Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 184»
Проект
художественно-физкультурной направленности
«Радуйтесь на здоровье!»
(в рамках городского конкурса «Образовательное учреждение будущего»)
Авторы:
старший воспитатель: Шашкова М.А.,
воспитатель Иванова Е.А.
Иваново, 2017
Характеристика проекта «Радуйтесь на здоровье!»
Уровень реализации: внутриучрежденческий, микрорайонный.
Адресность проекта: дошкольники ДОУ № 184, дошкольники близлежащих ДОУ микрорайона.
Срок реализации проекта: июнь2017 г. - июнь 2018 г. (реализацию I и II этапов проекта с расходованием средств финансирования предусмотрено завершить до 31.12.2017 г.)
Основная идея проекта: От радости музыки и движения – к радости жизни и здоровью!
Цель: Укрепление физического и психического здоровья детей через интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательными потребностями социума.
Задачи проекта:
Совершенствовать организационно-педагогические условия для укрепления физического и психического здоровья дошкольников художественно-эстетическими и физкультурно-оздоровительными средствами;
Создать эмоционально-благоприятные условия пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство спортивной площадки, оснащение спортивным оборудованием зала для занятий физкультурой;
Внедрить использование информационно - коммуникационных технологий(ИКТ) в область физического воспитания дошкольников;
Охватить отдельными массовыми формами работы по приобщению к здоровому образу жизнидошкольников микрорайона; возродить традицию проведения спортивных праздников и массовых досуговых программ дошкольников близлежащих ДОУ;
Улучшить имидж ДОУ № 184 в социуме и повысить престиж муниципального дошкольного образования.
Актуальность проекта и основные направления деятельности
Здоровье детей – всегда была и есть приоритетная забота государства. Физическое и нервно-психическое здоровье современных детей, в том числе их эмоциональное благополучие, – одна из важных задач, определенных ФГОС ДО (пункт 1.6,1)(1).
В данном проекте эта задача достигается через интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной образовательных областей. Приобщение к здоровому образу жизни, выработка потребности в активной спортивной деятельности, повышение интереса к занятиям физкультурой реализуется через использование методов эмоционального воздействия на детей художественно-эстетическими средствами, в частности музыкой, организацию многообразных форм мероприятий, использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ).
Важно, чтобы физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольников была эмоционально положительно окрашена, чтобы физическая активность приносила радость детям. Положительные эмоции не только обеспечивают психологическое здоровье, но и повышают интерес к любым видам занятий, в том числе физкультурной направленности. Поэтому девиз «Радуйтесь на здоровье!» стал названием нашего проекта. В данном случае имеется в виду создание положительных эмоций у детей путём органического соединения активной двигательной деятельности с восприятием музыки.
Применение ИКТ в различных сферах деятельности стало частью образовательной работы. Информационно-коммуникационные технологии целесообразно и полезно использовать и в области физического развития дошкольников. У детей повышается мотивация к занятиям физкультурой за счет мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация вызывают у воспитанников большой интерес и эмоциональный отклик, способствуют созданию гаммы положительных чувств. ИКТ создают дополнительные возможности для развития познавательной сферы, интеллекта дошкольников.
Воспитанники дошкольного учреждения ежедневно почти по 12 часов находятся в ограниченном пространстве, в окружении сверстников своей группы. Для развития коммуникативных навыков, социализации дошкольников необходимо расширять круг их полезного взаимодействия с детьми из других ДОУ. В рамках данного проекта предусматривается организация и проведение на базе нашего ДОУ № 184 физкультурных праздников и соревнований с приглашением команд дошкольников из близлежащих ДОУ микрорайона «меланжевый комбинат». Для этого потребуется дооснастить спортивную площадку ДОУ № 184 новым спортивным оборудованием. Спортивная площадка предполагает наличие нескольких развивающих зон:
зоны для развития и совершенствования физических качеств- силы, выносливости, ловкости (спортивные комплексы, рукоходы);
площадка для игры в футбол, для забрасывания мяча в баскетбольные сетки;
место для организации эстафет, соревнований, спортивных праздников, игровых программ с использованием лабиринта, футбольных ворот, баскетбольных стоек и дополнительного спортивного инвентаря;
тренировочная площадка для подготовки к городским спортивным состязаниям (полоса препятствий, лабиринт): «Туристята из города ситца», «День снега», «Спортивное ориентирование», «ГэТэОшки».
Полосой препятствий может воспользоваться любое другое дошкольное учреждение микрорайона для подготовки детей к вышеназванным соревнованиям.
Спортивное оборудование на площадке будет размещено в соответствии с ГОСТ Р 52169-2012. «Безопасность конструкции и методы испытания. Общие требования» (2). При монтаже нового оборудования будут использоваться безопасные материалы. Конструкции пройдут испытание на прочность, устойчивость, жесткость и пространственную неизменяемость. Уже существующее оборудование потребует косметического ремонта (починки и покраски) (Приложение 3).
Физкультурно-оздоровительная работа будет организована в формах: физкультурных занятий, занятий-тренировок, сдачи норм ГТО, проведения гимнастики, спортивных соревнований, организации спортивных эстафет, «Весёлых стартов», «Малых Олимпийских игр», музыкально- спортивных праздников, подвижных игр и т.д. (Приложение 4). Так, например, подвижные игры с использованием музыкального сопровождения эффективно воздействуют на весь детский организм: удовлетворяют потребность в движении, усиливают процессы обмена веществ, повышают жизненный тонус, благотворно влияют на психику ребёнка, вызывая положительные эмоции.
В ходе реализации проекта предусматривается проведение мероприятий в нетрадиционных формах, таких как: спортивное ориентирование, игры-квесты(Приложение 5), фитбол-гимнастика (Приложение 6), музыкально-спортивные праздники (Приложение 7), степ-аэробика (Приложение 8).
Улучшить отношение детей, взрослых к ДОУ призван и такой прием, как создание эмоционально окрашенной атмосферы на территории учреждения. Для этого будет использована аудиотрансляция детских песен и музыки на территории ДОУ во время приема детей по утрам и ухода их домой, в период прогулок. Это будет способствовать созданию атмосферы радости, эмоционального комфорта в ДОУ, а также улучшит имидж Учреждения в социуме, позволит быть ему конкурентоспособным на рынке образовательных услуг и, как следствие, повысит престиж муниципального дошкольного образования.
Качественно и эмоционально насыщенно проводить выше указанные массовые мероприятия позволит:
-аудио оснащение: всепогодные громкоговорители, выведенные на улицу, трансляционные усилители, микрофоны, музыкальный цент;
- наличие спортивного инвентаря и оборудования;
- использование ИКТ(Приложение9).
Подробно все необходимые материалы и оборудование для реализации проекта представлены в «Смете расходов по проекту»(Приложение 1).Предусматривается использование бюджетных средств для приобретения техники, спортивного инвентаря, оборудования для физкультурного зала и спортивной площадки, а также использование внебюджетных средств для монтажа технического оборудования и монтажа оборудования для спортивной площадки (родительские средства и выполнение работ силами родителей).
Основные этапы реализации проекта с предполагаемыми мероприятиями на каждом этапе представлены в Приложении 2.
Кадровое обеспечение
Реализация данного проекта не предусматривает дополнительного привлечения специалистов. Из числа педагогических работников ДОУ № 184 назначаются ответственные за то или иное направление работы по реализации проекта. Общее руководство возлагается на заведующего и старшего воспитателя.
Формы организации работы по проекту
Форма работы | Цель | Содержание | Периодичность проведения |
Создание музыкального фона на территории ДОУ. | Создание хорошего настроения, эмоционально-положительного отношения к ДОУ у детей и родителей. | Аудио трансляция детских песен, мелодий детских композиторов во время приёма детей и их ухода из ДОУ. | Ежедневно утром и вечером (во время прихода и ухода детей с родителями) |
Проведение утренней зарядки в зале с использованием ИКТ (в холодное время года). | Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, создание мотивации к занятиям физкультурой. | Разучивание и проведение комплексов утренней гимнастики с наглядной опорой (мультимедийные презентации). | Ежедневно (в холодное время года). |
Проведение утренней зарядки на открытом воздухе под музыку (в теплое время года). | Приобщение к здоровому образу жизни, расширение эмоциональной сферы, создание положительного настроения. | Проведение зарядки на спортивной площадке или на иной свободной площадке ДОУ под музыку из громкоговорителя. | Ежедневно (в теплое время года). |
Организация НОД физкультурной направленности с использованием ИКТ, музыкального сопровождения. | Развитие и совершенствование физических качеств, познавательной активности. Повышение интереса детей к занятиям физкультурой, создание эмоционально-положительной атмосферы, атмосферы радости от двигательной активности. Создание эмоционально положительного отношения к занятиям и развитие чувства ритма. | Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений с применением мультимедийных презентаций (вывод на экранкартинок – символов различных упражнений, демонстрациятехники выполнения движений, элементов спортивных игр с включением схем, рисунков, фотографий). Использование видеофрагментов и фотоматериалов для расширения кругозора детей (передача информации о видах спорта, Олимпийских играх и т.д.) Использование ритмичной музыки. | По календарному плану проведения НОД. |
Проведение фитбол-гимнастики, степ-аэробики с использованием музыки, ИКТ. | Совершенствование двигательных навыков. Развитие, силы, гибкости, выносливости. Повышение интереса детей к занятиям физкультурой, развитие музыкально-ритмических навыков, создание эмоционально-положительной атмосферы. | Проведение НОД физкультурной направленности в виде степ-аэробики, фитбол-гимнастики с наглядной опорой в виде мультимедийной презентации или в сопровождении ритмичной музыки. | По календарному плану проведения НОД. |
Организация и проведение музыкально-физкультурных мероприятий. | Удовлетворение потребности в движении. Развитие физических качеств, совершенствование двигательных навыков. Повышение интереса к занятиям физкультурой, создание эмоционально-положительной атмосферы. | Организация и проведение музыкально-физкультурных праздников, спортивных соревнований, недель здоровья, подвижных игр, весёлых стартов, эстафет, спортивного ориентирования, спортивных игр-квестов и т.д. с использованием средств ИКТ, с музыкальным сопровождением. | По годовому плану ДОУ. По годовому плану работы руководителя по физической культуре. |
Проведение мероприятийна базе ДОУ № 184 с участием дошкольных учреждений микрорайона | Развитие соревновательного духа, демонстрация достижений, дружеских взаимоотношений с детьми из других ДОУ. Расширение процесса интеграции образовательных учреждений. Создание возможности для подготовки к городским спортивным состязаниям. | Организация и проведение на спортивной площадке ДОУ № 184 спортивно-оздоровительных праздников, соревнований с участием команд дошкольников из близлежащих ДОУ. Использование музыкального сопровождения. Предоставление спортивной площадки для подготовки к спортивным мероприятиям. | В течение года и в летний период по плану ДОУ и по согласованию с другимиДОУ. |
Предполагаемые результаты
Совершенствование условий для всестороннего развития детей (эстетического, эмоционального, умственного и физического).
Укрепление здоровья и эмоционального благополучия дошкольников.
Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Благоустройство территории и помещения учреждения в соответствии с образовательно-воспитательными задачами детского сада и потребностями социума.
Создание методического банка материалов по использованию средств ИКТ, аудиосредств в физическом воспитании дошкольников.
Удовлетворенность родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Улучшение эмоционально-положительного отношения к ДОУ и в целом доверия к учреждению. Повышение статуса учреждения, его конкурентоспособности.
Повышение охвата дошкольников микрорайона массовыми формами физкультурно-оздоровительной работы.
Расширение сферы взаимодействия между дошкольными учреждениями, создание дополнительных возможностей для подготовки детей микрорайона к городским спортивным соревнованиям.
Механизм оценки результатов проекта
Оценка результатов реализации проекта осуществляется через:
анализ динамики показателей здоровья детей (при участии медицинских работников ДОУ);
анкетирование родителей с целью выявления эмоционального благополучия ребенка в ДОУ (проводится педагогом-психологом и воспитателями);
психологическую диагностику и мониторинг эмоционального благополучия дошкольников (проводится педагогом-психологом ДОУ);
педагогический мониторинг качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (проводится старшим воспитателем и воспитателями);
анализ анкет для родителей «Ваше мнение о нашем ДОУ»;
анализ количественных показателей охвата дошкольников микрорайона массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
Используемая литература
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
ГОСТ Р 52169-2012. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200100100
Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
Гулай М.В. Методика проведения занятий фитбол- гимнастикой с детьми дошкольного возрастаURL: http://festival.1september.ru/articles/504577/
Кузина И. Степ- аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах».- СПб.: РГПУ им. Герцена, 2008