СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Человек и природа"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Человек и природа"»


ГКУ СО Московской области « Непоседы»




Проект

по экологическому воспитанию

«Человек и природа»


Подготовили:

Байшева О.М.

Челмайкина О.М.

Ковачёва И.А.

Красоткина Т.С.

Гензе А.А.


Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения 3

Принципы организации экологического воспитания 3

Пояснительная записка 5

1. Цели и задачи проекта 5

2. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы 5

3. Механизмы реализации проекта 7

4. Практическая значимость проекта 8

5. Ожидаемые конечные результаты 8

6. Дальнейшее развитие проекта 9

Методические рекомендации 10

План реализации проекта 10

Тематика занятий 14

Список фильмов 15

Заключение 16

Литература 17

Приложение 18








Введение Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения

Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством в наши дни, первостепенное значение имеют проблемы экологии. Ведь загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача заключается в том, чтобы минимизировать вредные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с угрожающей опасностью. И мы считаем, что предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде может только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы.

Поэтому в становлении экологического сознания человека велика роль школы. Именно в этом возрасте у ребят воспитывается чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски.

Экологическое воспитание воспитанников актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.


Проект по экологическому воспитанию «Человек и природа» включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды.


Принципы организации экологического воспитания .

Актуальным направлением воспитания является процесс формирования ответственного отношения к природе.

Процесс формирования экологической культуры детей опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

Природоохранная деятельность включает в себя мероприятия:

- по защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;

- по улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с детьми, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);

- озеленение городской территории, территории учреждения, семейных групп.








Пояснительная записка


Проект по экологическому воспитанию «Человек и природа»

направлен на формирование экологической культуры личности, которая рассматривается как целостная система, вовлечение воспитанников в активную практическую деятельность по изучению своего края, создание основы патриотизма и любви к родной местности.

  1. Цели и задачи проекта

Цель:

Создание условий для формирование экологической культуры и экологического сознания воспитанников.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

Обучающие:

- содействовать формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- учить видеть и понимать красоту живой природы;

- учить основам экологических знаний;

- знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

- формирование умений и желания активно беречь и защищать природу;

- содействование воспитанию у детей ответственное отношение к окружающей среде;

- формирование необходимости у детей соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

- создавать условия для развития навыков правильного взаимодействия с природой;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.


  1. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы


Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости детей о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение, оформление отчетных материалов, презентаций, фото-отчетов, выставок; творческих работ, выпуск газет, плакатов.



  1. Механизмы реализации проекта

Важное значение имеет практическая направленность деятельности детей, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие воспитанников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов.

В реализации проекта можно выделить следующие виды деятельности:

• воспитательские часы. - различные формы воспитательной работы:

• клуглый стол, дискуссии, полемика, беседы;

• экологические праздники и мероприятия;

• лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

• участие в экологических конкурсах, олимпиадах;

• практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина по охране и защите природы своей страны);

• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Сроки реализации – 9 мес. (период сентябрь с 2022г по май 2023 год).


  1. Практическая значимость проекта

Мероприятия по реализации проекта ориентирует воспитанников включаться в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации своего района, города, выявлению источников загрязнения и улучшения среды обитания.

Ребята на практике учатся давать эколого-экономическую оценку ресурсов города, района, области, находить пути решения проблем рационального природопользования. Учатся выявлять источники загрязнения и пути борьбы с ними.


  1. Ожидаемые конечные результаты

Реализация проекта по экологическому воспитанию воспитанников позволит:

- нести ответственность за судьбу природы своей Родины, понимать необходимость беречь свой дом, свою Землю;

- осознавать важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;

- повысить общую экологическую культуру воспитанников;

- улучшить экологическую ситуацию вокруг центра;


  1. Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется:

- продолжить работу по технологии – проектная деятельность экологической направленности;

- распространять опыт по созданию экологического пространства;

- дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы города Балашиха;

- организация совместных экологических десантов с другими организациями;











Методические рекомендации


В воспитательной работе с воспитанниками для реализации целей проекта можно использовать следующие формы деятельности:

- тематические беседы;

- просмотр фильмов;

-экологические субботники;

- посадочные работы;

- экологические акции

- конкурсы;

- экскурсии;

- походы;

- экологические праздники;

- выпуски газет, плакатов;

-экологические игры, викторины;




План реализации проекта


Мероприятия

Сроки

Ответственный


Экология и мы.

1.

Беседа « Человек в мире природы»

Ежемесячно

Красоткина Т.С.

2.

Круглый стол « Экологические проблемы мира» ( Озеро Байкал)

Ежемесячно

Гензе А.А.

3.

Беседа « К чему ведёт загрязнение океана»

Ежемесячно

Гензе А.А.

4.

Беседа « Природа и мусор»

Ежемесячно

Челмайкина О.М.

5.

Игра – викторина « У нас Земля одна».


Ежемесячно

Байшева О.М.

6.

« Влияние загрязнения экологии на организм человека» - презентация.

Ежемесячно

Ковачёва И.А.

Аптека под ногами.

1.

Беседа « Зелёная аптека»

Ежемесячно

Челмайкина О.М.

2.

Беседа « Лекарственные растения при простуде»

Ежемесячно

Красоткина Т.С.

3.

Круглый стол « Красивые и опасные растения Москвы и Московской области»


Ежемесячно

Гензе А.А.

4.

Презентация « Берём здоровье у природы»

Ежемесячно

Гензе А.А.

5.

Информационный час « Чудо – растения»


Ежемесячно

Байшева О.М.

6.

Составление кроссворда «Внимание! Ядовитые растения»

Ежемесячно

Ковачёва И.А.


Братья наши меньшие.

1.

Восп.час. « Что ты знаешь о птицах?»

Ежемесячно

Красоткина Т.С.

2.

Беседа « Международный день птиц»

Ежемесячно

Гензе А,А.

3.

Круглый стол « Осторожно, опасные животные»

Ежемесячно

Челмайкина О.М.

4.

Беседа « Заповедники Московской области»

Ежемесячно

Красоткина Т.С.

5.

Викторина « Наши соседи по планете», приуроченное к Всемирному дню защиты животных.

Ежемесячно

Байшева О.М.

6.

« Микробы. Друзья или враги»

Ежемесячно

Ковачёва И.А.















1.

Экскурсия воспитанников в Пестовский парк, парк « Пехорка»

В течение года


2.

Оформление фотовыставки

«Красота природы »

В течение года


3.

Акции, приуроченные к памятным датам: 1 апреля – День птиц (постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам»). 22 апреля – День Земли 4 октября – День защиты животных, 22 марта – Всемирный день воды

В течение года


4.

«Экологический кинотеатр» (просмотр отечественных и зарубежных документальных фильмов о природе)

В течение года


5.

Трудовые десанты, экологические субботники «Чистая территория», «Чистый город»

В течение года


6.

Конкурс на лучшее чтение стихов о природе.

В течение года


7.

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

В течение года


8.

Конкурс на лучшую поделку из природного материала среди воспитанников «Лесные дары»

В течение года


9.

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»

В течение года.
























Список фильмов

Фильмы экологической тематики, рекомендуемые для просмотра


1. «Россия: от края и до края», 5 частей

2. «Дом: свидание с планетой»

3. «Как вырастить планету», 3 части

4. «Как планета создала людей»

5. «Амба. Русский тигр»

6. «Человек, который сажал деревья»

7. «Земля без людей»

8. «Век глупцов»

9. «Земля 2100»



Заключение


Человечество слишком медленно подходило к пониманию масштабов опасности, которую создаёт легкомысленное отношение к окружающей среде. Это представляет серьёзную опасность для здоровья населения.

Процесс изменения природы закономерен и, конечно должен изучаться. И поэтому каждый житель нашей Родины причастен к состоянию природы территории своего края. Причастен либо отношением к событиям, либо поведением, либо принятием решений.

Хочется отметить, что реализация данного проекта способствует:

- восстановлению чистоты нашей территории;

- привлечению внимания общественности к проблемам экологии, разбудит в людях чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающего мира нашей «Малой Родины»;

- данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.

Активная деятельность в рамках проекта в конечном итоге позволяет детям осознать систему принципов и норм поведения по отношению к среде обитания, понять значение персональной деятельности и ответственности за неё, знание и любовь к Малой Родине. Это в свою очередь ведёт к повышению общей культуры и этики отношений с природой.




Литература


1. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

2. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

3. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

4. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

5. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000


Интернет ресурсы:

http://obuchonok.ru

http://www.referun.com/ekologiya-i-ohrana-prirody

http://festival.1september.ru

http://www.bestreferat.ru








Приложение


Приложение 1

Диагностический социологический опрос

по оценке эффективности программы


Друзья! Мы предлагаем вам принять участие в социологическом опросе среди воспитанников с целью усовершенствования по изучению природы своего края. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа, подчеркнув его.

Постарайтесь отвечать искренне!


1. Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

Нет, я согласен с ними

Иногда они преувеличивают

Да

2. Наблюдал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

3. Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

Да

Немного интереснее

Нет

4. Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

Да, довольно часто

Редко

Нет

5. Поддерживаешь ли ты разговор сверстников, если он касается отношения к природе?

Да

Только на интересующие тебя темы

Нет

6. Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке?

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

Этот факт не отражается на ваших отношениях

7. Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

Нет

Отчасти

Да

8. Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

Да

Затрудняюсь ответить

9. Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то:

тебя это мало волнует

подойдешь и объяснишь, что это делать нельзя

подумаешь, что это наказуемо законом

10. При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

охотно выступаешь в составе

команды

чаще всего ты – активный болельщик

не участвуешь активно

11. Интересны ли тебе теле- и радиопередачи из жизни растений и животных?

Да, я смотрю и слушаю их постоянно

Довольно интересны

Только в редких случаях

12. При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

спешишь поделиться со сверстниками и взрослыми радостью общения с природой

испытываешь желание собрать букет

13. Испытывал ли ты когда – либо желание посадить дерево?

Нет

Не помню

Да

14. Считаешь ли ты, что композиторы, художники, писатели и поэты в своем творчестве часто преувеличивают значение природы?

Нет

Никогда

Да

15. Испытываешь ли ты желание поделиться своими знаниями и умениями по взаимодействию с природой со сверстниками и взрослыми?

Нет

Да

Очень в редких случаях

16. Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

В зале с игровыми автоматами

Дома с друзьями

Совершая походы в лес или на реку

17. Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

Постоянно

Ухаживаю при желании

Редко

18. В твоей комнате можно увидеть плакаты, репродукции, картины с видами природы?

Да, при покупке я сознательно выбираю изображения природы

Да, но это случайное совпадение

Нет

19. Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

Не знаю, может быть

Нет

20. Назови поэтов и писателей, воспевающих в своих произведениях природу.

__________________________________________________________

21. Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

Не уверен

Нет

22. Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

Не уверен

Нет

23. Движение Гринпис, общества защиты животных и т. п. кажутся тебе:

очень гуманными и ты с удовольствием в них принял бы участие

интересно об этом смотреть телепередачи

модным направлением и выгодным вложением денег на Западе

24. Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

Да, всегда с удовольствием их смотрят

Чаще всего это зависит от их настроения

Не знаю

25. При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить на участке и т. д.

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

Нет

26. Перечисли пять видов животных, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора

_________________________________________________________

27. Твои отношения с учителем биологии и экологии можно отнести к следующей категории:

они строятся на взаимном уважении, так как я уделяю большое внимание биологии и экологии

у нас дружеские отношения, так как у меня нормальная отметка по биологии и экологии

наши отношения скорее нейтральные, чтобы не быть хуже

28. Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

Да, и когда мне хорошо или плохо, я всегда прихожу туда один или с близкими друзьями

Затрудняюсь ответить, так как мне нравятся многие уголки природы в нашем городе и мне трудно сделать выбор

Нет

29. Перечисли профессий группы «Человек – Природа», сколько знаешь

__________________________________________________________

30. Связываешь ли ты свое будущее с профессией группы «Человек – Природа»?

Да

Я пока не решил

Нет

31. Назови пять видов растений, существенно пострадавших от воздействия антропогенного фактора.

__________________________________________________________

32. Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

Да, хотя иногда родители это делают за меня

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит

33. Назови изобретения, которые человек подсмотрел у природы

__________________________________________________________

34. В твоем непосредственно окружении есть представители профессий группы «Человек – Природа», общение с которыми тебе интересно?

Да, они вызывают у меня уважение

Да, но я не очень интересуюсь их профессиональной деятельностью

Нет

35. Принимал ли ты участие в школьных, городских или региональных олимпиадах по биологии и экологии?

Да, и занимал там неплохие места

Да, но успеха это не принесло

Нет

36. По твоему мнению, природоведческие знания имеют первостепенное значение для современного человека?

Да, человек часть природы и поэтому обязан о ней все знать

Да, иначе природа ответит человеку плохой экологической ситуацией, а значит – негативными воздействиями на организм

Нет, я отдаю предпочтение техногенным успехам человечества, так как они определяют сейчас место человека в мире





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!