СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Древняя Греция. Вазопись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись

Просмотр содержимого документа
«Проект "Древняя Греция. Вазопись"»


Межпредметный проект в 5 классе

«Путешествие в Древнюю Грецию».


МАОУ « СОШ №9» г. Улан-Удэ


Селихова О.В (Вазопись Древней Греции),

учитель истории Цыпышева Н.В

(История Древней Греции,замок Парфенон)
учитель технологии и изобразительного искусства

Шатрова С.Г учитель музыки (Танец в Древней Греции «Сиртаки»)


2 часть. «Вазопись Древней Греции»
Презентация к уроку:
Путешествие в  Древнюю Грецию. Вазопись. 

Цель:

-Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Задачи:

1)познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи;

2)научить конструктивному построению вазы, выявлять пропорции, цветовую гамму;

3)воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование и материалы: 

- Презентация «Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись»,

-репродукции или рисунки, изображающие предметы декоративного творчества мастеров Древней Греции (вазы, сосуды, амфоры и т. д.),

-образец педагогического рисунка (карандаш, акварель, гуашь), 

-индивидуальные карточки с силуэтами ваз (А4),

-таблица “Виды греческих сосудов”.

Словарь: пальметта, меандр, бутон лотоса, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.

Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.

План урока:

  1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.

  2. Особенности художественной росписи.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задачи.

  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организация урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель. 

 Ребята, тема нашего  урока «Путешествие в Грецию. Вазопись» (слайд 1). 

Мы с вами совершим небольшое путешествие в эту замечательную страну и узнаем  о том,  что является наиболее интересным видом искусства этой страны. На этом уроке мы продолжим работу над проектом «Путешествие в Древнюю Грецию».

Но для начала мы должны вспомнить, где, же она находится.

  (слайд 2).

         Греция!  Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. На уроке истории вы уже знакомились с искусством этой страны, с героями мифов, с архитектурными памятниками.

Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках. 

Звучит музыка.

Учитель.

 Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Греции.

Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.  

Музыка умолкает

Учитель. 

  В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.

(Слова «сосуды», «посуда» на латинском - «вазы».  Вазопись - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов (на доску прикрепить эти понятия).)


Учитель.  

 Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения (слайд 8) 

Основные виды греческих ваз

 

Ребята, а вы хотите узнать, как назывались вазы и для чего использовались? Смотрите и запоминайте! (слайды 9-20)

Слайд 9

Амфора – сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей

Слайд 10

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой

Слайд 11, 12, 13

Килик, скифос и канфар – эти сосуды являлись кубками, которыми пользовались на пирах

Слайд 14

Гидрия – сосуд для того, чтобы носить воду из источника

Слайд 15

Лекиф – сосуд для хранения оливкового масла

Слайд 16

Ойнохоя – кувшин для разлива вина по чашам

Слайд 17

Пиксида – плоская круглая коробочка для хранения лекарств

Слайд 18, 19

Алабастр и арибалл – небольшие флаконы для душистых масел и мазей

Слайд 20

Лутрофор – сосуд для ритуального омовения на свадьбе и похоронах

 

(на доску прикрепить таблицу с силуэтами и названиями ваз)


Учитель.  Это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.

А какие цвета использовались мастерами? (слайд 21)

(Ответы учащихся.)

Черный, красный.

В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный. (слайд 22)     (на доску прикрепить названия стилей росписи)

Что использовали мастера для украшения ваз? (слайд 23)

(Ответы учащихся.)

Правильно, рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.

Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи.

- Знаете ли вы, как называется это вид орнамента?

(Ответы учащихся.)

Сейчас мы с ними познакомимся.

Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии - меандр. (слайд 24) (на доску прикрепить таблицу с названием и примером)

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр (слайды 25, 26).  А затем и волнообразный орнамент – волна.

После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент - бутоны лотоса. (слайды 27, 28) 

(на доску прикрепить таблицу с названием и примером)

Характерной для греческой вазописи является и пальметта (стилизованный веерообразный лист) (слайд 29, 30)

 (на доску прикрепить таблицу с названием и примером)

Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились  эти узоры? Хотели бы вы побывать в роли художника по росписи ваз?

(Ответы учащихся.)

Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.

Уважаемые мастера, перед вами таблицы с изображениями и названиями  различных ваз. Какую вазу вам хотелось бы расписать?




 


-Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

-А какой орнамент вы будете использовать?

(Ответы учащихся.)

А какие цвета вы будете использовать?

(Ответы учащихся.)

Закончив с построением вазы, можно приступать к изображению орнамента. В работе вам поможет весь иллюстративный материал, который имеется на доске и на ваших столах.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль аккуратности выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям.

  1. Экспресс-выставка работ учащихся.

А сейчас посмотрим на свои работы и оценим их.

(Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный орнамент).

  1. Подведение итогов, проверка знаний, домашнее задание.

Ребята, посмотрите, какие замечательны работы у вас получились. Можно подумать, что они выполнены руками настоящих мастеров по росписи! А все потому, что каждый из вас подошел к работе серьезно, выполнил ее с любовью.

А на сколько, хорошо вы запомнили новый материал, мы сейчас проверим (слайды 33, 34, 35, 36,37)

Молодцы! Я считаю, вы блестяще справились с второй задаче работы над творческим проектом «Путешествие в Древнюю Грецию». Каждый из Вас выполнил эскиз вазы с растительным орнаментом. Но в росписи ваз древние греки использовали и  изображения сцен из жизни и сюжетов из мифологии.

(слайд 38)  Домашнее задание: вспомнить героев Древнегреческой мифологии и выполнить эскиз вазы с изображением одного-двух героев. На следующем уроке мы посмотрим Ваши работы и послушаем сообщения о понравившихся героях.

  1. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. И в заключении я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.

Вопросы для учащихся:        

  1. С какой росписью по керамике мы сегодня познакомились? (Греческая вазопись).

  2. С какими новыми видами сосудов вы сегодня познакомились (Амфора, кратер, гидрия, канфар, килик…).

  3. Какой стиль (краснофигурный или чернофигурный) появился раньше? (более ранний стиль чернофигурный появился раньше).

  4. Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент).

  5. Как называется самый распространенный греческий орнамент? И к какому виду орнамента он относится? (Меандр один из видов геометрического орнамента)

  6. Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).

  7. Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).

Выставка рисунков:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!