Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Ромашка»
Проект
экологическо-развивающей среды
прогулочного участка
группы раннего возраста
Подготовил: воспитатель
Жуйкова Светлана Виталиевна
2019г.
Проект экологическо-развивающей среды прогулочного участка группы раннего возраста
Цель проекта: Организация экологическо-развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке группы раннего возраста, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников
.
Задачи проекта:
Изучение новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных участках в ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой.
Обогащение предметно - развивающей среды участка оборудованием и инвентарём для эффективного проведения прогулок. Повышение материальной технической базы ДОУ.
Привлечение родителей к созданию экологических пространств на прогулочных площадках.
Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».
Актуальность проблемы:
Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для реализации данных задач необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, а именно: установить оборудование для развития движений, которое бы имело привлекательный вид, было прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовало возрасту и силам детей, гарантирующее охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
Описание проекта:
Проект направлен на улучшение художественного оформления участка группы раннего возраста, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а так же дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.
Участники проекта: воспитатели группы, дети 2-3 лет, родители воспитанников.
Тип: практико-ориентированный проект
Вид: Творческий
Срок реализации: апрель 2019г. – май 2019г.
Ожидаемые результаты:
организация развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей;
создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
создание зон озеленения и цветения;
изучение педагогами новые подходы в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
формирование у педагогов и родителей практических навыков в построении развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ;
родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ;
удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников.
Этапы и мероприятия реализации проекта
Этап - Подготовительный
Изучение нормативных документов, регламентирующих санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации прогулочного участка в ДОУ
Изучение современных научных разработок в области развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
Анализ развивающей предметно-пространственной среды других прогулочных участков в МБДОУ
Разработка проекта организации прогулочного участка
Анализ материальной базы МБДОУ для организации и оснащения развивающей предметно-пространственной среды оборудованием
Общее собрание воспитателей и родителей: определение целей и задач проекта
Разработка проекта
Разработка плана по реализации проекта и определение ответственных лиц
Детальное обследование территории, определение границ участка
Привлечение родителей к реализации проекта
Этап - Реализационный
Проведение субботника (уборка территории будущего прогулочного участка)
Изготовление игрового оборудования родителями
Ограждение территории декоративными кустами
Столярные, малярные работы на участке
Зонирование участка согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
Оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей
3 этап - Заключительный
Написание и оформление проекта
Участие в смотре-конкурсе «Лучший участок МДОУ»
Создание фото презентации по итогам работы над проектом
Освещение проекта в СМИ
Участие во всероссийском дистанционном конкурсе «Летнее оформление участка ДОУ»
Размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МБДОУ
Обеспечение сохранности территории.
Итоги проекта
Сначала я провела анкетирование для родителей. По результатам анкетирования поняла, что у родителей недостаточно знаний в вопросах организации экологического пространства. На родительском собрании изучили литературу по теме. Родители вместе с детьми приняли участие в природоохранной акции «Очистим участок от мусора». Затем мы подготовили необходимые материалы, используемые в дальнейшем для преобразования территории: подвезли плодородную землю на клумбы и огород, приобрели семена растений, вырастили цветочную рассаду, собрали нетрадиционный материал (автомобильные шины, пластиковые бутылки, пиломатериалы)
Зона сенсорно-познавательного развития. Вся территория прогулочного участка должна быть яркой, привлекательной для ребенка раннего возраста, но в то же время, должна соответствовать, эстетическим требованиям. Поэтому все стационарные постройки участка красятся в разнообразные яркие, насыщенные цвета. Яркий участок не только сам по себе вызывает у детей интерес, желание идти на прогулку, но и развивает цветовосприятие. Это можно использовать для обучения различению цветов. Помимо игровой площадки, на прогулочном участке есть закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. Стены беседок можно использовать для создания развивающих игр. Например, раскрасить по основным цветам: красный, желтый, зелёный, синий. (Или колеса) Родители воспитанников, являясь полноправными участниками педагогического процесса, также могут внести свой вклад в организацию развивающего пространства. Совместно с родителями, разработать «обучающе-развивающую панель». На ней сказочные персонажи и дорожки.
Зона двигательной активности и подвижных игр. Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется на прогулке. Они увлечённо бегают, прыгают, лазают, много времени ходят. В этой зоне установить небольшие ворота для футбола.
Природоведческая зона. В этой зоне, отгороженной от общей территории невысоким заборчиком, посажены цветы. Зона украшена весёлыми поделками, сделанными из бросового материала руками родителей. Маленькие дети еще не могут сами различать красивое и некрасивое – их нужно научить. В этой зоне дети, наблюдая, как взрослые ухаживают за цветами, любуются ими, перенимают и копируют это поведение. Здесь же малыши получают и первые уроки экологических знаний: цветы нельзя рвать, но можно ими любоваться, нюхать. Чтобы цветы росли – их надо поливать и сделают это вместе с воспитателем, взяв маленькие леечки.
Зона для игр с песком. Развитие познавательной сферы происходит именно в процессе практических предметных действий. Песочница на участке очень важный объект для этой цели, поэтому к ней предъявляются особые требования. Она должна быть гигиенически безопасной, привлекательной для восприятия. По современным санитарным требованиям песочницы для детей в ДОУ должны закрываться крышками. Мы воспользовались одним из вариантов, закрыв песочницу целлофаном. Песочница – это огромный простор для фантазии и придумывания познавательных игр. Зона для игр с песком помогает воспитателю в решении еще одной важной задачи в развитии ребёнка раннего возраста. Речь идет о самостоятельной игре с элементарным экспериментированием.
Зона отдыха и релаксации. Стоит отметить, что на участке должны быть в достаточном количестве скамеечки и столики для разнообразной деятельности детей. Расположить их надо по всей территории участка, чтобы ребенок мог в любой момент мог присесть на лавочку, поиграть с куклой или порисовать. На нашем участке лавочки самые разнообразные и разной тематики.