СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Храмы Руси и храмы родного города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный проект об возникновении храмов на Руси, об особенностях их строительства, об их различиях и могом другом. Можно использовать на уроках ОПК.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Храмы Руси и храмы родного города"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7

г. Ярцева Смоленской обл.









ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

на тему «Храмы Руси. Храмы родного города»





Выполнили: ученики 4 б класса

Захаренков Игорь,

Симонов Илья


Научный руководитель:

Осянина Вера Александровна






2017 г.

Содержание

1. Введение

а) Цель

б) Гипотеза

в) Задачи

г) Актуальность

д) Практическая значимость

2. Основная часть

  1. Возникновение храмов на Руси.

  2. Устройство христианского храма.

  3. Правила поведения в храме.

  4. Интересные исторические факты.

  5. Выбор места для строительства храма.

  6. Архитектура и строительство храмов Руси.

  7. Кому посвящали храмы.

  8. Храмы нашего города.

  9. Русские поэты о храмах.

  10. Картины художников.

  11. Колокольные перезвоны.

3. Заключение

4. Используемая литературы

5. Приложения



















Введение

В 4 классе мы изучали курс «Основы православной культуры». В процессе работы на уроках у нас стали возникать вопросы, на которые нет ответов в учебниках. В этом году в школе проходила православная олимпиада, в которой мы не смогли принять участие, поэтому решили найти ответы на интересующие нас вопросы самостоятельно.



Цель: узнать, как возникли храмы на Руси, какую роль играют в жизни человека. В чем сходство и различие храмов, и какие храмы есть в нашем городе.

Гипотеза: предполагаем, что храмы возникли давно и не случайно. Они объединяют людей с общей целью. В нашем городе много храмов (церквей, часовен).

Задачи:

  1. Найти информацию о возникновении храмов на Руси и о храмах нашего города.

  2. Посетить храмы родного города.

  3. Познакомить своих сверстников с полученной информацией.

Актуальность: данная работа является дополнением к информации по предмету «Основы православной культуры».

Практическая значимость: работа может пригодиться тем на уроках ОРКСЭ, окружающего мира, на классных часах и занятиях внеурочной деятельности.















Основная часть

УСТРОЙСТВО ХРИСТИАНСКОГО ХРАМА

Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам...

Это – ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!

Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.

На Руси всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Большие храмы крупных городов называются соборными или просто соборами. Храмы завершаются главами (куполами), увенчанными крестами - для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.

Различие храмов

На Руси всегда было много храмов. Сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные и луковичные.

Храмы могут иметь

  • Одну главу – в честь единого Бога;

  • Три главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны);

  • Пять глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов;

  • Семь глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов;

  • Тринадцать глав – в честь Спасителя и 12 апостолов.

Рядом с храмовым зданием обычно находится колокольня или звонница с колоколами. Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

Различают перезвон (перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь.

Место перед входом в храм называется папертью.


Внутреннее устройство храма

1. Алтарь

2. Средняя часть

3. Притвор

4. Иконостас

5. Престол

6. Жертвенник

7. Горнее место

8. Ризница

9. Солея

10. Амвон

11. Клиросы


Место перед входом в храм называется папертью.

Внутри храм, как правило, разделяется на 3 части:

  • 1 часть от входа – притвор;

  • 2 часть – средняя – предназначена для молящихся;

  • 3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь.

Алтарь символизирует духовное Небо, рай, место особенного пребывания Божия.

В центре алтаря находится Престол – главная святыня храма.

Это место особенно благодатного присутствия Всережителя.

Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, который состоит из 1 или нескольких рядов икон. В нём делается трое дверей. Централь, состоящие из 2-х створок, именуются Царскими вратами, потому что через них во время Божественной литургии походит Царь Славы – Христос.

В центре алтаря находится Престол – главная святыня храма.

Это место особенно благодатного присутствия Всережителя.

Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, который состоит из 1 или нескольких рядов икон. В нём делается трое дверей. Централь, состоящие из 2-х створок, именуются Царскими вратами, потому что через них во время Божественной литургии походит Царь Славы – Христос.

По бокам устанавливаются хоругви – особый вид знамён с иконами, носимых на длинных шестах при крестных ходах. Это символ победы христианства над язычеством. Возвышенное место, где поёт хор, называется клиросом.

Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи.

В центре храма ставится высокий наклонный столик – аналой. Здесь обычно располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события.

Особое место в храме отводится для поминовения усопших. Оно называется канун и представляет собой 4-х угольный столик с изображением Распятия и ячейками для поставления свеч о упокоении. Рядом столик для продуктов, которые приносят верующие в храм для пожертвований. Канун располагается в левой стороне (от входа) средней части храма.

Ближе ко входу в храм находится место, где прихожане могут приобрести свечи, подать записки о здравии и о упокоении, приобрести иконы, нательные крестики, книги и др.


Правила поведения в храме

Приходя в храм, мы часто видим на пороге храма знакомых нам людей, соседей. Они не входят туда только потому, что им незнакомы самые элементарные правила поведения в храме. Об этом пишет свои стихи игумен Виссарион из Троице-Сергиевской Лавры, легко рассказывая о совсем не простых вещах. Давайте взглянем на эти простые правила, чтобы убедиться, правильно ли мы себя ведём в храме.

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

О всём мире помолись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай,

Не гляди по сторонам:

Не полезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица –

Не посматривай на лица,

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещанье дать христу,

Что исправиться намерен,

И пребудь обетам верен.

Даром время не губи,

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди,

На молитву приходи

Интересные исторические факты

о строительстве храмов на Руси

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности.

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь. Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором. В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться каменные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения.



вЫбор места для храма

Все русские церкви построены только на благоприятных местах. Видимо поэтому люди, пришедшие в храм испытывают особое душевное равновесие.
Еще в древние времена наши предки знали, что далеко не каждое место пригодно для строительства церкви. Обычно призывали лозоходца, который обламывал ветку лозы, ивы или орешника с развилинкой. Затем брал оба конца в руки так, чтобы третий, острый угол был обращен кверху, и начинал искать. Там, где лоза в руках склонится верхним концом вниз и строили церковь . Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства. Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом. 


АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ РУСИ

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

КОМУ ПОСВЯЩАЛИ ХРАМЫ
Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.





ХРАМЫ РОДНОГО ГОРОДА

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

День 12 июля 1995 года в городе Ярцево был знаменателен. В центре города состоялась закладка и освящение камня в основании часовни во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», которая стала храмом-памятником воинам и мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Тем, кто ценой своей жизни отстоял свободу Родины. 

Храм сооружен в неовизантийском стиле по проекту архитектора Наумова Владимира Юрьевича. Строительство осуществлялось строительной организацией «Ярцевстрой» (руководитель — Кабачек Василий Афанасьевич). Иконостас выполнен местным мастером Шароновым Юрием Геннадьевичем, иконы написаны иконописцем Воробьевым Алексеем Анатольевичем.

06.11.1997 года в Скорбященском храме состоялось первое Богослужение, а 15 ноября 1998 года Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Ярцево для освящения храма. Выступая перед прихожанами, владыка Кирилл выразил надежду, что новоосвященный храм станет местом молитвы о родных и близких людях, о городе Ярцево и за все наше Отечество.
За труды, понесенные в строительстве храма, игумен Вадим (Малиновский) был награжден орденом преп. Сергия Радонежского III степени, а священник Василий Мовчанюк возведен в сан протоиерея.

Внастоящее время настоятель храма - иерей Евгений Пономарев.



Храм святого великомученика Георгия Победоносца

Первый камень заложен 6 мая 2007 года. Деревянная церковь освящена и открыта 6 мая 2010 года. 6 мая Православная Церковь торжествует память святого великомученика Георгия Победоносца. В этот день в 2010 году в городе Ярцево было совершено малое освящение храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство храма было запланировано к празднованию 70-тия Великой Победы.

Освящение храма по благословению правящего архиерея Смоленской епархии епископа Феофилакта, совершил благочинный церквей Ярцевского округа протоиерей Василий Мовчанюк. Божественную литургию возглавил архимандрит Кирилл (Бадич), город Хотимск. На богослужение прибыли многочисленные гости: архимандрит Александр (Катлер) – штат Огайо США, протоиерей Александр Рохунок – проректор Витебской духовной семинарии, протоиерей Вадим Капитонов – город Старица, а также духовенство Ярцевского благочиния.
В конце первой Божественной литургии в храме святого Георгия, причастились множество ярцевчан и гостей, прибывших помолиться в новоосвященном храме. В завершении был совершен праздничный молебен, после которого к молящимся обратился со словами назидания архимандрит Кирилл (Бадич).
 Протоиерею Василию Мовчанюку была передана храмовая икона великомученика Георгия Победоносца от председателя Отдела по религиозному образованию и катихизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.
Настоятель храма - протоиерей Василий Мовчанюк. 

В настоящее время ведется строительство каменного храма в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия.

В начале нынешнего тысячелетия митрополит Смоленский Кирилл заложил камень в фундамент церковного здания Свято-Михайловской церкви. Осенью 2005 года духовенством Ярцевского благочиния была совершена первая Божественная Литургия.

Храм оказывает социальную поддержку травматологическому и детскому отделению ЯЦРБ.


Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила (Свято - Михайловская церковь) – первоначально это было кирпичное строение в русском стиле с Троицким приделом, которое пристроено к зданию корпуса фабрики Хлудова.

В советское время здание церкви использовалась под нужды Ярцевского хлопчатобумажного комбината, а в 2004 г. ее вновь возвратили епархии.

В начале нынешнего тысячелетия митрополит Смоленский Кирилл заложил камень в фундамент церковного здания Свято-Михайловской церкви. В конце мая 2002 года было начато строительство храма, а уже к началу зимы стены были воздвигнуты почти что наполовину. В зимнее время строительство приостановили из-за сильных холодов, но как только начали появляться первые лучи весеннего солнца 2003 года,  работы  вновь возобновились. Осенью этого же года стены были воздвигнуты уже на 70 процентов. К концу лета 2004 года основные работы по возведению церкви были полностью завершены.

За время строительства митрополит Кирилл трижды посетил новую церковь. Кроме того, глава Смоленской церкви курировал проект на протяжении всего строительства и оказывал необходимую материальную поддержку.

21 ноября 2005 года в строящемся здании церкви состоялось первое богослужение.

Своё название храм получил в честь главного архангела Михаила, который именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» - архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах.

Своё название храм получил в честь главного архангела Михаила, который именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» - архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Архангел Михаил первым призвал всех не увлекшихся пагубным примером ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.


Храм Петра и Павла

В 1771 году в селе Ульхово Духовщинского уезда, в 4 верстах от села Ярцево, на средства прихожан построен деревянный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный храм с тем же престолом поставлен на месте деревянного в 1915 году на пожертвования купца Скоробогатова.
В 1930-е годы храм Петра и Павла был закрыт, а в сентябре 1939 года осквернен и разграблен.
Сильным разрушениям храм подвергся во время Великой Отечественной Войны, когда в нем располагалась огневая точка советских войск. В стенах были пробурены амбразуры под 76-миллиметровую пушку и станковые пулеметы. 4 октября в результате вражеского обстрела тяжелой артиллерией сбит самый высокий купол церкви, два средних и два малых. Один снаряд попал между оконной перемычкой.
После войны по распоряжению первого секретаря горкома кирпич храма брали для восстановительных работ в городе. Но так как раствор был очень крепкий, вскоре отказались от этого оказались, но все же зданию храма был нанесен значительный урон. Разрушения крыши и верхних карнизов главного корпуса ослабило крепление куполов, была сорвана их обшивка.
В 1986 году в Ярцево открыт первый в области новый приход. Богослужение совершалось в молитвенном доме.
В 1987 году на Ярцевский приход назначен иерей Николай Малиновский.
После долгих переговоров с районной и областной администрацией приходу в 1989 году передали сохранившиеся руины храма. В первую очередь из подвала был ликвидирован склад боеприпасов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Реставрация храма начата в 1990 году. Первое богослужение состоялось в 1991 году на праздник Пасхи.
В 1993 году священник Николай Малиновский митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом пострижен в монашество с наречением имени Вадим (в честь преподобномученика Вадима, архимандрита), и уже в следующем году иеромонах Вадим за усердное служение Церкви Христовой возведен в сан игумена и назначен благочинным Ярцевского округа.
По окончании реставрационных работ храм был вновь освящен 12 июля 1995 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. За труды по восстановлению Петропавловского храма игумен Вадим (Малиновский) удостоен права ношения палицы, а священник храма иерей Василий Мовчанюк награжден наперсным крестом.
12 июля 2000 года правящим архиереем был освящен иконостас Петропавловской церкви. За труды в деле созидания храма Петра и Павла в 1986-2000 годах игумен Вадим (Малиновский) удостоен возведения в сан архимандрита. Высокой патриаршей награды, ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени, были удостоены благотворители храма директор ООО ТД «Ниста» Н. В. Старовойтов, директор АТП-8 города Ярцева А. Н. Семенков, директор частного предприятия «Надежда» Н. С. Рыбникова, генеральный директор АО «Смолнефтепродукт» В. В. Вуймин.
В 2000 году с запада от храма построены каменные врата.
Кровельные работы, установку купола и креста выполнила бригада А. Е. Копейчикова. Резьба и золочение иконостаса выполнены ремонтно-строительной бригадой А. Е. Копейчикова. Иконы написаны А. Воробьевым.
12 сентября 2000 года почил о Господе Архимандрит Вадим (Малиновский). Над его могилой (к северо-западу от храма Петра и Павла) была установлена поминальная часовня Успения Пресвятой Богородицы.












Русские поэты о храме

И.А. Бунин
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.

А. Майков
КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…

Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.

Князь П.А. Вяземский

УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе. 
Если вера тебя покидает.
И надежда начнет оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.
Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.
Там ты найдешь утешение,
От тяжелых трудов отдохнешь
Все твои разрешатся сомненья,
Когда душу в слезах изольешь.
Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.



Александр  Жуков 

УТРЕННЯЯ  МОЛИТВА

Господи,

дай мне покоя душевного

встретить безропотно

день наступающий,

всё принимая – дары и лишения,

огонь пепелящий и свет исцеляющий.

Господи,

что бы ни встретил сегодня я,

слово худое иль дело недоброе,

дай мне не сделать Тебе неугодное,

мудрость мне дай и терпение долгое.

Дай не сойти до желания низкого

быть выше всех,

научи неразумного

не унижать ни чужого, ни близкого,

не обижать ни седого, ни юного.

Не оставляй меня, сына незрячего,

дай мне увидеть свои прегрешения

хладного разума, сердца горячего

в каждом решении, в каждом свершении.

Дай мне во всякой гордыне

смирение,

дай мне раскаянье, пусть даже позднее.

Светом небесным, хотя б на мгновение,

взором Своим озари меня,

Господи.

Александр  Жуков 

ЗАЧЕМ?

Однажды вечером, во мгле,
Мы шли из храма.
– Зачем живем мы на земле? –
Спросил я маму.

Светился в окнах теплый свет…

Сказала мама мне в ответ:
– Даны земные нам пути,
Чтоб Царство Божие найти.
Оно – в любви и доброте,
В высоких мыслях, в красоте.
Познай себя, как хороша
Твоя бессмертная душа!
Господь живет в Своих словах
И в человеческих сердцах,
Но только в тех, где вера есть,
Где Богу воздаётся честь.
Христос любил – и нам велел.
Он смерть любовью одолел
И потому на всякий час
Святыми хочет видеть нас.
Такими Богу мы нужны –
На то нам годы и даны.
И если будет жизнь чиста –
По слову Господа Христа,
Нас не коснётся злая тьма,
И не убьёт нас смерть сама.
Кто здесь по-Божьи проживёт,
Тот в рай прекрасный попадёт.
Там горя нет, там злобы нет –
Всех обнимает Божий Свет.
А кто небесному не рад,
Уходит в мир страданий – в ад,
Где не кончается беда,
Где злоба царствует всегда.

Знай, в этой жизни нам сполна
Свобода выбора дана:
И рай, и ад в добре и зле
Мы выбираем на земле.


ЧУДЕЧНЫЙ ДВОРЕЦ

Если в горе-беде
Ты кому-то помог,
Знай – на Небе расцвёл
Твой бессмертный цветок.
Царство Божие он
Украшает теперь
И на Небе цветет,
А не только в тебе.
Скажет Ангел: – Смотри,
Как они хороши –
Все благие дела
Твоей светлой души.
Для полянки своей
Не жалел ты цветов,
Уклонялся от зла,
Избегая грехов.
И за это за всё
Твой Небесный Отец
Приглашает тебя
В Свой чудесный дворец.







ПРИЛОЖЕНИЕ



Храмы родного города



Храм Петра и Павла Храм Георгия Победоносца









Храм Архангела Михаила Храм иконы «Всех скорбящих

радость»











Храмы глазами русских художников

Роман Романов



Владимир Марков



Игорь Машков Юрий Пантюхин

Используемая литература

  1. http://smartnews.ru/articles/16516.html

  2. http://fb.ru/article/285028/ubranstvo-i-ustroystvo-hrama

  3. http://www.hram-ks.ru/poety.shtml

  4. https://yandex.ru/images/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!