СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Д. Манин "Образ берёзы как ключевой образ русской литературы". Руководитель проекта Липкина Елена Валерьена

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект выполнен учащимся 9 класса 

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение


Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесилa с тонких ветвей.

В. Рождественский


Средства художественной изобразительности, которые использовали поэты при описании берёзы:

Олицетворе́ние — троп, присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.


улыбнулись березки

изменила б береза прическу

солнце пригрело

березка развесила

встречает

шумят березы

набегают слезы

шумел листопад




Сравнение - сопоставление изображаемого предмета или явления.



в речку, как в зеркало, глядя

с девушкой с косами

в белое платье одета

в сережках шумел

как улей




Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.


расчесала б кудрявые пряди

вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку

лебедь белая

у берёзки серёжки

шелестят сережки

набегают слезы

побеждает проза

убили пули

Эпитет - это образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного прилагательного.


белая

кудрявая

сонные березки

шелковые косы

зеленые косы

с тонких ветвей

белое платье

в листве кружевной.


Просмотр содержимого документа
«Проект БЕРЁЗА»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимского района





ПРОЕКТ

по родному русскому языку



«ОБРАЗ БЕРЁЗЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»











Выполнил:

Манин Данил - 9 класс

Руководитель:

учитель русского языка,
литературыи МХК

Липкина Е.В











2019 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Берёза – русская красавица..…………………………………..3

1. Берёза как символ России ……………………………………………………4

2. Лексическое значение слова «берёза»………………………………………4

3. Образ берёзы в устном народном творчестве………………………………5

4. Образ берёзы в художественных произведениях…………………………..7

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………..15

Приложение.





























Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.

(О.Шестинский)

1. Вступление. Берёза – русская красавица.

Когда мы видим белые берёзы, то сразу представляем нашу Родину.С давних времён берёзы были символом России. Много стихов и песен написано про эти русские деревья- красавицы.

Ещё в Древней Руси берёза была помощником русским людям: на бересте писали письма и книги, из берёзовой пеньки плели верёвки. Берёзу использовали в строительстве и хозяйстве.

Может быть не все знают, что берёза обладает и целебными свойствами. Берёзовые почки, листья и пыльцу используют для приготовления лекарств.

Берёза- русская красавица. Весной, когда оживает вся природа, начинаются чудесные превращения и с берёзой. Раскрываются почки, появляются молодые клейкие листочки и берёзка, словно девушка, украшает себя пушистыми серёжками. Стволы берёз тоже очень необычные, на них есть чёрные полоски. Издалека, кажется, будто деревья стоят в белых платьях, расшитых чёрными бриллиантами.

Я очень люблю это красивое гордое дерево. Летом я часто хожу в берёзовую рощу. Там очень красиво, много грибов и ягод. А грибы, которые растут рядом с берёзами, так и называются- подберёзовиками.

Сколько ласковых слов можно сказать о берёзке. Чистая, нежная, скромная подруга, красавица с изумрудными серёжками, добрая советчица, ласковая матушка. Возле неё постоять, что из родника воды напиться. Она и радость и горе с тобой разделит. Она и успокоит и на подвиг вдохновит. Рядом с нею ощущаешь аромат родных полей и лугов, чувствуешь себя дома. Общение с нею радует сердце, придаёт уверенность, возбуждает желание творить добро, любить весь мир, жить для людей. Те же чувства охватывают меня при слове Родина, Россия. Я верю, что гордая и красивая русская берёза навсегда останется символом нашей могучей Родины.



РУССКАЯ КРАСАВИЦА

Белоствольная красавица берёза-

Символ славной Родины моей.

Ни в одной стране не встретишь

Древа ни стройнее, ни милей.

А ведь сколько пользы от берёзки,

Что всего, наверное, не счесть,

Вот поэтому красавице берёзке

Все оказывают уважение и честь.

Свою работу я решил посвятить именно красавице-березе, а точнее образу березы в русской поэзии.

Актуальность проекта состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего сою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?

Объектом исследования являются произведения русских поэтов;

Предметом исследования – образ русской березы.

Гипотеза проекта заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.

Цели проекта – определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;

2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;

3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских поэтов;

4) определить, что символизирует образ березы в произведениях;

5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы;

6) выполнить творческую работу – изобразить берёзу на срезе дерева.

1. Берёза – символ России.

Есть много красивых деревьев, кустарников и цветов. Почему же символом России стала именно берёзка?

Берёза- это род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Насчитывают около двадцати видов. Растёт берёза в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки, почки и листья как мочегонное и желчегонное средство. Вот и всё, что написано о берёзе в Энциклопедическом словаре. Ничего особенного!

И всё-таки, когда возвращаешься из далёкого путешествия, радуешься белым берёзкам, любуешься ими и понимаешь, что они дороже самых ярких и причудливых цветов жарких стран. Вдруг начинаешь понимать, что эти берёзки такие же хрупкие, и в то же время стойкие; ранимые, и в то же время величавые, в общем такие же как Россия.

А может быть берёза стала символом нашей Родины, потому что как и наша заснеженная Россия - белая, чистая и сказочная. Ведь не случайно храмы на Руси тоже белые. А белый цвет - это цвет чистоты, невинности, беззащитности и уязвлённости.

Можно перечислить ещё много причин, выдвинуть несчетное количество предположений, но, на мой взгляд, очень тонко и точно сказал Всеволод Рождественский:

Подняла церквушка золотые

Луковки среди речных излук,

И берёзы, свечи восковые

Щедро порасставила вокруг.

Сколько гроз над ней отбушевало,

А она безмолвна и чиста.

Всё стоит, как и всегда стояла,-

Русская живая красота.

2. Лексическое значение слова «берёза».

Что говорится о берёзе в Энциклопедии, я сказал выше. А теперь посмотрим, что можно узнать о берёзе в различных толковых словарях и справочниках.

Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.

В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки.

В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».

Итак, что означает слово «берёза», мы рассмотрели.

3. Образ берёзы в устном народном творчестве.

Теперь посмотрим, как представлена берёза в устном народном творчестве.

Берёзка – самое праздничное и нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность берёзку величают невестой. О ней со старины ведутся и песни, и сказки, и стихи.

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали родоначальницей и покровительницей. Когда-то березу называли деревом «четырёх дел» « Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье – людям колодец» Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на

здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.

Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами, заплетая ветви косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни. Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Берёза считалась с давних пор символом плодородия.

Сколько русский народ сочинил песен, загадок, пословиц, в которых главным образом являлась берёза!


Загадки:

Стоят столбики белёные,
На них шапочки зелёные.

***

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.

***

На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.


***

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.


В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце». В других березу сравнивали с девушками-подружками. Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками.

Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не

луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек или перечисляются основные отличительны

признаки березы с помощью однородных существительных: Стоит Алена – платок

зеленый, тонкий стан, белый сарафан или с помощью однородных глаголов: Ствол

белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки.

Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками: Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.

Приметы:

- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

- Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Пословицы, поговорки:

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.


Бела береста - да деготь черен.

Для врага и береза - угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.

Бела береста – да дёготь чёрен.

На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы. Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как незаменимый предмет в народном хозяйстве. К образу берёзы часто обращаются художники, поэты и композиторы.

4. Образ берёзы в художественных произведениях .

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Это всем известные строки из стихотворения о берёзе А. Прокофьева. Сколько определений-эпитетов: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую». Каждый день по дороге в школу, возле домов я встречаю это дерево. Сегодня попытаюсь взглянуть на березу другими глазами, попробую рассмотреть этот знакомый образ в произведениях русских поэтов.

Я изучил стихотворения русских поэтов, в центре которых – описание берёзы. Среди них произведения С.Есенина, А. Прокофьева, О. Шестинского, В. Рождественского, С. Городецкого, Н. Рубцова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, И. Токмаковой. Мне стало ясно, что для каждого поэта берёза является определённым символом. Стихи этих поэтов о берёзе я объединил в группы: для одних – это символ России, для других берёза – девица – красавица, для третьих она является символом детства, стихи других поэтов представляют берёзу «мирным деревом».

В стихотворениях некоторых русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский:

Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена…

В начале стихотворения «Без березы не мыслю России» Шестинский говорит о березе и России, как о едином целом. В одной из строчек высказывает предположение, что береза первична: «от березы – вся Русь рождена». Береза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Вся жизнь россиян, события тесно связаны с этим удивительным деревом:

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили,…

Так, чтоб были березы в ногах.

Березы, как утверждает поэт, тоже живут «человеческой жизнью». При этом он использует олицетворения: они «…смеются зеленой листвою, …сережками слезы прольют», тем самым, доказывая, что Россия и береза – единое целое, и они неразделимы.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы…

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.

С. Есенин назвал Россию «страной березового ситца». Для него березка была как нежная, юная, чистая девушка:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой. Ветви березы напоминают поэту девичьи косы. У С.Есенина спокойное состояние деревьев ассоциируется с сонными, миролюбивыми, а значит, улыбающимися березами. Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В таком маленьком четверостишии Есенин выразил все чувство, все свое настроение в данный момент написания. Он восхищается ею, придает ей особый нрав.

С.А.Есенин одухотворяет образ березы, сравнивая ее с девушкой. У его березки «девическая грудь», вещи девушки: сарафан, гребешок, юбчонка, сережки. Береза очеловечена, она «загляделась в пруд», она вся пронизана ожиданием радости и тревоги. Как девушка, она полна мечтаний и дум. «Загляделась» - значит, задумалась. От дуновений ветра шелестит листва – это «шепчет ветер». Пушистые ветви березы автор сравнивает с косами. Даже «песок звенит» у Есенина; все вокруг живет своей незаметной для нас жизнью. Образ девушки и Родины сливаются в единое целое в творчестве С. Есенина.

  А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

Прокофьев в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой.

Береза сказочно красива, неповторима, своеобразна, загадочна, поэтому, наверное, сказочные действия происходят в березовой роще.

Это подтверждает и поэт В. Рождественский в стихотворении «Деревья»:

Но всех милей мне девушка – береза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Аленушка пригорков и равнин.

В. Рождественский, создавая образ березы, использует много изобразительно-выразительных средств: эпитеты – зеленые косы, с тонких ветвей, белое платье, в листве кружевной, горячее лето, на опушке лесной, задумчивых песен, легкий наряд; сравнения: с девушкой с косами, в белое платье одета, в сережках, кружевной, наряд чудесен; олицетворения: солнце пригрело, березка развесила, встречает. Как в устном народном творчестве перед нашим взором встает молодая девушка – березка, с зелеными косами, которые спадают с тонких ветвей. Она одета в белое платье, кружевное из листвы, вся в сережках.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

В стихотворении И. Токмаковой «Береза» хорошо выражены характерные черты девушки, которая следит за собой, за своими волосами. Здесь автор полностью олицетворяет березу, пытается ввести ее в образ.

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Разумеется, здесь используются изобразительные средства, такие как сравнения: в речку, как в зеркало, глядя; олицетворения: изменила б береза прическу; метафоры: расчесала б кудрявые пряди, вошло бы в привычку по утрам заплетать косичку. Употребляя условное наклонение: если б, вошло бы, изменила б, расчесала б, автор как бы вводит нас в другой мир, заставляя размышлять и фантазировать.

Береза – хранительница тайн. В глубине своей древесной коры она о чем-то думает, мечтает или с печалью ожидает осенние дни. В эту «звездную ночь» с ней прощался пастух – «лил слезы», обнимая тонкий ствол дерева, до следующей весны («до новых журавлей»).

С.Городецкий в стихотворении «Береза» белый ствол березы сравнивает с белым телом. Ветви ее подобны черным волосам, которые воспевает Лель. В создании красоты участвует бог Солнца - Ярила, который одарил дерево зеленой заостренной листвою. Здесь использованы яркие выразительные средства как олицетворение, эпитеты, сравнения: янтарный день, лазурью светозарной, сочилась лень, ветки благодарной, белело тело; белое, как хмель; кипучих волн, волн озерных, веселый Лель, лучи волосьев, черных, Ярила увенчал, пышно увенчал, листвою заостренной, разметал цвет, лазури неба, цвет зеленый.

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.



Белая береза как растение привлекает многих писателей. Их удивляет белизна этого своеобразного, не похожего на других дерева. «Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, и от этого кругом становится светлее» (Г.Скребицкий «В березовой роще»). В березовой роще всегда светло, этот свет радостью передается любому человеку, поднимает каждому настроение.

Белый цвет всегда радует глаз, он ассоциируется с нежностью, миролюбием, чистотой. Поэтому, наверное, березу называют мирным деревом.

Березу поэты называют не только белой и зелёной, но и золотой из-за её яркой осенней желтизны.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

(И.А.Бунин. Листопад)

Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе… (И.Тургенев).

Совсем другой смысл вкладывает в этот образ А. Твардовский. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение «Берёза», написанное в 1967 году.

Береза
На выезде с кремлевского двора, 
За выступом надвратной башни Спасской, 
Сорочьей черно-белою раскраской 
Рябеет - вдруг— прогиб ее ствола.

Должно быть, здесь пробилась самосевом, 
Прогнулась, отклоняясь от стены, 
Угадывая, где тут юг, где север, 
Высвобождая крону из тени...

Ее не видно по пути к царь-пушке 
За краем притемненного угла. 
Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки, 
С околицы забвенной деревушки. 
С кладбищенского сельского бугра...

А выросла в столице ненароком, 
Чтоб возле самой башни мировой 
Ее курантов слушать мерный бой 
И города державный рокот,

Вновь зеленеть, и вновь терять свой лист, 
И красоваться в серебре морозном, 
И на ветвях качать потомство птиц, 
Что здесь кружились при Иване Грозном.

И вздрагивать во мгле сторожевой 
От гибельного грохота и воя,
Когда полосовалось над Москвой 
Огнями небо фронтовое.

И в кольцах лет вести немой отсчет 
Всему, что пронесется, протечет 
На выезде, где в памятные годы 
Простые не ходила пешеходы,

Где только по звонку, блюдя черед, 
Машины — вниз — на площадь, на народ, 
Ныряли под ступенчатые своды 
И снизу вырывались из ворот.

И стольких здесь она перевидала,
Встречая, провожая всякий раз,
Своих, чужих — каких там ни попало, —
И отразилась в стольких парах глаз,
По ней скользнувших мимолетным взглядом
В тот краткий миг, как проносились рядом...

Нет, не бесследны в мире наши дни, 
Таящие надежду иль угрозу. 
Случится быть в Кремле — поди взгляни 
На эту неприметную березу.

Какая есть — тебе предстанет вся, 
Запас диковин мало твой пополнит, 
Но что-то вновь тебе напомнит, 
Чего вовеки забывать нельзя...


Оказывается, что о берёзе можно написать и так, как Твардовский. Это уже не красивая девушка, как у Прокофьева, и не есенинская невеста: поэт описывает березу серьёзно, строго, возвышенно. Перед нами знакомое с детства дерево, недаром поэт называет ее простецкой,

«Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки…»

Да и все прохожие сразу узнают это дерево по его окраске: черно-белая, рябая.

Стихотворение интересно тем, что поэт только в конце стихотворения использует слово «береза», до этого он употребляет местоимения: ее (притяжательное местоимение; 2 раза: ее ствола, ее куранты); ее (личное местоимение; ее не видно); она, свой, по ней, вся. Это говорит о том, что Твардовский уверен: читатель понимает, о чем идет речь.

В его описании больше динамики, чем мы встречали у Есенина, Фета и Прокофьева; поэт использует глаголы и глагольные формы: рябеет, прогнулась, выросла, отклоняясь, освобождая, перевидала и пр., поэтому в стихотворении много олицетворений: береза угадывала, вздрагивала, встречала, провожала. Прилагательных же при описании березы пот практически не использует, а, следовательно, в отличие от предыдущих анализируемых стихотворений, здесь мало эпитетов: неприметная ипростецкая.

Описывая березу, поэт прибегает и к антитезе: деревенская околица — державная столица! Как же она попала сюда, эта простая русская берёза? Наверное, гуляка ветер принёс сюда маленькое семечко. И вот оно пробилось сквозь асфальт. Теперь стоит скромная русская берёзка рядом со Спасской башней и красуется. И при Иване Грозном стояла, всю войну пережила, и сейчас стоит, всё видит, всё знает, вздрагивает от грохота снарядов и ведёт отсчёт годам. Это свидетель нашей трагической истории. Символ Вечной Руси, России. Она всегда стояла и стоять будет.

Берёза — это связь между прошлым и будущим. И в последних строках стихотворения автор даёт совет нам, читателям: всё оставляет свой след на Земле, поэтому забывать нельзя:

«Случится быть в Кремле — поди взгляни 
На эту неприметную березу»

А вот в стихотворении Н.Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев берез у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз…

В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения: шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;

метафоры: набегают слезы, побеждает проза, убили пули;

эпитеты: хмурых дней, желтый листопад;

сравнения:

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...


Береза – неотъемлемая часть нашей страны, поэт признается в любви березам, а, следовательно, он признается в любви России. И, как и Есенин, как и Фет, Рубцов в первой и последней строфах употребляет глагол ЛЮБЛЮ, тем самым показывая читателям свои чувства.



Всякое дерево привлекает к себе внимание людей какой-то своей особенностью, свойственной только ему. Но береза покорила всех. Ее нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой.

Заключение

В процессе работы я пришёл к следующим выводам:

1) Какое русское, какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

2) Береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба.

3) Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.

4) Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

5) Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов – белая, кудрявая, традиционных метафор – лебедь белая, у березы сережки. Но одновременно каждый поэт видит березку по-своему.

6)Берёза представлена в произведениях поэтов и писателей по-разному: образ родины, образ девушки, символ детства, мирное дерево, символ памяти.

Также в процессе работы над проектом мною был составлен словарик изобразительных средств, используемых разными поэтами при описании березы, и вместе с мамой выполнен рисунок красавицы-берёзы на срезе дерева. Эту работу мы сделали, чтобы оставить родной школе память о моем проекте.

Закончить свою работу мне бы хотелось стихотворением Андрея Дементьева «Березы России». На мой взгляд, это стихотворение – своеобразный итог данной работы, так как береза здесь и символ России, и символ красоты, и символ памяти. Автор как бы собирает воедино все, что важно для нас в этом образе.

Березы России

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.







































Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990. https://a4format.ru/pdf_files_bio2/478ce5c6.pdf

2. Брагина символ русской земли // Русская речь. – 1984. - № 4 https://www.twirpx.com/file/1569693/

3. Горошенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971. https://www.twirpx.com/file/1712567/

4. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1983.

5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. , . – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

http://rozamira.nl/lib/alit.htm

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt

7. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986 http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml

8. Прокофьев А. – Избранное. - М.: Просвещение,1988

9. Рождественский В. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1986

10. Рубцов Н. Стихи. - М.: Просвещение, 1986

11.Токмакова И. Вечерняя сказка. – М.: Оникс, 2003

12.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975. https://www.twirpx.com/file/1720452/  















15


Просмотр содержимого документа
«Рецензия на проектную работу породному русскому языку»

Рецензия на проектную работу по родному русскому языку, выполненную учеником 9 класса Маниным Данилом.

Тема работы: «Образ берёзы как ключевой образ русской литературы»

Актуальность работы состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. 

Цель проекта была следующая: определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ.

Для достижения данной цели Данил ставил следующие задачи:

1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;

2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;

3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских поэтов;

4) определить, что символизирует образ березы в произведениях;

5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы;

6) выполнить творческую работу – изобразить берёзу на срезе дерева.

Новизна и практическая значимость проекта: в работе сведены в одно целое обобщение имеющейся информации и создание презентации. Хорошим дополнением работы является словарик средств художественной изобразительности, которые использовали поэты при описании берёзы, а также творческая работа: изображение берёзы на срезе дерева. Материал может быть полезен для учителей русского языка и литературы.             

Качество обзора и полнота использования источников информации: в работе выполнен обзор многих источников литературы. Обзор выполнен качественно и полно.

             Основные результаты: при работе над теоретической частью проведена большая работа с литературой. Ученик показала умение логически излагать материал.

             Оригинальность предлагаемых решений: в подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии — презентация, отображающая результат работы.

Я считаю, что работа хорошая, с полтавленными задачами учащийся справился. К защите может быть допущен.

             

Рецензент: Е.В.Липкина, учитель русского языка и литературы.



Просмотр содержимого презентации
«МАНИН БЕРЁЗА»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимского района      ПРОЕКТ  по родному русскому языку     « ОБРАЗ БЕРЁЗЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ »    Выполнил: Манин Данил - 9 класс Руководитель: учитель русского языка,  литературыи МХК Липкина Е.В 2019 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Быстровка» Искитимского района   ПРОЕКТ по родному русскому языку   « ОБРАЗ БЕРЁЗЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ »

Выполнил:

Манин Данил - 9 класс

Руководитель:

учитель русского языка, литературыи МХК

Липкина Е.В

2019 г.

Актуальность проекта состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего свою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи? Оъектом исследования являются произведения русских поэтов. Предметом исследования – образ русской березы. Гипотеза проекта заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
  • Актуальность проекта состоит в том, что такие понятия как «береза» и «Россия» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего свою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?
  • Оъектом исследования являются произведения русских поэтов.
  • Предметом исследования – образ русской березы.
  • Гипотеза проекта заключается в том, что береза привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для описания этого дерева авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Цели проекта – определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова; 2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;  выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы; 3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских поэтов; 4) определить, что символизирует образ березы в произведениях; 5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы; 6) выполнить творческую работу – изобразить берёзу на срезе дерева.

Цели проекта – определить, что выражает образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей; выяснить, как в своём творчестве русские поэты и писатели создают её художественный образ.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) дать понятие слову «береза», определить лексическое значение данного слова;

2) рассмотреть образ березы в устном народном творчестве;

выявить традиции русского народа, связанные с образом берёзы;

3) выяснить, как раскрывается образ березы в произведениях русских поэтов;

4) определить, что символизирует образ березы в произведениях;

5) составить словарик изобразительных средств, используемых при описании березы;

6) выполнить творческую работу – изобразить берёзу на срезе дерева.

1. Берёза – символ России. Подняла церквушка золотые Луковки среди речных излук, И берёза, свечи восковые Щедро порасставила вокруг. Сколько гроз над ней отбушевало, А она безмолвна и чиста. Всё стоит, как и всегда стояла,- Русская живая красота.  (Вс. Рождественский)

1. Берёза – символ России.

Подняла церквушка золотые

Луковки среди речных излук,

И берёза, свечи восковые

Щедро порасставила вокруг.

Сколько гроз над ней отбушевало,

А она безмолвна и чиста.

Всё стоит, как и всегда стояла,-

Русская живая красота.

(Вс. Рождественский)

2. Лексическое значение слова «берёза» Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры. В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки. В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».

2. Лексическое значение слова «берёза»

Посмотрим, какое толкование дается в словаре С.И.Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями». Слово «береза» общеславянского индоевропейского характера, произошло от старославянского «бреза». В.И.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры.

В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки.

В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».

  • Итак, что означает слово «берёза», мы рассмотрели.
3. Образ берёзы в устном народном творчестве Загадки: Стоят столбики белёные,  На них шапочки зелёные. *** В белом сарафане  Встала на поляне.  Летели синицы,  Сели на косицы. *** На поляне девчонки  В белых рубашонках,  В зелёных полушалках.   *** Разбежались по опушке  В белых платьицах подружки.

3. Образ берёзы в устном народном творчестве

Загадки:

Стоят столбики белёные, На них шапочки зелёные.

***

В белом сарафане Встала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы.

***

На поляне девчонки В белых рубашонках, В зелёных полушалках.

 

***

Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

Приметы: Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое. Когда берёза станет распускаться – сей овёс. Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя Пословицы, поговорки: Береза не угроза - где она стоит, там и шумит. Бела береста - да деготь черен. Для врага и береза - угроза. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит. Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.

Приметы:

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя

Пословицы, поговорки:

Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

Бела береста - да деготь черен.

Для врага и береза - угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Кривая берёза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.

4. Образ берёзы в художественных произведениях

4. Образ берёзы в художественных произведениях

*** Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.  *** Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

***

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В. Рождественский «Деревья» … Но всех милей мне девушка-береза,  Пришедшая из сказок и былин,  Снегурочка, любимица мороза,  Аленушка пригорков и равнин.   Ей любы наши зори, сенокосы,  Ромашки в росах, звонкие стрижи,  Зеленые она качает косы  Над волнами бегущей с ветром ржи.   И с нею сам я становлюсь моложе,  Позабывая беды и года.  Она ведь чем-то на тебя похожа...  Ну что ж! Мы были молоды тогда.

В. Рождественский «Деревья»

Но всех милей мне девушка-береза, Пришедшая из сказок и былин, Снегурочка, любимица мороза, Аленушка пригорков и равнин. Ей любы наши зори, сенокосы, Ромашки в росах, звонкие стрижи, Зеленые она качает косы Над волнами бегущей с ветром ржи. И с нею сам я становлюсь моложе, Позабывая беды и года. Она ведь чем-то на тебя похожа... Ну что ж! Мы были молоды тогда.

С. Городецкий «Берёза» Я полюбил тебя в янтарный день,  Когда, лазурью светозарной  Рожденная, сочилась лень  Из каждой ветки благодарной. Белело тело, белое, как хмель  Кипучих волн озерных.  Тянул, смеясь, веселый Лель  Лучи волосьев черных. И сам Ярила пышно увенчал  Концы волос зеленой кроной  И, заплетая, разметал  В цвету лазурном цвет зеленый.

С. Городецкий «Берёза»

Я полюбил тебя в янтарный день, Когда, лазурью светозарной Рожденная, сочилась лень Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озерных. Тянул, смеясь, веселый Лель Лучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчал Концы волос зеленой кроной И, заплетая, разметал В цвету лазурном цвет зеленый.

В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства: олицетворения:  шумят березы, набегают слезы, шумел листопад; метафоры:  набегают слезы, побеждает проза, убили пули; эпитеты:  хмурых дней, желтый листопад; сравнения: Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви.  С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад...

В стихотворении поэт использует изобразительно-выразительные средства:

олицетворения:  шумят березы, набегают слезы, шумел листопад;

метафоры:  набегают слезы, побеждает проза, убили пули;

эпитеты:  хмурых дней, желтый листопад;

сравнения:

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...

Заключение

В процессе работы я пришёл к следующим выводам:

1) Какое русское, какое милое дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

2) Береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба.

3) Береза прекрасна в любое время года. Она, как девица-красавица, меняет свои наряды. Осенью надевает золотые платья, зимой укутывается в пушистые белые шубы, весной и летом наряжается в нежно-зеленые сарафаны с кокетливыми сережками.

4) Березу называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

5) Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов – белая, кудрявая, традиционных метафор – лебедь белая, у березы сережки. Но одновременно каждый поэт видит березку по-своему.

6)Берёза представлена в произведениях поэтов и писателей по-разному: образ родины, образ девушки, символ детства, мирное дерево, символ памяти.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов: 1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990. https://a4format.ru/pdf_files_bio2/478ce5c6.pdf  2. Брагина символ русской земли // Русская речь. – 1984. - № 4 https://www.twirpx.com/file/1569693/ 3. Горошенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971. https://www.twirpx.com/file/1712567/  4. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1983. 5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. , . – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с. http://rozamira.nl/lib/alit.htm  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt  7. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986 http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml  8. Прокофьев А. – Избранное. - М.: Просвещение,1988 9. Рождественский В. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1986 10. Рубцов Н. Стихи. - М.: Просвещение, 1986 11.Токмакова И. Вечерняя сказка. – М.: Оникс, 2003 12.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975. https://www.twirpx.com/file/1720452/   13. Фон презентации: http://elenaranko.ucoz.ru/

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990. https://a4format.ru/pdf_files_bio2/478ce5c6.pdf

2. Брагина символ русской земли // Русская речь. – 1984. - № 4 https://www.twirpx.com/file/1569693/

3. Горошенко В.П. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1971. https://www.twirpx.com/file/1712567/

4. Есенин С. Избранное. Стихотворения и поэмы. – М.: Детская литература, 1983.

5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. , . – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

http://rozamira.nl/lib/alit.htm

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt

7. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986 http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml

8. Прокофьев А. – Избранное. - М.: Просвещение,1988

9. Рождественский В. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1986

10. Рубцов Н. Стихи. - М.: Просвещение, 1986

11.Токмакова И. Вечерняя сказка. – М.: Оникс, 2003

12.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975. https://www.twirpx.com/file/1720452/  

13. Фон презентации: http://elenaranko.ucoz.ru/

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя