Проект
«Язычок наш, не ленись!»
Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед:
Камкина А.В.
2018 уч./г.
Программа проекта
«Язычок наш, не ленись!»
1. ПАСПОРТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1.1. Тема: «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика».
1.2. Автор проекта: учитель-логопед Камкина Александра Валерьевна
1.3. Место работы: МБДОУ «Детский сад №1 г. Бокситогорска»
1.4. Время проведения проекта:
краткосрочный 3,5 месяца (середина сентября – декабрь 2018г.)
1.5 Направление: творческое
1.6 Возраст: подготовительная группа 6-7 лет
2. ПРОБЛЕМА
Недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов, вследствие этого нарушено звукопроизношения, речевое дыхания, фонематический слух.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
3.1 Цели и задачи.
Цели проекта:
формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься;
заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей;
вести просветительскую работу среди педагогов и родителей дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.
Задачи проекта:
В доступной форме познакомить детей логопункта с органами речи.
Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
Развивать познавательные способности и творческое мышление детей.
3.2 Предполагаемые результаты.
Четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
Умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
Осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников; логопедическое просвещение педагогов.
Выставка продуктов проекта (язычок из пластилина, зеркало для арт. гимнастики, елочные игрушки для арт. гимнастики
4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Предварительная работа
Разработаны буклеты на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Подобраны презентации и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата, изготовлен дидактический материал для проведения артикуляционной гимнастики
Проведение консультации для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика?»
Подготовка консультации для воспитателей «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»
5. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Арт. гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т.Б.)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Я поставила перед собой следующие задачи - путем специально подобранных игр и упражнений для артикуляционной гимнастики преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.
Календарно-тематический план на сентябрь- декабрь 2018 уч. г.
месяц | Тема |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | | «Знакомство с органами речи» с опорой на собственный показ, картинки и резиновый муляж | «Знакомство и выполнение артикуляционной гимнастики» (упражнения по показу картинок) |
октябрь | «Выполнение арт. гимнастики» (по названию упражнений) | «Выполнение арт. гимнастики на основе пособия «Веер»» | «Выполнение арт. гимнастики с музыкальным сопровождением» (презентация) | Лепка язычка – лодочки (парус - картинка) |
| Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию артикуляционного аппарата |
ноябрь | «Выполнение арт. гимнастики с Геной и Чебурашкой» (презентация) | «Выполнение арт. гимнастики с Машей» (презентация) | «Выполнение арт. гимнастики с Белоснежкой» (презентация) | Изготовление зеркала для арт. гимнастики |
| Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Привлечение родителей к изготовлению елочной игрушки для арт. гимнастики. |
декабрь | «Выполнение арт. гимнастики с Машей и Медведем» (презентация) | «Выполнение арт. гимнастики с Смешариками» (презентация) | Защита проекта Открытый просмотр по выполнению арт. гимнастики для воспитателей | Выставка елочных игрушек для арт. гимнастики |