СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Экотропа "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Экотропа вокруг школы" был выполнен, а точнее еще не завершён, учащимися 8  , но на экскурсии по экотропе мы водим ребят со 2- 6 класс. По сути, мы изучаем биологические объекты вокруг школы, но подобрали интересные вопросы и задания для этого, чтобы экскурсия стала еще интереснее! 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Экотропа "»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дедовская средняя общеобразовательная школа №3








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Экологическая тропа»







Участники проекта: Ученики 8 класса

МОУ Дедовская СОШ№3


Руководитель:

Румянцева Ольга Геннадиевна,

учитель биологии





2019 - 2020




Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------- 3-5

1.1. Цель проекта

1.2. Задачи

1.3. Тип проекта

1.4. Гипотеза реализации проекта. 

1.5. Объект исследования: 

1.6. Предмет исследования: 

1.7. Место исследования: 

1.8. Продолжительность реализации проекта

1.9. Методы исследования:

1.10. Ожидаемые результаты

1.11. Участники проекта:

1.12. Актуальность проекта


II. Реализация проекта --------------------------------------------- 6-16

2.1. Паспорт объекта

2.2. Формирование экологической тропы.

2.2.1.Теоретическая часть.

  • Подготовительный этап

  • Содержательный этап

2.2.2. Практическая часть ---------------------------------------------------17-18

III. Заключение------------------------------------------------------- 19

IV. Литература-------------------------------------------------------- 19














I. Введение

1.1. Цель проекта

  • создание экологической тропы на территории

МОУ Дедовская СОШ №3.

1.2. Задачи

  • формировать у обучающихся школы основы экологической культуры;

  • познакомить с разнообразием особенностями растений, произрастающих на пришкольной территории;

  • воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;

  • провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.

1.3. Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

1.4. Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе.

1.5. Объект исследования:  растения, произрастающие на территории пришкольного участка МОУ Дедовская СОШ №3.

1.6. Предмет исследования: реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы.

1.7. Место исследования: пришкольная территория

МОУ Дедовская СОШ №3.

1.8. Продолжительность реализации проекта: апрель 2019 - октябрь 2020 года с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о растениях.

1.9. Методы исследования:

  • анализ научно-популярной литературы;

  • иллюстративные методы представления результатов работы;

  • практическая деятельность.


1.10. Ожидаемые результаты

  • положительные эмоциональные проявления, радость от общения растениями;

  • интерес к познанию живого, расширение кругозора;

  • реализация творческого потенциала учащихся;

  • проявление гуманного отношения к живому.

1.11. Участники проекта:

В реализации проекта принимают участие учащиеся 8 класса,

учитель биологии – Румянцева Ольга Геннадиевна.

1.12. Актуальность проекта

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте. Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной.



























II. Реализация проекта

2.1. Паспорт объекта

- Местоположение объекта.

МОУ Дедовская СОШ №3 , г. Дедовск, ул. Осипенко , д. 1а

Рисунок №1


  • Исторические сведения

Дедовская СОШ №3 была открыта в 1961 г. На протяжении нескольких лет на территории были посажены клёны, ели, сосна, туи, яблони, акации и другие растения. Также появилась липовая аллея и кустарники. В 2014 году были разбиты цветочные клумбы .


  • Состояние тропы

Состояние тропы хорошее, местами удовлетворительное

  • Режим пользования

Это учебные экскурсии, исследования, отдых.

  • Необходимые мероприятия:

  • очистка дендрария пришкольной территории от сушняка

  • посадка новых деревьев и кустарников

  • посадка цветочных растений весной и уход за ними

  • уборка листьев и мусора.


2.2. Формирование экологической тропы 

2.2.1.Теоретическая часть

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,

  • вживание в игровую ситуацию,

  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Таблица №1

Проектная деятельность

Задачи


Сроки реализации


Формирование инициативной команды для организации работы из наиболее активных ребят, заинтересовавшихся данным проектом.



Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта


Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Принятие цели и задач проекта


В течение недели до начала проекта


2 этап. Содержательный

Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, экскурсоводы.

Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

  • Поисковики занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута, а также сбором информации об определённых биологических объектах тропы.

  • Организаторы проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой, а также разрабатывают сценарий ролевой игры и конкурсов для школьников – слушателей с целью закрепления полученных знаний.

  • Изготовители делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.

  • Экскурсоводы подготавливаются из числа учеников – членов первой группы.





Таблица №2

Проектная деятельность

Задачи


Сроки реализации


Составление перечня экскурсионных объектов


Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов


Май , 2019 г.

Разработка проекта, изготовление и установка стендов (информационные доски и опоры к ним.).


Используется слегка обработанный природный материал, камень, дерево (покрытое бесцветным лаком).


Апрель 2019 г.- октябрь 2020 г.

Подготовка экскурсоводов





Написание и разработка публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода


Апрель-май 2019 г.

Составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы

Разработка вариантов с учётом специфических интересов посетителей



На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

  1. «Липовая аллея»

  2. «4 красавицы – Ель Сибирская»

  3. «Этажи леса»

  4. « Гнездо сороки»

  5. Цветник «Времена года»

  6. «Аптекарский огород»».



Таблица №3

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла и название станций

Цель

Объекты наблюдения

Цветник «Времена года».


- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, гиацинты, купена, безвременник, бархотки.

Липовая аллея

Красавицы Ели

Этажи леса



-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- Учить различать ярусы растений и их значение

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

липа

ель;

Деревья по пути:

Береза;

Яблони;

клён;

рябина, шиповник.

«Гнездо сороки»

«Птичья столовая»


-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.



«Аптекарский огород»











-дать представления о лекарственных растениях , их отличительных особенностях, применении при заболеваниях.

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.



Цветы:

Пустырник, зверобой, земляника, календула, мята, шалфей,

мать-и-мачеха,и многие другие .




Краткое описание станций

Крыльцо школы – начало тропы.

Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут. Предлагается выполнить задания:

1. Определить видовой состав деревьев на территории школьного двора.

2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений.

3.Оценить жизненное состояние деревьев.

4. Сделать выводы.


Липовая аллея.

Учащимся предлагают определить вид деревьев вдоль спортивной площадки и ответить на вопросы , прослушать рассказ экскурсовода:


- Узнаете ли вы это дерево? По каким признакам мы всегда узнаем это дерево? Что мы знаем об этом дереве?


Это ЛИПА! Листочки похожи на сердечко , а в июне, когда дерево цветет, мы сразу узнаем его по аромату!

На Руси про него говорили:

«это дерево лечит и «обувает»» Из него драли лыко для изготовления лаптей. Из древесины этого дерева строили бани А ещё , это дерево прекрасный медонос. В нектаре его цветков много глюкозы. Отваром из цветков с мёдом лечат простуду!

- А что означает выражение «липовая печать» и связано ли оно с Липой?

Липа давно и широко используется в резьбе по дереву, поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной.

В частности, в царские времена мошенники вырезали из липы

копии царских (княжеских) печатей (отсюда и выражение — «липовая печать», или

просто «липа» — подделка)


4 красавицы – Ель Сибирская


- Как узнать возраст этих прекрасных деревьев?


Чтобы определить возраст ели не нужно её спиливать или сверлить. Достаточно посчитать количество ярусов ветвей. На елях ветви растут кольцами, мутовками. Каждый год добавляется новый ярус. Но мы точно знаем, что ели были посажены в первый год работы нашей школы в 1961 году.


- Что мы знаем о хвойных растениях? Чем они полезны?

Хвоя ели выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух. Целители также считают, что ель — дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу. Давайте обнимем прекрасные деревья и исцелимся от всех болезней!


Этажи леса

Не выходя за территорию школы, можно оказаться в настоящем лесу!

Что такое лес? Сосны до небес,

Берёзы и дубы, ягоды, грибы...

Звериные тропинки, пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый, воздух чистый-чистый

И родник с живой ключевой водой.


- Найдите ярусы в нашем лесу и назовите растения каждого яруса

I ярус- берёза и липа

II ярус – рябина, черёмуха

III ярус – смородина, шиповник

IV ярус - травы

V ярус – мхи


Гнездо сороки

По пути движения по тропе встречаем и определяем птиц! На школьной территории можно увидеть синиц, зябликов, скворцов, сойку, сороку и даже Пустельгу!


Но вот, мы видим в ветвях деревьев большое гнездо . Оно круглое,

С крышей и двумя входами, точнее со входом и выходом!

Чьё же это гнездо?

Недалеко мы можем увидеть и хозяйку гнезда: СОРОКУ!

Мы знаем, что это очень умная птица! Крыша её спасает от дождя,

а два отверстия ей нужны, т.к. развернуться в гнезде она не может,

Мешает длинный хвост!


Цветник «Времена года».

На одной клумбе в разное время года можно увидеть разные растения , которые сменяют друг друга. В нашем проекте такая клумба должна выглядеть ТАК:

Обучающиеся во время экскурсии могут ознакомиться с видовым составом растений и правилами ухода за ними.

Первыми в начале весны проклюнутся первоцветы – луковичные, высаженные по осени в грунт. Чуть позже между первыми вестниками весны начнут пробиваться росточки многолетних растений.


На переднем плане клумбы с двух сторон распложены мускари (1) или мышиные гиацинты, рядом с которыми цветут прострел (2) и резуха кавказская (3). Во втором ряду красуются низкорослые розовые (4) и желтые (5) тюльпаны. Желтые тюльпаны (9) также украшают и центр композиции, будучи высаженными в вазон на цоколе. Прекрасным дополнением для клумбы станут ароматные нарциссы желтого (7) и кремового (8) цвета.


Весной раскрывают свои чудесные цветы морозник (10) и водосбор (6), которые расположены в левой части клумбы. Ну а в мае начнут цветение и выбранные кустарники — сирень мелколистная (12) .

Осень – сезон сочных красок, о которых позаботятся очиток-скрипун (13) и яркие дендрантемы (23). Начинают свое цветение также анемоны (24) и клопогон (25). Космея (17), украсившая клумбу летом, продолжает радовать и осенью.


Наша клумба выглядит пока не так богато, но мы строим планы по ее усовершенствованию!


«Аптекарский огород» - лекарственные растения

Есть в травах и цветах целительная сила

для всех, умеющих их тайну разгадать !

-Знаете ли вы растения на этом участке и какими лекарственными свойствами они обладают?

Ромашка аптечная – известна всем целебными свойствами, незаменима при простудных заболеваниях: ингаляции, полоскание горла отваром, лечебный чай.

Зверобой ! Наши бабушки не выращивали, а собирали высокие стебли с ярко-желтыми цветами в полях прямо за деревней. Повышает иммунитет!

Мята – неприхотливое растение с приятным ароматом многие выращивают в огородах. Чай с мятой и мелиссой не просто вкусный, еще и полезный – бодрит, освежает и улучшает пищеварение.

Календула – очень яркие и красивые цветы, но также это очень ценное лекарственное растение! Снимает воспаления слизистой рта и горла!

Шалфей – универсальный лекарь, лечит от многих заболеваний дыхательной системы и желудочно-кишечных воспалениях.

Земляника – это не только красивые цветы и вкусные ягоды, это лекарственное растение от болезней сердечно-сосудистой системы!

Кожные высыпания и мелкие царапины лечат отварами чистотела и череды .

Валериана – кошачья радость! Успокаивающий напиток на каплях валерианы знаком не только людям, наши домашние любимцы – коты и кошки всевозможных пород – с удовольствием грызут засушенные корешки, за что удивительное растение названо кошачьей травой.


2.2.2. Практическая часть

1. Рекреационная нагрузка на территорию

Определение степени уплотненности почвенного покрова

На станции «Лес» мы предлагаем определить рекреационную нагрузку на почву. На данных станциях в почву вбивают полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылки заливается вода – 1 л. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве.

После проведённого исследования рекреационной нагрузки на почву можно сделать вывод о нарастающей год от года рекреационной нагрузке, а, следовательно, и степени уплотненности почвенного покрова.









2. Определение видового состава деревьев и их состояние


Определили видовой состав деревьев на территории школы

Результаты оформили в виде таблицы

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

Липа

10

2

8

Ель обыкновенная

4

-

4

Береза

4

-

4

Рябина

2

-

2

Туя

15

-

15

Клён

2

-

2

Яблоня

8

4

4

Вишня

2

-

2

В ходе работы был определен:

  1. Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.

  2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки.










III. Заключение

Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.

  • Для учителя биологии экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.

  • Для учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.

  • Для всей школы экологическая тропа является предметом заботы и гордости.




IV. Литература

1. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.

2. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)

3. Стандарт организации “Положение о производственном экологическом контроле”. Российская академия естественных наук, 2008 год.

4. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.

5. Биология.5-9классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост.Е.А.Якушкина и др.-Волгоград:Учитель,2008.-186с.
6.Преподавание экологии в школе/А.В.Миронов.-М.:Гуманитар.изд.центр Владос,2004.-223с.









14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!