Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59»
Педагогический проект
«Хоровод традиций Забайкалья»
Социальное партнерство по отношению к образованию - это сотрудничество, которое инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, важным, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
Новизна проекта
Построение целостной системы работы в МБДОУ «Детский сад № 59» по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями народов Забайкалья.
Цель
Совершенствовать систему работы по обеспечению необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для формирования нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через знакомство с культурой и традиций народов Забайкальского края.
Задачи
- Совершенствование форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Развитие познавательной и нравственно-патриотической сферы детей дошкольного возраста посредством современных интерактивных технологий.
- Повышение профессиональных компетенций педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Вовлечение родительской общественности в единое образовательное пространство, через интерактивные формы работы взаимодействия с семьей.
- Повышение эффективности использования возможностей сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
- Пополнение развивающей предметно-пространственное среды по краеведению.
Участники программы
Дошкольники, педагоги, родители, социальные партнеры.
Направления реализации программы
Работа с дошкольниками, родителями, педагогами, социальными партнерами.
Работа над развивающей предметно-пространственной средой.
Принцип реализации
Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.
Этапы реализации
1 этап Подготовительный
Задачи этапа
Основное содержание
1. Создание
работы
Планируемый результат
рабочей группы по
Определение плана встреч рабочей группы для реализации задач проекта.
Составление подпроектов
1.Создана рабочая группа, включающая педагогов и специалистов ДОО.
Итог: аналитический отчет за первый этап реализации проекта
проблеме проекта.
2.Разработка плана работы группы на учебный год в соответствии с задачами проекта.
проекта в соответствии с возрастными группами.
- Созданы подпроекты в соответствии с возрастными критериями.
- Разработаны диагностические карты для детей дошкольного возраста и проведена диагностика оценки нравственно-патриотического воспитания.
- Разработана и проведена диагностика оценки готовности педагога к реализации проекта.
3. Разработка локальных актов по внедрению проекта «Хоровод традиций Забайкалья» в ДОУ.
Разработка диагностического инструментария по нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Проектирование системы работы
4. Разработка проекта «Хоровод традиций Забайкалья».
по поддержке проекта
2 этап практический
Задачи этапа
Основное содержание
работы
Планируемый результат
Проектирование системы работы по поддержке и реализации проекта.
- Реализация подпроектов проекта «Хоровод традиций Забайкалья»;
2. Реализация плана сотрудничества с социальными партнерами;
1 . Портфель подпроектов.
3.Создание картотеки «Фольклор народов Забайкалья» на базе методического кабинета;
2. Мастер-класс для детей младшего и среднего дошкольного возраста с привлечением фольклорной группы «Забайкальские узоры».
4.Проведение совместного конкурса детей и родителей групп «Макет жилища разных народов Забайкалья», «Традиционный национальный костюм народов Забайкалья»;
3.Совместный конкурс детей и родителей групп «Макет жилища разных народов Забайкалья», «Традиционный национальный костюм народов Забайкалья»;
5. Изготовление мини-музея «Мой многонациональный край - Забайкалье» совместно с родителями;
4.Ярмарка народных игр.
6.Создание альбома детских рисунков «Мы - разные, мы - вместе»;
5.Выставка детского творчества «Праздник белого месяца».
7. Разучивание творческих номеров с детьми к фестивалю «Хоровод традиций Забайкалья».
6.Детская научно- практическая конференция с защитой детско-родительских проектов «Удивительный народ моего Забайкалья».
8. Пошив детских национальных костюмов для проведения фестиваля «Хоровод традиций Забайкалья».
7. Выставка детского творчества «Масленица – кривошейка».
8.Масленичные посиделки (с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями)
9.Выездная экскурсия для старших дошкольников в краевой краеведческий музей «В гости к народам Забайкалья».
10.Спортивный праздник «День Забайкальского казачества» ;
11. Разработка и пополнение альбома детских рисунков «Мы разные, мы вместе»
Итог: фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья»
Информационные блоки
Информационный блок
Сроки
Тема: Эвенкийский народ
Примечание
Жилье, одежда и быт эвенкийского народа
(совместные мероприятия в ОУ для старшего дошкольного возраста)
Октябрь
Культура и традиции эвенкийского народа
Тема: Бурятский народ
Жилье, одежда и быт бурятского народа
Совместный конкурс детей и родителей групп «Макет жилища разных народов Забайкалья», «Традиционный национальный костюм народов Забайкалья»;
Культура и традиции бурятского народа
Ноябрь
– Детская научно - практическая конференция с защитой детско-родительских проектов «Удивительный народ моего Забайкалья»
Тема: Забайкальские казаки
Декабрь
Январь-февраль
– Ярмарка народных игр
Забайкальские казаки
Тема: Семейские Забайкальского края
– Выставка детского творчества «Праздник белого месяца»
Март
Культура, традиции, обычаи семейских
Спортивный праздник «День Забайкальского казачьего войска»
Апрель
Тема: Хоровод дружбы
Разработка и пополнение альбома детских рисунков «Мы разные, мы вместе»
Повторение и закрепление пройденных тем.
Май
Фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья»
3 этап рефлексивно-обобщающий
Задачи этапа
Основное содержание
работы
Планируемый результат
Анализ результативности
работы по реализации проекта.
- Обобщение результатов реализации проекта.
- Диагностика уровня сформированности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Описание моделей, схем, составление методических рекомендаций.
- Составление методических рекомендаций.
- Выявление роста интереса к продуктам проекта со стороны родителей и профессионального сообщества.
1. Проведение фестиваля «Хоровод традиций»;
2. Презентация виртуального альбома детских рисунков на сайте МБДОУ «Детский сад № 59» «Мы - разные, мы - вместе»;
3.Презентация результатов реализации проекта на общем родительском собрании; методическое объединение.
4. Размещение результатов реализации проекта на официальном сайте МБДОУ;
5. Публикация проекта и положительных результатов реализации проекта в открытом доступе в сети Интернет.
6. Описаны эффективные формы повышения компетентности родителей в вопросах организации и реализации проекта.
7.Методические рекомендации для педагогов ДОО.
8. Сетевой опрос.
Описание позитивных изменений проекта: Реализация проекта «Хоровод традиций Забайкалья» предполагает следующие позитивные изменения: – дети ознакомлены с культурой и традициями народов, населяющих Забайкальский край; – организовано сотрудничество с родительской общественностью; – расширено взаимодействие с социальными партнерами ДОУ; – пополнена развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по краеведению (методическая и детская литература, мини-музей «Мой многонациональный край - Забайкалье», костюмы народов Забайкальского края); – в ходе реализации прослеживается поддержка детской инициативы и поддержка детской одаренности через выступление на фестивале, выставки детского творчества, детско-родительские проекты; – сформировано толерантное отношение у детей-дошкольников к культуре и традициям иных национальностей.
Условия успешной реализации проекта: - тесная взаимосвязь всех участников проекта (воспитанники ДОУ, их родители, педагоги, социальные партнеры); - систематичность и постепенность (давать детям знания о культуре тех или иных народов по степени возрастания «от простого к сложному», систематизировать имеющиеся и полученные знания); - повышение компетенции педагогов в рамках темы данного проекта; - систематическое консультационное сопровождение родителей; - использование при планировании и реализации подпроектов с детьми различных образовательных ситуаций и технологий, видов детской деятельности и творчества.
Риски и пути их устранения: В ходе реализации проекта мы предполагаем возникновение следующих рисков: – реализация проекта не в полном объеме из-за недостаточной финансовой оснащенности; – незаинтересованность педагогических кадров в творческой реализации проекта, «шаблонность»; – высокая заболеваемость детей и педагогов, отсюда не целостное восприятие материала воспитанниками. Исходя из перечня основных предполагаемых рисков, нами были простроены пути их решения: – поиск дополнительного финансового оснащения (оказание помощи родительской общественностью (пошив костюмов, сборка стеллажа для мини-музея), поиск спонсорской помощи (закупка ткани на детские этнические костюмы и пр.)); – стимуляция педагогического коллектива, путем стимуляционных выплат, к поиску творческой реализации проекта и активного участия в нем; – в ходе всей педагогической деятельности в течении учебного года проводить профилактические и иные мероприятия в целях укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Результаты реализации проекта:
Итоговым мероприятием станет фестиваль «Хоровод традиций Забайкалья» на базе МБДОУ «Детский сад №59», где дети продемонстрируют результативность данного проекта, а также будет создан и оформлен мини-музея в холле детского сада «Мой многонациональный край – Забайкалье».
Для мониторинга удовлетворенности родительской общественности по работе над проектом, по окончанию, будет проведено анкетирование.
Результаты реализации проекта «Хоровод традиций Забайкалья» будут опубликованы на официальном сайте детского сада, представлены на МО, а также данный проект (и его результаты) опубликуются в открытом доступе в сети Интернет.
Спасибо за внимание!