Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гамалеевская СОШ №1»
Сорочинского городского округа
Номинация: народные праздники и забавы
Проект
«Кулачки - это народная забава или агрессия? »
Выполнил: Силкин Богдан, 9 лет
ученик 3 класса
Руководитель: Пономарева Ирина Владимировна
Гамалеевка -1
2023г
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………3
Основная часть ………………………………………………………………………..4
1.1.Природа русских кулачек………………………………………………………………………………....4
1.2. Воспоминания сторожил………………………………………………………………………………..4
3. Специфика проведения кулачных боев в нашей местности……………………..7
3.1. Диалог с отцом…………………………………………………………………….8
-
. Диалог с учителем физкультуры………………………………………………..9
-
Старшеклассники советуют…………………………………………………….9
-
Практическая часть:………………………………………………………………10
Упражнения для мальчиков: силовые комплексы для детей…………………10
5. Выводы ……………………………… …………………………………………….13
Заключение ……………………………………………………………………………13
Список источников …………………………………………………………………15
Приложения…………………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Я очень люблю драться. Мне скучно, если нет движения в кулаках . Почему нет соревнований в кулачных боях? Я бы принял участие. В нашем классе 13 человек, из них 8 мальчиков. Мы весело толкаемся и превращаем в игру . Кулачками раздвигая, толкая друг друга в очереди или в ряду, мы при каждой удобной возможности показываем силу, ловкость в умении действовать кулаками. Но меня ругают , упрекают и наказывают за такие действия. Почему? Взрослые говорят : это плохо. А мы с друзьями продолжаем кулаками показывать свою силу друг с другом , пробуем с ребятами старше.
Я люблю читать русские народные сказки, былины. И самыми моими любимыми персонажами стали всем известные витязи Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Конечно, как современный ребенок , я смотрю боевики мультфильмы. Еще тогда я задался вопросом, а есть ли такие сильные, храбрые и мужественные люди в наше время. Тогда мои бабушки рассказали мне, про сельчан , обладавших «силушкой богатырской», которую они показывали на кулачных боях.
Вспомнив рассказы своих бабушек , я решил подробно изучить специфику проведения кулачных боев в Оренбуржье , а именно в селе Гамалеевка и понять, было ли это народное развлечение или агрессия. Для этого я обратился к пожилым людям, мужской половине школьного сообщества.
Гипотеза: Кулачки - это народная забава или агрессии?
Перед началом работы были определены задачи:
- выяснить природу русских кулачек
- встретиться со старожилами села и записать их воспоминания о кулачках
-собрать факты о проведение кулачных боев в селе Гамалеевка у взрослых
- провести соц. опрос среди учащихся Гамалеевской школы №1 знают ли они, что такое русские кулачки?
-выяснить значение слова «Кулачки»
Основная часть
-
Природа русских кулачек
Драки — часть природы любого мужчины. У каждого мужчины в мире есть собственное родное боевое искусство, которое он и его предки практиковали на соседях или друзьях по большим праздникам или во время ритуальных кровопролитий. У англичан — бокс, у французов — сават, у японцев мордобой, ну а в России – кулачки.
Еще до того, как христиане сожгли языческих идолов и поставили кресты на храмы, народ исправно, пару раз, в год бил друг друга по лицу. И причем бой этот не носил какой-то оскорбительный характер. Тут не было ни друзей, ни врагов. Только ты и огромная толпа вокруг тебя. Этакий русский бойцовский клуб, и прозвали это занятие «Кулачки». А почему «Кулачки»?Я обратилась к этимологическому словарю и выяснила, что Кулачки(также кулачный бой, бойовище, навкулачки, кулачная бойка, бойка) — древняя потеха, увеселение. Произошло от слов кулак, кулачок, идти на кулачки биться кулаками.
О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы сегодня знаем мало. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.
Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляемиотъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъбо игрища уточена, и людей много множество».
-
Воспоминания старожил
2.1. Святочные и масленичные игры оренбургских казаков
Праздничный календарь казаков обладал неповторимым колоритом и своеобразием. Зимние праздники — Святки и Масленица — были наиболее насыщены играми и весельем. Как и по всей России, на Святки оренбургская казачья молодежь устраивала посиделки. Один из бойких находчивых парней, синот, как его называли по-местному, распоряжался играми и танцами, назначал всем участникам соседей, выстраивал молодежь в кругу.
Для казака Масленица — как для рекрута последний день перед отправкой на службу Масленая неделя для казаков — время демонстрации приобретенных военных навыков. В эти дни обязательно устраивались разнообразные конные соревнования: скачки, джититовка, состязание по рубке шашка ми, конные бои один на один. Дрались пешими и конными, на кулаках и на поясах. На бой казаки выходили и большими группами, но всегда расходились полюбовно, без обид после его окончания. Все состязания судили старики, специально собиравшиеся для такого случая. За скачки обычно платили вино или деньгами. Но большая часть соревнований и состязаний проходили не за награду, а за честь быть победителем. Удаль и силу почитали, когда рюмку водки поднесут, когда конфет а часто ничего не дарили, уважали за победу!
На Масленую неделю все мужское население обязательно собиралось на «кулачки», кулачные бои. Драку начинали казачата, затем к ним подходили старшие подростки защищать и разнимать, а там присоединялись молодые парни и женатые мужчины. О правилах драк обычно не говорили, негласно возбранялось иметь железо и использовать его против соперников. Старики вспоминали, что перед войной, как только увидят железо, сажали в тюрьму на срок от трех до шести месяцев. Тем не менее правила часто нарушали: в рукавицы подкладывали свинец, били лежачих, помимо кулаков для ударов использовали мерзляки (мерзлый навоз). В состязаниях «верхами», то есть верхом на лошадях, задействовали веревочные «легкие» плети. Ими стегали противника, заставляя его уклоняться, и выбивали из седла. Пользоваться тяжелой ременной плетью в таких драках запрещалось, так как она быстро решала исход поединка и травмировала всадника.
Гвоздем Масленицы во всех казачьих поселках было взятие снежного городка. На его возведение каждое казачье общество ежегодно выделяло известную сумму денег. На церковной площади или на окраине станицы из комьев снега строили круглую, кверху сужавшуюся башню. На вершине ее ставили флаг. Этот снеговой столб-башня и был городком. Вокруг него возводилась стена из снега. Около главного большого городка, устроенного для взрослых казаков, лепили точно такой же, но маленький — для казачат. Взятие снежного городка в Оренбургской станице на масленицу 3 февраля 1896 года Взятию снежного городка обычно предшествовали скачки, джигитовка и другие развлечения. Участники делились на две команды: «турок» и казаков. Городок был бастионом «турок», на его вершине, рядом с флагом, возвышался «сам турецкий паша», казак, одетый в пестрый бухарский халат, в шапку, обмотанную белым полотенцем, имитирующим чалму. Со стороны штурмующих давали сигнал к наступлению. Слышались команды: «Строй лаву!», «Марш, марш!» С гиканьем, улюлюканьем и криками «Ура!» сотня казаков с шашками наголо бросалась на крепость. Сражения разворачивались нешуточные, с ранеными и пленными. Победителя награждали деньгами или вещами — сапогами, шашкой, шапкой.
Для села это было веселое зрелище, которое с нетерпением ждали. На «кулачки» собирался народ из нескольких сел и деревень. Как говорится и стар и млад. Доставались самые лучшие наряды, девушки покрывали головы шалями с кистями, на ногах резиновые на каблуках ботинки, капроновые чулки, и никому не было холодно при 30 градусном морозе.
-
Специфика проведения кулачных боев в нашей местности Гамалеевка
Начинались кулачки 19 декабря , как в народе говорят на День святого Николая Чудотворца. Существовало две команды. В 1 команду входили селоГамалеевка-1 , во 2 команду селоГамалеевка-2 . Это были слаженные, азартные команды. В каждом селе были свои «богатыри»- парни или мужчины, обладавшие огромной силой, которые нередко выходили один на один, одними из них были мои прадедушки.
Кулачные бои никогда не отличались жестокостью, целью участников было помериться силой, а не избить соперника до полусмерти. Обычно в стенке противник выбирался по плечу, сильный вставал напротив сильного, а слабый напротив слабого. Правила соблюдались неукоснительно: бились голыми руками или в рукавицах, запрещены были броски, удары ногами. Не били лежачего и «мазку» — того, на ком появлялась кровь. А самое главное в этих боях - не пустить соперника на свою территорию
Сельские женщины, конечно, не были в восторге от праздничных потасовок своих супругов: тянули мужей назад, рвали рубашки в попытке вытащить любимого из строя, выли белугой. Потому как после кулачек мужчины могли по месяцу «хворать», а мужские руки в хозяйстве — на вес золота. Но женская сущность — тяга выбирать сильнейшего — нередко брала верх.«Я хоть и была противницей этих кулачек, а в душе все равно горда была за своего мужа! Он там несся, он там дрался, он там выстаивал, в этой стенке. И было понимание, что семья за ним как за каменной стеной», -говорила сельчанка.
Моя бабушка , Круглова Любовь Яковлевна , рассказала нам, как проходил бой. Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.
Собирались кулачные бои на просторном месте : на границе между около моста через р.Самарка, на поле около Соснового бора, безлюдное место. Проходили «кулачки» не только в зимнее время – на церковные праздники Миколу(19 декабря), Рождество(7января), Крещение(19 января), но уже на Масленичной неделе (с 16 февраля)собирались каждый день. Были случаи кулачных боев и в летнее время, но реже. На последний день Масленицы, на «Прощеный день» все мужчины утром идут к тещам «просить прощение», а уже часам к 12 дня - на «кулачки». Это был последний день кулачных боев и, разумеется, самый азартный и зрелищный. Собирались несколько сотен человек, «яблоку негде было упасть». Летели вверх шапки, калоши (тогда носили валенки с калошами), сыпались пуговицы, и еще долго после ходили и искали свои потерянные вещи. Кто-то смеялся и с юмором к этому относился, кто-то в синяках горевал поражением.
Бабушка вспоминает: «Наверное, где-то до 1980 года деревня наслаждалась зрелищем кулачных боев, а потом как-то все сошло на нет. Другое поколение, другие нравы. Конечно, тогда жили люди бедно, но было очень весело, и люди верили в светлое будущее. Вряд ли сейчас, в наше время, все это возродится вновь. Но мы должны знать и не забывать наше прошлое, ведь это наша история. Может, когда-нибудь «кулачки» вернуться вновь, возможно совсем в другой форме. По крайней мере, хочется в это верить». Силовые соревнования мужчин прилюдно можно увидеть только раз в год на Масленицу : бои на мешках на бревне, «Петушиные бои (плечом)», «Канат».
Я задался вопросами и обратился к мужчинам и взрослым юношам.
3. 1. Диалог с отцом
Я многократно говорил с отцом, меня волновали вопросы:
- Папа, ты дрался когда-нибудь?
- Кулачки это плохо или хорошо?
- А мне соревноваться в «Кулачках» можно? Или это запрещается категорически? Тогда как мерится силой мальчишкам?
На мои многочисленные вопросы отец мне запретил драться. Четко объяснил , что это опасно , влечет травмы. Любые силовые соревнования обговариваются правилами. Правила устанавливают старшие. Во дворах и улицах , среди толпы детей, обычно правил нет, так как взрослых рядом нет. Поэтому силу нужно тратить на полезные занятия , по семейному это «трудотерапия». (Приложение 1)
-
Диалог с учителем физкультуры Михайловым В.Н.
Подростки, безусловно, должны заниматься спортом, а каким именно, решать дети должны сами или с родителями, исходя из возможностей и желания каждого. На главный вопрос, на котором строится вся работа «влияют ли занятия данными видами спорта на успешное обучение» Владимир Николаевич ответил следующим образом: «Конечно, влияет. Когда ученики в клубе тренируются, они должны уметь просчитать все возможные ходы противника, как в шахматах, только вместе с этим нужно вовремя применить определенный прием, именно конкретный, а не любой. Поэтому во время тренировок развивается логическое мышление, комплексное мышление, самоконтроль».
С интересующим меня вопросом, я обратился к учителю физкультуры:
- Русские кулачки это хорошо или плохо?
Владимир Николаевич с понятием отнесся к моим вопросам и направил меня на перекладину, турник и на амрестлинг с 4-классником. Посоветовал заняться спортивными силовыми упражнениями на спортивной секции под присмотром педагога. Обещал организовать упражнения на специальных снарядах в тренажёрном зале .
(Приложение 2 видео, ) (Приложение 2) фото.
-
Старшеклассники советуют.
Заинтересовавшись вопросом, а знают ли, что такое «кулачки» ученики Гамалеевской школы № 1 , я провел устный опрос среди учащихся 8-10 классов Вопросы были следующие: «Что такое драка?» «Знаете ли вы, что такое русские кулачки?», «Возможно ли проведение кулачек в наше время?», «Какие виды упражнений заменят кулачный бой?». По результатам проведенного опроса из 30 опрошенных, лишь 22 смогли ответить на 1 вопрос и всего 8 человек поддержали идею проведения «кулачек по правилам » в наше время. Чтобы пополнить знания учеников о родном Оренбургском крае, я рассказала им, что такое кулачные бои. Как «Кулачные бои» проходили зимой среди казаков и казачат. И традицию «Взятие горы» мы сохранили до сегодняшнего дня , но в уличном варианте.
В беседе с ребятами старших классов Краснюковым Димой, Давлятовым Ильдаром, Лапаевым Иваном я также интересовался
- Что такое драка?
- Ребята, вы дрались хоть раз ?
- Драться , это хорошо или плохо?
Дима признался, что дрался, так получилось, но настоятельно советует решать всё мирным путем, искать компромисс. Ильдар предупредил, что драка приносит побои, травмы, и это плохо. Ваня мне посоветовал заняться спортом , соревноваться во всех возможных видах спорта , это хорошо. Все старшеклассники единогласно направили меня на перекладину и настоятельно организовали подтягивание, затем отжимание от пола.
(Приложение 3 ) видео, фото
-
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнения для мальчиков: силовые комплексы для детей
Силовые тренировки можно начинать в возрасте 7-8 лет. Дозированные силовые нагрузки укрепляют детское здоровье. Они повышают мышечный тонус, помогают контролировать вес и развивают опорно-двигательный аппарат. Но чтобы извлечь из занятий с отягощениями максимальную пользу и при этом не навредить подрастающему организму, необходимо соблюдать ряд условий. Тренировки школьников не должны длиться дольше 30-45 минут. Оптимальная частота занятий — два раза в неделю. На начальном тренировочном этапе применяется комплекс упражнений первого уровня. С его помощью организм приучают к силовым нагрузкам и подготавливают к тренировкам более высокой степени сложности. Тренировочная программа начального уровня включает упражнения с гантелями и собственным весом (отжимания, подтягивания, подъемы корпуса).
Перед началом силовой тренировки обязательно выполняется разминка. К универсальным разминочным движениям относятся разнообразные вращения, наклоны, повороты корпуса, махи. Можно использовать и легкие аэробные нагрузки — ходьбу, бег на месте, прыжки. Комплекс упражнений с гантелями составляется таким образом, чтобы нагрузить тело как можно полнее, проработав все ключевые мускулы.
Жим гантелей лежа (грудные мышцы):
-
Исходная позиция (ИП) — сидя на скамье с гантелями в руках. Принимаем лежачее положение, упираясь ступнями в пол. Сгибаем руки, при этом гантели располагаем у плеч с двух сторон, чуть выше груди.
-
Выпрямляем руки и сводим их над грудью. Задерживаемся на 1-2 секунды.
-
Плавно возвращаем гантели к плечам.
При выполнении жимов затылок и лопатки должны быть прижаты к скамье. Необходимо следить, чтобы спина не выгибалась, помогая рукам выжимать вес. В поясничном отделе должен сохраняться естественный прогиб, но другие искривления спины не допускаются. Следует учесть, что спина обязательно начнет выгибаться, если взять чересчур тяжелое отягощение.
Гантели должны перемещаться строго по вертикали, то есть в плоскости, перпендикулярной туловищу. В верхней точке гантели нужно сближать, но не сталкивать. При опускании гантели доводятся до максимально низкого уровня. Если вести гантели по укороченной амплитуде, эффективность упражнения снизится.
Тяга гантели одной рукой стоя в наклоне (спина):
-
ИП — гантель в правой руке, левая рука и левое колено опираются о скамью. Если все сделано правильно, туловище станет почти параллельно поверхности пола. Правую руку с гантелью выпрямляем и опускаем, повернув ладонью к себе (внутрь).
-
Сгибаем правую руку и подтягиваем гантель вверх и немного назад — к низу живота. Делаем короткую паузу, продлевая напряжение прорабатываемых мышц, и опускаем руку.
-
Выполняем положенное количество повторений для одной стороны тела. Меняем рабочую руку и повторяем упражнение.
В процессе работы должны ощутимо растягиваться и сокращаться спинные мускулы. Для стабилизации позы необходимо напрячь мускулатуру пресса и сохранять ее напряженной все время. Перемещение гантели должно быть плавным, нельзя подтягивать ее вверх рывковым движением или бесконтрольно бросать вниз.
Приседания с отягощением (бедра и ягодицы):
-
ИП — стоя ровно, руки с гантелями опущены, ноги чуть согнуты и поставлены на ширину плеч. Слегка разворачиваем носки наружу. Расправляем плечи.
-
Отводим таз назад, как при присаживании на стул, и опускаемся в присед. Приседать нужно до уровня, на котором бедра становятся параллельны полу.
-
Выпрямляем ноги и возвращаемся в исходное положение.
Предполагается, что классические приседания без отягощения уже освоены. Если же этого не произошло, нужно сначала отработать их. Спина при выполнении приседов должна все время оставаться ровной, а пятки — прижатыми к полу.
Жим гантелей с разворотом (плечи):
-
ИП — руки согнуты, гантели находятся на уровне шеи, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, взгляд направляем перед собой. Плечи разворачиваем.
-
Выпрямляем руки над головой, при этом поворачиваем гантели так, чтобы в верхней точке ладони смотрели вперед.
-
Делаем небольшую паузу. Опускаем руки.
Поднятые руки можно чуть подать назад, чтобы усилить напряжение тренируемых мускулов. В процессе работы туловище не должно двигаться. Если при подъеме гантелей корпус постоянно отклоняется назад, скорее всего, отягощение слишком тяжелое.
Подъем на носки с утяжелителем (голени):
-
ИП — носки стоят на подставке, пятки свисают с нее. Одной рукой удерживаемся за опору, в другую берем гантель. Опускаем пятки как можно ниже.
-
Встаем на носки. Задерживаемся на 1-2 секунды. Плавно опускаем пятки. Снова делаем паузу.
-
Выполняем заданное количество повторов.
Нужно периодически перекладывать гантель в другую руку. Руки можно менять от тренировки к тренировке или в течение одного занятия: половина повторов выполняется с гантелью в левой руке, половина — в правой. (приложение 4)
-
Выводы
О кулачных боях мало сведений. Известия о них можно найти только в некоторых архивных изданиях , узнать из рассказов местных старожил. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, в современном мире сводках полиции и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”. Общаясь со старожилами мужчинами чувствуется атмосфера того времени, когда люди беззаботно жили, весело отмечали все праздники, с песнями, плясками, мужчины были не только сильны физически, но и сильны духом.
Заключение
В ходе проведенной работы,
я узнал много интересного о своей малой Родине, так же мне удалось подтвердить гипотезу исследования, и доказать, что
«кулачки» не были одним видов проявления агрессии, а являлись традиционным русским развлечением. Одно из
видов «кулачек» - это «Взятие горы»
дошло до нас , причем в уличном варианте. Осталась традиция , где 2 команды , одна удерживает позиции, другая старается захватить гору, с применением кулачных боёв.
Я не знаю: убедил вас или нет в участии в кулачных боев. А меня убедили взрослые после всех проведенных практически спортивных и трудовых упражнений. Так как они не просто советовали, но полноценно контролировали меня в упражнении с хорошим выбросом энергии. Я чётко понял – силой мериться можно и без кулаков. То, что я узнала о моем крае, может быть интересно не только жителям деревни, так как это наша родная история . Я думаю, что, только зная и уважая историю своих предков, можно говорить об истории спортивной жизни целой страны.
Список источников
-
https://ru.m.wikipedia.org
-
https://atmanovskiekulachki.ru
-
https://berdskasloboda.ru/igry/
-
https://historical-fact.livejournal.com/186983.html
-
https://medaboutme.ru/articles/uprazhneniya_dlya_malchikov_silovye_kompleksy_dlya_detey/
-
Воспоминания местных сторожил
-
Беседы с отцом (Силкин А.В.), учителем физкультуры (Михайлов В.Н.), старшеклассники МБОУ «Гамалеевская СОШ №1».
Приложение 1: «Разговор с отцом», «Трудотерапия»
Приложение 2 : «Разговор с учителем физкультуры»
Приложение 2 : «Разговор с учителем физкультуры»
Приложение 2 : «Разговор с учителем физкультуры»
Приложение 3 «Разговор со старшеклассниками»
Кулачкам –нет! Спорту – да!»
Приложение 4 Рекомендую: «Комплекс силовых упражнений для детей»
Приложение 4
14