7
Проектная работа по истории:
Храм Святой Софии –
шедевр древнерусской культуры
2020 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………......3
Глава 1.Святая мученица София…………….………………………………...…………4
Глава 2. Храм Святой Софии – шедевр древнерусской культуры………………….…5
Заключение……………………………………………………………………………...…7
Библиографический список…………………………………………………………..…..8
Введение
На уроках истории я узнал про величайший архитектурный памятник древнерусской истории - Собор Святой Софии. Он дает нам представление о величии и красоте архитектуры Киевской Руси. Во всей Европе ни одно сооружение не могло сравняться с киевским собором, длиной без выступов до 37 метров, шириной – 55метров. Тяжело переоценить художественную ценность софийских мозаик. Они, безусловно, являются памятниками искусства мирового значения, которые дошли до нас в своей первоначальной красоте.
Мне захотелось узнать как можно больше об этом величайшем памятнике истории и об этой женщине, в честь которой назван собор.
В своей работе я хотел бы рассказать и поделиться информацией, которую смог узнать.
Актуальность:
В наше время, в век компьютерных технологий, достаточно легко найти информацию, ведь интернет у нас в руках! Но, к сожалению, и очень много соблазнов для детей моего возраста: игры, соц. сети и т п. Ребята долгое время проводят, сидя за компьютером, но совершенно без толку! Только разрушая свою психику. Ничего полезного ни для здоровья, ни для духовного развития. Я бы хотел поделиться информацией, найденной мною о соборе, тем самым преклоняясь перед памятью прошлого, которое зовёт нас в мирное время творить, созидать и продолжать славные традиции наших предков.
Объект исследования: Храм Святой Софии.
Предмет исследования: Великомученица София, храм Святой Софии.
Цель:
Узнать, почему София стала святой, историю основания храма.
Задачи:
-
Изучить популярную литературу о Святой Софии и храме, названном в ее честь.
-
Собрать данные о соборе и составить презентацию.
Святая Мученица София
Во II веке, в царствование императора Адриана, в Риме жила благочестивая вдова по имени София. Своих дочерей София воспитывала в любви ко Христу и дала им имена в честь главных христианских добродетелей — Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа, а вдова и ее дочери не скрывали своей веры. Слух об их семействе дошел до императора, и тот велел привести их к нему. Понимая, куда и зачем их ведут, мать и дочери горячо молились Господу, прося его дать им силы не устрашиться предстоящих мук. И когда святые предстали перед императором, всех присутствовавших изумило их спокойствие — как будто они явились на светлое торжество, а не на истязания.
Царь-язычник по очереди призывал дочерей Софии и настойчиво требовал принести жертву богине. И хотя дочери были совсем юными, они оставались непреклонны. Тогда император приказал подвергнуть дочерей Софии жестоким истязаниям, после которых их умертвили. Софию ждала другая страшная пытка: она должна была смотреть на страдания и казнь своих дочерей. Но мать не проявляла ожидаемых палачами эмоций, она подбадривала своих дочерей так, что те терпеливо приняли свои мучения.
Веру, которой было 12 лет, сначала сильно избили, а потом начали отрезать части тела. Затем Веру бросили на раскаленный лист металла. Но все эти страдания не заставили ее отречься от Бога. Тогда ее бросили в кипящий котел, а после отрубили ей голову.
Средняя сестра Надежда, которой было 10 лет, и девятилетняя Любовь перенесли такие же пытки. Софии отдали тела обезглавленных девочек.
София положила их останки в ковчег и похоронила за городом на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей, а затем скончалась. Верующие погребли ее тело на том же месте.
Мощи святой Софии и ее дочерей с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).
Храм Святой Софии – шедевр древнерусской культуры
Имя Святой Софии почитаемо не только на Руси, но и за рубежом. Ей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самым известным является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи, до 1453 года всего православного мира. Первые христианские храмы в главных городах Киевской Руси — в Киеве, Новгороде, Полоцке — были также посвящены Святой Софии. Как правило, это грандиозные архитектурные сооружения, простоявшие столетия; некоторые из них внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Я хочу рассказать про храм Святой Софии в Киеве.
Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева - Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.
Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.
Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы - стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали "Нерушимой стеной", - по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза - оберегающий жест поднятых рук - напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой - будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.
Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст - это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.
Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.
Заключение
Киевская София - настоящая казна древнерусской культуры, бессмертный источник знаний о далеком прошлом нашего народа. Ныне - это всемирно известный музей.
Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я подготовил презентацию, в которой постарался показать всю красоту этого шедевра древнерусской истории. И, надеюсь, когда нибудь посетить этот храм и своими глазами увидеть всё великолепие.
Если хоть одного человека заинтересовала моя работа, то я не зря работал над этим проектом. Ведь наша задача, задача потомков – чтить память предков и историю народа.
Библиографический список
-
Герасименко, Захарова, Сарабьянов 2016. Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д. Изображения святых во фресках Св. Софии Киевской. Подкупольное пространство // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 13. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. — С. 115–130.
-
Попова, Сарабьянов 2017. Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. — М.: Гамма-пресс, 2017.
-
Салтыков 2016. Александр Салтыков, протоиерей. Изображение св. апостола Петра в знаковом контексте мозаик храма Софии Киевской. (К вопросу о церковных отношениях Востока и Запада накануне разделения Церквей) // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 13. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. — С. 131–149.
-
Интернет-ресурсы:
-
http://cvetamira.ru/sofiyskiy-sobor;
-
https://foma.ru/imya-sofiya.html;
-
https://www.amic.ru/voprosdnya/372338/;
-
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1050302-sofijskij-sobor-v-kakih-gorodah-est-hramy-s-etim-nazvaniem.html