СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ ИДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА КОЛЫШЛЕЙ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ ИДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА КОЛЫШЛЕЙ"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» р.п.Колышлей







Проект


«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ ИДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА КОЛЫШЛЕЙ»



Авторы проекта:

Уханов Вадим Сергеевич,

Аверьянов Сергей Алексеевич,

Ивлиев Владислав Сергеев,

Митрофанов Артем Викторович,

Бычков Алексей Олегович.

Руководитель проекта: Петнер

Анастасия Александровна, педагог

дополнительного образования

Адрес: Пензенская область,

Колышлейский район,

р.п. Колышлей, ул. Остапенко,9

т. 8(84146)2-17-52






Колышлей

2016г.

Содержание


  1. Введение………………………………………………………………..… 3

  2. Методологический раздел………………………………………………..6

  3. Основная часть……………………………………………………………7

  4. Заключение……………………………………………….………......…. 13

  5. Список использованной литературы……………………….....……….. 14

  6. Приложение………………………….…………………………………...15













































«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца,

при посредстве, которых говорит и чувствует»

И. Гёте

Введение

Природа нашего поселка очень красива. С этим может согласиться каждый, но не каждый задумывается над тем, что его экология находится под угрозой. Вырубаются леса рядом с поселком, появляются несанкционированные свалки мусора и загрязненные водоемы. Клуб лесничества «Зеленые береты» активно работает над проблемой экологии в р.п. Колышлей, поэтому было принято решение, использовать созданную образовательную среду для разработки просветительского проекта.

Проект «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей на территории поселка Колышлей» - это открытая площадка для деятельности всех, для кого решение экологической проблемы благополучия места проживания является главной заботой.

Актуальность проекта  

Тема экологического просвещения и распространения природоохранных идей актуальна сама по себе, но не менее актуальна проблема вовлечения подростков в ее решение.

Большую роль в экологическом образовании подрастающего поколения играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях в клубе «Зеленые береты», должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Практическая деятельность по восстановлению парковой зоны позволит воспитанникам клуба под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Данный проект помогает проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Новизна проекта

Экологическая ситуация, сложившаяся в нашем поселке, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, как среди подрастающего поколения, так и среди взрослого населения.

Экология поселка должна быть безопасной, но население р.п.Колышлей нарушает экологию, не задумываясь о последствиях, а кроме того природоохранные мероприятия и мероприятия по благоустройства места проживания проводятся в недостаточном количестве.

Эффективность экологического просвещения и распространения природоохранных идей во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Проект воспитывает правильное отношение к экологии места проживания, а также трудолюбие, умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, способствует эстетическому воспитанию, привитию любви к природе, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей.

Для реализации данного проекта были поставлены следующие цель и задачи.


Цель проекта: экологическое просвещение и распространение природоохранных идей в рамках р.п.Колышлей.


Задачи проекта:  

  1. Формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды, убеждения, культуру;

  2. Включить обучающихся в значимую общественно-полезную деятельность по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к распространению природоохранных идей;

  3. Научить проводить анкетирование и социологические опросы с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в поселке.

  4. Разработать тематическое планирование природоохранной деятельности;

  5. Разработать и распространить природоохранные идеи в рамках нашего поселка;

  6. Провести мероприятия направленные на благоустройство поселка и близлежащей территории;

  7. Обобщить итоги по внедрению проекта.


Принципы формирования экологической культуры:

· учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

· учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, образовательный уровень, интеллектуальный и духовный потенциал населения;

· использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

· связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

· культивирование гуманистического отношения к природе;

· открытость и доступность экологической информации для населения;

-использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;


Сроки реализации проекта: 2014 – 2016 годы.


Реализация проекта: воспитанниками клуба лесничества «Зеленые береты» (учащиеся 5, 7, 9 классов), под руководством педагогов дополнительного образования.
Залог успешности проекта — сотрудничество. Клуб лесничества «Зеленые береты» успешно сотрудничает с:

  • Секретарским - Колышлейским участковым лесничеством ГКУ ПО «Сердобское лесничество»;

  • ФГБУ «Государственным заповедником «Приволжская лесостепь»;

  • Зеленым движением России ЭКА;

  • Районными СМИ;

  • Образовательными учреждениями района.


Риски реализации проекта:
  • уменьшение количества детей в ОУ п. Колышлей;

  • снижение социальной значимости природоохранной деятельности;

  • слабые межпредметные связи;

  • слабая агитационно-просветительская работа среди населения.

Используемая информация:

  • специализированная литература, материалы СМИ, методические материалы;

  • информационные и справочные данные, официальная статистика;

  • словарные термины и определения.

Источники информации:

- Интернет (как наиболее доступный и современный способ получения любой информации);

- знания и опыт специалистов;

- научно- публицистическая литература;

- учебная литература;

- периодическая литература.











Методологический раздел Методы:
  • словесные;

  • наглядно-демонстрационные;

  • практические.

Виды деятельности:
  • учебно-игровая

  • исследовательская.

  • коммуникативно-диалоговая

  • практико-ориентированная

Формы работы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением подрастающего поколения к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность по подготовке докладов, бесед, лекций, фотографирование.

Групповая  работа наиболее успешно протекает при выполнении КТД и распространении листовок и брошюр. Также к групповой работе можно отнести акции, экскурсии, походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры огромную роль играют массовые  мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа обучающихся по благоустройству и озеленению территорий, массовые природоохранные компании, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.




















Основная часть


Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап - практический

3 этап - заключительный

создание рабочей группы для реализации проекта, постановка цели и задач, сбор материала по данной проблеме, анализ разноплановой информации по избранной теме.

практическая деятельность по формированию 

экологической культуры обучающихся и местного населения, проведение различных природоохранных мероприятий.

анализ результатов, подведение общих итогов, их обсуждение с привлечением общественности с использованием

интернет – ресурсов


1 этап - подготовительный

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Создание рабочей группы.

Создание рабочей группы для решения задач, направленных на реализацию данного проекта (см. приложение 3).

январь 2014г.

Постановка цели и задач, обоснование проблемы проекта.

        1. Проведение мероприятий, направленных на определение цели и задач проекта ««Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей на территории поселка Колышлей»:

  • анкетирование среди обучающихся

(см. приложение 1);

  • социологический опрос среди местного населения (см. приложение 2).

январь 2014г.





Сбор материала по данной проблеме.

Сбор и изучение материалов по данной проблеме:

  • исследование архивных материалов (фото-, видео - и печатных материалов) по вопросам экологического просвещения;

  • изучение интернет - ресурсов по реализации данной проблемы;

  • организация встреч с работниками лесного хозяйства и методистом заповедника «Приволжская лесостепь»;

  • экскурсии в музей и библиотеку.

  • изучение статистических данных, материалов СМИ, данных социологического опроса, научных данных и др.

январь-февраль 2014г.

Анализ разноплановой информации по избранной проблеме;

На основе изученных материалов создание тематического планирования для реализации проекта (см. приложение 4).

март 2014г.


2 этап - практический

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Практическая деятельность по формированию 

экологической культуры обучающихся и местного населения,

  1. Проведение мероприятий отраженных в тематическом планировании проекта (см. приложение 4), включающих в себя:

  • экскурсии;

  • акции по экологическому просвещению;

  • встречи со специалистами.

  1. Информационно-агитационная деятельность:

  • изготовление и распространение листовок, брошюр и буклетов для распространения природоохранных идей;

  • оформление стенда, отражающего деятельность групп по реализации проекта.

в течение проекта








в течение проекта

Проведение различных природоохранных мероприятий;

  1. Организация и проведение всевозможных трудовых десантов, субботников по уборке территории лесных массивов, мест отдыха и благоустройству территории поселка.

  2. Сопровождение практической деятельности исследованием, анализом ситуации, мониторингом промежуточных результатов.

  3. Участие в различных муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских акциях, соответствующих направлению проекта.

в течение проекта






в течение проекта




в течение проекта


3 этап - заключительный

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Подведение общих итогов.

  1. Проведение круглого стола для подведения общих итогов по реализации проекта.

  2. Отражение результатов деятельности рабочей группы на сайте клуба «Зеленые береты».

  3. Публикации на страницах районных газет «Трудовая честь» и «Любимая».

апрель2016г.



в течение проекта



в течение проекта

Анализ результатов.

  1. Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях по реализации проекта.

  2. Анализ проделанной работы по реализации проекта.

  3. Оценка степени значимости проекта для социума, его актуальности в условиях современной действительности, полноты и степени реализации и пропаганды идей проекта.

  4. Вывод.

в течение проекта


апрель 2016г.


апрель-май

2016г.






май 2016г.





Механизм реализации проекта


Проект «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей на территории поселка Колышлей» сложился на основе системы мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения экологической культуры, любви к родному краю, уважения к труду.

Современная ситуация не только подсказывает новые формы организации экологической и природоохранной деятельности для обучающихся, но требует повышенного внимания к воспитанию стремления к общественно-полезной деятельности и умения выстраивать взаимоуважительные отношения с окружающим миром и социумом.

Так, на пути к решению вопросов организации системы мероприятий экологической направленности с учетом современных требований родился совместный экологический проект

Временные, стартовые позиции проекта обозначены началом 2014 года (создание клуба «Зеленые береты»).

Данный проект реализуется через систему мероприятий и имеет комплексный характер.

Комплексный подход в реализации проекта рассматривается с нескольких позиций:

  1. мероприятия исследовательской, природоохранной и просветительской деятельности;

  2. мероприятия коллективные, включающие взаимодействие взрослых и детей на уровне социума;

  3. мероприятия, способствующие развитию и раскрытию индивидуальных талантов и возможностей обучающихся.


Исследовательская деятельность — важное составляющее звено проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей». Сопровождение практической деятельности исследованием, анализом ситуации, мониторингом промежуточных результатов помогает понять и оценить степень значимости проекта для социума, его актуальности в условиях современной действительности, полноты и степени реализации и пропаганды идей проекта. В исследовательской деятельности учащиеся принимают участие, в основном индивидуально или объединяясь в небольшие группы.

Чтобы проект был реализован успешно и привлек внимание как можно большего числа участников, были написаны и реализованы следующие проекты:

  • Проект «Возрождение юннатского движения, на примере клуба лесничества «Зеленые береты» МОУ ДОД ДДТ р.п.Колышлей»;

  • Проект «Предупреждение загрязнения прибрежной зоны водоёмов»;



А также участие в конкурсах естественнонаучного направления:

  • Районный конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов 2015г.- Бычков Алексей, Тамазанов Павел- 3 место;

  • XIX областная конференция юных исследователей в рамках юниорского лесного конкурса «ПОДРОСТ - 2015» - Марков Владислав;

  • 3-й областной конкурс «Протяни природе руку», 2015г – группа воспитанников;

  • Областная научно-практическая конференция учащихся –участников туристско-краеведческого движения пензенских школьников«Земля родная»2015г.-1 место

  • Областная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы», 2015г. – 2 место;

  • Конкурс наглядной агитации «Сохраним леса от пожаров» 2015г. – Мазуров Глеб- 1 место.

  • Всероссийский творческий конкурс «Ты любовь моя – Россия!» 2014г.-Коновалов Арсений.

Перечисленные конкурсы и мероприятия отражают широкий спектр исследовательской и творческой деятельности участников. В конкурсах различной направленности принимают участие разные дети, выбирая для себя интересную и доступную сферу деятельности. Создание собственных творческих работ (стихов, рисунков, фотографий, фильмов...) - это тоже исследование, поиск.

Для развития деятельности по проекту воспитанники клуба «Зеленые береты» принимают участие в различных муниципальных, региональных, межрегиональных и Всероссийских акциях, соответствующих направлению проекта:

  • Всероссийское движение ЭКА;

  • Акции «Покорми птиц зимой»;

  • Весенняя Неделя Добра;

  • Федеральный образовательно-просветительский проект «Вместе сохраним леса от пожаров»2014г. и 2015г.;

  • Акция «Всемирный день птиц»;

  • Акции «Антипал»;

  • Акция «Муравейник»;

  • Экологическая акция «Наведём порядок в лесном массиве «Круглый»;

  • Экологическая акция «По лесным тропинкам»;

  • Акция «Росток в будущее» в рамках всероссийской акции «Больше кислорода»;

  • Региональная экологическая акции «Украсим садами Пензенский край!»;

  • Экологическая акция «В гостях у лесника»;

  • Экологическая акция «Чистый берег».

Такой способ развития проекта нам кажется, очень эффективным и позволяет расширить рамки возможных результатов проекта, сделать проект общедоступным. Информационно-агитационная деятельность также в центре нашего внимания.


Ожидаемые результаты

Реализация проекта по экологическому воспитанию и образованию позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

  • достичь положительного результата при участии в различных мероприятиях экологической направленности;

  • активизировать систему работы с населением по формированию ответственного отношения к природе в целом.

  • осуществление работы по реализации проекта поможет обучающимся увидеть результат своей работы.


























Заключение


Данный проект предполагает постоянную работу по его совершенствованию и дополнению. Успешность осуществления поставленных цели и задач будет зависеть от активной, системной работы педагогов и обучающихся в процессе реализации проекта.


Работа по реализации данного проекта до конца еще не реализован, но уже сейчас можно судить о результатах его внедрения:

  1. На первом году реализации проекта рабочая группа состояла из 15 обучающихся, а на втором – 39 воспитанников;

  2. Вовлечены обучающиеся ОУ р.п.Колышлей в значимую общественно-полезную деятельность по распространению природоохранных идей;

  3. За текущий промежуток времени проведены мероприятия направленные на благоустройство поселка и близлежащей территории с привлечением обучающихся, а также взрослого населения поселка;

  4. Принято участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах;


Показатели эффективности внедрения проекта

обучающиеся

педагоги

Повышение уровня экологической культуры обучающихся.

Наличие оптимальных условий для качественного проведения занятий и практических мероприятий.

Повышение положительной динамики познавательной активности.

Позитивный опыт использования современных технологий.

Формирование практических навыков по распространению природоохранных идей.

Повышение творческой активности педагогов и удовлетворенности совместным трудом.
















Список литературы


  1. Быкадорова, Н. Земле поклонись человек: из опыта работы по экологическому просвещению – 2001.

  2. Бычкова, Е. Ф. Виды экологической информации и способы ее представления– 2008.

  3. Верещагина, А. Мы стали ближе друг к другу: организация воспитательного досуга детей и подростков: экологическое просвещение– 2008.

  4. Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991 г.

  5. Демидов, А. Предлагаем? Нет – информируем, пропагандируем: программа ЮНЕСКО «Информация для всех» – 2005.

  6. Никонорова, Е. В. Формирование и распространение экологического знания: информационно-коммуникационные аспекты – 2005.

  7. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека// Культура здоровья. 2008г.

  8. Церцек, Н. Календарь экологических дат – 2000.

  9. Шилова В.С. Социально-экологическое образование: теория и практика. М., 1999 г.

  10. Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983 г.

  11. Якушкин В. П. Экологическое образование - социальный аспект// Экология планеты, 1990 г., № 3.

Список интернет-сайтов:

  1. http://zelenye-berety.ucoz.net/

  2. http://ok.ru/group/52943655927877

  3. https://vk.com/club108068355

  4. https://vk.com/topic-51513865_31855315
















Приложение 1


Анкета

    1. Что для вас экологическая культура?

  • система экологических знаний

  • ответственное и бережное отношение к природе - чувство сопереживания, забота о судьбе планеты

  • затрудняюсь ответить

  • другое

    2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание?

  • да, считаю необходимым

  • экологическое воспитание должно осуществляться только в школе

  • затрудняюсь ответить

    3. Каким образом осуществляется экологическое воспитание в нашем поселке?

  • проводятся беседы на экологическую тему

  • проводятся субботники, дни чистоты, экологические акции и прочие мероприятия.

  • личный пример родителей и педагогов

  • осуществляются высадки растений во дворе учебного учреждения, на территории парка, уход за высаженными растениями.

  • не осуществляется экологическое воспитание.


Анализ анкетирования

Было проведено анкетирование обучающихся, в результате которого были получены следующие результаты:

  • большинство обучающихся имеют представление о понятии экологическая культура;

  • многие считают необходимым осуществление экологического воспитания не только в образовательных учреждениях, но и в семье;

  • 70 % принимают участие в субботниках и днях чистоты.

  • 50% осуществляют высадку растений.













Приложение 2


Социологический опрос


  1. Наблюдал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

Затрудняюсь ответить

Нет

  1. Что ты испытываешь, если твой знакомый сломал молодой саженец дерева в парке?

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

Этот факт не отражается на ваших отношениях

  1. Интересуют ли тебя экологические катастрофы, происходящие на планете?

Нет

Отчасти

Да

  1. Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

Да

Затрудняюсь ответить

  1. При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

спешишь поделиться с друзьями и знакомыми

испытываешь желание собрать букет


  1. Испытываешь ли ты желание поделиться своими знаниями и умениями по взаимодействию с природой?

Нет

Да

Очень в редких случаях

  1. Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

Не  знаю, может быть

Нет

  1. Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

Не уверен

Нет

  1. Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

Не уверен

Нет

  1. При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить

на участке и т. д.

пришкольного или приусадебного участка?

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

Нет

  1. Есть ли у тебя любимый уголок природы (скамейка в парке, аллея на окраине города и т. п.)?

Да, и когда мне хорошо или плохо, я всегда прихожу туда один или с близкими друзьями

Затрудняюсь ответить, так как мне нравятся многие уголки природы в нашем городе и мне трудно сделать выбор

Нет

  1. Назови профессии группы «Человек – Природа»


  1. Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

Да, хотя иногда родители это делают за меня

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит


Анализ соцопроса

Всего в 2014 г было опрошено 256 человек, большую часть из которых составили школьники.

Из общего количества были опрошены:

  • школьников - 87,5%,

  • работающих граждан - 3,5%

  • пенсионеров - 1,2%.

По возрастным категориям:

  • до16 лет - 9 человек (3,5%),

  • от 17 до 26 лет (в основном учащиеся) - 230 человек (98,8%),

  • от 27 до 40 лет – 4 человека (1,6%),

  • от 41 до 50 лет - 7 человек (2,7%),

  • от 51 до 60 лет - 5 человек (1,9%),

  • старше 60 лет - 2 человека (0,85).



Приложение 3


Список групп

1 группа:

  1. Афонина Кристина

  1. Ивлиев Владислав

  1. Карасева Мария

  1. Митрофанов Артем

  1. Мякишев Андрей

  1. Прохоров Денис

  1. Сергеев Владислав

  1. Уханов Вадим


2 группа:


  1. Акимова Юлия

  1. Ахмедов Фазил

  1. Блинков Александр

  1. Канаев Кирилл

  1. Карасёва Мария

  1. Коновалов Арсений

  1. Мазуров Глеб

  1. Наугольнова Ангелина

  1. Осмаев Магомед

  1. Потапов Егор

  1. Рюмцева Алина

  1. Самышев Даниил

  1. Стуколова Дарья

  1. Творогова Ольга

  1. Фёдоров Станислав

  1. Щеколдин Александр


3 группа:


  1. Бычков Алексей

  2. Тамазанов Павел

  3. Аверьянов Сергей

  4. Щербаков Илья

  5. Мержуев Саид

  6. Соколов Константин

  7. Суркова Ольга

  8. Савина Алина

  9. Емельянова Анастасия

  10. Мишина Полина

  11. Марков Владислав



Приложение 4


Тематическое планирование природоохранной деятельности 2013-2014г.

Действия

Сроки


Совещание членов творческой группы. Постановка проблемы, определение целей и задач проекта

январь


Тематическое мероприятие "Зелёная планета"

январь


Экскурсия в краеведческий музей по теме: «Растения Островцовской лесостепи»

январь


Теоретические занятия по сбору материала для проекта

февраль


Создание буклетов, брошюр и листовок

февраль


Акция «Покорми птиц зимой»

февраль-март


Всероссийский экологический проект «Вместе сохраним леса от пожаров».

март


Теоретические занятия по сбору материала

март


Тематическое мероприятие "Профилактика пожаров в лесах"

март


Встреча с работником Колышлейского-Секретарского лесничества

март


Встреча с методистом заповедника «Приволжская лесостепь»

апрель


Акция «Всемирный день птиц»

апрель


Создание буклетов, брошюр и листовок.

апрель


Акция «Антипал»

апрель


Экологическая акция «Наведём порядок в лесном массиве «Круглый»

май


Экологическая акция «Муравейник»

май



Тематическое планирование природоохранной деятельности 2014-2015г.

Действия

Сроки


Экологическая акция «По лесным тропинкам».

сентябрь


Акция «Росток в будущее» в рамках всероссийской акции «Больше кислорода»(1 этап).

октябрь


Региональная экологическая акции «Украсим садами Пензенский край!».

сентябрь-декабрь


Создание буклетов, брошюр и листовок.

ноябрь


Конкурс – выставка буклетов, брошюр и листовок.

декабрь


      1. В рамках районной акции «Помоги птицам перезимовать»:
  • Районный конкурс детского творчества «Сохраним лесных красавиц».

декабрь


Акция «Покорми птиц зимой».

январь-март


Всероссийский экологический проект «Вместе сохраним леса от пожаров».

март


Теоретические занятия по сбору материала.

март


Тематическое мероприятие "Огонь наш враг".

март


Встреча с работником Колышлейского-Секретарского лесничества.

март


Встреча с методистом заповедника «Приволжская лесостепь».

апрель


Показ фильмов «Сохраним леса от пожаров», «Лесной спецназ». Просмотр видео сюжетов про лесные пожары в Хакасии.

апрель


Акция «Всемирный день птиц».

апрель


Тематическое мероприятие «Огонь лесу враг».

апрель


Акция «Антипал».

апрель


Экологическая акция «Чистый лес».

май


Экологическая акция «Больше кислорода» (2 этап).

май


Выпуск стенгазеты клуба лесничества «Зелёные береты» «Наша помощь в сохранение лесов».

май


Тематическое планирование природоохранной деятельности 2015-2016г.

Действия

Сроки


Совещание членов рабочей группы.

сентябрь


Экологическая акция «В гостях у лесника».

сентябрь


Проект «Предупреждение загрязнения прибрежной зоны водоёмов».

октябрь


Экологическая акция «Больше кислорода» (3 этап).

ноябрь


      1. В рамках районной акции «Помоги птицам перезимовать»:
  • Районный конкурс детского творчества «Лучшая кормушка для птиц».

декабрь


Создание буклетов, брошюр и листовок.

январь


Акция «Покорми птиц зимой».

январь-март


Занятие "Моё зелёное чудо" теоретические + практические по выращиванию деревца из семян.

сентябрь-апрель


Занятие-презентация "Моё зелёное чудо".

март


Всероссийский экологический проект «Вместе сохраним леса от пожаров».

март


Теоретические занятия по сбору материала.

март


Конкурс наглядной агитации «Сохраним леса от пожаров».

март


Размещение информации в организациях об опасности возгорании лесных массивов в пожароопасный период.

март


Подготовка и проведение мероприятия по профилактике лесных пожаров в форме популярного интеллектуального шоу «Своя Игра».

апрель


Акция «Всемирный день птиц».

апрель


Экологическая акция «Больше кислорода» (2 этап).

апрель


Акция «Антипал».

апрель


Экологическая акция «Чистый берег».

май


Подведение итогов проекта.

май



































Приложение 5.


Тематический мероприятие " Профилактика пожаров в лесу"


Цель обучения - сформировать у детей чувство сохранения природы, привить навыки безопасного обращения с огнем в лесных массивах и правильного поведения в случае возникновения пожара.

Задачи:

  • профилактика лесных пожаров;

  • привить навыки правильных действий при возгорании в лесу

  • научить оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для её преодоления;

  • формировать чувство самосохранения;


Ход мероприятия:

Сл.1,2

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня наше мероприятия , посвящено профилактике возникновения пожароопасной ситуации в лесных массивах. Но прежде чем мы приступим к беседе, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет.

Сл.3

Демонстрируется видеосюжет из видеофильма «Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит мотивацию .
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий обращается к слушателям аудитории:

Сл. 4

Ведущий: Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

Сл.5

Ведущий: В 90 – 97% случаев виновником возникновения лесных пожаров оказывается человек, точнее его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха.

Сл.6

Ведущий: Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Сл. 7

Звучит фонограмма детского хора из припева песни «Лесные пожары» (к/ф «Граница. Таежный роман»)- 6 раз повторяется фраза «лесные пожары». Выбегают, кружась попарно участники с красными шарфами, занимают свои места справа и слева от первой девочки. Взмах шарфом, застыли.

Сл.8-15

Ведущий: Но сегодня мы хотим обратить ваше внимание не на пожары а на профилактику возникновения пожароопасных ситуаций в лесных массивах

Ведущий: Наше мероприятие мы посвящаем людям, чей труд связан с охраной природы Колышлейского района. Лесничий - это человек, который находится на трудной службе, он отвечает за состояние и охрану лесов. Сегодня к нам в гости пришёл лесничий Секретарского- Колышлейского участкового лесничества. Давайте поприветствуем его и попросим рассказать о нелёгкой, но интересной службе.

Слово предоставляется Тарханову Владимиру Викторовичу.

(рассказ лесничего)

Ведущий: ……. Спасибо, вам за интересный рассказ и наставления как вести себя в лесу в случае возникновения пожара.

Сл. 16

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, какие причины возникновения лесных пожаров вы знаете? (ответы детей)

Ведущий: Действительно существует множество причин возникновения лесных пожаров, но хотелось бы выделить основные из них.

Основные причины возникновения природных пожаров:

  • горящая спичка

  • масляные тряпки или ветошь

  • стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света

  • искры из глушителя транспортного средства

  • непотушенная сигарета

  • сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника

  • расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ и т.д.


Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы поведете себя при возникновении лесных пожаров? (ответы детей)

Ведущий: Действительно существует несколько правил действия при возникновении лесных пожаров, но хотелось бы выделить основные из них.

Сл.17

Что необходимо делать, если Вы оказались:

а) в зоне лесного пожара –

  • окунуться в ближайший водоем

  • накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой

  • дышать через мокрый платок или смоченную одежду

  • для преодоления нехватки кислорода пригнуться к земле

  • не обгонять лесной пожар

  • двигаться под прямым углом к направлению распространения огня

  • выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика

б) в лесу, где возник пожар –

  • определить направление ветра

  • определить направление распространения огня

  • выбрать маршрут, выходя из леса в безопасное место

  • выходить из леса только в наветренную сторону и быстро, т. к. скорость распространения пожара велика.

Сл.18

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, что запрещается делать в лесу с целью недопущения возникновения лесных пожаров вы знаете? (ответы детей)

Ведущий: С целью недопущения пожара в природной среде запрещается:

  • бросать в лесу горящие спички, тлеющие тряпки

  • разводить костры в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур

  • поджигать камыш

  • разводить костер в ветреную погоду и оставлять без присмотра

  • оставлять костер горящим после покидания стоянки

  • оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность

  • выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях под деревьями

  • употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся и тлеющих материалов.

Сл.19

Ведущий: Ребята, мы хотели бы рассказать правила безопасного тушения небольшого лесного пожара:

  • почувствовав запах дыма, определите, что и где горит

  • если нет уверенности в своих силах, отходите в безопасное место

  • приняв решение тушить небольшой пожар, пошлите кого-то из группы сообщить о пожаре и за помощью в ближайший поселок

  • при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема или засыпайте его землей

  • небольшой огонь на земле затаптывайте ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев

  • можно использовать для тушения пучок веток (длиной 1,5 – 2 м) от деревьев лиственных пород, плотную ткань, мокрую одежду. Наносите ими скользящие удары, как бы сметая пламя, прижимайте ветки при следующем ударе по этому месту

  • потушив пожар не уходите, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова

сл.20-21

Ведущий: А сейчас наши девчушки

Пропоют для вас частушки:

 

Мы частушки пропоем,

Правила расскажем,

Как дружить, друзья с природой

Вам сейчас расскажем.


То, что спички не игрушка

Знает каждый, знают все

Не бросай горящей спички,

А то быть большой беде.

 

Не рубите зря деревья

Они долго ведь растут

Распродали лес китайцам –

Они нам лапшу дают.

 

Не пугайте журавлей

Не губите аистов

А не то всех этих птиц

Вовсе не останется.

 

С заповедником дружите

На экскурсии ходите

С ним вместе мы та сила

Что природу сохранила.

Всем напомнить здесь уместно,

Что стрелять зверей нельзя.

Выполняйте повсеместно

Эти правила, друзья!

 

Выполняйте повсеместно

Эти правила, друзья!

И тогда наша природа

Не иссякнет никогда.

 

Все:

Наш лес – супер!

Наша река – супер!

Наши луга – супер!

Давайте их сохраним!


Сценка «Пожар – враг леса!»

 

Звучит набатная музыка, расстилается дым. На сцену выбегает заяц…

 

Заяц:

Боже мой, огонь кругом

От него бегу бегом.

А куда бежать, куда?

Где же речка, где вода?

Кедр горит, горит сосна

От дыма речка не видна

И нельзя уже дышать

Ах, куда же мне бежать?

 

Мечется в страхе по сцене, выбегает мышка…

 

Мышка:

У меня нора сгорела

Я в ней зимовать хотела

Запасла зерна, орехов.

Нет, теперь мне не до смеха.

 

Мышка плачет, выходит, прихрамывая, задыхаясь и кашляя, волк…

 

Волк (хрипло):

Я задыхаюсь, я пропал…

Чуть прямо в пламя не попал

Вот шерсть дымится, хвост облез

Кто? Кто поджег наш чудный лес?

От дыма и огня бегу

Сил нету, больше не могу!

 

Волк падает на пол и стонет…

 

Сорока:

Я знаю, знаю, знаю!

Я ведь везде, везде летаю!

Я видела, узнала я,

Кто лес поджег, друзья!

 

Все:

Кто? Кто скажи скорей

Кто не жалеет нас, зверей?

 

Сорока:

Вовка то всему виной из 172-й

А может и из первой…

Да он курил, наверно.

 

Заяц (возмущенно):

Боже мой, какой кошмар!

Ниже пояса удар!

Человек поджег наш лес!

Как он мог? Какой подлец!

 

Мышка (плача):

Кто поможет нам теперь?

Пропадает в лесу ведь зверь.

И деревья все сгорят

И кусты. Да все подряд.

Сл.22 

Слышен крик: «Отпусти меня! Я не хотел!» на сцену выходит юный пожарный и толкает впереди себя Вовку. То с сигаретой, взъерошенный, ноет…

 

Юный пожарный:

Ах ты гад, ах ты подлец!

Ты зачем поджег наш лес?

Как ты мог в лесу курить?

Где теперь животным жить?

Будем мы тебя судить!

 

Звери подбегают к Вовке и хотят его бить. Он защищается. Кричит:

 

Ну, простите вы меня!

Нет в лесу уже огня.

Я его уж потушил

Воды с речки наносил

Мне помог мой друг Серега

Мы курили с ним немного,

Но теперь,  клянусь, не стану

Честно, братцы, без обмана.

Я и сам трясусь от страха,

Прогорела вот рубаха.

Даст отец ремня мне дома

Вам то это не знакомо…

 

Юный пожарный:

Что в лесу нельзя курить

Это всякий знает

Костер надо потушить –

Каждый понимает.

 

Заяц: Пожар – враг леса!

Мышка: Берегите лес от пожара!

Волк: Сохраните жилище зверей!

Сорока: И птиц!

Вовка: Простите меня, я больше не буду! Берегите природу!

Сл.23

Юля Мозговая:

Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и пошли

А огонь не затушили.
Сам погаснет – мы решили.

Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.

До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.

Гибнет лес. Пропали звери –
Всех несчастий не измерить.

Турист, костер не оставляй!
Нам дом лесной наш очень жаль.
Нам жаль траву, деревья жаль…
Какая ж в сказке сей мораль?

турист, костер не оставляй!

Его можно залить водой

А можно забросать землей

А можно просто закопать.

Но главное – не оставлять!

Не оставляйте горящих костров –
Останется лес и цел и здоров


Сл. 24-29

Ведущий: Итак, мы с вами познакомились с основными правила пожарной безопасности и поведения в экстремальной ситуации в лесу. Большое спасибо за внимание…..




Приложение 6.






















Листовки для распространения.



















34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!