СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Гранта "Важен каждый ребенок"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Гранта "Важен каждый ребенок"

Просмотр содержимого документа
«Проект Гранта "Важен каждый ребенок"»

ЗАЯВКА НА ГРАНТ — ОБРАЗЕЦ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Алтайского края Благовещенского района


Утверждаю:

Директор школы

_______________

О.В.Козырко

Приказ №__________

от «__»_______2020 г.










ПРОЕКТ

«Важен каждый ребенок»

на конкурс социально значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в 2020 году











Автор проекта:

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

Балюх Наталья Владимировна







2020 год

с.Орлеан




Аннотация проекта

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Процесс формирования патриотизма является историческим и остается ак­туальным и в наше время.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей как дошкольного, так и школьного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения  родным селом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если  взрослый сам не будет восторгаться своей страной.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.

С данной целью разработан проект «Важен каждый ребенок».

Проект разработан для работы с детьми группы кратковременного пребывания, функционирующей на базе МБОУ «Орлеанская основная школа» (дети дошкольного возраста 5,6-7 лет). Представляет собой цикл мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.



Актуальность проекта


Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

К сожалению, у нас в селе нет дошкольных учреждений (детских садов), где бы детям с самого раннего детства прививалась любовью к родному краю и своим предкам, формировалось чувство гордости за свой народ.

Также не у всех родителей получается зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.

Поэтому на базе МБОУ «Орлеанская ООШ» создана группа кратковременного пребывания детей в возрасте от 5,6 до 7 лет, где дети получают дошкольное образование.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее, участие в реализации данного проекта способствует этому.


Патриотическое воспитание до­школьников — это не только воспи­тание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.



Описание проблемы, решению которой посвящен проект

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию ведется через консультации, тематические собрания, создания информационных стендов и буклетов для родителей, участие в выставках, творческих конкурсах, участие родителей в детских праздниках, исследовательскую деятельность (составление родословной, изучение истории семьи, создание семейных альбомов «Моя семья»).

А сотрудничество с социумом помогает закрепить увиденное и услышанное детьми.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Приобретенное оборудование за счет средств гранта, улучшит материально-техническое состояние кабинета ГКП.

Информатизация кабинета – это не только установка компьютера в классе и подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм образовательной подготовки дошкольников.

Сам факт проведения занятий в кабинете информатики с использование компьютерного оборудования интригует детей, появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Появляется интерес к предметам. Детям интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использования информационных технологий в обучении – это один из способов постижения мира обучающимися; источник дополнительной информации по предметам; способ самоорганизации труда и самообразования учителя и обучающихся; возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; способ расширения зоны индивидуального обучения обучающихся; вовлечение обучающихся в различные конкурсные мероприятия.

Также внедрение компьютерного оборудования в учебный процесс позволит:

− сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;

− повысить учебную мотивацию у обучающихся;

− увеличить объем выполненных на уроке заданий;

− расширить информационные потоки;

− повысить качество дошкольного образования.


В процессе обучения будут использоваться информационные ресурсы и услуги Интернет:

  • Информационные ресурсы (словари, справочники, энциклопедии, библиотеки)

  • Образовательные ресурсы (электронные учебные издания, обучающие программы, программы-тренажеры, дистанционное обучение, викторины, конкурсы, олимпиады, программные средства)

  • Коммуникационные услуги (электронная почта, телеконференции, форумы)

  • Поисковые услуги (использование Интернет-ресурсов, организация проектной деятельности обучающихся)

  • Мультимедийные средства.


Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизы­вать все виды деятельности дошколь­ника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, не­полными. А информатизация кабинета позволит этот процесс сделать более доступным, интересным.


Цель проекта

Создание благоприятных условий для повышения эффективности формирования патриотических чувств и гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир; Создание необходимых условий для образовательного процесса через оснащение компьютерным оборудованием кабинета группы кратковременного пребывания детей.




Задачи проекта

1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, родному городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Развитие интереса к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству народов России.

4. Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну – Россию, столицу нашей Родины – Москву.

5. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

6. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.

7. Показ детям зависимости между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

8. Расширить базовый уровень знаний дошкольников через использование информационных технологий на занятиях;

9. Совершенствовать формы организации учебного процесса;

10. Периодически отслеживать изменения в уровне развития познавательных способностей воспитанников при введении на уроках новых информационных технологий.



Целевая аудитория

Выполнение проекта предполагается на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа».

Проект ориентирован на детей 5, 6-7 лет, учителей, администрацию и родителей МБОУ ОООШ.



Сведения об основных исполнителях проекта

Козырко Ольга Владимировна – директор МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Балюх Наталья Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Чигенова Раушан Хабылхаховна – воспитатель группы кратковременного пребывания



План-график реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Организационный – ноябрь 2020 г

Основной – декабрь-январь 2020-21 г

Заключительный – февраль 2021 г



Организационный

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1


Создание оргкомитета по реализации проекта


Ноябрь 2020 г

Руководитель проекта;

Директор школы

2

Разработка положения проекта;


Ноябрь 2020 г

Руководитель проекта;

воспитатель группы кратковременного пребывания





3

Информирование населения о начале работы над проектом. (Районные СМИ,

Официальный сайт школы,

Официальный сайт Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, соц.сети );


Ноябрь 2020 г

Руководитель проекта






4


Подбор пособий и материалов по теме: "Патриотическое воспитание в современном мире"

Ноябрь 2020 г

Руководитель проекта;

воспитатель группы кратковременного пребывания





5


Анкетирование

  1. ««Патриотическое воспитание ребёнка»


Ноябрь 2020 г

Руководитель проекта;

воспитатель группы кратковременного пребывания







Основной

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Приобретение и установка оборудования

Декабрь-январь 2020-21 г

Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Составление сметы расходов

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




Информирование населения о ходе работы над проектом. (Районные СМИ,

Официальный сайт школы,

Официальный сайт Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, соц.сети );

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта;


Проведение открытых мероприятий с использованием ИКТ

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Выставка детских творческих работ

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




Выставка детских рисунков

Декабрь-январь 2020-21 г,

затем постоянно


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Постоянно

Воспитатель группы кратковременного пребывания


Проведение школьного мероприятия с использованием ИКТ «Путешествие по Алтайскому краю»

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




  1. Беседы, презентации на темы: «История возникновения России»;
    «Государственные символы России»;
    «Президент России»;
    ««Мастера земли русской»; «Мы тоже имеем право»; «Богатства России» и т.п.


Декабрь-январь 2020-21 г,

затем постоянно


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




Экскурсия в районный музей, в сельскую библиотеку

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




  1. Конкурс «Семейный герб»

Декабрь-январь 2020-21 г

Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Спортивный праздник «Вместе с папой, вместе с мамой».

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Цикл бесед «Дети и родители» (Формировать представления о значении семьи в жизни ребенка и семейных традициях. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому)

Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания




  1. Работа с родителями:
    Консультации, беседы:
    «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».


Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания


Анкетирование

  1. «Патриотическое воспитание ребёнка»


Декабрь-январь 2020-21 г


Руководитель проекта; воспитатель группы кратковременного пребывания



Заключительный

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Подведение итогов работы над проектом;

анализ результатов проекта;


Февраль 2021 г

Руководитель проекта;

директор школы; воспитатель группы кратковременного пребывания

2

Перспектива дальнейшего развития проекта

Февраль 2021 г

Руководитель проекта;

директор школы; воспитатель группы кратковременного пребывания



Показатели и индикаторы, по которым планируется оценка эффективности реализации проекта

1. Оптимальное использование возможностей сетевого взаимодействия при организации образовательного процесса;

2. Повышение качества образовательного процесса;

3. Рост профессиональных компетенций преподавателя;

4. Повышение качества знаний обучающихся;

5. Совершенствование учебно-методического обеспечения;

6. Возможность повысить эффективность урока, сделать его более динамичным, увлекательным.


Объёмы и источники финансирования

Наименование товара

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)


1

Компьютер

1

25000,00

25000,00


2

Монитор

1

7200,00

7200,00


3

Лазерный принтер (МФУ)

1

20000,00

20000,00


4

Проектор

1

39800,00

39800,00


5

Крепление для проектора

1

1700,00

1700,00


6

Кабель-канал

15

60,00

900,00


7

Экран для проектора

1

4500,00

4500,00


8

Крепление для экрана

1

950,00

950,00


9

Акустические колонки

1

1100,00

1100,00


10

Клавиатура

1

1900,00

1900,00


11

Мышка беспроводная

1

500,00

500,00


12

Коврик для мышки

1

100,00

100,00


13

Кабель переходник

1

250,00

250,00


14

Кабель

1

2300,00

2300,00


15

Цифровой фотоаппарат

1

13700,00

13700,00


16

Веб- камера

1

1300,00

1300,00


ИТОГО: 121200,00




Вероятные риски и пути их снижения


Описание риска

Ранг (Высокий

Средний

Низкий)

Мера/Меры реагирования на угрозы проекта

(Уклонение

Передача

Снижение

Принятие)

Ответственный


Статус риска

(Открыт

Закрыт)

Ноябрь

2020 г

Декабрь-январь 2020-2021

Февраль 2021









1

Риск задержки поставки компьютерного оборудования

Средний

Возможно продление срока реализации проекта на 1 месяц.

Руководитель проекта

Закрыт

Открыт

Закрыт


Обоснование социальной значимости и перспективы проекта:

Социальная значимость проекта заключается в том, что при наличии оборудованного кабинета группы кратковременного пребывания, появится возможность разнообразить занятия детей, что соответственно будет способствовать более успешному патриотическому воспитанию.


МБОУ «Орлеанская ООШ» берёт на себя ответственность за сохранность и эффективное использование оборудования, а именно: проведение ежемесячного профилактического осмотра на исправность и безопасность использования, по необходимости его ремонта.


Методы реализации проекта

Для реализации проекта «Важен каждый ребенок» используем следующие методы:

1.Исследовательский метод, который позволит организовать поисковую познавательную деятельности обучающихся путем постановки познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения.

2.Проектный метод – (совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (создание роликов, презентаций, подготовка тематических плакатов и т.д.))


Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.


3.КТД - такое взаимодействие участников проекта, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество ее участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

4.Метод анкетирования – позволяет с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).


Предполагаемые результаты:

  • Повышение интереса к историческому и героическому прошлому своей страны, знание достижений культуры, уважение и почитание традиций, сформированное на чувстве национального самосознания.

  • Усвоение принципа любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

  • Высокая социальная активность учащихся, гражданская ответственность, развитая духовность личности, обладающая позитивными ценностями и качествами, способная проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

  • Усвоение патриотических ценностей, определяющих модель жизненного поведения гражданина своей страны.

  • Нравственное и духовное обогащение воспитанников, через развитие бережного отношения к духовному наследию предшествующих поколений, и приобщение к ценностям гуманизма.

  • Интеллектуальное и личностное развитие воспитанников, освоение методов и приемов проектной работы в области изучения исторических событий.


У детей формируются такие понятия и ценности, как:

«Родина», «малая Родина», «народ», «патриот», «семья», «природа», «дружба», «уважение старших», «право и обязанность».



Продукт проектной деятельности

- Альбомы рисунков и презентаций о родном селе, крае, стране, своей семье;

-Выставки детских работ;

-Создание информационного банка: технологические карты, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников, наглядные материалы, пособия, методические рекомендации, сценарии праздников по темам проекта.



Перспектива проекта

Основным результатом перспективы Проекта «Важен каждый ребенок» является повышение уровня знаний дошкольников о стране, т.п. за счет эффективного использования ИКТ и доступности образовательных услуг.

Именно с информационными технологиями мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся получать всестороннее развитие; повысить собственный образовательный уровень; выбирать свою собственную траекторию обучения.

Использование информационных технологий в обучении обеспечит более высокий уровень знаний ребят, сознательную мотивацию учения, интерес к предметам, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразит систему обучения; повысится уровень усвоения патриотических ценностей, определяющих модель жизненного поведения гражданина своей страны.


Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.


На этом проект не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

  • создавать с детьми более объёмные модульные изделия.

  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

  • подготовить консультации для родителей.

  • Участвовать в районных и региональных проектах и интернет конкурсах детского творчества.


Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников, на различные мероприятия будут приглашаться дети младшего дошкольного возраста, что будет способствовать развитию патриотизма в более раннем возрасте; дети из близлежащих сёл для развития коммуникативных способностей, обмена опытом.


Планы по реализации проекта после завершения финансирования:

Проект «Важен каждый ребенок » станет долгосрочным:


1.Привлечение детей из близлежащих сел для участия в окружных мероприятиях на базе нашей школы (из поселка Байгамут, села Яготино, села Тельмано);

2. В течение учебного года постоянно будет проводиться оформление информационных стендов на различные темы;

3. Регулярным станет проведение бесед, как для дошкольников, так и для школьников и родителей;

4. Ежегодное проведение родительских собраний;

5. Проведение спортивного семейного праздника, посвященного Дню Отца и Дню Матери станет традиционным для укрепления связи между детьми и родителями;

6. Обязательным станет проведение мероприятий, приуроченных к памятным датам ВОЗ: Всемирный день борьбы с сахарным диабетом, День борьбы с наркоманией и табакокурением, День трезвости и т.д;

7.Проведение семейных спортивных соревнований по различным видам спорта: волейболу, баскетболу, пионерболу, лыжным гонкам, и т. д., что также будет способствовать укреплению как семейных отношений, так и

8. Участие детей в районных, краевых мероприятиях;

10. Будут продолжаться конкурсы проектов, рисунков, презентаций с привлечением детей и школьного возраста, и детей младшего возраста.


Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Информирование о проекте в СМИ, соц. сетях

Ход работы над проектом «Важен каждый ребенок» будет размещаться в Районных СМИ «Родная сторона», на официальном сайте школы, на официальном сайте Управления Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района, в соц.сетях.

Таким образом, мы привлечем внимание всего Благовещенского района, а это более 30 000 человек. Таким образом, мы посодействуем формированию интереса к патриотическому воспитанию не только дошкольников, но и обучающихся с 1 по 9 классы.


Литература


  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

  • Н.В. Алешина. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г

  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.

  • Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.

  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.

  • Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.

  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.

  • О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

  • Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

  • Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!