ЗАЯВКА НА ГРАНТ — ОБРАЗЕЦ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Утверждаю:
Директор школы
_______________
О.В.Козырко
Приказ №__________
от «__»_______2020 г.
ПРОЕКТ
«Важен каждый ребенок»
на конкурс социально значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в 2020 году
Автор проекта:
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Балюх Наталья Владимировна
2020 год
с.Орлеан
Аннотация проекта
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей как дошкольного, так и школьного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным селом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
С данной целью разработан проект «Важен каждый ребенок».
Проект разработан для работы с детьми группы кратковременного пребывания, функционирующей на базе МБОУ «Орлеанская основная школа» (дети дошкольного возраста 5,6-7 лет). Представляет собой цикл мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность проекта
Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.
К сожалению, у нас в селе нет дошкольных учреждений (детских садов), где бы детям с самого раннего детства прививалась любовью к родному краю и своим предкам, формировалось чувство гордости за свой народ.
Также не у всех родителей получается зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Поэтому на базе МБОУ «Орлеанская ООШ» создана группа кратковременного пребывания детей в возрасте от 5,6 до 7 лет, где дети получают дошкольное образование.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее, участие в реализации данного проекта способствует этому.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Описание проблемы, решению которой посвящен проект
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию ведется через консультации, тематические собрания, создания информационных стендов и буклетов для родителей, участие в выставках, творческих конкурсах, участие родителей в детских праздниках, исследовательскую деятельность (составление родословной, изучение истории семьи, создание семейных альбомов «Моя семья»).
А сотрудничество с социумом помогает закрепить увиденное и услышанное детьми.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Приобретенное оборудование за счет средств гранта, улучшит материально-техническое состояние кабинета ГКП.
Информатизация кабинета – это не только установка компьютера в классе и подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм образовательной подготовки дошкольников.
Сам факт проведения занятий в кабинете информатики с использование компьютерного оборудования интригует детей, появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Появляется интерес к предметам. Детям интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Использования информационных технологий в обучении – это один из способов постижения мира обучающимися; источник дополнительной информации по предметам; способ самоорганизации труда и самообразования учителя и обучающихся; возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; способ расширения зоны индивидуального обучения обучающихся; вовлечение обучающихся в различные конкурсные мероприятия.
Также внедрение компьютерного оборудования в учебный процесс позволит:
− сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;
− повысить учебную мотивацию у обучающихся;
− увеличить объем выполненных на уроке заданий;
− расширить информационные потоки;
− повысить качество дошкольного образования.
В процессе обучения будут использоваться информационные ресурсы и услуги Интернет:
Информационные ресурсы (словари, справочники, энциклопедии, библиотеки)
Образовательные ресурсы (электронные учебные издания, обучающие программы, программы-тренажеры, дистанционное обучение, викторины, конкурсы, олимпиады, программные средства)
Коммуникационные услуги (электронная почта, телеконференции, форумы)
Поисковые услуги (использование Интернет-ресурсов, организация проектной деятельности обучающихся)
Мультимедийные средства.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными. А информатизация кабинета позволит этот процесс сделать более доступным, интересным.
Цель проекта
Создание благоприятных условий для повышения эффективности формирования патриотических чувств и гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир; Создание необходимых условий для образовательного процесса через оснащение компьютерным оборудованием кабинета группы кратковременного пребывания детей.
Задачи проекта
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, родному городу.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Развитие интереса к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству народов России.
4. Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну – Россию, столицу нашей Родины – Москву.
5. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
6. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.
7. Показ детям зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
8. Расширить базовый уровень знаний дошкольников через использование информационных технологий на занятиях;
9. Совершенствовать формы организации учебного процесса;
10. Периодически отслеживать изменения в уровне развития познавательных способностей воспитанников при введении на уроках новых информационных технологий.
Целевая аудитория
Выполнение проекта предполагается на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа».
Проект ориентирован на детей 5, 6-7 лет, учителей, администрацию и родителей МБОУ ОООШ.
Сведения об основных исполнителях проекта
Козырко Ольга Владимировна – директор МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Балюх Наталья Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Чигенова Раушан Хабылхаховна – воспитатель группы кратковременного пребывания
План-график реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Организационный – ноябрь 2020 г
Основной – декабрь-январь 2020-21 г
Заключительный – февраль 2021 г
Организационный
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Создание оргкомитета по реализации проекта | Ноябрь 2020 г | Руководитель проекта; Директор школы |
2 | Разработка положения проекта; | Ноябрь 2020 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| | | |
3 | Информирование населения о начале работы над проектом. (Районные СМИ, Официальный сайт школы, Официальный сайт Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, соц.сети ); | Ноябрь 2020 г | Руководитель проекта |
| | | |
4 | Подбор пособий и материалов по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире" | Ноябрь 2020 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| | | |
5 | Анкетирование ««Патриотическое воспитание ребёнка» | Ноябрь 2020 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| | | |
Основной
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Приобретение и установка оборудования | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Составление сметы расходов | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Информирование населения о ходе работы над проектом. (Районные СМИ, Официальный сайт школы, Официальный сайт Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, соц.сети ); | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; |
| Проведение открытых мероприятий с использованием ИКТ | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Выставка детских творческих работ | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Выставка детских рисунков | Декабрь-январь 2020-21 г, затем постоянно | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах | Постоянно | Воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Проведение школьного мероприятия с использованием ИКТ «Путешествие по Алтайскому краю» | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Беседы, презентации на темы: «История возникновения России»; «Государственные символы России»; «Президент России»; ««Мастера земли русской»; «Мы тоже имеем право»; «Богатства России» и т.п. | Декабрь-январь 2020-21 г, затем постоянно | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Экскурсия в районный музей, в сельскую библиотеку | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Конкурс «Семейный герб» | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Спортивный праздник «Вместе с папой, вместе с мамой». | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Цикл бесед «Дети и родители» (Формировать представления о значении семьи в жизни ребенка и семейных традициях. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому) | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Работа с родителями: Консультации, беседы: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
| Анкетирование «Патриотическое воспитание ребёнка» | Декабрь-январь 2020-21 г | Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания |
Заключительный
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Подведение итогов работы над проектом; анализ результатов проекта; | Февраль 2021 г | Руководитель проекта; директор школы; воспитатель группы кратковременного пребывания |
2 | Перспектива дальнейшего развития проекта | Февраль 2021 г | Руководитель проекта; директор школы; воспитатель группы кратковременного пребывания |
Показатели и индикаторы, по которым планируется оценка эффективности реализации проекта
1. Оптимальное использование возможностей сетевого взаимодействия при организации образовательного процесса;
2. Повышение качества образовательного процесса;
3. Рост профессиональных компетенций преподавателя;
4. Повышение качества знаний обучающихся;
5. Совершенствование учебно-методического обеспечения;
6. Возможность повысить эффективность урока, сделать его более динамичным, увлекательным.
Объёмы и источники финансирования
№ | Наименование товара | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) | |
1 | Компьютер | 1 | 25000,00 | 25000,00 | |
2 | Монитор | 1 | 7200,00 | 7200,00 | |
3 | Лазерный принтер (МФУ) | 1 | 20000,00 | 20000,00 | |
4 | Проектор | 1 | 39800,00 | 39800,00 | |
5 | Крепление для проектора | 1 | 1700,00 | 1700,00 | |
6 | Кабель-канал | 15 | 60,00 | 900,00 | |
7 | Экран для проектора | 1 | 4500,00 | 4500,00 | |
8 | Крепление для экрана | 1 | 950,00 | 950,00 | |
9 | Акустические колонки | 1 | 1100,00 | 1100,00 | |
10 | Клавиатура | 1 | 1900,00 | 1900,00 | |
11 | Мышка беспроводная | 1 | 500,00 | 500,00 | |
12 | Коврик для мышки | 1 | 100,00 | 100,00 | |
13 | Кабель переходник | 1 | 250,00 | 250,00 | |
14 | Кабель | 1 | 2300,00 | 2300,00 | |
15 | Цифровой фотоаппарат | 1 | 13700,00 | 13700,00 | |
16 | Веб- камера | 1 | 1300,00 | 1300,00 | |
ИТОГО: 121200,00 | |
Вероятные риски и пути их снижения
№ | Описание риска | Ранг (Высокий Средний Низкий) | Мера/Меры реагирования на угрозы проекта (Уклонение Передача Снижение Принятие) | Ответственный | Статус риска (Открыт Закрыт) |
Ноябрь 2020 г | Декабрь-январь 2020-2021 | Февраль 2021 |
| | | | | | | |
1 | Риск задержки поставки компьютерного оборудования | Средний | Возможно продление срока реализации проекта на 1 месяц. | Руководитель проекта | Закрыт | Открыт | Закрыт |
Обоснование социальной значимости и перспективы проекта:
Социальная значимость проекта заключается в том, что при наличии оборудованного кабинета группы кратковременного пребывания, появится возможность разнообразить занятия детей, что соответственно будет способствовать более успешному патриотическому воспитанию.
МБОУ «Орлеанская ООШ» берёт на себя ответственность за сохранность и эффективное использование оборудования, а именно: проведение ежемесячного профилактического осмотра на исправность и безопасность использования, по необходимости его ремонта.
Методы реализации проекта
Для реализации проекта «Важен каждый ребенок» используем следующие методы:
1.Исследовательский метод, который позволит организовать поисковую познавательную деятельности обучающихся путем постановки познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения.
2.Проектный метод – (совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (создание роликов, презентаций, подготовка тематических плакатов и т.д.))
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
3.КТД - такое взаимодействие участников проекта, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество ее участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
4.Метод анкетирования – позволяет с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).
Предполагаемые результаты:
Повышение интереса к историческому и героическому прошлому своей страны, знание достижений культуры, уважение и почитание традиций, сформированное на чувстве национального самосознания.
Усвоение принципа любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, развитая духовность личности, обладающая позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Усвоение патриотических ценностей, определяющих модель жизненного поведения гражданина своей страны.
Нравственное и духовное обогащение воспитанников, через развитие бережного отношения к духовному наследию предшествующих поколений, и приобщение к ценностям гуманизма.
Интеллектуальное и личностное развитие воспитанников, освоение методов и приемов проектной работы в области изучения исторических событий.
У детей формируются такие понятия и ценности, как:
«Родина», «малая Родина», «народ», «патриот», «семья», «природа», «дружба», «уважение старших», «право и обязанность».
Продукт проектной деятельности
- Альбомы рисунков и презентаций о родном селе, крае, стране, своей семье;
-Выставки детских работ;
-Создание информационного банка: технологические карты, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядные материалы, пособия, методические рекомендации, сценарии праздников по темам проекта.
Перспектива проекта
Основным результатом перспективы Проекта «Важен каждый ребенок» является повышение уровня знаний дошкольников о стране, т.п. за счет эффективного использования ИКТ и доступности образовательных услуг.
Именно с информационными технологиями мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся получать всестороннее развитие; повысить собственный образовательный уровень; выбирать свою собственную траекторию обучения.
Использование информационных технологий в обучении обеспечит более высокий уровень знаний ребят, сознательную мотивацию учения, интерес к предметам, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразит систему обучения; повысится уровень усвоения патриотических ценностей, определяющих модель жизненного поведения гражданина своей страны.
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.
На этом проект не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:
создавать с детьми более объёмные модульные изделия.
разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
подготовить консультации для родителей.
Участвовать в районных и региональных проектах и интернет конкурсах детского творчества.
Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников, на различные мероприятия будут приглашаться дети младшего дошкольного возраста, что будет способствовать развитию патриотизма в более раннем возрасте; дети из близлежащих сёл для развития коммуникативных способностей, обмена опытом.
Планы по реализации проекта после завершения финансирования:
Проект «Важен каждый ребенок » станет долгосрочным:
1.Привлечение детей из близлежащих сел для участия в окружных мероприятиях на базе нашей школы (из поселка Байгамут, села Яготино, села Тельмано);
2. В течение учебного года постоянно будет проводиться оформление информационных стендов на различные темы;
3. Регулярным станет проведение бесед, как для дошкольников, так и для школьников и родителей;
4. Ежегодное проведение родительских собраний;
5. Проведение спортивного семейного праздника, посвященного Дню Отца и Дню Матери станет традиционным для укрепления связи между детьми и родителями;
6. Обязательным станет проведение мероприятий, приуроченных к памятным датам ВОЗ: Всемирный день борьбы с сахарным диабетом, День борьбы с наркоманией и табакокурением, День трезвости и т.д;
7.Проведение семейных спортивных соревнований по различным видам спорта: волейболу, баскетболу, пионерболу, лыжным гонкам, и т. д., что также будет способствовать укреплению как семейных отношений, так и
8. Участие детей в районных, краевых мероприятиях;
10. Будут продолжаться конкурсы проектов, рисунков, презентаций с привлечением детей и школьного возраста, и детей младшего возраста.
Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Информирование о проекте в СМИ, соц. сетях
Ход работы над проектом «Важен каждый ребенок» будет размещаться в Районных СМИ «Родная сторона», на официальном сайте школы, на официальном сайте Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, в соц.сетях.
Таким образом, мы привлечем внимание всего Благовещенского района, а это более 30 000 человек. Таким образом, мы посодействуем формированию интереса к патриотическому воспитанию не только дошкольников, но и обучающихся с 1 по 9 классы.
Литература
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
Н.В. Алешина. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г.