Пояснительная записка
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе- значит
быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, все это может быть отражено именно в краткосрочном проекте «Готовимся стать школьниками». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта:
I этап «Подготовительный»
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта; подбор литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику, необходимого для реализации проекта; прогнозирование результата; разработка конструктов НОД и бесед по ознакомлению детей со школьной жизнью; сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
II этап – «Организационный» (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).
1. Оформление информационного стенда для родителей
2. Организация развивающей предметной среды:
Подбор художественной литературы
Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок
Подбор дидактических, словесных, настольных игр, игр – этюдов по ознакомлению с профессиями.
III этап - «Познавательно-творческий»
Проведение целевых экскурсий
Просмотр презентаций и фильмов о школе и школьной жизни
Беседы о школьных профессиях
Чтение художественной литературы
Организация дидактических, словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр, игр-этюдов
Продуктивная деятельность: творческие коллективные работы, творческие семейные работы, рисование, аппликация, лепка.
Досуг «Страна знаний»
IV этап «Презентационный»
Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:
Творческой презентации проекта
Досуга «Страна знаний»
Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»
Структура проекта «Профессии моего города»:
Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми.
Содержательный раздел представлен тематическим планирование по развитию познавательной активности и интереса к школе, сформированию у детей группы положительного отношения к предстоящему школьному обучению и содержит пять направлений развития ребенка (образовательных областей), обозначенным в ФГОС ДО:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по теме проекта.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, игровой¸ творческий.
По продолжительности: краткосрочный
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта:
Педагоги группы
Дети подготовительной группы
Родители
Специалисты детского сада
Окружающий социум
Актуальность:
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.
Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.
Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая подготовка ребенка к поступлению в школу. В связи с этим появилась необходимость создания познавательного проекта «Готовимся стать школьниками».
Цель проекта:
Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи проекта:
Формировать положительную учебную мотивацию;
Формировать представления детей о школе и её значении;
Воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
Развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
Развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
Воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
Активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки
Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.
Психолого-педагогические условия
В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации проекта должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность.
Принципы реализации проекта:
личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;
научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
единство содержания форм и методов работы;
принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
принцип доступности;
принцип системности и последовательности.
Предполагаемые результаты в соответствии целевых ориентиров ФГОС ДО:
Сформированы у детей старшего дошкольного возраста «внутренняя позиция школьника» и предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;
Накоплен большой багаж знаний о школе;
Снижена тревожность у детей, связанная со школьным обучением;
Нормализован уровень развития психических процессов и речевой деятельности детей;
Повышена компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе.
У детей сформированы учебно-познавательный мотив и произвольность поведения.
Подготовлена руки к письму.
Формы организации деятельности:
Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
Совместная деятельность ребенка со взрослыми.
Самостоятельная деятельность детей.
Интерактивная работа с родителями.
Методы проекта:
ННОД, информационно – познавательная деятельность; наблюдения за трудом взрослых; целевые прогулки и экскурсии; чтение художественной литературы; игровая деятельность: игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, игры - этюды; конструирование; макетирование, коллекционирование; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий; самостоятельная деятельность; художественно-творческая деятельность; взаимодействие с семьями воспитанников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Месяц | Формы и методы работы с детьми | Формы и методы работы с родителями |
сентябрь | Беседы: «1 сентября – День знаний» «Уроки и перемены в школе» Экскурсии: Словесные игры: «Урок – перемена» «Я хочу в школу, потому что…» Дидактические игры: «Домино «Первоклассник» «Кто работает в школе» «Мой путь в школу» Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей: «Давайте поздороваемся» «Встаньте все те, кто...» Чтение и рассказывание стихотворений о школе. Л.А. Арсенова «Что такое школа» M. Зощенко «Пора вставать!» З. Александрова «В школу» Н. Самоний «В добрый час, первоклашки!» Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский Рисование: Просмотр мультфильмов: «Маша идет в школу» «Лесная школа». | |
октябрь | Беседы: «О правилах поведения в школе» «Школьные принадлежности» «Откуда ручка пришла» Выставки: «Школьные принадлежности» «Мои родители – школьники» Словесные игры: Дидактические игры: Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей: «Опиши друга» «Мое настроение» Чтение: «Слово о моей учительнице» Н. Голь «Школьный звонок» С. Пшеничных «Удивительный букет» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы» Виктор Голявкин «Карусель в голове» Аппликация: Слушание песен: «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина «Здравствуй, первый класс!» Слова: Владимир Степанов. Музыка: Станислав Стемпневский «Здравствуй, школа!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой Просмотр мультфильмов: Трудовая деятельность: «Наведем порядок в шкафчиках» «Учимся ремонтировать книги» | |
ноябрь | Беседы: «Школьная форма» «Какие бывают уроки» Словесные игры: «Я начну, а ты продолжи» «Логические пары» Сюжетно-ролевая игра: Дидактические игры: «Четвертый лишний» «Парочки» «Читаем по буквам» Подвижная игра: Чтение: Агния Барто «Три звонка» Елена Долгих «Первый класс» Л.Кинцель «Первоклассник» Л.Каминский «Начинаю новую жизнь» Пословицы и поговорки об учении. Вечер загадок Аппликация Рисование: Конструирование: Слушание песен: «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский. «Здравствуй, школа!». Музыка Виталия Алексеева. Слова Марии Филатовой «Самый лучший в мире класс». Слова: Петр Синявский. Музыка: Яковлев Просмотр мультфильмов: | Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность» |
декабрь | Беседы: Экскурсия: Словесные игры: «Назови слово» «Цепочка слов» «Подбери определение» «Назови слово на букву…» Дидактические игры: «Кубики для всех» «Забавные истории» «Школьная доска» Сюжетно-ролевая игра: Подвижные игры: Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей: «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся» «Волшебные средства понимания» Чтение: О. Дриз «Когда человеку шесть» Ю. Вийра «Дедушкины валенки». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин «Моя работа» Слушание песен «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков «Кто добрее всех на свете». Слова и музыка Людмилы Мельниковой «Учительница». Слова: Константин Ибряев. Музыка: Юрий Чичков «Первое сентября». Слова и музыка Николая Моткова Просмотр мультфильмов «Слоненок пошел учиться» «История с единицей» | |
январь | Беседы: «Мой дневник» «Мой пенал» Составление рассказа по картине «В школу» Сюжетно – ролевая игра Словесные игры: «Один, два, пять» «Похожие слова» Дидактические игры «Сложи узор» «Читаем предложения» «Числовые домики» Пальчиковая игра: Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей: «Сделаем по кругу друг другу подарок» «Ролевое проигрывание ситуаций» Подвижная игра: Час загадок и ребусов о школе. Чтение: Ю. Коваль «Нулевой класс» Л.Каминский «Сочинение» В. Берестов «Школьные зарисовки» Конструирование: Коллаж: Слушание песен: «На урок». Музыка и слова В. Топильницкого «Страна знаний». Слова: Ольга Безымянная. Музыка: Игорь Римденок Просмотр мультфильмов: «Проделкин в школе» «Зайка идет в школу» | Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей; |
февраль | Беседа Экскурсия: Дидактические игры Словесные игры «Назови ласково» «Скажи наоборот» Пальчиковая игра Подвижная игра: «Где были мы не скажем, а что делали покажем» Чтение рассказов и стихов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко «Не надо врать» Э. Мошковская «Печальная арифметика» Б.Заходер «Перемена» В. Моруг «Что ждет меня в школе» Рисование Аппликация: Слушание и пение музыкальных произведений. «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин. Музыка: Томас Корганов «Скажем первоклассникам». Слова и музыка Юрия Александрова Театрализация: Пантомима: Просмотр мультфильмов: «Наш друг Пишичитай» «Первый урок» | |
март | Беседа: Встреча с учителем начальных классов школы № 40 Экскурсия: Сюжетно – ролевая игра: Дидактические игры Словесные игры: «Незнайкины ошибки» «Доскажи словечко» «Скажи наоборот» Пальчиковые игры: Игра – этюд: Чтение: Юрий Фригович «На задней парте» Н. Найдёнова «Новая школа» А. Барто «Петя утомлен» Ирис Ревю «Новый учитель»( http://detskiychas.ru/rasskazy) Ирис Ревю «Рычащая буква»( http://detskiychas.ru/rasskazy) Вечер скороговорок Слушание песен «Первоклассник-новичок». Слова В. Федоровой. Музыка Е. Стихина «Первоклассник-новичок». Слова В. Федоровой. Музыка Е. Стихина Подвижная игра Аппликация: | |
апрель | Беседа: Встреча с учителем начальных классов школы № 17 Дидактические игры Словесные игры: «Раз словечко, два словечко» «Прятки – догадки» «Путаница» Пальчиковые игры: Чтение В. Кодрян «В школу» Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» Аппликация Рисование Лепка «Буквы» Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого «Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский "Мы теперь ученики" Слова: К. Ибряев, музыка: Г. Струве Театрализация Веселые состязания: | |
май | Слушание и пение песен к выпускному вечеру: «Две тонкие косички, короткие штанишки». Автор музыки и слов С Солнцева «До свиданья, детский сад». Автор музыки и слов М. Басова «За летом зима пролетели года» Слова: В. Борисов, музыка: А. Ермолов «Прощайте, игрушки». Музыка Е.Зарицкая, слова Е.Приходько Оформление фотоальбома, презентации о проделанной работе по проекту. Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». | Подготовка к выпускному вечеру. |
III. Организационный раздел
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.И. и др. ФГОС. «Детство-Пресс», 2015г.
Бабаева Т. И., Гусарова Т. Г., Деркунская В.А., Римашевская Л. С. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". ФГОС. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.
Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб.: Речь, 2008
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Материально-техническое:
«1 сентября – День знаний»
«Школа и школьные принадлежности»
Сборник песен о школе, о детском саде.
Дидактические игры:
«Отгадай загадку и найди отгадку»
«Как хорошо уметь читать»
«Четвертый лишний. Собираемся в школу»
«Готов ли ты к школе? Математика»
«Готов ли ты к школе? Обучение грамоте»
«Готов ли ты к школе? Мышление»
«Готов ли ты к школе? Внимание»
Школьный ранец.
Азбука, букварь
Учебники.
Дневник.
Тетради на печатной основе
Набор различных ручек
Тетради для первоклассника (клетка, косая линейка)
Папка для тетрадей
Пенал (карандаш, ручка, линейка, ластик, точилка)
Магнитная доска с магнитными буквами
Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»
Сборник «Смешные рассказы о школе»
Сборник «Стихи и песни о школе»
Сергей Георгиев «Школьные истории. Веселые и разные»
Сборник «Смешные рассказы о школьниках»
Виктор голявкин «В школе и дома»
Сборник «Хочу в школу»
10