СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Д.И.Фонвизин "Недоросль" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Проект Д.И.Фонвизин "Недоросль" (8 класс)»

Проектная работа по русской литературе

Д. И. Фонвизин “Недоросль”


Уроки комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Имея сердце, имей душу – и будешь человеком

во всякое время.

Д. И. Фонвизин

План

Идейная направленность комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

- осуждение безнравственности, жестокости, глупости,

жадности помещиков, воспевание идеалов просвещения

и гуманизма

- современники именовали веселую пьесу Фонвизина

современной русской трагедией

- «Сила впечатления в том, что оно составляется из

двух противоположных элементов: смех в

театре сменяется тяжёлым раздумьем по выходе

из него», - писал о «Недоросле» историк В.О.Ключевский

II Уроки жизни в произведении.

  1. Злободневные вопросы на страницах комедии.

- главными в комедии являются вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, служения государству, произвола помещиков

  1. Урок первый – борьба против крепостного права:

Фонвизин усомнился в русском дворянстве как передовой силе общества, самой его способности просвещённо и эффективно управлять своим огромным государством – военно-феодальной Российской империей, своими имениями и крестьянами
а) уничтожение деспотизма;

проблема развращающего влияния крепостничества на молодых дворян

- в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности

российского дворянства той эпохи

б) высмеивание эпохи личной выгоды, грубого расчёта в действиях;

в) протест против умственной неразвитости помещиков.

автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования

3. Урок второй – защита просвещения в стране:

1

- восстание Пугачёва заставило Фонвизина многое пересмотреть в своих просветительских идеях и идеалах

- реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России

- Пётр Великий столкнулся с тяжёлым недоверием и нелюбовью к любому учению, этой национальной особенностью своих ленивых подданных и под страхом наказания обязал их учиться

этот его указ встретил скрытое, но отчаянное сопротивление дворян, видевших, как и Митрофанушка, в учении одно только наказание, считавших науки ненужными, недворянским делом 

а) полная неразвитость ума;

- «обучение» недоросля Митрофана и его псевдоучителя, кучер-немец Вральман, отставной сержант Цифиркин и семинарист Кутейкин, показали весь упадок русского просвещения, приведший к нравственному падению дворян, забвению ими своей главной, почётной должности – службы отечеству

отец недоросля не может прочитать письмо Стародума, ибо неграмотен

- А сама фамилия дядюшки Тараса Скотинина и его безграничная любовь к свиньям явственно указывают крайние пределы этого нравственного огрубения и падения 

б) отвращение к труду, к учению;

следы этого упрямого сопротивления:

безграмотный взяточник, отец Простаковой и

Тараса Скотинина говорил:

«Прокляну робенка, который что-нибудь переймёт

у басурманов»

- Дочь его хитрее, понимает, что избалованный и

ленивый сын её Митрофанушка должен хоть

как-то соответствовать

формальным требованиям правительства

к дворянину, но и обучает его именно формально,

не утруждая великовозрастное «дитя»

грузом серьёзных знаний и дав ему

полуграмотных «учителей», крепостных дядек

и нянюшек: «Без наук люди живут и жили». 

- госпожа Простакова всерьёз, со свойственным

2

ей простодушным упрямством уверяет

нерадивого крепостного портного Тришку,

что учиться шить кафтаны совсем не обязательно

в) отсутствие любви к окружающим.

- помещица Простакова является невежественной, алчной, жестокой и бессердечной женщиной. Фонвизин даже называет эту героиню Фурией – именем, которое принадлежало древнеримской богине-мстительнице

4. Урок третий – служба Отечеству:

Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства»

- добро и благородство олицетворяют Стародум, Милон, Правдин, Софья - люди, которые являются идеальными гражданами государства

- высокая мораль понятие о чести, умение пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей

а) глубокий патриотизм в речах Стародума;

это человек, которому свойственны такие качества, как милосердие, честность, добродетельность, отзывчивость

б) исполнение законности – долг каждого;

Стародум уравновешен, спокоен, никогда не ведет пустых разговоров, даёт полезные советы, рассуждает о жизни

- - изображая ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя

- победу над ними Фонвизин видел в главенстве

справедливого, гуманного закона, как это происходит в

конце пьесы

- олицетворяющий букву закона Правдин запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных

- он сам расплачивается так, как они того действительно заслуживают

в) защита просвещения и человечности.

по мнению Стародума, человека не почитают по его

заслугам перед отечеством, не ценят прямоту

и искренность, как это было в петровские времена.

То же самое и сейчас: высокое положение

в обществе часто занимают люди

3

неискренние, хитрые, беспринципные,

порой непросвещенные

а честные, совестливые люди остаются на вторых ролях

III Злободневность комедии «Недоросль» в наши дни.

Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и

о европейском «полуобразовании» молодежи

- нанятых учителей Митрофанушка не уважает, ничего не желает воспринимать, его знания поверхностны и примитивны, а любимое его занятие — гонять голубей

- это во многом справедливо и сейчас

- многие школьники ходят в школу не за знаниями, а просто потому, что «надо». Только голубей не гоняют, вместо голубей у них — компьютерные игры

- если же обеспокоенные родители отправляют своего ребенка-школьника на дополнительные занятия или, как в случае с Митрофанушкой, приглашают репетиторов, то это имеет смысл только при условии, если преподаватель сумеет пробудить в ученике настоящий интерес к предмету.

комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина носит

поучительный характер. Она дает представление

о том, каким должен быть

идеальный гражданин,

какими человеческими качествами он должен обладать

- Фонвизин создал гениальное произведение,

идеи которого не утратили своей актуальности

и в наши дни



2018г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!