Межпредметный проект в 5 классе
«Путешествие в Древнюю Грецию».
МАОУ « СОШ №9» г. Улан-Удэ
Селихова О.В (Вазопись Древней Греции),
учитель истории Цыпышева Н.В
(История Древней Греции,замок Парфенон)
учитель технологии и изобразительного искусства
Шатрова С.Г учитель музыки (Танец в Древней Греции «Сиртаки»)
2 часть. «Вазопись Древней Греции»
Презентация к уроку:
Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись.
Цель:
-Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Задачи:
1)познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи;
2)научить конструктивному построению вазы, выявлять пропорции, цветовую гамму;
3)воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Оборудование и материалы:
- Презентация «Путешествие в Древнюю Грецию. Вазопись»,
-репродукции или рисунки, изображающие предметы декоративного творчества мастеров Древней Греции (вазы, сосуды, амфоры и т. д.),
-образец педагогического рисунка (карандаш, акварель, гуашь),
-индивидуальные карточки с силуэтами ваз (А4),
-таблица “Виды греческих сосудов”.
Словарь: пальметта, меандр, бутон лотоса, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.
Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.
Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.
План урока:
Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.
Особенности художественной росписи.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задачи.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель.
Ребята, тема нашего урока «Путешествие в Грецию. Вазопись» (слайд 1).
Мы с вами совершим небольшое путешествие в эту замечательную страну и узнаем о том, что является наиболее интересным видом искусства этой страны. На этом уроке мы продолжим работу над проектом «Путешествие в Древнюю Грецию».
Но для начала мы должны вспомнить, где, же она находится.
(слайд 2).
Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. На уроке истории вы уже знакомились с искусством этой страны, с героями мифов, с архитектурными памятниками.
Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках.
Звучит музыка.
Учитель.
Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Греции.
Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.
Музыка умолкает
Учитель.
В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.
(Слова «сосуды», «посуда» на латинском - «вазы». Вазопись - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов (на доску прикрепить эти понятия).)
Учитель.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения (слайд 8)
Основные виды греческих ваз
Ребята, а вы хотите узнать, как назывались вазы и для чего использовались? Смотрите и запоминайте! (слайды 9-20)
Слайд 9
Амфора – сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей
Слайд 10
Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой
Слайд 11, 12, 13
Килик, скифос и канфар – эти сосуды являлись кубками, которыми пользовались на пирах
Слайд 14
Гидрия – сосуд для того, чтобы носить воду из источника
Слайд 15
Лекиф – сосуд для хранения оливкового масла
Слайд 16
Ойнохоя – кувшин для разлива вина по чашам
Слайд 17
Пиксида – плоская круглая коробочка для хранения лекарств
Слайд 18, 19
Алабастр и арибалл – небольшие флаконы для душистых масел и мазей
Слайд 20
Лутрофор – сосуд для ритуального омовения на свадьбе и похоронах
(на доску прикрепить таблицу с силуэтами и названиями ваз)
Учитель. Это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.
А какие цвета использовались мастерами? (слайд 21)
(Ответы учащихся.)
Черный, красный.
В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный. (слайд 22) (на доску прикрепить названия стилей росписи)
Что использовали мастера для украшения ваз? (слайд 23)
(Ответы учащихся.)
Правильно, рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.
Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи.
- Знаете ли вы, как называется это вид орнамента?
(Ответы учащихся.)
Сейчас мы с ними познакомимся.
Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии - меандр. (слайд 24) (на доску прикрепить таблицу с названием и примером)
Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр (слайды 25, 26). А затем и волнообразный орнамент – волна.
После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент - бутоны лотоса. (слайды 27, 28)
(на доску прикрепить таблицу с названием и примером)
Характерной для греческой вазописи является и пальметта (стилизованный веерообразный лист) (слайд 29, 30)
(на доску прикрепить таблицу с названием и примером)
Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились эти узоры? Хотели бы вы побывать в роли художника по росписи ваз?
(Ответы учащихся.)
Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.
Уважаемые мастера, перед вами таблицы с изображениями и названиями различных ваз. Какую вазу вам хотелось бы расписать?
-Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком, как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Задаю ученикам вопросы: как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?
Объясняю общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напоминаю, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.
Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.
Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.
Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.
Учащиеся приступают к работе.
Самостоятельная работа учащихся.
Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.
-А какой орнамент вы будете использовать?
(Ответы учащихся.)
А какие цвета вы будете использовать?
(Ответы учащихся.)
Закончив с построением вазы, можно приступать к изображению орнамента. В работе вам поможет весь иллюстративный материал, который имеется на доске и на ваших столах.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль аккуратности выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям.
Экспресс-выставка работ учащихся.
А сейчас посмотрим на свои работы и оценим их.
(Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный орнамент).
Подведение итогов, проверка знаний, домашнее задание.
Ребята, посмотрите, какие замечательны работы у вас получились. Можно подумать, что они выполнены руками настоящих мастеров по росписи! А все потому, что каждый из вас подошел к работе серьезно, выполнил ее с любовью.
А на сколько, хорошо вы запомнили новый материал, мы сейчас проверим (слайды 33, 34, 35, 36,37)
Молодцы! Я считаю, вы блестяще справились с второй задаче работы над творческим проектом «Путешествие в Древнюю Грецию». Каждый из Вас выполнил эскиз вазы с растительным орнаментом. Но в росписи ваз древние греки использовали и изображения сцен из жизни и сюжетов из мифологии.
(слайд 38) Домашнее задание: вспомнить героев Древнегреческой мифологии и выполнить эскиз вазы с изображением одного-двух героев. На следующем уроке мы посмотрим Ваши работы и послушаем сообщения о понравившихся героях.
Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. И в заключении я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.
Вопросы для учащихся:
С какой росписью по керамике мы сегодня познакомились? (Греческая вазопись).
С какими новыми видами сосудов вы сегодня познакомились (Амфора, кратер, гидрия, канфар, килик…).
Какой стиль (краснофигурный или чернофигурный) появился раньше? (более ранний стиль чернофигурный появился раньше).
Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется…(Орнамент).
Как называется самый распространенный греческий орнамент? И к какому виду орнамента он относится? (Меандр один из видов геометрического орнамента)
Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
Выставка рисунков: