СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Читая о любви" (по произведениям И.Тургенева, А.Грина, В.Тендрякова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

После прочтения таких произведений дети становятся чище, добрее, мудрее, «примеряют» истории героев на себя.

Хочется верить, что высокие чувства станут жизненным опытом для нынешних подростков. Выводы, сделанные ученицами 8кл. в период подготовки проекта к экзамену по литературе

Просмотр содержимого документа
«Проект "Читая о любви" (по произведениям И.Тургенева, А.Грина, В.Тендрякова)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»









Тема проекта: Читая о любви… (по произведениям И.Тургенева, А.Грина, В.Тендрякова)









Авторы:

Данильченко Анна

Синявская Елена







Руководитель:

Никонова Валентина Васильевна



г.Ленск

2017





План:

  1. Определение любви.

  2. Анализ анкет. Вывод.

  3. Обращение к произведениям. Как раскрыта тема любви в произведениях.

  4. Комментарии к произведениям.

  5. Вывод.

Любовь- глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Понятия «любовь» и «счастье» очень похожи. Любовь- это чувство, когда тебе очень хорошо возле того человека, который тебе небезразличен, и ты сделаешь всё, чтобы этот человек был счастлив.

А какое определение дали наши одноклассники?

Мы провели анкетирование и выяснили:

1). На вопрос: Какие книги о любви вы предпочитаете?

Трое предпочитают современную, а двое-классическую литературу.

2). Как вы относитесь к героям повести А.Грина «Алые паруса»?

Большинство имеет такое мнение: главная героиня Ассоль очень романтичная натура, и её оптимизм помог ей пройти через все преграды жизни. А мечта помогла ей найти свою любовь.

3). «Весенние перевертыши» - какими вы представляете себе героев, когда они станут взрослыми?

4). Чьи чувства вам более близки: Аси и господина Н.Н., Римки и Дюшки Тягунова?

Четырем подросткам оказались ближе чувства Аси и господина Н.Н., одному-Римки и Дюшки.

Вывод из анализа анкет:

  • Большинство подростков предпочитает современную литературу, но и классическую мы читаем с удовольствием. Чувство любви воспринимается как светлое и преобразующее.



«Весенние перевертыши»

Повесть «Весенние перевёртыши» очень трогательная, она учит человека любить всё, что его окружает, каждую частичку в этом мире. Герои взрослеют, и вместе с ними меняется мнение об окружающей среде.

Главный герой повести – тринадцатилетний подросток, который знает и понимает, что такое хорошо и что такое плохо, слушается родителей и хорошо учится.

«Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен».

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.

Дюшка осознал свою индивидуальность, задумался над устройством мира, который был, по мнению Дюшки, прекрасным.

По наступлению весны на него нисходит странное озарение: он начинает думать, кто он и что он вообще из себя представляет, зачем живут люди, что считать за счастье, и многое, многое другое. Дюшка начинает интересоваться мирозданием – временем, пространством, небесными телами, атомами, жизнью после смерти.

Урок внеклассного чтения по повести проводился в форме работы в группах. Учитель разделил класс на 4 группы, назначил консультантов, которые контролировали чтение повести и подготовку к уроку. Мы получили такие задания:

I группа

1. С чего начинается взросление героя?

2. Прочитайте о счастливых мгновениях Дюшки, когда он сам стал вглядываться в окружающий мир. Что он увидел?

3. Только ли с появлением нового чувства связано взросление? Или еще и с напряженной работой разума? Докажите это, обращаясь к тексту.

II группа

Инсценированное чтение сцены «Мать и отец Тягуновы». ( «-Кто знал, что в этом году будет такой паводок» до «Случилась очередная весна, Федя».)

• Каковы отношения отца и матери?

• Позиция сына в их споре.

• Под влиянием кого Тягунов-старший отправляется за цветами жене за 100 верст от дома?

III группа

Инсценированное чтение сцены «Мать и отец Богатовы. Здесь же Дюшка и Минька». («Ты радуешься новой куртке, сын» до «Быть любимой – тяжелый крест, когда тебя любят не просто…»)

• Как складывались взаимоотношения супругов?

• Кого вы считаете виноватым в их беде?

• Талант – это просто дар? Или и ответственность?

IV группа

Инсценированное чтение сцены « Никита Богатов и Федор Тягунов. Здесь же почти сонный Дюшка».

(«Странная ты личность, Никита» до «Ладно, ложись, мы тут без тебя решим».)

- В какой семье вам хотелось бы жить? Почему?

Впервые мальчишка открывает прелестное чувство романтической любви и впервые ощущает тайну течения времени и изменения в нём людей и природы. Дюшка влюбляется в Римку Братеневу, и всё вокруг него переворачивается. Это очень хорошая советская книга. Прочитав, приходишь к пониманию, что всё вокруг меняется. В 13 лет к мальчику приходит первая влюблённость. Она ещё не совсем настоящая и взаимная, но всё равно прекрасная. И можно сказать, что это повесть о первой любви. Это книга о детстве, о взрослении, о любви.

Заканчивается повесть тем, что раньше понятный и прекрасный мир превратился в «прекрасный и коварный, любящий играть в перевёртыши».



И.С.Тургенев. «Ася»

Господин Н.Н. влюбился в семнадцатилетнюю девушку без рассудка. Любовь была у них взаимная, но продолжения ей не было, так как он считал Асю слишком юной и наивной.

Читая повесть, мы можем понять, что Н.Н. образован, хорошо знает литературу и любит музыку. В то же время он думает только о себе. И хотя он тоже любил Асю, но не мог принять быстрого решения. Тургенев показывает героя безвольным и нерешительным. Он не смог удержать своё счастье.

Ася поражает противоречивостью своих поступков: у неё резко меняется настроение, она смеется невпопад, грустит, как кажется, без повода. Такое впечатление, что она хочет привлечь к себе внимание. Девушка вызывает у рассказчика смешанные чувства: «Она хочет удивить нас, к чему это? Что за детская выходка?» Господин Н.Н. ощущает, что в поведении Аси много загадочного, девушка очень привлекает его, но и настораживает непохожестью на других. «Что за хамелеон эта девушка!» — восклицает Н.Н. Помогает понять характер девушки история, рассказанная Гагиным.

Глубоко раскрывается характер Аси в диалоге с Н.Н. в IX главе. Становится понятной та сила, с которой девушка стремится к правде, жажда добра и деятельности добра. Господин Н.Н. мог бы стать её добрым другом и наставником, если бы не испугался полюбить её, её, отягощенную происхождением. Но господин Н.Н. не способен на решительный поступок, он успокаивает себя, что это судьба, но мы понимаем, что это не судьба, а характер: сомневающийся, нерешительный. Господин Н.Н. расстается с Асей, читатели тоже. Что будет с девушкой дальше, неизвестно. Однако социальные условия того времени не позволяли надеяться, что её судьба сложится счастливо. После прочтения повести остается острое чувство сожаления о том, что самые лучшие и чистые мечты не сбываются, чаще всего, по вине самих людей.

Разделились мнения одноклассников по поводу главного героя повести.

Писарев писал: «Ася является в повести Тургенева восемнадцатилетней девушкой; В ней кипят молодые силы, и кровь играет, и мысль бегает; Она на всё смотрит с любопытством, но не во что не вглядывается; Посмотрит, и отвернётся, и опять взглянет на что-нибудь новое; Она с жадностью ловит впечатления и делает это без всякой цели и совершенно бессознательно; Сил много, но силы эти бродят. На чём они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого знакомства с этой своеобразной и прелестной фигурой…

…Что же касается до тестообразного г. Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одарённое весьма жалкою дозою крови плохого достоинства… У него всё перепутано: чувства врывается в процессе мысли, мысль парализует чувства… Это- ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты».

Я (Лена) соглашаюсь с точкой зрения Д. И. Писарева.

Господин Н. Н.- « тестообразный» человек, он поступил подло по отношению к Асе. Скорее всего, он даже не мог осознать, какую ошибку он делает и как за неё поплатится.

Ведь девушки - это тонкие, хрупкие и ранимые существа. У них часто переменчивое настроение, чем страдает и Ася. Эта загадочная, нежная, чистая девушка каждый раз была перед ним в новом образе: то воспитанной барышней, то несерьёзной девочкой- подростком, то настоящей простушкой. Их нужно понимать, идти им на уступки, а Н. Н. даже не пытался понять Асю. Ведь, может, если бы он её понял, они были бы вместе и он не провёл бы свою старость в одиночестве.

Другие (в т.ч. Аня) поддерживают точку зрения Чернышевского. Чернышевский считал, что «все лица повести- люди из лучших …очень образованны, чрезвычайно гуманны, проникнутые благороднейшим образом мысли…

… Вот человек (господин Н.), сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя всё, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа может не прожить, не видя этой девушке… Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба, - для этого Ромео должен только сказать: «Я тебя люблю, любишь ли ты меня?» И Джульетта прошепчет: «Да…» И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой?.. … Он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Что это за нелепая жестокость? Что это за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор…

{Но} вы вините человека,- всмотритесь прежде, он ли в том виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его… И с того, что жесткая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой… мы видим, что он попал не в вину, а в беду…Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь… Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять- таки потому, что жизнь приучила его только к бедной мелочности во всем… Чем он хуже других? Чем он хуже нас всех?...»

Прочитав эту повесть, мы задумываемся: «Почему герой поступил именно так?» Он же знал её чувства и мог всё сделать иначе, но не захотел брать на себя ответственность за любимую.

«Алые паруса»

Ассоль жила в бедной семье и не знала, что такое воспитание матери. Отец старался дать Ассоль всё, что надо для счастья, но у него не всегда получалось. Жили они на то, что отец делал игрушки –корабли. Отец и дочь очень любили друг друга, но Ассоль была несчастна, потому что никто из деревенский детей с ней не общался. Жила она одной единственной мечтой, которую ей подарил Эгль - известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Он сказал её, что когда-нибудь за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами, и с тех пор Ассоль с надеждой смотрела на горизонт моря в ожидании корабля с алыми парусами. Девочка верила в чудеса, в любовь и доброту. Прочитав это произведение, мы понимаем, что у чудес есть прекрасное свойство- сбываться.

Это прекрасная и романтическая сказка с глубоким смыслом. Любое чудо в жизни может случиться, нужно всего лишь в это верить.

Вторым главным героем был Артур Грэй, он родился в богатой семье, и у него тоже была мечта - стать капитаном.

В 15 лет он пошёл на судно матросом, спустя 4 года он вернулся домой, взял деньги и купил свой корабль, стал капитаном. Однажды во время своего путешествия Артур встретил Ассоль, которая ему очень понравилась, он узнал о её мечте и решил её исполнить.

Мы считаем, что главная мысль произведения в том, что человеку в жизни нужно иметь самую заветную мечту, верить, стремиться к ней, и только тогда она исполнится. Это произведение - пример веры, мечты и надежды.

Что такое счастье? Каждый понимает по- разному. У каждого своё счастье. Для кого-то это солнце, жизнь, небо. Для ребёнка, живущего без мамы и папы, счастье -это обрести родной дом и любящих родителей. Для человека, который знает, что он уже завтра не проснётся- это видеть сегодняшний день и радоваться тому, что ты дышишь. А для кого-то- это любить и быть любимым.

«Не знаю, сколько пройдёт лет, но однажды настанет день, когда расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там».

В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну.

Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец.

В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнилось.

Суть этой сказки в том, что, если очень верить и приложить усилия, все сбудется.

Они оба были романтиками, верили в чудо, в любовь, в благородство людей. И в то, что чудеса нужно делать своими руками!

Выводы:

  • Светлые чувства всегда побеждают. Прочитав повести, мы ещё раз убеждаемся в том, что такие произведения привлекают читателей и даже подростков, не любящих читать.

  • После прочтения таких произведений дети становятся чище, добрее, мудрее, «примеряют» истории героев на себя.

  • Хочется верить, что высокие чувства станут жизненным опытом для нынешних подростков. Может быть, они переймут такие ценные качества, как восторженность, решительность, ответственность.

Пусть нас сопровождают полёт души Аси, романтичность Ассоль, мудрое отношение Дюшки к жизни.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!