СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "История головных уборов" Выполнила: Петровская Виктория, 9 "В" класс, руководитель: Винниченко Татьяна Владимировна, учитель технологии МОУ "СОШ № 35 с УИОП " г. Воркуты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен в рамках " Ярмарки проектов". Проект будет полезен педагогам и обучающимся 9-х классов.

Просмотр содержимого документа
«ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПЕТРОВСКАЯ В.»

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ (УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ)


1. Название проекта. "История головных уборов"

2. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. "Технология"

3. Автор проекта: Петровская Виктория Александровна, класс 9 "В"

4. Руководитель проекта: Винниченко Татьяна Владимировна, учитель технологии

5. Проблема проекта. Однажды, возвращаясь из школы, я встретила идущую по улице женщину, на которую многие обращали внимание. Что же было необычным в её облике? Её голову украшала шляпка. Мне очень понравился её внешний вид, но было не холодно и я шла без головного убора.

– Зачем ей шляпа? Задалась я вопросом.

Тогда я решила провести исследование, в ходе которого выяснить, для чего нужен человеку головной убор? За основу источника были взяты Древнерусские головные уборы.

И подтвердить гипотезу о том, что головной убор – это не только средство защиты головы от неблагоприятных воздействий, но и украшение, элемент одежды, который придаёт законченность образу, передаёт настроение и отражает внутренний мир человека в современном мире.

6. Актуальность проекта. Проектная работа посвящена теме "История головных уборов", их разнообразия, и значение в жизни человека. Данная тема актуальна в настоящее время, так как сейчас остро встает проблема изучения традиций, основ жизни и культурного наследия своих предков, способствует формированию общечеловеческих норм и ценностей. Возможность приобретать новые знания и практический опыт способствует развитию наблюдательности, фантазии, воображения, мобилизации творческого потенциала и приобретению начальных профессиональных умений.

7. Цель проекта. -Выяснить для чего использовали головные уборы;

- Выяснить характерные формы головных уборов и из каких материалов они изготавливались;

- Составить сравнительный анализ на примере Древнерусских головных уборов и современных головных уборов.

8. Задачи проекта (акцент на развивающих задачах). -Изучить историю возникновения головных уборов;

-Выявить связь между головным убором и статусом человека, его происхождением, род деятельностью;

- Изучить Древнерусские головные уборы;

- Изучить современные головные уборы.

9. Содержание проекта Исследование, сравнительный анализ, заключение

10. Методы исследования. Сравнение, анализ

11. Материалы, необходимые для реализации работы. Интернет ресурсы и специальная литература

12. Этапы работы над проектом.

1) определение темы

2) постановка целей и задач

3) сбор материала

4) анализ и систематизация материала

5) оформление проекта

6) публичная защита

13. Результат (продукт) проекта. Сопоставительный анализ

14. Источники. Буровик  К. А. Родословная вещей. — М. : Знание, 1991. 232 с.

  1. Жилина  Н. Русский ювелирный убор / Н. Жилина // Родина. — 2002. — N 11/12. — С. 160-165 : ил.

  2. Кирсанова  Р. Все дело в шляпке / Р. Кирсанова // Родина. — 2003. — N 7. — С. 98-99 : ил.

  3. Шохина  Т. Шляпка, вернись! / Т. Шохина // Крестьянка. — 2005. — N 10. — С. 88-92.

  4. Эрлихман  В. Дело в шляпах! / В. Эрлихман // Вокруг света. — 2009. — N 1. — С. 14- 22 : ил.

Интернет ресурсы





































Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка Петровская В. 9В»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты











Проект "История головных уборов"











Автор: Петровская Виктория, класс 9"В"

Руководитель: Винниченко Т. В. учитель технологии





Воркута 2020







Введение

Нет в природе явления

Более многообразного

И многоликого, чем

Головной убор.

(Д. Аддисон)

Актуальность: Проектная работа посвящена теме "История головных уборов", их разнообразия, и значение в жизни человека. Данная тема актуальна в настоящее время, так как сейчас остро встает проблема изучения традиций, основ жизни и культурного наследия своих предков, способствует формированию общечеловеческих норм и ценностей. Возможность приобретать новые знания и практический опыт способствует развитию наблюдательности, фантазии, воображения, мобилизации творческого потенциала и приобретению начальных профессиональных умений.

Проблема: Однажды, возвращаясь из школы, я встретила идущую по улице женщину, на которую многие обращали внимание. Что же было необычным в её облике? Её голову украшала шляпка. Мне очень понравился её внешний вид, но было не холодно и я шла без головного убора.

– Зачем ей шляпа? Задалась я вопросом.

Тогда я решила провести исследование, в ходе которого выяснить, для чего нужен человеку головной убор? За основу источника были взяты Древнерусские головные уборы.

И подтвердить гипотезу о том, что головной убор – это не только средство защиты головы от неблагоприятных воздействий, но и украшение, элемент одежды, который придаёт законченность образу, передаёт настроение и отражает внутренний мир человека в современном мире.



Цель:

-Выяснить для чего использовали головные уборы;

- Выяснить характерные формы головных уборов и из каких материалов они изготавливались;

- Составить сравнительный анализ на примере Древнерусских головных уборов и современных головных уборов.

Задачи:

-Изучить историю возникновения головных уборов;

-Выявить связь между головным убором и статусом человека, его происхождением, род деятельностью;

- Изучить Древнерусские головные уборы;

- Изучить современные головные уборы.



Практическая значимость: Проектная работа заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач, подготовка материалов для последующих исследований и восполнение теоретический базы и устранение пробелов в определённой теме.

Продукт проекта: Сопоставительный анализ.





































Исследование

1. История головного убора

Когда и кто первым надел головной убор, можно определить лишь примерно. С окончанием ледникового периода людям, избравшим местом жительства север, пришлось придумывать защиту от холода и ветра. Наряду с шубами и накидками появились меховой капюшон и шапка-малахай. Тогда же степные кочевники создали войлочный колпак с наушниками - прототип знаменитого русского треуха или шапки-ушанки. У жителей южных стран была другая проблема — жаркое солнце, от которого спасали шляпы с широкими полями. Первой такой шляпой стал греческий петас, который, согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. Азия изобрела другой фасон — маленькую шапочку, закрывающую лишь темя, тюбетейку и кипу. Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например, удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы (у мужчин) или плодородия (у женщин). Отросшие волосы мешали видеть, есть и работать, а порой и угрожали жизни, как это было с библейским Авессаломом, который, убегая от погони, запутался волосами в ветвях дерева. Поэтому их начали стягивать в узел, заплетать в косы, склеивать в причудливые прически, украшенные бусами, ракушками и перьями. Первые головные уборы были сделаны из собственных волос. С появлением ткани стали скреплять волосы лобной повязкой или платком. Египтяне изобрели и другую функцию головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах. Вельможи фараона сообразно своему статусу украшали парики яркими перьями и самоцветами. Тем самым головной убор, кроме своего главного назначения сохранять голову в тепле и прятать голову от солнца, выполнял различительную функцию и служил символом власти и могущества.​

ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Древней Руси

По головному убору просто можно было отличить девушек на выданье от замужних женщин. ДРЕВНИЙ обычай разделял головные уборы на девичьи и женские. Девичьи — «венцы», повязки, «почёлки» охватывали голову обручем, не покрывая целиком, оставляя возможность жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки. Только девушкам позволялось завивать волосы (особенно их концы) и украшать их. ​ На Руси свадебный венец с лентами был легким, зато головные уборы замужней женщины отличались тяжестью, а главное, носились постоянно - появиться на людях без них, опростоволоситься, считалось позором.

Классификация головных уборов Древней Руси



Венец - головной убор, род металлического венка или короны, возлагавшийся на кого-нибудь в знак присвоения ему высокого звания или в знак почетной награды за заслуги.​

Повязка - полоска ткани с золотой вышивкой или из патчи, позумента с завязками на канцах. Повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась назатылке.​

Кокошник — головной убор замужних женщин из шелка, атласа, бархата, парчи, позумента, кумача на твердой основе из проклеенного холста, картона. Предназначался для больших праздников. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком

МУЖСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. «У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом». Эти шапки и назывались колпак. Состоятельные люди шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом.​

Одним из самых знаменитых царских головных уборов, символом самодержавия, является «шапка Мономаха», золотая филигранная остроконечная шапка среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями и крестом.«Шапка Мономаха» надевалась при венчании на царство правителей Руси, начиная с сына Ивана Калиты.​

Грешневик — мужской головной убор для весны, лета и осени из валяной овечьей шерсти коричневого цвета. Он представлял собой высокую шляпу цилиндрической формы с плоским верхом, короткими прямыми полями. Грешневики носили в будни и праздники молодые и старые люди. ​

Малахай — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский. Изготавливался из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Представлял собой шапку с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами. Как правило, надевали только в дорогу. ​

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Венец. Древнерусский венец отличался от современного тем,что был выполнен из драгоценных,натуральных камней.Показывал статус девушки, которая его носила. Мастера делали изысканные венцы в ручную. Древнерусские венцы были обьёмных форм. Современные уменьшили свои размеры и даже напоминают диадемы. Большинство современных венцов изготаливают из простых материалов, не требующих дорогих затрат.

Повязка. Головной древнерусский убор повязка служила обязательной частью повседневной и праздничной одежды. Она служила своего рода оберегом. Повязка была выполнена из разных видов ткани и украшена вышивками и орнаментами. Современная повязка служит в качестве аксессуара.Так же она используется в спорте для того, чтобы пот не попадал на лицо. Ещё она служит в косметических спа процедурах. С помощью повязки можно сделать необычный образ или красивую причёску.

Кокошник. Древнерусский кокошник был выполнен в виде гребня, опохала, полумесяца или округлого щита. Служил символом традиционого костюма. Современный кокошник стал меньше в размерах и используются для выступлений на разных мероприятий.

Грешневик. Древнерусский грешневик служил повседневным головным убором, защищал от холода, ветра, дождя. Современный грешневик похож на цилиндр, который носят на показах мод или используются для сьёмок фильмов.

Малахай. Древнерусский головной убор пользовался большой популярностью у крестьян зимой. Служил для защиты головы от суровых погодных условий. Современный же малахай очень похож на шапку ушанку, которую носят, как мужчины так и женщины.



































Заключение

Результатом проекта "История головного убора" является сопоставительный анализ на примере Древнерусского головного убора и современного головного убора. В ходе работы над проектом были изучены следующие вопросы: история головного убора, выявлена основная роль и функции головного убора , такая как защита головы от холода, солнца. В итоге можно сделать следующий вывод, что головной убор - это не просто защита от неблагоприятных воздействий природы, но также является олицетворением статуса владельца: короны, тиары, обручи были (и есть по сей день) символом власти. Богато украшенные головные уборы издалека могли сказать о положении его владельца, в то время как бедные слои зачастую использовали более утилитарные вещи. Самое важное, что головной убор стал предметом особого искусства. В социальной среде головной убор как часть костюма даже в самой общей форме несет всегда знаково-коммуникативную функцию, довольно тонко дифференцируя социальные нюансы: знак классовой дифференциации; выражение богатства (экономической престижности); общественная интеграция (униформенность); принадлежности к определенной идеологической группе; знак респектабельности; знак порочности и невинности; знак полового различия. Данный сопоставительный анализ поможет увидеть связь между прошлым и веянием моды современного общества и раскрыть те традиции, которые вошли в современную жизнь.



























Список использованных источников

  1. Буровик  К. А. Родословная вещей. — М. : Знание, 1991. 232 с.

  2. Жилина  Н. Русский ювелирный убор / Н. Жилина // Родина. — 2002. — N 11/12. — С. 160-165 : ил.

  3. Кирсанова  Р. Все дело в шляпке / Р. Кирсанова // Родина. — 2003. — N 7. — С. 98-99 : ил.

  4. Шохина  Т. Шляпка, вернись! / Т. Шохина // Крестьянка. — 2005. — N 10. — С. 88-92.

  5. Эрлихман  В. Дело в шляпах! / В. Эрлихман // Вокруг света. — 2009. — N 1. — С. 14- 22 : ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!