлица,
А твоя — тесна, темна.
Над землей едва видна.
Заяц: Что с избушкой станет летом?
Призадумайся об этом...
По весне растает лед —
Кто тебя к себе возьмет?
Ведущий: Вот весною лед растаял,
Ледяной избы не стало...
Стала хитрая Лисица
К Заюшке на двор проситься.
Лиса подходит к калитке, стучит.
Лиса: Ты прости уж, сделай милость!
Заяц: Не пущу: зачем дразнилась? (Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается)
Ну да ладно! Не до ссор...
Проходи, Лиса, на двор!
Лиса проходит в калитку, садится во дворе.
Ведущий: Без избушки сыро, плохо...
Принялась Лисица охать.
Ночь промаялась без сна —
Зайца просит вновь она.
Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающим голосом.
Лиса: Ты пусти хоть на крылечко...
Много ль надо мне местечка?
Добрый Заинька, прости,
Пожалей меня, пусти!
Заяц (из окошка):
Надо Лисоньку пустить.
Чаем сладким угостить.
Заяц выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьет чай, затем устраивается на крылечке.
Ведущий: Третий день настал. Лисица
В двери к Зайчику стучится.
Лиса: Я озябла на крылечке.
Мне б на лавку, ближе к печке.
Ты за старое прости,
В избу Лисоньку впусти.
Заяц открывает дверь, Лиса входит в избу и садится возле двери.
Ведущий: На четвертый день опять
Стала к Зайцу приставать
С тихой, ласковою речью.
Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу и робко просит:
Лиса: Заинька, пусти на печку...
Заяц (обращается к залу):
Как тут ей не уступить?!
(Лисе.) Полезай уж, так и быть!
Лиса залезает па печку.
Ведущий: Заяц, доброе сердечко,
Рыжую пустил на печку.
День-другой прошел. Лисица
Вдруг затеяла браниться.
Леса (с печи громко, вызывающе): Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!
Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.
Ведущий: И Зайчишку прогнала.
Узелок лишь отдала.
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать...
Появляются две собаки, подходят к Зайцу.
Подошли к нему собаки.
Первая собака:
Тяф, тяф, тяф! О чем ты плачешь?
Почему, дружок, не скачешь?
Вторая собака:
Расскажи нам, сделай милость,
Что с тобою приключилось?
Заяц (продолжая всхлипывать):
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица — в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Первая собака:
Полно, слез не лей ты море!
Вторая собака:
Твоему поможем горю!
Собаки подходят к избушке.
Хором: Тяф, тяф, тяф! А ну, Лиса,
Убирайся вон в леса!
Ведущий: А Лисица им с печи
Громким голосом кричит.
Лиса: Вот как выскочу сейчас,
Вот как выпрыгну на вас.
Если не хотите драки.
Убирайтесь вон, собаки!
Собаки, испуганно потявкивая, убегают.
Ведущий: Тут собаки хвост поджали
И с испугу убежали.
Заяц опять накипает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.
Снова Заяц горько плачет.
По пригорочкам не скачет.
Подошел к нему Медведь.
Медведь (добродушно):
Полно, Заинька, реветь!
Ты ответь мне, сделай милость,
Что за горе приключилось?
Заяц: Как не плакать, дедушка,
Дедушка-Медведушка?
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица — в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Медведь: Не горюй, дружок! Лису
Я заставлю жить в лесу.
Заяц: Да ее собаки гнали,
Гнали-гнали — не прогнали.
(Показывает в сторону, куда убежали собаки.) Вон бегут они вдали,
Еле ноги унесли...
Медведь подходит к избушке, рычит.
Ведущий: Мишка грозно зарычал.
Во весь голос закричал.
Медведь: Ну-ка, рыжея Лиса,
Вон ступай в свои леса!
Ведущий: А Лиса ему с печи
Громким голосом кричит.
Лиса: Вот как выскочу сейчас —
Искры полетят из глаз!
Убирайся сам, Медведь,
На меня не смей реветь!
Медведь (удивленно трясет головой): Стыд какой! Нехорошо! Тьфу!
(Плюет, сердито машет лапой, уходит.)
Ведущий: Мишка плюнул и ушел...
Картина вторая
Появляется Петух с косой, подходит к плачущему Зайцу.
Ведущий: Вот идет Петух с косой.
Петух: Плачешь ты о чем, Косой?
Заяц: Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица — в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Петух (уверенно, весело):
Не горюй, приятель! Вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу Лисе косу —
Живо выгоню Лису!
Заяц (всхлипывая):
Да ее собаки гнали,
Но с испугу убежали.
Гнал и сам Медведь недавно...
Ты не справишься подавно!
Петух направляется к избушке.
Петух: Поглядим!
Ведущий: Петух к избушке,
Что стояла на опушке.
Подошел... Пошла потеха!
Стало рыжей не до смеха...
Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса!
Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи...
Я иду Лису посечи!
Лиса (испуганно):
Что ты, Петя, не спеши!
Мне одеться разреши!
Петух: Прекрати пустые речи!
Прочь пошла, плутовка, с печи!
Лиса прыгает с печи и стремглав убегает.
Ведущий: Ох и струсила Лиса...
Прыг с печи — да и в леса
Припустила во весь дух:
Напугал ее Петух.
С той поры Зайчишка с Петей -
Лучшие друзья на свете.
На лесной живут опушке
В лубяной своей избушке.
И теперь из самовара
Чай морковный пьют на пару.
Сушки-пряники жуют.
Веселятся и поют...
Заяц и Петух (поют песенку и танцуют):
Убежала Рыжая,
Рыжая - бесстыжая!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Занавес
МАША И МЕДВЕДЬ
(Пьеса в одном действии, двух картинах)
Действующие лица:
Ведущий, Маша, Баба, Дед, Первая собака, Вторая собака
Картина первая
Сцена затемнена. На авансцену выходит ведущий.
Ведущий: Дед Иван да Бабка Даша
Жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Как-то раз пришли подружки,
В лес зеленый стали звать
Грибы-ягоды сбирать.
Зажигается яркий свет. Перед занавесом на авансцене декорация деревенского дома. Около ворот стоят Дед, Баба и Маша. За сценой раздаются голоса подруг: «Маша! Машенька!».
Маша: Отпустите, Баба с Дедом!
Я вернусь домой к обеду.
Погуляю лишь в лесу,
Грибов-ягод принесу.
Дед: Ладно, Машенька, ступай.
Баба: Только, чур, не отставай
Ты от девочек-подруг,
Чтоб не заблудиться вдруг.
Маша уходит за занавес. Занавес открывается. На сцене декорация: лес, избушка Медведя.
Ведущий: Вот пришли подружки в лес,
А в лесу полно чудес.
Маша бегала, резвилась
Да отстала, заблудилась.
Маша идет по лесу, оглядывается, кричит: "Ау! Ау!"
Маша: Не найти домой дорожки.
Страшно мне. Устали ножки.
(Увидела избушку.)
Ой! Гляди-ка, на опушке
Очень ладная избушка. (Подходит к избушке.)
Кто живет в избушке этой?
Постучу-ка... (Стучит.)
Нет ответа. (Снова стучит, прислушивается.)
Тук-тук-тук!.. Опять молчок.
Дома лишь один сверчок.
Ведущий: А в избушке жил Медведь.
Дверь забыл он запереть.
Маша легонько толкает дверь, она открывается.
Маша (задумчиво):
К дому долгая дорога...
Отдохну-ка здесь немного. (Входит в избушку.)
Ведущий: В избу Машенька вошла
И на лавку прилегла.
Вечером пришел Медведь,
Стал от радости реветь.
Входит Медведь, замечает девочку, лежащую на лавке, гладит ее. Маша просыпается и садится.
Медведь: Одному в избушке скучно.
Будешь, Маша, мне подружкой.
Мы теперь с тобой вдвоем
Очень славно заживем.
Я малиной угощу,
Но домой не отпущу.
Медведь протягивает Маше корзинку с ягодами, Маша испуганно отодвигается от него, всхлипывает, трет глаза.
Ведущий: Маша очень огорчилась.
Испугалась, прослезилась.
Маша (огорченно):
Что ж поделать!? Хоть не рада,
Жить в лесной избушке надо!
Медведь: Будь хозяйкой в доме, Маша!
Прибери, свари мне кашу,
Отдохнуть приляг в кровать.
Только, чур, не убегать!
От меня не убегают.
А сбежишь — тебя поймаю.
Рассержусь тогда совсем.
Догоню — и сразу съем!
Медведь выходит из дома. Маша стряпает пирожки, ставит в печь, в задумчивости садится на лавку.
Ведущий: Бедной Маше страшно очень.
Жить в лесу она не хочет.
Стала думать и гадать,
Как бы ей домой удрать.
Маша вскакивает с лавки и хлопает в ладоши.
Маша (радостно):
Ай да Маша, молодец!
Догадалась, наконец!
Маша вносит в избу большую корзину, прячет ее под стол, зовет Медведя, он входит, садится за стол. Маша угощает его пирогами.
Maшa (лукаво):
Милый Миша! Будь мне другом.
Окажи ты мне услугу:
Пирожки снеси к обеду
Ты в деревню Бабке с Дедом.
Но гляди, приятель Миша,
Прослежу сама я с крыши,
Уговор у нас таков:
Сам не ешь ты пирожков!
Медведь: Как тебе не услужить,
Коли обещал дружить?!
Я корзинку лишь найду
И тотчас назад приду.
Медведь выходит. Маша достает из-под стола корзину, забирается в нее и кладет сверху пирожки.
Ведущий: Лишь из горницы он вышел,
Наша Маша не на крыше,
А в корзине притаилась,
Пирожками принакрылась.
Возвращается Медведь с пустой корзиной, увидев корзину с пирожками, ставит на пол свою пустую и берет полную.
В дом Медведь вернулся снова.
Медведь (удивленно):
Глянь! Корзина уж готова...
В путь пора, коль слово дал!
Медведь взваливает корзину на плечи и выходит.
Ведущий:И к деревне зашагал.
Избушка Медведя прикрывается занавесом.
Картина вторая
Декорации: дом Маши.
Ведущий: Шел Потапыч, притомился,
У пенька остановился.
Медведь: Сяду, что ли, на пенек.
Съем румяный пирожок!
Ведущий: Вдруг он слышит голос Маши.
Маша (выглядывая из корзинки):
Вот лентяй! Шагай-ка дальше.
Сесть не вздумай на пенек,
Есть румяный пирожок!
Ведущий: Мишка вздрогнул, оглянулся,
О пенек чуть не споткнулся.
Медведь (удивленно озираясь):
Ох, глазаста эта Маша!
Знать, идти придется дальше.
Высоко, видать, сидит —
Далеко она глядит. (Медведь идет дальше.)
Ведущий: Прошагал еще немного.
Медведь (подходя к другому пеньку): Ох-ох-ох... Устали ноги.
До чего ж хорош пенек...
Сяду, съем-ка пирожок!
Маше тут не углядеть...
Маша: Ошибаешься, Медведь.
Все я вижу, все я слышу!
И не вздумай даже, Миша,
Ты садиться на пенек.
Есть румяный пирожок!
Ведущий:Мишка очень удивился,
У пенька остановился.
Медведь: Где же девочка сидит.
Что далёко так глядит?
Эта Маша — всех хитрей!
Побегу-ка поскорей!
Открывается часть занавеса, за которой декорация дома Маши - Медведь подходит к дому, ставит корзину на землю, вытирает лоб.
Уф!.. Закончена работа—
Вот он дом, а вот ворота. (Стучит в ворота.)
Кто тут в доме? Отпирайте
И гостинцы принимайте.
Пирожки прислала Маша,
Дорогая внучка ваша.
На стук с громким лаем выбегают собаки, нападают на Медведя.
Первая собака:
Двор хозяйские собаки
Защитить готовы в драке
От непрошенных гостей.
Вторая собака:
Вот уж мы тебя, злодей!
Собаки дружно лают. Медведь машет на них лапами. Отбиваясь, затем убегает, оставив корзину на месте. Собаки бегут за ним.
Ведущий: Грозный лай собак услышав,
Не на шутку струсил Миша.
Уж куда ему во двор —
В лес удрал во весь опор.
Бабка: Отвори-ка, Дед, ворота:
Гостя поглядеть охота.
Дед открывает ворота, выглядывает, замечает корзину.
Дед (удивленно):
Тут корзинка, но не наша.
(Заглядывает в корзину, радостно восклицает.)
А в корзинке — внучка Маша!
Маша вылезает из корзины и обнимается с Бабой и Дедом.
Маша: Я смекалку проявила
И Медведя обхитрила. Воротилася домой
Да с корзинкой не пустой.
(Достает пирожки, угощает стариков.)
Пирожки в моей корзинке
С всевозможною начинкой.
Кушай, Баба! Кушай, Дед!
Славным будет наш обед!
Занавес