Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимского района
ПРОЕКТ
по родному русскому языку
«ОБРАЗ БЕРЁЗЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Выполнил:
Манин Данил - 9 класс
Руководитель:
учитель русского языка,
литературыи МХК
Липкина Е.В
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Берёза – русская красавица..…………………………………..3
1. Берёза как символ России ……………………………………………………4
2. Лексическое значение слова «берёза»………………………………………4
3. Образ берёзы в устном народном творчестве………………………………5
4. Образ берёзы в художественных произведениях…………………………..7
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..15
Приложение.
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.
(О.Шестинский)
1. Вступление. Берёза – русская красавица.
Когда мы видим белые берёзы, то сразу представляем нашу Родину.С давних времён берёзы были символом России. Много стихов и песен написано про эти русские деревья- красавицы.
Ещё в Древней Руси берёза была помощником русским людям: на бересте писали письма и книги, из берёзовой пеньки плели верёвки. Берёзу использовали в строительстве и хозяйстве.
Может быть не все знают, что берёза обладает и целебными свойствами. Берёзовые почки, листья и пыльцу используют для приготовления лекарств.
Берёза- русская красавица. Весной, когда оживает вся природа, начинаются чудесные превращения и с берёзой. Раскрываются почки, появляются молодые клейкие листочки и берёзка, словно девушка, украшает себя пушистыми серёжками. Стволы берёз тоже очень необычные, на них есть чёрные полоски. Издалека, кажется, будто деревья стоят в белых платьях, расшитых чёрными бриллиантами.
Я очень люблю это красивое гордое дерево. Летом я часто хожу в берёзовую рощу. Там очень красиво, много грибов и ягод. А грибы, которые растут рядом с берёзами, так и называются- подберёзовиками.
Сколько ласковых слов можно сказать о берёзке. Чистая, нежная, скромная подруга, красавица с изумрудными серёжками, добрая советчица, ласковая матушка. Возле неё постоять, что из родника воды напиться. Она и радость и горе с тобой разделит. Она и успокоит и на подвиг вдохновит. Рядом с нею ощущаешь аромат родных полей и лугов, чувствуешь себя дома. Общение с нею радует сердце, придаёт уверенность, возбуждает желание творить добро, любить весь мир, жить для людей. Те же чувства охватывают меня при слове Родина, Россия. Я верю, что гордая и красивая русская берёза навсегда останется символом нашей могучей Родины.
РУССКАЯ КРАСАВИЦА
Белоствольная красавица берёза-
Символ славной Родины моей.
Ни в одной стране не встретишь
Древа ни стройнее, ни милей.
А ведь сколько пользы от берёзки,
Что всего, наверное, не счесть,
Вот поэтому красавице берёзке
Все оказывают уважение и честь.
Свою работу я решил посвятить именно красавице-березе, а точнее образу березы в русской поэзии.
Актуальность проекта состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего сою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?
Объектом исследования являются произведения русских поэтов;
Предметом исследования – образ русской березы.
Гипотеза проекта заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Цели проекта – определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;
2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;
выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;
3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских поэтов;
4) определить, что символизирует образ березы в произведениях;
5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы;
6) выполнить творческую работу – изобразить берёзу на срезе дерева.
1. Берёза – символ России.
Есть много красивых деревьев, кустарников и цветов. Почему же символом России стала именно берёзка?
Берёза- это род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Насчитывают около двадцати видов. Растёт берёза в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки, почки и листья как мочегонное и желчегонное средство. Вот и всё, что написано о берёзе в Энциклопедическом словаре. Ничего особенного!
И всё-таки, когда возвращаешься из далёкого путешествия, радуешься белым берёзкам, любуешься ими и понимаешь, что они дороже самых ярких и причудливых цветов жарких стран. Вдруг начинаешь понимать, что эти берёзки такие же хрупкие, и в то же время стойкие; ранимые, и в то же время величавые, в общем такие же как Россия.
А может быть берёза стала символом нашей Родины, потому что как и наша заснеженная Россия - белая, чистая и сказочная. Ведь не случайно храмы на Руси тоже белые. А белый цвет - это цвет чистоты, невинности, беззащитности и уязвлённости.
Можно перечислить ещё много причин, выдвинуть несчетное количество предположений, но, на мой взгляд, очень тонко и точно сказал Всеволод Рождественский:
Подняла церквушка золотые
Луковки среди речных излук,
И берёзы, свечи восковые
Щедро порасставила вокруг.
Сколько гроз над ней отбушевало,
А она безмолвна и чиста.
Всё стоит, как и всегда стояла,-
Русская живая красота.
2. Лексическое значение слова «берёза».
Что говорится о берёзе в Энциклопедии, я сказал выше. А теперь посмотрим, что можно узнать о берёзе в различных толковых словарях и справочниках.
Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.
В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки.
В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».
Итак, что означает слово «берёза», мы рассмотрели.
3. Образ берёзы в устном народном творчестве.
Теперь посмотрим, как представлена берёза в устном народном творчестве.
Берёзка – самое праздничное и нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность берёзку величают невестой. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи.
Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.
Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали родоначальницей и покровительницей. Когда-то березу называли деревом «четырёх дел» « Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье – людям колодец» Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на
здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.
Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами, заплетая ветви косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни. Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Берёза считалась с давних пор символом плодородия.
Сколько русский народ сочинил песен, загадок, пословиц, в которых главным образом являлась берёза!
Загадки:
Стоят столбики белёные,
На них шапочки зелёные.
***
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
***
На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
***
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками. Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками.
Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не
луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек или перечисляются основные отличительны
признаки березы с помощью однородных существительных: Стоит Алена – платок
зеленый, тонкий стан, белый сарафан или с помощью однородных глаголов: Ствол
белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки.
Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками: Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
Приметы:
- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.
- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
Пословицы, поговорки:
Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.
Бела береста - да деготь черен.
Для врага и береза - угроза.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.
Бела береста – да дёготь чёрен.
На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве. К образу берёзы часто обращаются художники, поэты и композиторы.
4. Образ берёзы в художественных произведениях .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Это всем известные строки из стихотворения о берёзе А. Прокофьева. Сколько определений-эпитетов: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую». Каждый день по дороге в школу, возле домов я встречаю это дерево. Сегодня попытаюсь взглянуть на березу другими глазами, попробую рассмотреть этот знакомый образ в произведениях русских поэтов.
Я изучил стихотворения русских поэтов, в центре которых – описание берёзы. Среди них произведения С.Есенина, А. Прокофьева, О. Шестинского, В. Рождественского, С. Городецкого, Н. Рубцова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, И. Токмаковой. Мне стало ясно, что для каждого поэта берёза является определённым символом. Стихи этих поэтов о берёзе я объединил в группы: для одних – это символ России, для других берёза – девица – красавица, для третьих она является символом детства, стихи других поэтов представляют берёзу «мирным деревом».
В стихотворениях некоторых русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский:
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена…
В начале стихотворения «Без березы не мыслю России» Шестинский говорит о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы – вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили,…
Так, чтоб были березы в ногах.
Березы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом он использует олицетворения: они «…смеются зеленой листвою, …сережками слезы прольют», тем самым, доказывая, что Россия и береза – единое целое, и они неразделимы.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы…
Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.
С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы. У С.Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися березами. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
В таком маленьком четверостишии Есенин выразил все чувство, все свое настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав.
С.А.Есенин одухотворяет образ березы, сравнивая ее с девушкой. У его березки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, сережки. Береза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» - значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва – это «шепчет ветер». Пушистые ветви березы автор сравнивает с косами. Даже «песок звенит» у Есенина; все вокруг живет своей незаметной для нас жизнью. Образ девушки и Родины сливаются в единое целое в творчестве С. Есенина.
А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.
Прокофьев в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой.
Береза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия происходят в березовой роще.
Это подтверждает и поэт В. Рождественский в стихотворении «Деревья»:
Но всех милей мне девушка – береза,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица мороза,
Аленушка пригорков и равнин.
В. Рождественский, создавая образ березы, использует много изобразительно-выразительных средств: эпитеты – зеленые косы, с тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, легкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое платье одета, в сережках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, березка развесила, встречает. Как в устном народном творчестве перед нашим взором встает молодая девушка – березка, с зелеными косами, которые спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в сережках.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
В стихотворении И. Токмаковой «Береза» хорошо выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами. Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ.
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку. Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать.
Береза – хранительница тайн. В глубине своей древесной коры она о чем-то думает, мечтает или с печалью ожидает осенние дни. В эту «звездную ночь» с ней прощался пастух – «лил слезы», обнимая тонкий ствол дерева, до следующей весны («до новых журавлей»).
С.Городецкий в стихотворении «Береза» белый ствол березы сравнивает с белым телом. Ветви ее подобны черным волосам, которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца - Ярила, который одарил дерево зеленой заостренной листвою. Здесь использованы яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения: янтарный день, лазурью светозарной, сочилась лень, ветки благодарной, белело тело; белое, как хмель; кипучих волн, волн озерных, веселый Лель, лучи волосьев, черных, Ярила увенчал, пышно увенчал, листвою заостренной, разметал цвет, лазури неба, цвет зеленый.
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.
Белая береза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева. «Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Г.Скребицкий «В березовой роще»). В березовой роще всегда светло, этот свет радостью передается любому человеку, поднимает каждому настроение.
Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, березу называют мирным деревом.
Березу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из-за её яркой осенней желтизны.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
(И.А.Бунин. Листопад)
…Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе… (И.Тургенев).
Совсем другой смысл вкладывает в этот образ А. Твардовский. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение «Берёза», написанное в 1967 году.
Береза
На выезде с кремлевского двора,
За выступом надвратной башни Спасской,
Сорочьей черно-белою раскраской
Рябеет - вдруг— прогиб ее ствола.
Должно быть, здесь пробилась самосевом,
Прогнулась, отклоняясь от стены,
Угадывая, где тут юг, где север,
Высвобождая крону из тени...
Ее не видно по пути к царь-пушке
За краем притемненного угла.
Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки,
С околицы забвенной деревушки.
С кладбищенского сельского бугра...
А выросла в столице ненароком,
Чтоб возле самой башни мировой
Ее курантов слушать мерный бой
И города державный рокот,
Вновь зеленеть, и вновь терять свой лист,
И красоваться в серебре морозном,
И на ветвях качать потомство птиц,
Что здесь кружились при Иване Грозном.
И вздрагивать во мгле сторожевой
От гибельного грохота и воя,
Когда полосовалось над Москвой
Огнями небо фронтовое.
И в кольцах лет вести немой отсчет
Всему, что пронесется, протечет
На выезде, где в памятные годы
Простые не ходила пешеходы,
Где только по звонку, блюдя черед,
Машины — вниз — на площадь, на народ,
Ныряли под ступенчатые своды
И снизу вырывались из ворот.
И стольких здесь она перевидала,
Встречая, провожая всякий раз,
Своих, чужих — каких там ни попало, —
И отразилась в стольких парах глаз,
По ней скользнувших мимолетным взглядом
В тот краткий миг, как проносились рядом...
Нет, не бесследны в мире наши дни,
Таящие надежду иль угрозу.
Случится быть в Кремле — поди взгляни
На эту неприметную березу.
Какая есть — тебе предстанет вся,
Запас диковин мало твой пополнит,
Но что-то вновь тебе напомнит,
Чего вовеки забывать нельзя...
Оказывается, что о берёзе можно написать и так, как Твардовский. Это уже не красивая девушка, как у Прокофьева, и не есенинская невеста: поэт описывает березу серьёзно, строго, возвышенно. Перед нами знакомое с детства дерево, недаром поэт называет ее простецкой,
«Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки…»
Да и все прохожие сразу узнают это дерево по его окраске: черно-белая, рябая.
Стихотворение интересно тем, что поэт только в конце стихотворения использует слово «береза», до этого он употребляет местоимения: ее (притяжательное местоимение; 2 раза: ее ствола, ее куранты); ее (личное местоимение; ее не видно); она, свой, по ней, вся. Это говорит о том, что Твардовский уверен: читатель понимает, о чем идет речь.
В его описании больше динамики, чем мы встречали у Есенина, Фета и Прокофьева; поэт использует глаголы и глагольные формы: рябеет, прогнулась, выросла, отклоняясь, освобождая, перевидала и пр., поэтому в стихотворении много олицетворений: береза угадывала, вздрагивала, встречала, провожала. Прилагательных же при описании березы пот практически не использует, а, следовательно, в отличие от предыдущих анализируемых стихотворений, здесь мало эпитетов: неприметная ипростецкая.
Описывая березу, поэт прибегает и к антитезе: деревенская околица — державная столица! Как же она попала сюда, эта простая русская берёза? Наверное, гуляка ветер принёс сюда маленькое семечко. И вот оно пробилось сквозь асфальт. Теперь стоит скромная русская берёзка рядом со Спасской башней и красуется. И при Иване Грозном стояла, всю войну пережила, и сейчас стоит, всё видит, всё знает, вздрагивает от грохота снарядов и ведёт отсчёт годам. Это свидетель нашей трагической истории. Символ Вечной Руси, России. Она всегда стояла и стоять будет.
Берёза — это связь между прошлым и будущим. И в последних строках стихотворения автор даёт совет нам, читателям: всё оставляет свой след на Земле, поэтому забывать нельзя:
«Случится быть в Кремле — поди взгляни
На эту неприметную березу»
А вот в стихотворении Н.Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз…
В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;
метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули;
эпитеты: хмурых дней, желтый листопад;
сравнения:
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Береза – неотъемлемая часть нашей страны, поэт признается в любви березам, а, следовательно, он признается в любви России. И, как и Есенин, как и Фет, Рубцов в первой и последней строфах употребляет глагол ЛЮБЛЮ, тем самым показывая читателям свои чувства.
Всякое дерево привлекает к себе внимание людей какой-то своей особенностью, свойственной только ему. Но береза покорила всех. Ее нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой.
Заключение
В процессе работы я пришёл к следующим выводам:
1) Какое русское, какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.
2) Береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба.
3) Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.
4) Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.
5) Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов – белая, кудрявая, традиционных метафор – лебедь белая, у березы сережки. Но одновременно каждый поэт видит березку по-своему.
6)Берёза представлена в произведениях поэтов и писателей по-разному: образ родины, образ девушки, символ детства, мирное дерево, символ памяти.
Также в процессе работы над проектом мною был составлен словарик изобразительных средств, используемых разными поэтами при описании березы, и вместе с мамой выполнен рисунок красавицы-берёзы на срезе дерева. Эту работу мы сделали, чтобы оставить родной школе память о моем проекте.
Закончить свою работу мне бы хотелось стихотворением Андрея Дементьева «Березы России». На мой взгляд, это стихотворение – своеобразный итог данной работы, так как береза здесь и символ России, и символ красоты, и символ памяти. Автор как бы собирает воедино все, что важно для нас в этом образе.
Березы России
Березы в ночи – как улыбки…
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.
Березы – как давние даты,
Что все еще в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.
Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.
Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жилье.
Бойцам на коротком привале
Тепло отдавали свое.
Березы – разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав…
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.
Березы, березы России –
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:
1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990. https://a4format.ru/pdf_files_bio2/478ce5c6.pdf
2. Брагина символ русской земли // Русская речь. – 1984. - № 4 https://www.twirpx.com/file/1569693/
3. Горошенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971. https://www.twirpx.com/file/1712567/
4. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1983.
5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. , . – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
http://rozamira.nl/lib/alit.htm
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt
7. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986 http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml
8. Прокофьев А. – Избранное. - М.: Просвещение,1988
9. Рождественский В. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1986
10. Рубцов Н. Стихи. - М.: Просвещение, 1986
11.Токмакова И. Вечерняя сказка. – М.: Оникс, 2003
12.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975. https://www.twirpx.com/file/1720452/
15