Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Ефимовский детский сад комбинированного вида"
проект
для детей с тяжелым нарушением речи
"Ветерок"
Составил: учитель - логопед
первой квалификационной категории
М.Е. Наумова
Согласовано: зам.заведующего по УВР
_________________/Ю.Г. Шпилина
2018
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий
Тип проекта: краткосрочный
Разработчик: Наумова Марина Евгеньевна, учитель – логопед
Организация: МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида"
Этапы реализации проекта
Подготовительный: | 27,28 февраля |
Основной: | 1-14 марта |
Заключительный: | 15 марта |
Актуальность проекта
В наше время большое количество детей страдают тяжелым нарушением речи. По данным ПМПК в Бокситогорском районе больше всего у детей страдает связная речь. Действительно, в век информационных технологий, родители все больше отдают предпочтение гаджетам, чем общению со своим ребенком. В силу занятости - сказки на ночь все чаще заменяют аудиосказки.
Дети с ТНР - это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ТНР, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.
Одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театр и театрализованные игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.
Как известно, произношение слов тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Цель проекта: формирование у детей умения управлять органами дыхания.
Задачи проекта
Коррекционно - образовательные:
Обучение детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
Закрепление у детей навыка дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание
Совершенствование звуковой стороны речи.
Совершенствование просодической стороны речи и интонационной выразительности.
Коррекционно - развивающие:
Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
Формировать навыки устной речи.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать нравственно-этические качества (эмоционально-положительное отношение друг к другу).
Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей
Предполагаемые результаты:
Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху.
Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания.
Оборудован «уголок дыхания»
Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей.
Оборудованы папки с консультациями для родителей.
Реализация проекта
Подготовительный этап | Изучение научно–методической литературы по данной теме |
Составление плана - схемы проекта |
Создание условий для реализации проекта: подбор упражнений и игр для развития дыхания. |
Основной этап | Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха |
Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания |
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков |
Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха |
Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров |
Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья |
Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» |
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание |
Заключительный этап | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики |
Подведение итогов реализации проекта |
Список литературы:
1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
УПРАЖНЕНИЕ 1. В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка), расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой), опять непроизвольный выдох животом и т.д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают 2-3 мин.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «Надуем пузырь» Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Повторить 4-5 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Вот какие мы большие!»
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Поднять руки вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.
2. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
3. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. УПРАЖНЕНИЕ 1. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
4. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Произнеси чистоговорки». Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать чистоговорку.