СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Без мерной линейки или измерение роста голыми руками"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учащихся 5 класса , подготовленная к неделе "Математики"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Без мерной линейки или измерение роста голыми руками"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трыковская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области









Проект:

«Без мерной линейки или измерение роста голыми руками»







Выполнили учащиеся 5 класса:

Чеснокова Алина и Жилин Даниил







Руководитель:

Аксёнова Наталья Анатольевна,

учитель математики МБОУ Трыковская СОШ

2019 год

Оглавление



1. Введение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4

2. Старинные меры длины ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙5

3. Зависимость между старой измерительной системой и новой ∙∙∙∙∙∙∙∙∙12

4. Старинные меры длины в творчестве поэтов и писателей ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙12

5. Практическая часть ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙15

6. Выводы по проделанной работе ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙19

7. Заключение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙20

8. Список литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙21





Введение

« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»

Марсилио Сичино







В этом году на уроках математики мы изучали единицы длины. В школьных учебниках, литературных произведениях встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины Древней Руси. Мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. 

Изготавливая простейшие орудия труда, строя жилище, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. Если при счёте человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Поэтому, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Нас заинтересовал вопрос о старинных мерах длины, и захотелось больше об этом узнать. Так появилась тема нашего проекта: «Без мерной линейки или измерение роста голыми руками».

Мы поставили перед собой цель:

познакомиться со старинными мерами длины;

изучить, как они использовались;

сопоставить старинные меры с современными;

научиться применять полученные знания.

Для этого необходимо было решить задачи:

1. Изучить литературу, которая описывает старинные меры длины.

2. Наглядно продемонстрировать меры длины, которые использовались в Древней Руси. 

3. Установить зависимость между старой измерительной системой и новой.

4. Проследить эту зависимость при выполнении практической работы - измерении роста человека.

5. Найти примеры использования старинных мер длины в произведениях русских поэтов и писателей, пословицах и поговорках.

6. Познакомить учащихся 5 классов нашей школы с результатами исследования.


Мы предположили, что старинные меры длины действуют и сегодня. 
Возможно ли это?


Старинные меры длины

За всю историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц измерения, причём каждый народ имел свои. Древние арабы эталоном длины считали волос из ослиной морды

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

В Англии использовался 

королевский фут, равный длине ступни короля, и
ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего 
пальца его вытянутой руки. 


А как же на Руси?

Рассмотрим наиболее распространенные старые меры, упоминая о которых часто встречаются в нашей речи.



Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец его, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».

Дюйм – от голландского «большой палец» - равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. Это примерно 2 см 5 мм. В настоящее время используется для измерения внутреннего диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т.д. Всем знакомо произведение Х.К. Андерсена «Дюймовочка».


Вершок – длина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4 см 4 мм или длина фаланги указательного пальца.

Пядь, пядень (или четверть) – одна из самых старинных мер длины. Ее носит с собой каждый человек. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки.

Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (около 18 см).

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 – 23 см.






Одной из самых распространённых единиц длины был  локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локоть – исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. 
Измерения локтя различны, колебались от 38 см до 46 см. Измеряемую ткань было удобно наматывать на такой эталон. Поэтому царь издал указ, что локтём должны были пользоваться все его подданные. Но с 16 века эта мера стала вытесняться аршином и в 19 веке уже почти не употреблялась.


Аршин – одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова «арш» - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава, до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковывали железом и помечали печатью (государственным клеймом).




Шаг – средняя длина человеческого шага, 70 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.

Шагами отмерялись расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г.

на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и ранил его смертельно. А в 1841 г. 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю. Лермонтова.

Наряду с указанными мерами применялась сажень. Название слова «стягать», т.е. доставать до чего – либо. Различали два вида сажени: маховая и косая.

Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук. 1 маховая сажень – 1м 76 см.







Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой верх правой руки, т.е. около 248 см.


Мера в 500 маховых саженей есть путевая мера – верста. Эта мера была введена при Петре I. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Отсюда название «столбовая дорога» для хорошего наезженного пути. В начале XIX в. Вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах (у А. С. Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне»).

Миля – 7 верст, или приблизительно 7км 500 м. Название происходит от латинского слова «миля», т.е. 1000 (шагов). Использовалась для измерения больших расстояний.

Линия – ширина пшеничного зерна, примерно 2 с половиной мм. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части керосиновой лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда тоже выражается в линиях или миллиметрах. Отсюда название «трехлинейная винтовка» для винтовки калибра 7 с половиной мм (2 с половиной мм х3=7 с половиной мм). Эта винтовка системы Мосина с конца XIX в была на вооружении русской армии. После некоторой модернизации она использовалась и в Советской Армии (наряду с автоматическим оружием) во время Великой Отечественной войны.

Все эти и им подобные меры имеют один недостаток, такие единицы являются различными для разных людей. На первых порах развития человеческого общества, когда измерения производились очень приближённо, этот недостаток ещё не ощущался, но впоследствии возникла необходимость в более точных измерениях. Тогда были созданы определённые общегосударственные единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.

Для измерения различных величин (очень маленьких и очень больших) необходима целая система мер. Меры, входящие в систему мер, связаны между собой.

Современные меры длины – мм, см, м, км. Эта система мер была введена в нашей стране в 1918 году.

Зная современные меры длины из курса математики, и изучив старинные меры длины, мы вычислили зависимость между ними:

Зависимость между старой измерительной системой и новой

Старинные меры длины

Метрические меры длины

1 перст

2 см

1 дюйм

2 см 5 мм

1 вершок

4 см 4 мм

1 пядь малая

18 см

1 пядь великая

22 – 23 см

1 локоть

38 – 46 см

1 аршин

71 см

1 шаг

70 см

1 маховая сажень

1м 76 см

1 косая сажень

248 см

1 верста

124000 см

1 миля

7 км 500 м

1 линия

2 мм



Старинные меры длины в устном народном творчестве и в произведениях русских поэтов и писателей

Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др.

В произведениях русских поэтов и писателей также есть упоминание о старинных русских мерах длины. 

Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами, Да с аршинными ушами.

Три вершка – это около 13 с половиной сантиметров: 4 с половиной см ∙ 3 = 13 с половиной см. Лошадей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142 см. Значит, три вершка – это чуть больше полутора метров: 142 + 13 = 155 см. Аршин – это 71 см, значит уши Конька-Горбунка были длиной 71 см.




Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...


Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?
Решение:
Ширина = 1 аршин = 71 см
Длина = 1 сажень = 213 см
Площадь = 71 х 213 = 15 123 см2

Также мы решили дать толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину. (Приложение)

Практическая часть

Как уже отмечалось ранее, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Посмотрев определенную литературу по теме, мы выяснили, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Для уточнения собранных нами данных мы решили повести эксперимент – установить опытным путем длины старинных русских мер. Мы замерили рост учащихся своего класса в 1 классе и в 5 классе, выразили его через разные единицы длины и сделали сравнительный анализ полученных данных.

Сравнительный анализ изменения роста учащихся

1 класс

Фамилия Имя

Рост учащегося

См

Перст

Вершок

Пядь

Локоть

1

Андриевская Анастасия

128

64

29

7

3

2

Антонов Владислав

131

65

30

7

3

3

Головина Доминика

120

60

27

6

3

4

Жилин Даниил

123

61

28

7

3

5

Исакова Диана

116

58

26

6

3

6

Паршикова Олеся

109

54

25

6

2

7

Саркисян Жора

134

67

30

7

3

8

Чеснокова Алина

121

60

27

6

3

9

Чесноков Иван

128

64

29

7

3





5 класс

Фамилия Имя

Рост учащегося

См

Перст

Вершок

Пядь

Локоть

1

Андриевская Анастасия

151

75

34

8

4

2

Антонов Владислав

154

77

35

8

4

3

Головина Доминика

154

77

35

8

4

4

Жилин Даниил

146

73

33

8

4

5

Исакова Диана

138

69

31

7

3

6

Паршикова Олеся

135

67

30

7

3

7

Саркисян Жора

155

77

35

8

4

8

Чеснокова Алина

143

71

32

8

3

9

Чесноков Иван

144

72

33

8

3



Средний рост учащихся

Класс

Рост учащегося

См

Перст

Вершок

Пядь

Локоть

1

1 класс

123

61

28

6

3

2

5 класс

146

73

33

8

4

Учащиеся нашего класса за четыре года выросли на:

См

Перст

Вершок

Пядь

Локоть

23

11

5

1

1

Выводы по проделанной работе

Опираясь на слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры», можно смело сказать, что пользоваться данными мерами длины было весьма затруднительно, т.к. они были неточны в измерениях. Несмотря на то, что эти измерения «были всегда, при человеке», они оказались не удобны на практике.

При выполнении практической работы в старинных мерах, у нас получились результаты менее точные, чем в современных единицах измерения. Мы поняли, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения чего-либо, и почему возникла необходимость перехода от старинных мер к единой метрической системе.









Заключение

Выполнив все задачи нашего проекта, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всем мире. Если производить измерения в больших масштабах, например, расчёты в авиации, навигации, движении железнодорожного транспорта, в градостроительстве, машиностроении и так далее, то небольшая неточность может привести к катастрофе. В настоящие время старинные меры длины на практике не применяются. 

А еще в результате проделанной работы, мы поняли значение слов, связанных со старинными мерами длины, и научилась правильно понимать смысл прочитанного. 

Наша работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история.











Список использованной литературы


1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. ,- М : Просвещение, 2009

2. Литература 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организации. 2 ч / В. Я. Коровина и др., М: Просвещение,2015

3. Клименченко Д. Величины и их измерения

4. Шабалин С. А. Измерения для всех

5. Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.

6. Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1975

7. Интернет ресурсы:

  • /mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма»)

  • /s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.)













Приложение 1.

Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины


«Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

«Не уступить ни пяди» - не отдавать даже самой малости.

«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке.

«Сам с ноготок, а борода с локоток» - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холенная борода служила признаком богатства, знатности.

«Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

«Сидит, ходит, словно аршин проглотит» - о неестественно прямом человеке.

«На аршин борода, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

«Косая сажень в плечах» - широкоплечий, высокого роста человек.

«На три аршина в землю видит» – внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.

«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645 – 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, т.е. примерно в 4 м., с орлами наверху, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.

«На версту отстанешь – на десять догоняешь» - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать

«Семимильные шаги» - быстрый рост, хорошее развитие чего-либо.













Приложение 2.

Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.

Карамель «Новые меры»

Принято в торговом народе

Аршин отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

Привыкли аршином величать.



Так и метр отмерить вам можно

Приблизительно

От пальцев до плеча противоположного.



Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.



Сантиметр тож

Легко измерить с помощью ладош.



Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

Отложи ладонь не вдоль, а поперёк.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров – один дециметр.



Запомни, расчёт очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.



Рисуем, чтоб каждый запомнить мог;

Четыре сантиметра - один вершок.



Запомни, эта работа не тяжка:

Один сантиметр – четверть вершка.

Заруби на носу, торговый люд:

Три дециметра – один фут.



Узнаем, не тратя догадок уйму:

2,5 сантиметра равняются дюйму.

Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.

М. : Правда, 1978




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!