СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Чипсы-вред или польза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по окружающему миру "Чипсы-вред или польза"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Чипсы-вред или польза"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»






Проектно-исследовательская работа

Тема: «Чипсы: вред или польза?»































Работу выполнили: ученики 3 класса

Шукуров Осман и Шукуров Аслан


Дмитриевка, 2019 год.

Оглавление



Абстракт 3стр.


Введение 4 стр.


1. Теоретические сведения о чипсах 5стр.

    1. Что такое чипсы? 5стр.

    2. История создания чипсов 5стр.

    3. Технология приготовления чипсов 5 стр.

    4. Состав чипсов 6 стр.


2. Экспериментальная часть 7стр.


2.1. Анкетирование учащихся 7 стр.

2.2. Химический эксперимент 8 стр.


Заключение 12 стр.


Список литературы 14 стр.



























Введение


Данная исследовательская работа посвящена чипсам.

Актуальность: среди школьников очень популярны чипсы. Родители считают, что эти продукты вредны для нашего организма. Реклама утверждает, что есть эти продукты здорово и модно. У меня возникли вопросы: чем же вредны эти продукты? Знают ли об этом мои сверстники? Какая пища вкусная и полезная одновременно? И как вообще нужно правильно питаться? Так как питание напрямую связано с нашим здоровьем.


Объект исследования: чипсы.


Предмет исследования: состав чипсов, их влияние на здоровье человека. 


Цель: исследовать, из чего состоят чипсы, как готовый продукт питания, чтобы ответить на главный вопрос: пользу или вред приносят чипсы организму человека.     


Задачи: уточнить вредность чипсов; выяснить, как питаются учащиеся начальных классов нашей школы (провести анкетирование); собрать информацию о влиянии чипсов на здоровье человека; изучить состав чипсов; по итогам исследовательской работы разработать памятки по выбору полезных продуктов питания для детей.


Гипотеза: чипсы вредят нашему здоровью


Практическая значимость: оценить степень опасности потребления чипсов.



Тема моей научной работы: «Чипсы: вред или польза?» Считаю, что на сегодняшний день она актуальна. Каждый человек хочет быть здоровым. Стремление людей вести здоровый образ жизни предполагает правильное отношение к питанию. Многие определяют питание как потребление здоровой пищи. Не секрет, что большинство подростков и детей обожают чипсы. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. По телевидению, в общественных местах часто показывают красочную рекламу данного продукта. В магазинах и киосках в яркой упаковке продаются различные чипсы по доступной цене для школьников. Мне захотелось узнать много ли пользы в этой еде. Актуальность данной работы заключается в том, что большинство учащихся лишены полноценного режима питания.

Поэтому сегодня проблема здорового сбалансированного питания школьников, является одной из приоритетных. Всё чаще взрослые люди и даже дети вместо полноценного обеда просто быстро перекусывают на ходу. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. Большинство детей во время перекуса отдают предпочтение чипсам. В чем же секрет такой притягательности? Оказывается, чипсы могут вызывать привыкание.





































  1. Теоретические сведения о чипсах.


1.1 Что такое чипсы?

Чи́псы (англ. chips, от chip – стружка) – закуска, которая представляет собой тонкие ломтики картофеля, реже – других корнеплодов, как правило, обжаренных в масле (фритюре). Продаётся как готовый к употреблению продукт питания.

Чипсы – очень популярный продукт, особенно среди молодежи. Их едят во время просмотра кинофильмов, на природе, и даже просто от скуки. Они вкусные и хрустящие. И ничего страшного в них нет, ведь чипсы – это та же привычная жареная картошка, которую большинство готовит у себя дома.


1.2 История создания чипсов.

В 1853 году на курорте Саратога-Спрингс (США) в одном из дорогих ресторанов посетитель вернул жареный картофель на кухню, пожаловавшись на то, что он «слишком толстый». Шеф-повар  Джордж Крам  решил пошутить над богачом, нарезал картофель буквально бумажной толщины и обжарил. Но блюдо понравилось посетителю и его друзьям. Рецепт прозвали «Чипсы Саратога». Через некоторое время чипсы стали самым популярным фирменным блюдом ресторана. В 1860 году Крам открывает собственный ресторан, где на каждом столике стояла корзина с чипсами. Ресторан быстро стал модным местом. Крам не продавал чипсы на вынос, но вскоре из-за простоты рецепта чипсы стали предлагаться в большинстве ресторанов. В 1895 году Уильям Тэппендон начинает «мелкосерийное производство» чипсов, сначала на собственной кухне, а потом строит фабрику. Позднее Лаура Скаддер предлагает использовать в качестве упаковки вощёную бумагу. Так появляется концепция «пакетика чипсов».

В 1932 году Херман Лэй учреждает в Нэшвилле, штат Теннесси, марку Lay's, которая стала первым национальным брендом чипсов, дожившим до наших дней. В нашей стране существовал похожий продукт. Первые чипсы появились в блокадном Ленинграде. Чтобы как-то разнообразить детям скудную пищу, им давали, так называемое, печенье- тонкие и соленые пластинки картофеля, подсушенные на печи. В Советском Союзе производство чипсов началось в 1963 году. Продукт производили на предприятии Моспищекомбинат №1, и назывался он «Хрустящий картофель Московский в ломтиках». Делали их в Москве, так что широкого распространения за пределами столицы у этих чипсов не было. Собственно, нигде кроме Москвы продукт было не найти. Готовился он по классическому рецепту: картошка, обжаренная в масле. В союзных республиках готовили свои чипсы: квадратные или прямоугольные тоненькие кусочки из картофельного пюре. Никаких добавок, кроме соли, быть не могло, и именно поэтому советские чипсы были очень вкусными, да и хранились они всего 30 дней, не в пример современным. А потом в Россию пришли «американские» чипсы, быстро завоевав популярность.


1.3 Технология приготовления чипсов.

Для  приготовления чипсов используют сорта картофеля с повышенным содержанием крахмала, диаметр клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и режут механическим путём ( толщина каждого ломтика не менее 2 мм). После нарезки картофельные ломтики поступают в жарочную ванну с маслом и обжариваются 3 минуты при температуре 180  С. Так получаются базовые чипсы.  Сорта масла могут быть разные. В США предпочитают использовать соевое масло, в Европе -  пальмовое, а в России – подсолнечное. Затем чипсы обрабатывают смесью, состоящей из ароматизаторов, вкусовых добавок и соли. Готовые чипсы взвешивают и упаковывают. Перед запайкой шва в пакет подаётся пищевой азот, что увеличивает срок хранения продукта.

    В настоящее время распространены экструзионные технологии. Продукция, напоминающая чипсы готовится из теста ,которое представляет собой смесь  сухого картофельного пюре, крахмала и муки зерновых культур. Замешивается тесто, которое затем выходит через матрицу.

Таким способом получают чипсы круглой, овальной формы, а также оригинальные конфигурации ( ракушки, спиральки и т.п.). Их называют снеками.


1.4 Состав чипсов

Как видно, кроме натуральных продуктов ( картофеля и растительного масла),  сахара, соли в состав чипсов входят различные синтетические вещества: углеводы, пищевые добавки, обозначенные большой буквой «Е» с соответствующим номером. Благодаря синтетическим пищевым добавкам, чипсы имеют разные вкусы и ароматы, « хрустят» и долго хранятся. Основные синтетические составляющие чипсов:

Лактоза -  молочный сахар, состоит из молекул глюкозы и галактозы, очень сладкий. Лактоза относится к углеводам, которые увеличивают усвоение кальция в организме. Однако, есть люди, которые не переносят лактозу. У таких людей недостаток фермента лактозы, который расщепляет лактозу. В результате в кишечнике происходит брожение молочного сахара, а следствием этого может быть тошнота, вздутие, газы, диарея.

Усилитель вкуса и аромата – глутамат натрия – Е 621. Глутамат натрия получают в промышленности из тростникового и свекловичного сахара. По данным Научного Комитета по Наблюдению за Гиперчувствительностью к Пищевым Составляющим при Государственном управлении Лекарственных препаратов и Продуктов питания ( США) употребление глутамата натрия в пределах рекомендуемых норм обычно безопасно. Но у некоторых людей возможны аллергические реакции, головокружение, тошнота

Мальтодекстрин ( патока) – это углевод, который образуется при расщеплении крахмала. Используется в пищевой промышленности очень широко: в производстве напитков, мороженого, в молочной промышленности. Мальтодекстрин является усилителем вкуса, способствует сохранению и усилению свойств ароматических добавок. Лимонная кислота - Е 330. Применяется в пищевой промышленности как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант. Не рекомендуется людям с повышенной кислотностью желудка.

Ортофосфат кальция – Е 341. Это пищевая добавка, которая является фиксатором окраски и стабилизатором ( для сохранения формы чипсов).

Ацетат натрия – Е 262. Применяется в качестве консерванта. В допустимых дозах безопасен, но в больших концентрациях может вызывать раздражение кожи и глаз.

 Акриламид ( амид акриловой кислоты).

В настоящее время учёные всего мира обеспокоены содержанием во многих продуктах питания: картофельных чипсах, картофеле фри, гамбургерах и в остальных продуктах под общим названием « фаст – фуд» очень опасного канцерогена и мутагена – акриламида ( амида акриловой кислоты).

Это вещество используется в промышленности для изготовления пластмасс и очистки воды. А также акриламид образуется, когда углеводы – один из компонентов таких продуктов как рис, картофель, мучные изделия  - нагревают до высокой температуры ( 120 С). Это вещество, накапливаясь в организме, вызывает у человека онкологические заболевания. Предельный уровень акриламида составляет 1 микрограмм в день  - это полграмма чипсов. Даже в самой маленькой пачке ( 28 г) безопасная доза превышает в 56 раз.

Кроме того учёные установили, что высокие температуры плохо влияют на все жиры, особенно на растительные. Так как растительные масла разлагаются с образованием вредных для организма соединений: низкомолекулярных жирных кислот, гидроперекисей, эпоксидов, которые также являются канцерогенными веществами. Поэтому рекомендуют растительные масла использовать в качестве заправок к салатом, а жарить гораздо безопаснее на топлёном сливочном масле или на специальных животных жирах.


2.Экспериментальная часть


2.1 Анкетирование учащихся.

Я провёл анкетирование среди учащихся 3 класса. Хотелось узнать отношение детей к употреблению чипсов. Были заданы следующие вопросы:

  1. Любите ли вы чипсы?

А) да

Б) нет

  1. Как часто вы едите чипсы?

А) 1 раз в день

Б) 1 раз в неделю

В) редко

  1. Вред или пользу приносит употребление чипсов?

А) Вред

Б) Польза

В) Не знаю


Результаты анкетирования учащихся 3 класса ( 7 учащихся).


1 раз в день – 5 уч.

1 раз в неделю -2 уч.

44 %

56%

Вред или пользу приносит употребление чипсов?

Вред – 1уч.

Польза -6 уч.

31 %

69%

Вывод: Все ребята любят чипсы ( 100 %), 1 раз в неделю употребляют 2 учащихся (44%); 1 раз в неделю употребляют 5 учащихся (56%). 6 детей считают, что чипсы приносят пользу,1 учащийся думает, что чипсы приносят вред.

Необходимо выявить положительное и отрицательное в этом продукте. Выяснить: «Употреблять чипсы или нет ?»


2.2 Химический эксперимент

Для опыта я взял чипсы трёх видов, необходимые предметы и провёл следующие опыты:

 

Фото 1 Фото 2

Опыт № 1 исследование чипсов с применением йода.

 

Фото 3 Фото 4

Взял 3%-ый раствор йода и капнул на чипсы. Наблюдения показаличерез несколько секунд появилось тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Вывод: В чипсах много крахмала.



Опыт № 2 исследование чипсов на жирность.

 

Фото 5 Фото 6

Взял три вида чипсов, кладем на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки. Наблюдения показали: на салфетках образовались большие жирные пятна. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна. Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.




Опыт № 3 исследование чипсов на наличие растворимости и соли.

 

Фото 7 Фото 8



Фото 9

Для определения соли в чипсах взял три пустых тарелки, положил туда чипсы среднего размера, добавил 10 мл. воды, размял чипсы и попробовал получившуюся воду на содержание соли. Вывод: 1.чипсы растворились, 2. вода оказалась солёная.


Опыт № 4 исследование чипсов на наличие запаха.

 

Фото 10 Фото 11



Берём ломтик чипсов и осторожно поджигаем его, соблюдая все меры пожарной безопасности.

Наблюдения показали: при поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида.

Вывод: В чипсах содержится опасный канцероген – акриламид. Этот опыт так же не подтвердил гипотезу о пользе чипсов. В них содержится канцероген – акриламид, который считается ядом для нашего организма, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

Исходя из этого, делаем следующие выводы:

хоть чипсы вкусные, ими удобно перекусить, они не имеют витаминов, имеют большое количество соли и жира, а самое страшное , что в своем составе они имеют вредные вещества (канцерогены). Считаю, что чипсы употреблять в пищу не следует.































Заключение

Полноценное питание обеспечивает правильные процессы развития

организма и укрепления здоровья. Нарушение полноценного и сбалансированного питания является одной из причин возникновения разных

заболеваний.

В первой части своей работы, где теоретически изучался состав чипсов и их

влияние на организм, было установлено, что в них содержатся большое количество вредных веществ. Вредные вещества действительно представляют опасность, так как они отрицательно воздействуют на наш организм и нарушают работу желудочно-кишечного тракта. А в результате этого возникают различные заболевания. Химический эксперимент образцов чипсов показал, что чипсы являются высококалорийным жирным продуктом, частое употребление которого может негативно отразиться на здоровье человека. По советам врачей – диетологов нужно как можно меньше употреблять в пищу чипсы и тем более ограничить попадание их в рацион питания детей.

Исследования установили, что в состав чипсов входит масло, поваренная

соль, крахмал. Крахмал в организме человека подвергается гидролизу, конечным продуктом является глюкоза, избыток её откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. Употребление в пищу

высококалорийных картофельных чипсов («жирная» пища) может приводить к ожирению, к развитию заболеваний желчного пузыря. В чипсах содержатся

усилители вкуса и аромата, острые приправы и соль в больших количествах.

Пищевая добавка Е621 (глутамат натрия), используется во многих

скоропортящихся продуктах. Глутамат натрия представляет опасность для

астматиков. Проведенное в рамках данной исследовательской работы анкетирование среди учащихся 3 класса нашей школы показало, что 100 % учащихся употребляют чипсы. Из общего числа опрошенных 50% считают, что чипсы вполне могут утолить голод, 40% опрошенных употребляют чипсы в пищу раз в день, 10% школьников считают, что чипсы могут нанести вред здоровью.

Таким образом, в ходе работы над проектом проведен анализ чипсов на

наличие жиров, крахмала, хлорида натрия; выяснено действие пищевых добавок на организм человека; подтверждена гипотеза, о том, что чипсы не могут заменить полноценное питание, а при частом использовании могут принести больше вреда, чем пользы.

Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. С

питанием могут быть связаны многие болезни нервной системы, заболевания печени. Чипсы приносят вред здоровью и в лучшем случае, следует отказаться от них. В худшем сократить их потребление до минимума. На основании одного из Государственных законов чипсы включены в перечень продуктов, запрещённых в питании детей в детских учреждениях.


Проделанная работа по созданию проекта не только обогатила новыми

знаниями и умениями, но и была очень интересной, требовала самостоятельности и творческого подхода, способствовала развитию деловых качеств.


Рекомендации

Диетологи считают, что питание детей зачастую определяет

продолжительность и качество их дальнейшей жизни.

В заключение всей работы необходимо добавить, что в наше время, в период

постоянного нервного напряжения, переутомления, а кроме того, с ужасающими экологическими проблемами, следует обратить внимание на свое питание.

 Не нагружайте свой организм, ведь ему и так тяжело!

 Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь.

 Самый полезный картофель – не в пачке, а выращенный на собственном

приусадебном участке.

 Самая безопасная пища – под этикеткой «Продукт не содержит

искусственных красителей и консервантов».

 Продукты, имеющие яркий цвет, переполнены красителями.

 Занимайтесь спортом, не имейте вредных привычек, а главное – правильно

питайтесь!
























Список использованной литературы:


1. М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007

2. А. Клейборн. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. –М.: Росмен, 2005

2009

3. Интернет - ресурсы:

- www/greenmama/ru

- /Category/admin

- http://www.za-partoi.ru

- http://www.kedem.ru

- http://www.7ya.ru

- http://deti.mail.ru

- http://zdorovoe-pitanie.html










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!