Проект «Как животные готовятся к зиме?»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: среди детей одной группы.
Проблема: В связи недостаточными знаниями у детей о жизни диких животных в период подготовки к зиме, недостаточным представлением об их образе жизни, повадках, питании, жилищах в данный период, низким владением обобщающими понятиями, неумением описывать животных мною была выдвинута проблема: как дикие животные готовятся к зиме?
Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
1. Расширять представления детей о животных, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать животных по внешнему виду, повадкам.
2. Закреплять понятия о необходимости помогать им в холодное время года.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, организацию совместной с детьми деятельности.
4. Способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей.
5. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Сроки реализации: сентябрь-октябрь 2020г.
Ожидаемый результат:
1. Сформированы у детей обобщённые представления о зимующих животных, знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности животных к жизни в зимнее время.
2. Умеют детьми анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Сформировано гуманное отношение к природе.
4. Сформированы интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации и др.
5. Приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.
Содержание проекта:
Подготовительный этап
1. Изучение методической литературы.
2. Организация предметно-развивающей среды.
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций, картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных игр, интернет- ресурсов по теме проекта.
Основной этап
Тематический план работы с детьми:
ООД "Познавательное развитие": «Как звери в лесу зимуют», «Животный мир помогает нам быть здоровыми».
ФЭМП
«Классификация по одному признаку», «Ориентировка в пространстве».
Конструирование: создание макета «Зимний лес».
ООД "Речевое развитие": «Составление рассказа «Как мы попали в волшебный лес», «Рассказывание по предметным картинкам «Явления природы».
Интегрированное занятие «В гости к животным».
Чтение и пересказ рассказа Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся».
Художественно-эстетическое развитие: «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка», «Рисование по замыслу животных леса», лепка «Дикие животные», аппликация «Зимний лес».
Беседы «Что было бы, если бы…», «Как вести себя в лесу», «Почему звери меняют свой цвет шубки».
Чтение художественной литературы: Ю. Коваль «Русачок-травник», К. Ушинский «Слепая лошадь», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».
Дидактические игры и упражнения: «Кто где живет?», «У кого кто?», «Кто лишний?», «Назови ласково?», «Веселый счет», «Кто что ест?», «Четвертый лишний», «Чей хвост?», «Большой – маленький», «В небе, на земле, в воде».
Подвижные игры: «Летает, бегает», «Я знаю…», «Волк во рву», «Совушка», «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Зайцы и волк».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для зверей», «Путешествие в лес», «Строители».
Настольные игры: «Зоологическое лото», макеты «Зимний лес».
Наблюдения за изменениями в природе, экскурсия по школьной аллее.
Работа с родителями:
1. Рекомендации по прогулке в лес, парк совместно с детьми.
2. Экскурсии в зоопарки.
3. Папки-передвижки: «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Правила поведения в лесу», «Домашнее задание» (подготовить с детьми сообщение о животном, нарисовать иллюстрацию).
4. Консультации : «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка», «Как животные и птицы зимуют», «Где прячется опасность?».
5. Раскраски совместно с родителями «Домашние и дикие животные».
Оценка результатов
В работе над проектом с детьми были использованы все группы методов и приемов, которые были направлены на достижение цели проекта. Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, о подготовке людей и животных к зиме, об особенностях внешнего вида и условий жизни зверей, питание зимой, о необходимости помогать животным и охранять их. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.
Считаю, что проблема данного проекта решена. Достигнуты поставленные цели и задачи.