СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Проект- это легко!" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Проект- это легко!" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ»



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска»

Методические рекомендации по составлению проектных работ



В ходе проведения проектных работ нередко возникают случаи затруднения с выделением и обоснованием методологических элементов проекта. Этим и обусловлена необходимость данного методического пособия, в котором описаны способы достижения возникающих проблем, краткий теоретический материал, структура проекта, порядок выполнения проектной работы.



Разработчик: Золотых Лилия Александровна, преподаватель математики и физики ВКК

©

©

©







































Введение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.

Развитие проектного мышления в условиях современной системы образования возможно с помощью особого вида деятельности обучающихся –проектной деятельности.


Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проектная деятельность позволяет конструировать и развивать специфические умения, навыки и компетенции, в числе которых:

- проблематизация;

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- поиск и критическое осмысление информации;

- освоение методов исследования;

-практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др.


Проектная деятельность формируетсяв процессе выполнения разного рода проектов.  




ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?


Слово «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») втолковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства.

Английское«project» -трактует «проект» как то, что задумывается и планируется.

В современной литературе по управлению проектами можно выделить два основных подхода к определению проекта: системный и деятельностный.


Системный подход определяет проект как систему временных действий, направленных на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата. «Проект — временное предприятие для создания уникальных продуктов, услуг или результатов».


Второй подход –деятельностный – трактует проект как деятельность субъекта по переводу объекта из наличного состояния в состояние желаемого будущего, которое наиболее полно отвечает его представлениям. Таким образом, проект в самом широком смысле может пониматься как творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта.



В целом обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом.


Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемыхрезультатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Проекты могут быть разнообразными и многоплановыми. Однако все они имеют следующие общие характеристики:



- разовость – все проекты представляют собой разовое явление. Они приходят и уходят, появляются и исчезают, оставляя после себя конкретные результаты, существенно отличаясь от наших повседневных обязанностей и деятельности;



- уникальность – нет двух одинаковых проектов. Каждый из них, независимо от его результатов, в своей основе имеет что-то неповторимое, характерное только для него;



- инновационность – в процессе реализации проекта всегда создается нечто новое. Изменения могут быть большими или маленькими;


- результативность – все проекты имеют вполне определенные результаты. Это может быть новый дом, напечатанная книга, модифицированная структура компании, победа на выборах. Все проекты нацелены на получение определенных результатов, иными словами, они направлены на достижение целей;



- временная локализация – все проекты ограничены четкими временными рамками.




Порядок выполнения проектной работы


1) постановка проблемы и определение целей проекта;

2) определение задач, ожидаемых результатов и процедуры их оценки;

3) исследовательская и/или практическая деятельность, необходимая для получения указанных в проекте результатов;

4) анализ полученной информации и формулирование выводов;

5) представление результатов;

6) оценка проектной деятельности и результатов проекта (коллективное обсуждение и самооценка участников).


1.Проблематизация


В основе каждого проекта лежит проблема.

От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности.

Убедительное обоснование актуальности имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так как отражает результат поисков ответов на вопросы:

Почему этим необходимо заниматься? Какую проблему предстоит разрешить?В какой степени данная проблема изучена? Существует ли объективная необходимость в разрешении существующих противоречий?


Условно процесс обоснования актуальности можно представить в виде следующих этапов:

1. Описание и анализ проблемной ситуации, существующей в реальности.

Проблемная ситуация состояние в развитии объекта или явления,характеризующееся неустойчивостью, несоответствием егофункционирования потребностям дальнейшего развития.

2. Моделирование и анализ идеальной ситуации.

Идеальная ситуация – мысленное конструирование понятий о желательном состоянии объекта, прообразы которого имеются в реальном мире.

3. Выделение противоречий.

Противоречие понимается как несогласованность,несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единогообъекта, относящееся либо к практике, либо к теории.

4. Постановка проблемы.

Зафиксированное противоречие еще неявляется научной проблемой, так как не всякое противоречие может бытьразрешено средствами науки. Научная проблема логически вытекает изустановленного противоречия.

Проблема(др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле  – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.

В формулировке проблемы должноотражаться различие между «сущим» и «должным», т.е. междусуществующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явленияи желательным положением дел.

5. Краткий анализ изученности проблемы.


Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

2.Цель и задачи проекта

Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу,  определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.

Цель проекта представляет собой описание результата; этото, что должно быть сделано в рамках проекта, его назначение и конечный результат.


Чтобы сформулировать цель проекта нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть.

Формулировку цели проекта можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Глаголы должны быть совершенного вида(что сделать?), так показывают процесс выполнения в будущем. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

  • выявить...;

  • установить...;

  • обосновать...;

  • уточнить...;

  • разработать...;

  • показать...;

  • исследовать...;


Для оценки варианта постановки цели была разработана следующая система критериев, основанная на популярном в социальном проектировании SMART-тесте:

- конкретность (посредством каких механизмов и технологий будет решаться предлагаемая проблема);

- измеримость (должен быть предусмотрен механизм измерения достигнутого результата, он должен быть ощутимым);

- реалистичность (необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели);

- достижимость;

- ограниченность во времени (определение временного отрезка, в пределах которого будет достигнута цель при предполагаемых результатах).


Т.о., цель проекта - это конечный результат, которого хотелось бы достичь при завершении работы.


Итак, цель работы определили, следующий этап – формулирование задач проекта. 

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

Задачи проекта представляют собой алгоритм того, как будет выполняться процесс реализации проекта.

При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи должны отражать логику (последовательность) выполнения проекта.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

  • выяснить...;

  • изучить...;

  • провести...;

  • рассмотреть...;

  • найти...;

  • описать...

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги.

Чем яснее и чётче определены задачи, тем выше шансы завершить проект успешно. При формулировании задач нежелательно применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Формулируя цель и задачи, следует исходить из типологии проектов. В тоже время следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу.


Опорные слова, которые помогут сформулировать цель и задачи проекта

(использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта.)



исследовательс-

кий

информационный

творческий

практико-ориентированный

цель

- узнать, как…

- выяснить,

что будет, если …

- определить, как зависит…

- экспериментально доказать…

- сравнить…

- изучить, как влияет…

 

- собрать и обобщить сведения о….

- собрать и проанализировать информацию по….

- подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…

- изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)

- разработать и провести …

- поставить спектакль….

- организовать выставку…

- подготовить и провести праздник …

- подготовить к изданию школьный альманах…

- организовать ярмарку…

- провести конкурс…

- разработать и создать модель, макет, словарь…

- подготовить компьютерную презентацию к уроку

- создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…

- создать в школьном дворе клумбу….

- озеленить школу…

задачи (план работы над проектом)

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследование….

3. Обработать и проанализировать полученные результаты…

4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

1. Определить источники информации

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения

3. Определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация)

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-

информационном виде

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование

4. Разработать сценарий.

5. Провести необходимую организационную работу

6. Провести репетиции

7. Подготовить декорации, костюмы

8.Провести мероприятие

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой – распределить обязанности.

5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)

6. Провести испытание (презентацию, уроки сиспользованием …)



Типология проектов

Самая полная на сегодняшний день типология проектов представлена в трудах Е.С. Полат, где она представляет набор признаков, определяющих общедидактическую типологию проектов:

1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности:

- иссле­довательский;

- информационный;

-творческий;

- ролево-игровой;

- практико-ориентированный.

2. Предметно-содержательная область:

- монопроект (в рамках одной области знания);

- межпредметный проект.

3. Характер координации проекта:

- непосредственный (жест­кий; гибкий);

- скрытый (имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одного учреждения, города, региона, страны, разных стран мира):

- внутриучрежденческий;

- региональный;

- международный.

5. Количество участников проекта:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые.

6. Продолжительность проекта:

- краткосрочные;

- средней продолжительности;

- долгосрочные



Типология учебных проектов

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности студента

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта






Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области



Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями




Мыслительная


Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников;

общение с людьми, как источниками информации



Информационная

Творческий

проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики



Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)





Деятельность, связанная с групповой коммуникацией



Коммуникативная



Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной.

Продукт проекта – материально измеримый результат проекта. Описанный продукт проекта определяет результат, которые ожидают увидеть заинтересованные стороны в подтверждение факта завершения реализации проекта.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения -полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.


Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

- Web-сайт;

- Анализ данных социологического опроса;

- Атлас;

- Бизнес-план;

- Видеофильм;

- Видеоклип;

- Выставка;

- Газета;

- Действующая фирма;

- Журнал;

- Законопроект;

- Игра;

- Карта;

- Коллекция;

- Костюм;

- Макет;

- Модель;

- Музыкальное произведение;

- Мультимедийный продукт;

- Оформление кабинета;

- Пакет рекомендаций;

- Праздник;

- Прогноз;

- Публикация;

- Путеводитель;

- Серия иллюстраций;

- Сказка;

- Справочник;

- Сравнительно-сопоставительный анализ;

- Статья;

- Сценарий;

- Учебное пособие;

- Чертеж;

- Экскурсия.



Паспорт проекта

Паспорт проекта - это специальное приложение, которое содержит общую характеристику проекта.

Паспорт проекта (шаблон)

Название проекта

тема

Руководитель проекта

Ф.И.О. руководителя проекта

Автор проекта/состав проектной группы

Ф.И.О. автора проекта

Учебная дисциплина

название учебной дисциплины

Тип проекта

тип проекта по доминирующему виду деятельности (информационный, творческий, исследовательский, игровой, практико-ориентированный)

География проекта

все населенные пункты (регионы), в которых реализуется проект (если есть)

Срок выполнения проекта

дата начала и окончания проекта

Проблема

описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

Цель проекта

цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, близкая автору и ограничена во времени

Основные задачи проекта

3 – 5 задач, решение которых позволит достичь цели проекта

Целевая аудитория проекта

для кого предназначен проект (перечислите социальные группы, возраст)

Аннотация проекта

основная идея проекта

Календарный план реализации проекта


Наименование и описание этапов

Сроки начала и окончания

Ожидаемые итоги

1. Подготовка

 


2. Планирование

 


3.Реализация (исследование/

проектирование)

 


4. Анализ и обобщение (подведение итогов)

 


5. Презентация (представление проекта/защита)

 


 6. Оценка результата



Ресурсы

материальные и нематериальные средства, необходимые для достижения цели (оборудование, инструменты, материалы, финансовые средства, человеческие ресурсы и др.)

Результаты проекта

изменения, которые произойдут по итогам реализации проекта (качественные и количественные результаты, показатели), описание продукта

Дальнейшая реализация проекта

возможные варианты (направления) продолжения работы после завершения проекта

Список литературы

источники информации


Портфолио проекта


Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.


Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.


Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- четко организовать работу каждого участника проектной группы;

- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.


В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и его отдельных этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

При оформлении проектной папки рекомендуется выдержать следующие требования к разделам и их содержательному наполнению.

1. Титульный лист

2. Содержание папки

3. Паспорт проекта

4. Введение

5. Основная часть

6. Заключение

7. Список литературы

8. Приложени

Оформление титульного листа

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

- полное наименование образовательного учреждения;

- тему работы;

- сведения об авторе/авторах (фамилия, имя, курс, группа, специальность);

- сведения о руководителе: фамилия, имя, отчество, должность;

- наименование населенного пункта;

- год выполнения работы.

Допускается авторский дизайн титульного листа при полном наличии всех обозначенных реквизитов.



Оформление текста работы


Требования к оформлению текста работы:

размер бумаги-А4 (210х297);

поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

ориентация – книжная;

шрифт – TimesNewRoman;

размер шрифта – (кегль) – 14;

отступ (красная строка) – 1,25 см.;

межстрочный интервал – одинарный;

выравнивание текста по ширине;

нумерациястраниц, начиная со второй, проставляется в правом нижнем углу.












ОБРАЗЕЦ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска»









ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА



«Гальванотаксис инфузории»





Выполнил:

Зарыпин Денис

обучающийся 9 класса

Руководитель:

Золотых Лилия

Александровна,

учитель физики











Шимановск, 2021

















СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ


Паспорт проекта …………………………………………………………….стр.

Введение ……………………………………………………………………..стр.

Основная часть ……………………………………………………………...стр.

Заключение …………………………………………………………………..стр.

Список литературы ………………………………………………………….стр.

Приложения ………………………………………………………………….стр.



ВВЕДЕНИЕ


Во введении отражается:

Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?) Убедительное обоснование актуальности имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так как отражает результат поисков ответов на вопросы: почему этим необходимо заниматься?

Описание реальной и идеальной ситуации. Выявление противоречий, лежащих в основе проблемы. Существует ли объективная необходимость в разрешении существующих противоречий?

Какую проблему предстоит разрешить?

В какой степени данная проблема изучена?

Объект (Что необходимо изучить?) и предмет (Под каким углом зрения?)исследования.

Цель (цели) проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?(Цель (цели) проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)

Гипотеза проекта (Что будет, если...?) Гипотеза является обязательной структурной составляющей для исследовательских и информационных проектов и необязательной (но желательной!) для проектов других типов.

Задачи проекта (Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


В основной части представляется описание проекта. (В чём заключается основная идея проекта, и как она будет воплощена практически?)

Описание проекта представляет собой краткое изложение (3-5 страниц печатного текста) проектной идеи, этапов, методов, форм деятельности, основных мероприятий, механизма контроля процесса реализации проекта.

Календарный план обычно оформляется в виде таблицы.


п/п

Задачи

Мероприятия

(действия)

Сроки выполнения

Исполнители

Результат

ПОДГОТОВКА

1






2






n






ПЛАНИРОВАНИЕ

1












Также в основной части делается расчёт бюджета проекта (Какова стоимость материальных средств, необходимых для реализации проекта?)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключительной части проекта необходимо отразить:

Выводы относительно цели проекта и выдвинутой гипотезы.

Риски и мероприятия по их снижению (Что может помешать выполнению проекта и как это можно предотвратить?)

Перспективы развития проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!