СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект" Экологическое состояние пруда нашего села"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте показана методика экспериментов по оценке качества воды из пруда,показан вклад школьников и местной администрации по благоустройству околопрудовой территории.

Просмотр содержимого документа
«Проект" Экологическое состояние пруда нашего села"»

8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

309204 село Ломово, ул.Мозгового,6

Т.(ф) (47231) 4-41-22 E – mail: lomovo @yandex.ru










Проект- исследование

по теме


« Экологическое состояние пруда села Ломово»


Номинация

«Охрана и восстановление водных ресурсов Белгородчины»






Автор работы :

Антоненко Дарья Андреевна

учащаяся 9класса

МБОУ « Ломовская СОШ»

Руководитель: учитель бологии

Кравцова Е.С.

2022год




Тема исследования:   « Экологическое состояние пруда села Ломово».

Цель:дать оценку экологического состояния пруда

Задачи:                   

-изучить экологическое состояние пруда 

-провести визуальное обследование пруда;

        -произвести отбор проб воды из водоема в осеннее  время года;

-определить физико-химические показатели воды:

интенсивность и характер запаха, цветность, прозрачность,  осадок, водородный показатель;

Объект  исследования:   пруд села Ломово

Предмет исследования:  поверхностные воды  пруда

Сроки и продолжительность исследования:  сентябрь- октябрь 2022 г.



Введение

Актуальность проекта.

В.В. Путин на Международном форуме «Чистая вода», который проходил в нашей стране 24-25 ноября 2010 года сказал: «Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы».

Гипотеза:

Если каждый человек будет стараться бережно,то нам удастся сохранить водные ресурсы нашей планеты.

Предполагаемый результат:

Воспитание бережного использования воды.

Формирование умений планировать свою деятельность и грамотно отражать результаты, используя проведенные наблюдения и исследования и т.п.

Уметь делиться опытом, который был приобретен во время работы над проектом.

В последнее время человечество стоит перед проблемой нехватки пресной воды. Сейчас свыше 1,2 миллиарда населения испытывают постоянный дефицит.

Почему так много внимания воде?

Потому что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдет им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле!

Остаться без воды - самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом.

Без пресной воды погибнет всё живое на Земле. Пресная вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

Воду нужно беречь и охранять, так как вода -это жизнь и количество воды на нашей планете ограничено.

 В давние времена, когда человек жил в гармонии с природой, любая пресная вода, разве что за исключением болотной воды, была питьевой. Существовала морская вода и просто вода, без любых дополнительных определений. Считалось, что вода это минерал, который человек должен употреблять естественным. Сейчас человек говорит об отдельной разновидности воды – питьевой воде. Кроме этого есть воды рек, прудов, где можно и нельзя купаться человеку.

Все народы заботливо и бережно относятся к воде.  Вот пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.

Вода – мать, а без матери не проживешь. (Китайская пословица.)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская )

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская )

Русские пословицы:

    *И мутную воду пьют в невзгоду *Не плюй в колодец: случится напиться. *Без росы и трава не растет.

Свой вклад в решение проблемы сохранение водных ресурсов нашей планеты должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях.

Это главная мысль нашего проекта и она определяет актуальность выбранной темы.


Основное содержание

  1. История существования пруда

Пруд располагается в центре села, рядом со Свято-Никольским храмом . До 2004 года пруд имел небольшую площадь и глубину и больше походил на небольшое озеро, где купались домашние гуси и утки, и любители рыбаки ловили рыбу. Зимой школьники катались на коньках и играли в хоккей.



Но наличие пруда радовало жителей села, так как село расположено на возвышенности и никаких речек и других водоемов не имеет. Прудик маленький, но чистенький.

В 2004году местная администрация под руководством Кравцова Н.Д. по собственной инициативе начала очистку пруда. Была задействована специальная техника, которая расширяла и углубляла пруд. Были найдены на дне пруда опасные боевые бомбы, сохранившиеся со времен ВОВ. Работы продолжались в течение 2-х лет. После очистки пруда была сооружена новая земляная плотина, куда был помещён железобетонный водоспуск. И пруд принял новый облик. Общая площадь водоёма составляет 120000м2 Ширина пруда была 200м., длина – 600м. В систему сооружения входят: земляная  плотина с асфальтовым покрытием шириной 12м.,  длиной 150м. и железобетонный водоспуск.

Пруд относится к ложбинному типу, характеризуется разной глубиной на всём протяжении ( 4-7м.) Питание осуществляется  в основном за счёт подземных  и талых вод.

Береговые склоны сложены суглинками. Береговая линия  пологая.




В течение нескольких лет облик околопрудовой территории меняется, благоустраивается. В 2008 году на левом берегу пруда, с тыльной стороны храма был заложен Николаевский сад, высажены яблони. А на правом берегу высажены саженцы берёз и лип.

Учениками школы были проведены акции «Сделаем вместе!», «Чистый берег», операция «Оставим чистый след», разработаны рекомендации по улучшению экологического состояния пруда. Вдоль дамбы школьники высадили ивы.




В 2014 году местная администрация на правом берегу пруда построила детский городок, где есть скамейки и различное оборудование для организации досуга детей .









Так выглядит наш пруд в настоящее время.

2. Биоразнообразие.

Несмотря на свои небольшие размеры, для пруда и его окрестностей характерно большое биоразнообразие.

У берегов пруда можно увидеть заросли камыша. Возле воды и в самой воде всегда кипит жизнь. А в прибрежных кустах и деревьях нашли себе приют птицы и звери. На поверхности, словно конькобежцы скользят клопы, водомерки. Как акробаты крутят спирали жуки – вертячки. Это жук-плавунец и улитка – прудовик. Некоторые водные животные, например пиявки, личинки стрекоз и ручейников дышат воздухом, растворённым в воде.В пруду водятся караси, пескари, щуки и окуни. У побережья пруда обитают пресмыкающиеся. Весной, после зимней спячки, просыпаются ящерицы. Они живут в специально подготовленных углублениях в земле, достаточно хорошо освещенных солнцем. Днем они снуют вдоль пруда в поисках насекомых и их личинок, дождевых червей, и зачастую сами стают жертвой чьей – либо добычи. Так же многочисленны ужи. Ужи хорошо плавают, зигзагообразно извивая свое тело и выставив над водой голову. Однако в воде они рыб почти не трогают, предпочитая питаться земноводными. Выползают из убежищ на охоту по утрам и к вечеру, на ночь забираются под корни деревьев, в кучи камней. Хотя основная пища ужей — лягушки и жабы, но они поедают также молодых ящериц.Многочисленные представители земноводных – лягушки, питаются насекомыми, мелкими рачками, червями, головастиками, лягушатами и молодыми ящерицами. Ловят так же летающих насекомых при помощи клейкого языка, который в момент приближения добычи выбрасывается далеко вперед.У воды можно встретить разных птиц, например диких уток,ещё на пруду можно встретить крупных чаек и ласточек.

  1. Практическая часть

Для оценки экологического состояния воды мы произвели отбор проб воды из водоема в осеннее время года.  Определили физико-химические показатели воды: интенсивность и характер запаха, цветность, прозрачность, осадок, водородный показатель, жёсткость воды.

Диагностика цвета – один из показателей состояния водоёма. Цветность природной воде могут придавать соединения железа, цветущие водоросли, взвешенные частицы. Различные оттенки вода может приобретать и за счет загрязнения ее сточными водами. Для определения цветности воды использовала стеклянный цилиндр и лист белой бумаги. В сосуд набрала воду и на белом фоне бумаги определил цвет воды. Результаты  исследования   в  таблице № 1

Таблица №1. Цветность воды

Месяц

Цветность

ПДК для питьевой воды

Сентябрь

Бесцветная

В соответствии с требованиями к качеству воды  в зонах рекреации (отдыха) окраска воды не должна обнаруживаться визуально в столбике высотой 10см. Для питьевой воды это значение составляет 20 см.

Октябрь

 

Бесцветная

 








Подкладывая под сосуд с плоским дном на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв –  0, 5 мм, и сливали воду до тех пор, пока сверху через слой воды не стал виден этот шрифт.Приложение 1

Измерили высоту столба оставшейся воды линейкой и выявили степень прозрачности в сантиметрах. Результаты исследования    в  таблице №2

Таблица №2. Прозрачность

 Месяц

Прозрачность

ПДК для питьевой воды

Сентябрь

19 см

Вода считается непригодной для     питья без специальной подготовки,            если  прозрачность составляет менее 30 см.

Октябрь

19 см

 .Изучение гидрохимических показателей воды. Определение водородного показателя (рН)

Для определения рН я использовали универсальную индикаторную бумагу. Перед определением пробирку несколько раз ополоснули, налили  воды и опустили на 1-2  секунды листок индикаторной бумаги. Затем сравнили ее цвет с контрольной шкалой. В соответствии с требованиями государственных стандартов к составу и свойствам воды для водных объектов - источников питьевого водоснабжения величина pH не должна выходить за пределы интервала значений 6,5-8,5. Приложение 2. Результаты  исследования представлены в  таблице  №3.

                                                 Водородный показатель (рН)

Сентябрь

Октябрь

Средний результат

pH = 7,5

pH = 7

pH = 7 нейтральные воды,

 Определение жесткости воды.

Жесткость воды z определили по её мыльности. В колбы с пробами, добавил немного мыльного раствора, взболтали; в жёсткой воде мыльная пена почти не образуется, а в мягкой ее будет много. Для исследования в качестве контроля взяли водопроводную воду и сравнили полученные результаты и увидели, что водопроводная вода образовала много хлопье, а в пробах образовалось незначительное количество пены без хлопьев На основании этого пришли к выводу, что вода в пруду –мягкая а наша водопроводная вода очень жесткая.Приложение 3

     Наличие осадка определяли фильтрованием.Фильтр оказался чистым, что свидетельствует о чистоте воды.Приложение 4

Запах приятный, речной.Приложение 5

Заключение.

В настоящее время экологическое состояние воды в пруду и состояние прилегающей территории радует местных жителей. Территория пруда используется для любительской рыбалки, для досуга местных жителей и их детей. Это достигнуто, благодаря совместным усилиям и участием в благоустройстве местной администрации, школьников и жителей села. В пруду произрастают типичные растения и обитают водные животные, которые чувствуют себя здесь комфортно. В настоящее время наш пруд имеет, в основном, культурно- эстетическое значение.

Пруду жить и саду цвесть, когда такие люди на свете есть!

Данный проект способствует развитию экологической культуры учащихся и жителей села через личное участие в природоохранной деятельности, знакомит с историей создания современного облика пруда. Только совместными усилиями жителей села, школьников и администрации можно поддерживать экологическое состояние пруда и прилегающей территории в хорошем состоянии, что пока удаётся.Литература



Литература:

1.Спенглер О.А.Слово о воде – Л.: Гидромедитоиздат, 1980.

2. Энциклопедический словарь «Юного химика». М.: Педагогика,1990, с.52-54

3. Интернет –ресурсы:

//Сохраним воду вместе с Клоп ру!//www.klopp.ru/index.php?newsid=111840





















Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Хлопья в водопроводной воде Так выглядит раствор мыла в воде из пруда



Приложение 4





Фильтр абсолютно чистый




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!