СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Буквы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 407 «Жаворонок»





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Н О Д

ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ)

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  




НА ТЕМУ: 


 «СТРАНА БУКВ»






Руководители проекта:

учитель-логопед  I квалификационной категории

Лукманова Д.Б.

Екатеринбург 2022 год


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»

Л.Н.Венгер


ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Тема проекта

«СТРАНА БУКВ»

Основания

для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования 

Актуальность проекта

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Основная идея проекта

       Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «логопед, воспитатель и родители». 

Логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, воспитатели читают литературу с детьми, закрепляют внешний вид букв, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.

Цель проекта

Повышение мотивации дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте.

  • Закрепить образ букв.

  • Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог.

  • Уточнить понятия «звук» и «буква».

  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Воспитательные:

  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Сроки и этапы реализации проекта

С 01.10.2022г. по 30.12.2022г.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

  • подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;

  • основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,

  • заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.

Формы реализации проекта, основное содержание деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы;

  • дидактические игры;

  • ТСО.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций букв в азбуках;

  • рассматривание книг;

  • чтение книг «Читаем по слогам»;

  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы;

  • чтение художественной литературы, сказок;

  • экскурсии;

  • выставки.

Совместная свободная деятельность детей и родителей:

  • заучивание стихотворений о буквах,

  • чтение сказок, рассказов о буквах;

  • пополнение книжного уголка;

  • посещение выставок детского творчества в детском саду;

  • совместная продуктивная деятельность (изготовление букв из различного материала).

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы, консультации.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

  • Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;

  • Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.

  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма.

 Для педагогов:

  • организация выставки «Моя любимая буква»;

  • фотоотчёт;

  • оформление альбома «Моя любимая буква»;

  • оформление проекта.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;

  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;

  • укрепление детско-родительских отношений. 

Система организации контроля реализации проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старший воспитатель ДОО.

Ресурсная база для реализации проекта

Кадровый ресурс:

Педагоги: учитель-логопед, воспитатели старшей и подготовительной к школе группы.

Материально-технический ресурс:

  • групповое помещение;

  • музыкальный зал;

  • кабинет логопеда;

  • технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон, интерактивный мультимедийный экран и т.д.);

  • наглядно-методические пособия;

  • методическая литература.

Информационный ресурс:

  • использование ИКТ;

  • обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.);

  • изучение методической литературы;

  • участие в конкурсах и выставках различного уровня.



План реализации проекта:

Этапы проекта

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

1.

Подготовительный

Мотивационный

  • Постановка проблемы.

  • Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».

  • Беседа «Почему я хочу в школу?».

  • Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки».

  • Выбор варианта названия проекта.

  • Консультации для родителей: «Учите, играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».

2.

Основной

Проектирование

проектной деятельности

  • Изучение и анализ материалов по теме.

  • Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.

  • Составление перспективного плана.

  • Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.

  • Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

  • Создание презентаций средствами Power Point для индивидуальных и итоговых НОД.

  • Реализации основных видов деятельности.

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала).

  • Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах.

  • Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам».

  • Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки). 


Поиск информации

Образовательные области.

Виды деятельности

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги».

«Речевое развитие»

  • Ежедневная артикуляционная гимнастика:

«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т.д.

  • Проведение НОД по обучению грамоте:

«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».

Обогащение словаря детей:

  • Заучивание загадок, стихотворений о буквах.

  • Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

  • Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н.Федотова «Домашняя читалка», Г.А.Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».

«Художественное – эстетическое развитие»:

Продуктивная деятельность

  • Аппликация «Буквы разные«, «Обложка азбуки».

  • Рисование «На что похожа буква».

  • Лепка букв из пластилина.

  • Ручной труд – ремонт книг в группе.

  • Самостоятельное детское творчество.

  • Помощь в оформлении выставок в группе.

  • Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».

  • Конструирование:

  • Поделок из природного материала: «Буквы»;

  • Из бросового материала: «Буква моего имени»;

«Физическое развитие»:

  • Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки: «Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв».

«Познавательное развитие»

  • Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках (В.А.Степанов «Азбука и букварь», Л.Е.Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т.д.).

  • Тематические занятия, беседы.

  • Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит».

Игровая деятельность

  • Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово».

  • Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».

  • Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …».

  • Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека».

  • Интернет- ресурсы.

  • Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем посещение детской библиотеки».

 




Организация развивающей предметно-пространственной среды

для самостоятельной деятельности детей

  • Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.

  • Чтение книжек-малышек (читающие дети).

  • Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме.

  • Создание уголка «Книжкина больница».

  • Организация выставки «Моя любимая буква».



Презентационный

Презентация продуктов проекта:

  • Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»;

  • Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»;

  • Выставка книг «Читаем по слогам».

  • Оформление проекта.

Презентация проектной деятельности для родителей группы

5.

Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога)






ВЫВОДЫ:

1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели по слоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.

2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультациях родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.


В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».  

        



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

  2. Е.В.Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь. – М., 2016.

  3. Л.Е.Кыласова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2012.

  4. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте». Издательство ГНОМ, 2016 год, Москва. (1,2,3 часть).

Интернет-ресурсы:

  1. http://infourok.ru

  2. http://www.maam.ru

  3. http://nsportal.ru

        






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!