Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского муниципального района
Воронежской области
Выбор проблемы и обоснование ее актуальности
Проблема :
создание коллекции «Кукла в национальных традициях наших сёл» в школьном музее «Данко».
Актуальность проблемы: Создание в школьном музее коллекции кукол позволит не только показать их разнообразие, но и научит молодых людей давать куклам вторую жизнь. Выбранная тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции, но эти куклы «чужие»; в основном китайского производства, Барби. Такими куклами любуются, украшают интерьеры, их коллекционируют. Становится очень обидно за то, что в угоду моде мы теряем (почти потеряли) свою самобытность: с витрин исчезли русские куклы, отсутствуют экспонаты в виде кукол, в какие играли наши мамы и бабушки. Их нет и в нашем школьном музее.
А всем, кто учится и работает в нашей школе, хочется видеть новые экспонаты. Поэтому возникла идея пополнить «Зал Старины» коллекцией кукол, собранных у жителей наших сёл.
Социологами был проведен социологический опрос среди учащихся, родителей и местных жителей. Всего было опрошено: 92 учащихся, 59 родителей, 30 жителей Бодеевского сельского поселения .
Выводы работы по исследованию проблемы
Эта проблема является актуальной для детей, подростков и взрослых.
Исследование и анализ нашей проблемы выявили:
- 1. Как Вы относитесь к идее создания коллекции «Кукла в национальных
традициях наших сёл» в школьном музее?
2) Хотели бы Вы принять участие в её создании ?
3) Будет ли эта работа способствовать нравственному развитию детей?
Разработка окончательного варианта
решения проблемы
Цель проекта: создание коллекции кукол в школьном музее .
Задачи:
- провести исследование по теме «История кукол наших сёл», «Бабушкин сундук» (об одежде жителей наших сёл);
- произвести поиск и сбор старинных кукол у населения;
- привести кукол в надлежащий вид;
- пошить одежду на кукол с учётом национальных традиций наших сёл;
- оборудовать место для размещения коллекции кукол;
- разработать экскурсию по экспозиции кукол.
Участники проекта : учащиеся МКОУ «Бодеевской СОШ» (5 человек).
Сроки реализации : сентябрь 2018 года – май 2020 года .
Реализация группами плана действий
Связь с
общественностью
Правоведы
Экономисты
Хозяйственники
Поисковики
Созданы
группы
Кукольных дел
мастера
Правоведы изучили Устав МКОУ «Бодеевская СОШ», Конституцию РФ.
Вместе с учителем технологии Ириной Николаевной Ворониной составили необходимую смету расходов.
Смета финансовых затрат
№ п/п
1.
Наименование
2.
Цена
Ткань
материала
3.
Расход
86 руб.
Доски
Всего (руб.)
Тесьма
1, 5 м.
3000 руб.
4.
5.
0,2 куб.м
129 руб.
55 руб.
Тесьма
2 м
600 руб.
6.
28 руб.
Тесьма
100 руб.
8
1,5 м
30 руб.
Нитки х/б № 40
9
Гвозди
10 руб.
3 м
42 руб.
5 шт.
90 руб.
30 руб.
10
ДСП
11
200 г
50 руб.
250 руб.
Синтепон
6 руб.
12
Лак
40 руб.
1 шт.
2 м
13
250 руб.
60 руб.
Краска
1 б.
Итого:
120 руб.
80 руб.
Нитки мулине
1 б.
60 руб.
10 руб.
120 руб.
20 шт.
200 руб.
1727 руб.
Нашими спонсорами стали:
- ИП Г.Е.Кичаев;
- глава Бодеевского сельского поселения С. Н. Гуньков
Учитель технологии
Ирина Николаевна Воронина
Руководитель музея, учитель ИЗО
Марина Владимировна Русикова
Встречи с жителями сел.
Группа «Хозяйственники» закупили ткань, ленты, тесьму, гвозди, заготовили лозу для плетня.
- создали коллекцию кукол для школьного музея: тряпичные куклы, кукла-оберег, кукла-масленица, куклы в национальных костюмах с. Бодеевка и х. Новозадонский;
- собрали коллекцию кукол наших мам и бабушек;
- оборудовали место для размещения коллекции кукол: сделали плетень, лавочки, печку, кровать;
- приняли участие в выставке в Доме культуры с.Бодеевка;
- приняли участие в выставке в историко-краеведческом музее г.Лиски;
- приняли участие в выставке «Сельское подворье» на Дне города Лиски;
- приняли участие в выставке при проведении областного фольклорного фестиваля «Жар-птица»;
- приняли участие в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мы – будущее России»;
- приняли участие в областном конкурсе юных рукодельниц «Весенний калейдоскоп»;
- приняли участие в областном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- написали исследовательскую работу «Народная игрушка»;
- использовали материал исследовательской работы при проведении факультатива «Историческое краеведение» и на уроках изобразительного искусства;
- провели 11 экскурсий для учащихся МКОУ «Бодеевская СОШ», 1 экскурсию для учащихся «Дракинская СОШ», 2 экскурсии для населения; 2 экскурсии для работников районного историко-краеведческого музея и специалистов отдела образования;
- провели конкурс сочинений «Кукла моей бабушки».
Костюм х. Новозадонский
Костюм с. Бодеевка
Куклы-масленицы
Экскурсия в музее
Чему мы научились
В нашей школе проекты реализуются каждый год, поэтому у нас уже есть опыт общения с представителями власти, бизнеса; умеем составлять сметы; формировать группы для работы.
Мы пересмотрели много литературы и Интернет-сайтов в поисках информации о типах, назначении, видах, технике изготовления кукол, а также о мастерах-кукольниках.
Научились реставрировать кукол, изготавливать по эскизам для них одежду. В реализации проекта в разной степени участвовали все учащиеся. Это привело к тому, что каждый смог проявить свои способности в той отрасли, которая им наиболее близка. Дело делали с увлечением. Много общались со старшим поколением.
С какими трудностями мы столкнулись?
Многие жители сетовали на то, что их детство пришлось на время Великой Отечественной войны, и кукол почти не было, и играть приходилось редко, поэтому информации об этом периоде маловато.
Поскольку магазин с тканями находится в Лисках, получилось сделать только один выезд для закупок, и впоследствии довольствовались уже тем, что имели.
Отсутствие в школе швейных машинок. Многое, из того, что можно было прострочить, мы шили вручную и затрачивали дополнительное время.
Из-за того, что живём мы в разных сёлах и пользуемся школьным автобусом, приходилось ограничивать себя во времени по пошиву костюмов.