муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петраковская средняя общеобразовательная школа
на областной конкурс на лучший проект по гражданско-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в Новосибирской области
Проект
«Герои в наших сердцах!»
Номинация «Их подвиг не забудем никогда»
Автор проекта: Литвинова Ирина Васильевна,
педагог-организатор
высшей квалификационной категории
МКОУ Петраковской СОШ
Здвинского района Новосибирской области
с. Петраки, 2022г
Содержание.
Идея проекта……………………………………………………………………3
Целевая аудитория проекта ………………………………………….……….5
Цель и задачи проекта………………………………………………...……….6
Основные этапы реализации проекта………………………………………...7
Материально-техническое обеспечение проекта……………………………9
Ожидаемые результаты проекта………………………………………....…..10
Список литературы………………………...……………………………...….12
Приложение
Идея проекта.
Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации В.В. Путин, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
В Программе Воспитания МКОУ Петраковской СОШ прослеживается работа по модулям, где делается акцент на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно в программу вносятся изменения. Например:
модуль «Классное руководство и наставничество»: с 1 сентября 2022 года еженедельное проведение урока «Разговоры о важном»; обсуждение событий, происходящих в школе, в городе, в регионе, в стране; формирование представлений о государственной символике РФ; изучение истории герба, флага и гимна РФ ...
модуль «Школьный урок» с 1 сентября 2022 года еженедельное (понедельник, 1-й урок) совместное прослушивание обучающимися и учителем Государственного гимна РФ, способствующее формированию признания обучающимися ценности государственных символов РФ и уважения к ним (с соблюдением требований, установленных Федеральным Конституционным законом о Государственном гимне РФ)…
В планах воспитательной работы со 2 по 11 классы 2022-2023уч.г. запланирована работа по увековечению памяти участников, погибших при исполнении служебного долга специальной военной операции, локальных войн и конфликтов с помощью разных форм и методов.
«Нужно подумать над дополнительными мерами поддержки, а в отдельных случаях подумать и об увековечивании памяти тех наших товарищей, кто проявил, действительно, героизм и пожертвовал своей жизнью для мирной жизни наших людей в Донбассе и для обеспечения мирной жизни и существования самой России», – заявил Путин на встрече с министром обороны России Сергеем Шойгу.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. На государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, проект «Герои в наших сердцах!», который направлен на увековечения памяти участников специальной военной операции, локальных войн и конфликтов, погибших при исполнении служебного долга, а также сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считаю актуальным.
На территории Петраковского сельсовета есть герои, подвиги которых известны не только в нашем селе – это Герой Советского Союза И.М. Баринов (работал учителем Петраковской школы), Герой афганской войны А.Г. Кирсанов (выпускник Петраковской школы). Наша задача: помнить их подвиги и рассказывать подрастающему поколению. На здании школы имеются мемориальные доски героям.
Учителям совместно с родителями, работниками сельского Дома культуры, односельчанами, районными организациями необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, району, области, стране.
Целевая аудитория проекта.
В Петраковской школе в 2022-2023 учебном году составляет 35 обучающихся. Реализация проекта осуществляется для обучающихся 2-11 классов Петраковской средней школы и структурного подразделения д. Городище (из 35 человек 2 обучающихся 4 класса д. Городище). При школе также имеется интернат.
При том, что школа малокомплектная в ней активно работают следующие сферы по направлению гражданско-патриотической деятельности: ШУС (школьное ученическое самоуправление), первичное отделение РДШ (Российское движение школьников), а с февраля 2023г РДДМ (Российское движение детей и молодёжи), Совет отцов, волонтерское объединение «Лидер», лагерь с дневным пребыванием, ШСК (школьный спортивный клуб) «Рекорд», отряд Юнармии «Беркут», кружки внеурочной деятельности и дополнительного образования как на базе Петраковской школы, так и на базе МКОУ ДО ДДТ Здвинского района. Каждая из данных сфер деятельности была и будет причастна к мероприятиям патриотического направления, проводя акции, часы мужества, экскурсии в школьный музей, беседы, викторины, квизы, митинги, конкурсы и др.
Все мероприятия гражданско-патриотического направления, проводимые в школе и совместно с СДК, публикуются на официальном сайте образовательного учреждения http://petrzdv.edusite.ru/ и социальной сети ВК (https://vk.com/id408195958; https://vk.com/public187587453).
Охват обучающихся в мероприятиях 100 %.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: сохранение и увековечения памяти участников локальных войн и конфликтов, специальной военной операции, погибших при исполнении служебного долга; формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
изучать героическое прошлое нашей страны;
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
формирование эффективной системы патриотического воспитания,
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
обеспечить оптимальные условия развития у каждого обучающегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения.
Основные этапы реализации проекта
Реализация проекта с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года
Основные этапы/сроки исполнения этапа | Наименования мероприятия | Цели и задачи этапа |
I этап Подгото- вительный Сентябрь 2022г. | - Участие в районных, областных, Всероссийских патриотических конкурсах сценарий (для педагогов), рисунков, эссе, сочинений, исследовательских проектах и др. (В ТЕЧЕНИЕ ГОДА) - Посылка Солдату СВО. Письмо солдату. (В ТЕЧЕНИЕ ГОДА) | Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап Реализация Октябрь (2022) – август 2023г. | - Разговоры о важном (ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ) - Месячник милосердия, беседы с замечательными людьми, Всероссийский проект РДШ «Классные встречи» (с ветеранами пед. труда, ВОВ, дети войны и др.), публикация статьи в районную газету «Сельский труженик» (ОКТЯБРЬ-МАЙ) - День народного единства: классные часы, конкурсы Большой этнографический диктант Культурный марафон (НОЯБРЬ) - Час памяти, классные часы посвящённые Дню Героев Отечества (выездное мероприятие района) (ДЕКАБРЬ) - Внеклассное мероприятие «Прорыв блокады Ленинграда» Классные часы «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (ЯНВАРЬ) - Военно-патриотическая игра «Зарница», Смотр песни и строя (ФЕВРАЛЬ) - Уроки мужества, посвященные 15 февраля, посещение школьного музея, митинг (память герою-афганцу А. Г. Кирсанову) (ДЕКАБРЬ, ФЕВРАЛЬ) - Международный день родного языка (ФЕВРАЛЬ) - День воссоединения Крыма с Россией (МАРТ) - День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны (АПРЕЛЬ) - День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!» «Окна Победы» «Георгиевская ленточка» «Сад памяти» и др. Митинг совместно с СДК (МАЙ) - День памяти и скорби в ЛДП/Митинг совместно СДК, посвящённый 22 июня - День России (мероприятия в ЛДП) (ИЮНЬ) - Совместные мероприятия, посвящённые патриотическому мероприятию (ИЮЛЬ_АВГУСТ) | Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации проекта (программы). |
III этап Контроль и анализ результатов Май-август 2023г. | | Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. |
Материально-техническое обеспечение проекта
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, группа соцсети ВК позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта.
Технические ресурсы. Техническое обеспечение школы:
Методическое обеспечение проекта. Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Активное использование метода КТД (коллективно-творческого дела).
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание.
6. Ожидаемые результаты проекта
Реализация проекта способствует:
совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн, специальной военной операции;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
Развитие у обучающихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
Формирование у школьников готовности к защите Родины.
Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войн и погибших
участников войн.
Активизация творческого потенциала школьников.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края, Отечества,
подвигов героев, погибших при исполнении служебного долга на войне.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию.
Вовлечение обучающихся в волонтерское движение по сохранению памяти участников специальных военных операций, локальных войн и конфликтов.
Список литературы
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
Савина Н. Н. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,2008г.
Интернет-ресурсы
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3.https://iz.ru/1324007/2022-04-21/putin-predlozhil-uvekovechit-pamiat-uchastnikov-spetcoperatcii-rf-v-donbasse
4. https://школасегодня.рф/articles/2504.html
Приложение
Новый памятник погибшим героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг
Посылка
солдату СВО
Посвящение в Юнармию
Урок мужества_ «Афганистан – живая память»15 февраля
Мероприятия в школьном музее
Военно-патриотическая игра «Зарница»
П роекты о подвигах героев в семье ученика
15