Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект
ТЕМА: Приложение дополненной реальности к учебнику геометрии
Выполнил: Кириллов Иван
Учащийся 10 класса
Руководитель: Шаньгина В.Е
педагог дополнительного образования
2021-2022 г.
Содержание
Введение 3
I. Этапы создания приложения дополненной реальности. Анкетирование. Программные и технологические решения 5
II. Применение Приложения PychAR 9
III. Обзор приложений дополненной реальности в образовании с применением AR/VR 11
IV. Анализ аналогов приложений дополненной реальности 13
Заключение 14
Литература 15
Приложения:
Приложение 1. Рабочий лист проекта
Приложение 2. QR-код для загрузки приложения
Приложение 3. Обложка учебника
Введение
Дополненная реальность (AR) - это технология, добавляющая в реальный мир цифровые объекты. В нашем случае реальность не становится полностью созданной на компьютере, а всего лишь дополняется новыми моделями и макетами, мы остаемся в том же пространстве где и были, но уже имеем доступ к новой информации. Для погружения в созданную реальность на компьютере придумана другая технология - виртуальная реальность (VR)
Применение технологии AR
Навигация
На военных самолётах и вертолётах данные уже выводятся на лобовое стекло, что даёт лётчику возможность постоянно контролировать ситуацию, не отвлекаясь на приборную панель.
Дизайн
Дизайнеры могут с помощью данной технологии увидеть ещё на этапе разработки как будет выглядеть их продукт в реальности и могут предоставить заказчику модели в более реальном представлении, чем схемы и чертежи.
Медицина
Технология позволит увидеть человеческий орган слой за слоем и с невероятной точностью опознать проблемное место.
Образование
AR даст возможность взглянуть под новым углом на обучение. Обычные картинки и схемы можно будет перенести в класс, прямо на рабочее место. Расширится физическое пространство жизни человека объектами, созданными с помощью цифровых устройств и программ, и имеющими характер изображения. Увеличится заинтересованность учеников и понимание материала из-за наличия наглядности .
Актуальность. Сегодня гаджеты невероятно сильно вошли в нашу жизнь и без них невозможно обойтись, поэтому мы можем попытаться увеличить функционал главного гаджета – телефона, с помощью которого сможем проецировать на учебник нужные нам фигуры, модели и планы.
Проблема. Программа геометрии десятого класса - это стереометрия, фигуры уже рассматриваются в трёхмерном измерении и не все учителя могут для каждого ученика предоставить наглядный пример, а если не будут усвоены начала программы, то последующие темы будут непонятны
Цель проекта. Создание приложения для мобильного устройства к учебнику геометрии 10-го класса с использованием технологии дополненной реальности.
Задачи
Проанализировать литературу и интернет-источники по данной теме.
Исследовать спрос в создании AR-приложения к учебнику.
Изучить технологию дополненной реальности, области применения, основные критерии аппаратного и программного обеспечения.
Проанализировать материал учебника.
Разработать приложение с использованием технологии дополненной реальности, которое позволит с помощью смартфона демонстрировать геометрические фигуры, заданные чертежами в учебнике, в объемном виде.
I. Этапы создания приложения дополненной реальности. Анкетирование. Программные и технологические решения
Тестирование
Для того чтобы понять отношение к самой технологии AR было проведено анкетирование, в котором участвовало 70 человек из школ Можгинского района.
Вы знаете что такое AR (дополненная реальность) ?
Считаете ли вы допустимым использование АR в образовании?
Перспективы AR
Какие программы с AR вы знаете?
Были названы такие программы как:
BBC Civilizations AR
Sketch AR
Star Walk
Pokemon GO
Zome AR
Яндекс. Карты
Итоги анкетирования
Можно с уверенностью сказать, что технология AR пользуется некоторым спросом, пусть она и не является на данный момент распространённой, но больше половины опрошенных знают о её существовании и считают допустимым использование в образовательных целях.
Программы для создания приложения
Моделирование в «Blender»
Blender - профессиональное свободное программное обеспечение для создания 3D моделей. Является простым способом для создания необходимых моделей. К преимуществам можно отнести то, что программа не требует большой вычислительной мощности, является интуитивно понятной и распространяется бесплатно.
Разработчик: Blender Foundation
Сборка приложения в «Unity»
Unity - это среда для разработки компьютерных игр, в которой объединены различные программные средства. При этом, благодаря удобству использования, Unity делает создание игр максимально простым, а мультиплатформенность движка позволяет охватить как можно большее количество игровых платформ и операционных систем. Чем хорош Unity? Он тоже не требует большой мощности и распространяется бесплатно.
Разработчик: Unity Technologies
AR-инструментарий «Vuforia»
Vuforia - это платформа для создания программ дополненной реальности, предназначенных для мобильных устройств. Является загружаемой директорией для Unity. Распространяется бесплатно.
Разработчик: Qualcomm
PychAR Geometry
Было решено начать создание приложения с меню. Оно было разбито по пунктам учебника и включало в себя соответствующие теоремам модели.
Модели соответствуют тем, которые есть в учебнике не только формой, но и названиями.
В ходе разработки было создано 35 сцен, 16 моделей с плоскостями, прямыми и другими фигурами, выполненные в блендере. Добавлен объект из папки с префабами Vuforia для работы с таргетом и построения на нем объектов( см приложение 2).
II. Применение Приложения PychAR
Данное приложение используется на уроках геометрии в десятом классе в целях демонстрации 3D-моделей к теоремам и аксиомам при изучении первой главы.
Это приложение было предложено протестировать ученикам десятого класса “Пычасской СОШ”, чтобы выявить работоспособность и пользу приложения. Результаты тестирования представлены ниже.
Итоги тестирования приложения
Помогла ли вам программа в освоении материала?
Программа работает исправно?
Итоги тестирования
Мы выявили, что большинству участвовавших в тестировании программа помогла, но при этом есть и те, кому она не помогла, вероятнее всего новый подход в обучении пока что ещё не очень понятен для учеников.
Программа не запустилась на телефоне с iOS, это проблема связана с тем, что Unity не разрешает создавать приложения для iOS без покупки.
III. Обзор приложений дополненной реальности в образовании с применением AR/VR
Рынок AR приложений развит не так сильно как VR, поэтому мы имеем перевес в обучающих программах в сторону VR.
Программы для VR:
Виртуальная лаборатория по химии, позволяющая проводить эксперименты без реального риска для здоровья и использования дорогостоящих реактивов.
Программа представляет собой наглядное пособие для подготовки к 13 заданию на ОГЭ.
Виртуальный тренажёр английского языка, позволяющий в игровой форме провести диалог на выбранном языке
Программы для AR:
Приложение позволяет увидеть артефакты ушедшей эпохи, может заменить музей.
Достаточно навести устройство на небо и на экране появится точная карта звездного неба со всеми объектами в их правильном положении.
Anatomy AR
Приложение представляет виртуальные модели человеческого тела, смоделированные на основе классических учебников и анатомических работ.
IV. Анализ аналогов приложений дополненной реальности
AR Geometry
Прямым аналогом будет являться приложение AR Geometry от разработчика Oleg K. Markov
| AR Geomtry | PychAR Geometry |
Вес приложения (мб) | 54 | 73 |
Дополнительные загрузки | необходимы | не требуются |
На что проецируется модель | На отдельную страницу для каждой темы | На обложку учебника, выбор темы происходит в меню приложения |
Библиотека моделей | 10 моделей для первой главы | Полностью первая глава |
Заключение
В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи, выявлена потребность в AR-разработках, изучена технология дополненной реальности, области применения, основные критерии аппаратного и программного обеспечения создано приложение дополненной реальности к учебнику.
В заключение необходимо отметить, что разработка приложений дополненной реальности является перспективным направлением, призванным предоставить пользователю опыт, который он не может получить в реальной жизни. Такие приложения могут иметь не только игровое и развлекательное, но также социальное и образовательное значение.
Хочется верить, что технология дополненной реальности будет развиваться, а проект сможет увеличить желание изучать не только информатику, но и геометрию.
В дальнейшем можно будет продолжить работу и расширить библиотеку моделей, а так же эта технология может быть использована для создания приложений к другим предметам. AR станет более популярен среди разработчиков и пользователей.
Литература
Джозеф Хокинг. Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на С#. Пер. с англ. И.Рузмайкиной. – СПб.: Питер, 1016 – 336с.: ил. – (Серия «Для профессионалов»). http://www.a0601.narod.ru/UnityInActon-RUS.pdf
Как создать внутри игровое меню в Unity. https://habr.com/ru/post/346370
Магазин приложений для андроид https://play.google.com/store/apps?hl=ru
Мастерская науки http://formath.ru
Создание AR-игры с помощью Vuforia. https://habr.com/ru/post/440592/
Статья «VR- и AR-продукты для образования. Самый полный обзор российского рынка» https://vc.ru/education/227841-vr-i-ar-produkty-dlya-obrazovaniya-samyy-polnyy-obzor-rossiyskogo-rynka
Центр НТИ ДВФУ VR/AR https://vrnti.ru
Приложение 1
Рабочая карта проекта
Этапы работы | Содержание |
Постановка проблемы | На уроках геометрии, при изучении стереометрии, учащиеся затрудняются в представлении трехмерных чертежей, особенно с плоскостями. На первых уроках важно научить читать чертежи, для успешного усвоения материала геометрии |
Определение темы | Приложение с дополненной реальности к учебнику геометрии |
Определение цели | Создание приложения с дополненной реальностью к учебнику геометрии 10 класса |
Определение задач | 1. Проанализировать литературу и интернет источники по данной теме 2. Исследовать спрос в создании AR-приложения к учебнику 3. Изучить технологию дополненной реальности, области применения, основные критерии аппаратного и программного обеспечения. 4. Создать приложение 5. Определить дополнительные возможности улучшения приложения |
Предполагаемый продукт | Приложение в которое будет перенесён материал учебника геометрии и представлен с дополненной реальностью |
Основные этапы | Подготовительный этап Этап создания приложения Этап тестирования и анализа Заключительный этап |
Предполагаемые методы | Изучение литературы Поиск в интернете аналогов. Опрос учеников и преподавателей Сборка, анализ, тестирование, выбор оптимального варианта. |
Подготовка материалов. Вывод. Представление результатов. | В итоге получено приложение, с наглядным представлением трехмерных моделей, изучаемых в начале курса геометрии 10 класса. |
Подготовка защиты. | Выступление перед учащимися 10 класса. |
Приложение 2
QR-код для загрузки приложения
Приложение 3
Обложка учебника
Приложение 4
1