СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект дополнительной образовательной программы "Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен проект образовательной программы,  разработанной в целях  повышения квалификации/дополнительного образования студентов по специальностям 44.02.04 Специальное дошкольное образование,  44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«Проект дополнительной образовательной программы "Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по непрерывному образованию

____________________ М.В. Адамова


«____»______________ 2021 г.











Дополнительная общеразвивающая программа


«Основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»


























Абакан 2021

1. Общая характеристика программы


    1. Цель реализации программы

Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» является формирование умений у обучающихся в области психолого-педагогической диагностики познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, уровня развития педагогических качеств и умений у детей дошкольного возраста.


1.2 Планируемые результаты обучения


В результате освоения программы слушатель должен

знать / понимать:

  • современные подходы к психологической и педагогической диагностике познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и уровня развития педагогических качеств и умений у детей дошкольного возраста.

  • алгоритм организации и проведения диагностики познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и уровня развития педагогических качеств и умений у детей дошкольного возраста.

уметь:

  • осуществлять психологическую и педагогическую диагностику детей дошкольного возраста;

  • обеспечивать создание условий для эффективного проведения диагностических методик в условиях дошкольной образовательной организации;

  • подбирать комплекс психолого-педагогических методик в соответствии с реализуемой задачей;

  • осуществлять обработку полученных по результатам диагностики данных и осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • оформлять психолого-педагогическое заключение по итогам диагностики.


1.3 Категория слушателей - обучающиеся 3 курса специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование КПОИиП ИНПО ХГУ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова».


1.4 Трудоемкость обучения: трудоемкость в часах за весь период обучения: 36 часов. Из них: лекций – 8 часов, практических занятий – 26 часов, итоговая аттестация – 2 часа.


1.5 Форма обучения: очная


1.6 Режим занятий: 4 часа в неделю


2. Содержание программы


2.1 Учебный план


Учебный план является приложением к ДОП. Доступ к электронной версии учебного плана предоставляется в электронной информационно-образовательной среде на официальном сайте университета (http://khsu.ru).



2.2 Учебно-тематический план

п/п


Наименование модулей и разделов (тем)


Всего, час.

В том числе

Форма

контроля

лекции

практич. занятия

1.

Введение в психологическую диагностику

7

4

3


1.1

История развития психодиагностики

2

2



1.2

Практические области применения психодиагностики

5

2

3


2.

Введение в педагогическую диагностику

4

2

2


2.1

Практические задачи педагогической диагностики

1

1



2.2

Мониторинг развития ребенка посредством педагогической диагностики

3

1

2


3.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

17


17


3.1

Основные методики диагностики познавательных процессов у детей дошкольного возраста

6


6


3.2

Основные методики диагностики эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

6


6


3.3.

Проективные методики диагностики семьи дошкольника

5


5


4.

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

6

2

4


4.1

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (3-5 лет)

3

1

2


4.2

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста(6-7 лет)

3

1

2



Итоговая аттестация

2



зачет


Итого:

36

8

26



2.3. Содержание теоретических разделов дополнительной общеразвивающей программы «Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» (8 часов)

Раздел 1 Введение в психологическую диагностику (4 часа)

Тема 1.1 История развития психодиагностики (2 часа)

Этапы развития психодиагностики. Возникновение тестирования. Интеллектуальный тест Дж.Кеттела. Шкала А.Бине. Тесты специальных способностей и достижений. Развитие других видов диагностических методик: опросники, проективные техники, ассоциативный эксперимент. Отечественные работы в области психодиагностики: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Г.И. Россолимо, А.Ф.Лазурский.

Тема 1.2 Практические области применения психодиагностики (2 часа)

Теоретические и практические задачи психодиагностики. Формализованные и малоформализованные методики. Значение психодиагностики в дошкольной образовательной организации. Применение психодиагностических методик в работе ППк (психолого-педагогического консилиума) дошкольной образовательной организации и для оценки когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка на ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Раздел 2. Введение в педагогическую диагностику (2 часа)

Тема 2.1 Практические задачи педагогической диагностики (1 час)

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые ориентиры как обобщенный портрет ребенка, развивающегося в соответствии с возрастными нормами. Необходимость педагогической диагностики в рамках дошкольной образовательной организации.

Тема 2.2. Мониторинг развития ребенка посредством педагогической диагностики (1 час)

Особенности педагогической диагностики, построенной на принципах системного и деятельностного подхода. Взаимосвязь целевых ориентиров с приоритетными образовательными областями и видами деятельности детей дошкольного возраста. Процедура проведения педагогической диагностики.

Раздел 4. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (2 часа)

Тема 4.1. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 3-5 лет (1 час).

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования для детей 3-5 лет. Таблицы мониторинга развития ребенка 3-5 лет по всем образовательным областям.

Тема 4.2. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 6-7 лет (1 час).

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования для детей 3-5 лет. Таблицы мониторинга развития ребенка 3-5 лет по всем образовательным областям.


2.4. Содержание практических разделов дополнительной общеразвивающей программы «Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» (26 часов).

Раздел 1 Введение в психологическую диагностику (3 часа)

Тема 1.2 Практические области применения психодиагностики (3 часа)

Самодиагностика обучающимися своих личностных особенностей (Методика «Опросник Кейрси», Методика диагностики акцентуаций характера «Опросник К.Леонгарда, Г.Шмишека», Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации»).

Раздел 2. Введение в педагогическую диагностику (2 часа)

Тема 2.2. Мониторинг развития ребенка посредством педагогической диагностики (2 часа)

Групповая дискуссия «Мониторинг детского развития в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования».

Раздел 3. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста (17 часов)

Тема 3.1. Основные методики диагностики познавательных процессов у детей дошкольного возраста (6 часов)

Оценка особенностей монистической деятельности: Методика исследования «10 слов», «Запоминание двух групп слов», «Запомни и найди». Исследование зрительного внимания: Методика Пьерона-Рузера, Методика «Найди и вычеркни».

Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции деятельности, графомоторных навыков: методика «Заборчик» (А.Р.Лурия). Исследование мышления: Методика «Кубики Кооса», Методика «Исключение предметов», «Нелепицы», «Разрезные Картинки», «Установление последовательности событий». Исследование восприятия: «Перечеркнутые изображения», «Наложеннные изображения», «Зашумленные изображения», «Незаконченные рисунки» (зрительное восприятие), нейропсихологические пробы на воспроизведение ритмических структур, на оценку ритмических структур, ритмы по инструкции» (слуховое восприятие).

Тема 3.2. Основные методики диагностики эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста (6 часов)

Методика «Лесенка», Методика «Два дома», Методика «Несуществующее животное», Методика «Кактус», Методика «Паровозик», Тест тревожности «Выбери нужное лицо», Методика «Волшебная страна чувств», Методика «Красивый рисунок».

Тема 3.3. Проективные методики диагностики семьи дошкольника (5 часов)

Методика «Рисунок семьи», Методика «Семья животных», Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В. В. Столин), «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А.Г. Лидерс, И.В .Анисимова)

Раздел 4. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (4 часа)

Тема 4.1. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 3-5 лет (2 часа).

Экспресс-диагностика и дополнительная диагностика (по Лавровой Л.Н., Чеботаревой И.В., 2017).

Тема 4.2. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста 6-7 лет (2 часа).

Экспресс-диагностика и дополнительная диагностика (по Лавровой Л.Н., Чеботаревой И.В., 2017).


3. Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы университет располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий. Каждый слушатель обеспечен доступом к ЭИОС и библиотечному фонду университета.

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий

Вид занятий

Наименование оборудования, программного обеспечения

Аудитория с мультимедийным оборудованием.

Теоретические занятия; практические занятия.


Персональный компьютер с подключением к Интернету, Windows 10, Microsoft Office, мультимедийное оборудование.


4. Учебно-методическое обеспечение программы

Учебный процесс по дополнительной общеразвивающей программе обеспечен учебной и учебно-методической литературой, включая ресурсы электронных библиотечных систем. Слушателям обеспечена возможность доступа к учебно-методическим материалам, разработанным составителями программы и размещённым в ЭИОС университета (на сайте библиотеки ХГУ им. Н.Ф. Катанова http://library.khsu.ru/; сайте университета http://khsu.ru/).

Перечень рекомендуемой литературы:

  1. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : практическое пособие / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-11068-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475453 (дата обращения: 12.09.2021).

  2. Лабораторный практикум по детской психологии : учебное пособие / составители Л. П. Скрыльникова, О. Н. Богомягкова. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 67 с. — ISBN 978-5-9765-0121-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122568 (дата обращения: 12.09.2021).

  3. Скрыльникова, Л. П. Лабораторный практикум по детской психологии : учебное пособие / Л. П. Скрыльникова, О. Н. Богомягкова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 67 с. — ISBN 978-5-9765-0121-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/51873 (дата обращения: 12.09.2021).

  4. Троицкая, Л. А.  Психодиагностические методы исследования познавательной деятельности детей дошкольного возраста с наследственными синдромами : учебное пособие для вузов / Л. А. Троицкая, В. А. Ерохина, Н. Н. Снежкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 ; Москва : ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России. — 181 с. —URL: https://urait.ru/bcode/477600 (дата обращения: 12.09.2021).


  1. Оценка качества освоения программы

Оценка качества освоения программы предусматривает итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация предусматривает защиту «Заключения по итогам комплексной диагностики ребенка дошкольного возраста». По итогам аттестации выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

Критерии оценки:

  1. Владение используемым диагностическим инструментарием (понимание назначения той или иной методики, адекватное проведение процедуры и интерпретации полученных данных).

  2. Логичность информации, представленной в заключении, отсутствие противоречий.

  3. Умение лаконично, аргументированно представлять основные положения проведенной работы; обосновывать свою точку зрения.

«Зачтено» выставляется при условии, если обучающийся демонстрирует знание процедуры исследования, адекватно интерпретирует полученные данные и аргументированно представляет свою точку зрения.

«Не зачтено» выставляется при условии, если обучающийся не способен внятно и лаконично представить свою работу, демонстрирует слабое понимание основных требований к проведению процедуры диагностики и интерпретации полученных данных, затрудняется аргументировать свою точку зрения.


Знания, умения, владения опытом

Оценочные средства

знать

  • современные подходы к психологической и педагогической диагностике познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и уровня развития педагогических качеств и умений у детей дошкольного возраста.

  • алгоритм организации и проведения диагностики познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и уровня развития педагогических качеств и умений у детей дошкольного возраста.

уметь:

  • осуществлять психологическую и педагогическую диагностику детей дошкольного возраста;

  • обеспечивать создание условий для эффективного проведения диагностических методик в условиях дошкольной образовательной организации;

  • подбирать комплекс психолого-педагогических методик в соответствии с реализуемой задачей;

  • осуществлять обработку полученных по результатам диагностики данных и осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • оформлять психолого-педагогическое заключение по итогам диагностики.


Защита «Заключения по итогам комплексной диагностики ребенка дошкольного возраста»



6. Используемые образовательные технологии обучения

Обучение по дополнительной общеразвивающей программе проводится с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. При освоении программы слушателям предоставляется возможность пользоваться ресурсами электронной информационно-образовательной среды университета: сайт библиотеки ХГУ им. Н.Ф. Катанова http://library.khsu.ru/; сайт университета http://khsu.ru/

В процессе обучения по программе используются: технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии, коучинг-техники и др.

На лекционных занятиях слушатели знакомятся с историей развития психодиагностики и задачами педагогической диагностики, на практических занятиях слушатели осваивают практические области применения психодиагностики, проводят мониторинг развития ребенка посредством педагогической диагностики, знакомятся с основными методиками диагностики познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. изучают проективные методики диагностики семьи дошкольника.


7. Составители программы

ФИО преподавателя

Ученая степень, ученое звание

Номер разработанного модуля / раздела/темы

Подпись

Коваль С.К.

-

Все разделы



СОГЛАСОВАНО


Начальник УНО

О.В. Кокова



___________________

«___»_______ 20___ г.




Директор ИНПО

М.В. Хортова



_____________________

«__» ___________20__ г.




Председатель ПЦК дошкольной педагогики и психологии

Н.В. Манаенкова

______________________

«___»_________ 20___ г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!