СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Куклы наших предков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема: Знаем ли мы историю появления тряпичных кукол и их назначение?

Цели: Изучить историю старинных тряпичных кукол и их назначение. Изготовить куклу своими руками.

Задачи:

  1. Собрать информацию об истории возникновения тряпичных кукол и использовании их в крестьянском быту.
  2. Познакомиться с видами тряпичных кукол.
  3. Провести социологический опрос среди взрослых и среди девочек.
  4. Изготовить тряпичных кукол своими руками.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Куклы наших предков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Болтинская основная школа







Исследовательская работа

«Куклы наших предков»



Выполнила:

ученица 3 класса

Абрамова Дарья Юрьевна.

Руководитель:

Ильина Елена Александровна.




2017 г.


Содержание


I этап подготовительный

  • Введение

  • Актуальность исследования 

  • Проблема

  • Цели

  • Задачи

  • Гипотеза

  • Методы работы

II этап исследовательский

  1. История возникновения тряпичных кукол

и использование их в крестьянском быту

2. Виды тряпичных кукол

  • Куклы-обереги

  • Обрядовые куклы

  • Игровые куклы

3.Социологический опрос

  • Опрос взрослых

  • Опрос девочек

III этап творческий

Технология изготовления кукол

  • Технология

изготовления обереговой куклы «Веснянка».

IV этап — создание презентации и защита проекта


V этап — определение путей дальнейшего развития проекта


Заключение



Источники



I этап — подготовительный

Введение

Я очень люблю играть в куклы. Их можно заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, возить в коляске, заботиться о них, любить. Мне стало интересно, а какие же куклы были в давние времена? Я спросила об этом бабушку. Она сказала, что играла в детстве куклами, сшитыми из ткани. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила сделать проект о куклах, потому что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она – обязательный спутник наших детских игр.


Актуальность исследования: я думаю, что тема моего проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.


Проблема: Знаем ли мы историю появления тряпичных кукол и их назначение?

Цели: Изучить историю старинных тряпичных кукол и их назначение. Изготовить куклу своими руками.

Задачи:

  1. Собрать информацию об истории возникновения тряпичных кукол и использовании их в крестьянском быту.

  2. Познакомиться с видами тряпичных кукол.

  3. Провести социологический опрос среди взрослых и среди девочек.

  4. Изготовить тряпичных кукол своими руками.

Гипотеза: предположим, что, изучая историю и традиции народа, можно узнать способы изготовления и применения тряпичных кукол.

Объект исследования: тряпичные куклы.

Предмет исследования: история тряпичных кукол.

Методы работы:

  1. Изучение литературы.

  2. Социологический опрос.

  3. Использование ресурсов сети Интернет.




II этап исследовательский


  1. История возникновения тряпичных кукол

и использование их в крестьянском быту

В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:

  1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

  2. В театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом).

  3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).

Кукла известна с глубокой древности. Изначально кукла была тряпичной и служила обрядовым символом, а позднее превратилась в детскую игрушку.

Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так.

Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба». «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали их на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Такими куклами играли в каждой семье, в деревне и в городе. В народе такие куклы называли «домоделки». Делались эти куклы вручную. Старые люди были очень бережливы. Оставшиеся обрезки ткани хранили и берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки – они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что были сделаны своими руками. В каждой семье их делали по-своему. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Куклам приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье, помочь хорошему урожаю. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили оберегом, встававшим на пути злых сил.

Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.










2.Виды тряпичных кукол

По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые.

Куклы-обереги

Куклы-обереги — важная часть народной культуры. Их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. Раньше без нее не обходился ни один ребенок, да и взрослому члену семьи иногда тоже делалась кукла. Когда муж уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась куколка-оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба.


Куватки –первые куклы, которые встречали только что родившегося младенца. Считалось, что число таких кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но и вредоносными. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. 



Куклу Пеленашку клали в колыбель к ребёнку до крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.


В подарок на именины делали куклу Ангелочка.

Колокольчик - кукла добрых вестей. У куколки три юбки. Это оберег хорошего настроения. 


Желанница — кукла-оберег исполнения желаний. Такая подружка была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. 

Толстушка-Костромушка является оберегом от одиночества. Своим нарядом она демонстрирует сытое, богатое житьё. Тело толстенькое – сытая девочка, личико круглое, щечки толстые. 

Когда младенец не мог заснуть по ночам и безостановочно плакал, мать, чтобы успокоить и защитить своего ребенка от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

Куклу Бессонницу сохраняли в доме навсегда.

На Руси Веснянку делали молодые девушки, когда наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается весёлым задорным характером. Традиционно у неё яркие волосы необычного цвета. Веснянка – оберег молодости и красоты. Даря эту куклу, желали молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.


Кукла Кубышка-Травница традиционно наполнялся различными травами, которые укрепляют здоровье человека, успокаивают его. Такой оберег всегда находился у постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье.



Обрядовые куклы

Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-то религиозные представления.

На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами.



Десятиручку делали в подарок на свадьбу, хотя иногда и сама невеста принималась за создание такого оберега-помощника. Её основным предназначением было: помогать молодой хозяйке управляться с домашними делами и непривычными хлопотами. Именно для этого у нее было десять рук, каждая из которых наговаривалась на определенное дело.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку (Крупеничку). Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.

Кукла Купавка— это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.

Московка (Седьмая Я). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Мать любит и заботится о своих детях, сколько бы их не было.

Куклы Неразлучники изготавливались для молодоженов. Они дарились с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить. Они всегда вдвоем.

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год.

В масленичную неделю куклу Домашняя Масленица вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя на блины. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.

Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Первый покос издавна считался в деревнях праздником. Кукла делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.



Игровые куклы


Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они не имели никакой магической функции. Их могли делать даже в виде зверей или птиц. Они делались сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «Полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.


Малышок – голышок. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. 

Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которых называли Барынями. Суть образа барыни в непререкаемом авторитете как главной женщины в домашнем хозяйстве.


Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. 

Кукла «На выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили куклы «На выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.




3.Социологический опрос


Опрос взрослых

Мы решили провести социологический опрос среди взрослых. Было опрошено 14 человек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. У Вас были куклы в детстве?

  2. Какими были Ваши куклы?

  3. Вы делали кукол своими руками?

  4. Из чего делали кукол?

  5. У Вас сохранились самодельные куклы?


  • На первый вопрос 14 человек(100%) ответили «да».

  • На второй вопрос 6 человек (44%)ответили «магазинные из пластмассы и тряпичные», 4 человека(28%)—«магазинные из пластмассы и фарфора», 4 человека (28%)— «тряпичные».

  • На третий вопрос 14 человек (100%) ответили «да».

  • На четвертый вопрос 7 человек (50%)ответили «из тряпок», 4 человека (28%)— «из тряпок и бумаги», 1 человек (7%) — «из пластилина и бумаги», 1 человек (7%)— «из соломы, тряпок и бумаги», 1 человек (7%)— «из цветов и тряпок».

  • На пятый вопрос 5 человек(36%) ответили «да», 9 человек(64%)— «нет».

Вывод: все в детстве играли в куклы и мастерили их своими руками.

Опрос девочек

Мы провели социологический опрос и среди девочек нашей школы. Было опрошено 14 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты играть?

  2. Играла ли ты когда-нибудь в куклы?

  3. Есть ли у тебя куклы?

  4. Любишь ли ты играть в игрушки, сделанные своими руками?

  5. У тебя есть игрушки, сделанные своими руками?

  6. Слышала ли ты о том, что существуют тряпичные куклы?

  7. Есть ли у вас дома тряпичные куклы?

  8. Хочешь ли ты научиться сделать тряпичную куклу?

Результаты социологического опроса девочек приведены в таблице.


Таблица.


Вопросы


Ответы


да

нет

1.

12 чел. (86%)

2 чел. (14%)

2.

14 чел. (100%)

-

3.

9 чел. (64%)

5 чел. (36%)

4.

12 чел. (86%)

2 чел. (14%)

5.

8 чел. (57%)

6 чел. (43%)

6.

14 чел. (100%)

-

7.

5 чел. (36%)

9 чел. (64%)

8.

9 чел. (64%)

5 чел. (36%)













Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому я решила поделиться своими навыками, которые приобрела во время исследовательской работы. Я предложила своим одноклассникам во время внеурочной деятельности изготовить куклу. Все согласились.


III этап творческий

Технология изготовления кукол

После того, как мои одноклассники заинтересовались тряпичными куклами, мы перешли к следующему этапу работы над проектом, к изготовлению игровых кукол своими руками. Ребята очень удивились, когда узнали, что для изготовления куклы нам не понадобятся иголки и ножницы. Общее правило для всех кукол из ткани - это то, что их нельзя резать и шить! Они изготавливались методом скручивания ткани, формирования узлов и связывания нитками.

Я хочу рассказать и показать, как можно сделать своими руками обереговую куклу Веснянка.

Веснянка — это веселая, задорная куколка, которую делали на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили – девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Располагали куклу и перед входом в дом и над кроватью. Крепили за косу.

Технология

изготовления обереговой куклы «Веснянка»

Для выполнения работы необходимо:

  • ткань белого цвета для головы и туловища 30х16 см

  • цветная ткань для рук 16х15 см

  • цветная ткань для платья 16х35см

  • узкая лента 30-35 см

  • цветная пряжа

  • красные нитки

1.

Делаем туловище куклы: складываем ткань к середине – делаем скрутку.

2.

Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, потом начинаем оборачивать ниткой чуть выше середины.

3.

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища), обматываем ниткой вокруг ручек. Получается «конфетка».

4.

Берём приготовленную головку нашей куколки и вставляем ручки под скрутку, приматываем крестом. На пояс тоже наматываем нитки.

5.

Затем делаем платьице. Берём прямоугольный лоскут и обвертываем туловище. Затем заматываем нитками на поясе.

6.

Делаем волосы. Подготовленные нити яркого цвета складываем в несколько слоев длиной сантиметров 35, разрываем их и вставляем в скрутку на месте головы.

7.

Делим все нити на три части и заплетаем косу. Завязываем ее лентой. Веснянка готова!



Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки, ленты) были приготовлены заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

Мы на своём опыте почувствовали, какое отношение было к игрушкам у наших предков, как их берегли. Нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.


IV этап создание презентации и защита проекта

(см. Приложение)

V этап — определение путей дальнейшего развития проекта

Я получила огромное удовольствие от проекта. В дальнейшем планирую продолжить работу по этой же теме, потому что в русской культуре существует большое разнообразие тряпичных кукол и хочется продолжить наше исследование и изготовить их разные виды.


Заключение


В результате проведённой исследовательской работы, я узнала, об истории возникновения тряпичных кукол и использовании их в крестьянском быту, познакомилась с видами тряпичных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми, провела социологический опрос, познакомилась с технологией выполнения кукол – оберегов.

Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Тряпичные куклы напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Я многому научилась. Научилась подбирать ткани, делать куклу-оберег и полюбила ее, узнала некоторые секреты мастеров. И еще я поняла, что создание кукол – это кропотливая и тонкая работа. И не только рук, но  и души, и сердца.

Считаю, моя гипотеза о том, что, изучая историю и традиции народа, можно узнать способы изготовления и применения тряпичных кукол, подтвердилась.


Источники


  1. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. М., Ладога-100, 2007.

  2.  Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.,2006.

  3. Ожегов С. Словарь русского языка.

  4. http://grimuar.ru/zashita/kukly/slavyanskie-kuklyi-oberegi.html

  5. http://grimuar.ru/zashita/kukly/slavyanskie-kuklyi-oberegi.html#h3_6

  6. http://xreferat.com/76/1466-2-tvorcheskiiy-proekt-narodnaya-kukla.html

  7. http://grimuar.ru/zashita/kukly/slavyanskie-kuklyi-oberegi.html

  8. https://botan.cc/prepod/nachalnye_klassy/onp3ynb5.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!