МБОУ « Хетовская средняя школа»
учебно – исследовательская работа:
« Живая и неживая природа»
номинация
« Юный натуралист»
Автор:
ученик 1 класса
МБОУ « Хетовская средняя школа»»
Порохин Андрей Алексеевич
Руководитель:
Порохина Снежана Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ « Хетовская средняя школа»
2020 год
Содержание проекта
Введение.
Основная часть
1.1. Что такое ель?
1.2. Какую роль играет ель в жизни человека?
1.3. Какую пользу приносит ель?
1.4. C кем дружит ель?
1.5. В каких фольклорных произведениях она упоминается?
1.6. Надо ли охранять и беречь лесную красавицу?
Заключение
Список литературы
Введение
Выбор темы проекта:
Я живу в Архангельской области и люблю свой край. Мне очень нравятся уроки окружающего мира в школе. Я люблю изучать жизнь деревьев. Надеюсь, тема моего выступления заинтересует и вас:
«Лесная красавица – ель»
Актуальность
О ёлке – лесной красавице написано много рассказов и стихов. Создано много картин и загадок. Можно бесконечно писать и рассказывать о нашей красавице ели. Но в настоящее время существует проблема вырубки лесов, исчезают деревья. Поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.
Цель работы
Собрать, как можно больше интересного материала. Рассказать ребятам нашей школы о хвойном дереве - ель.
Привлечь внимание ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев, показав их роль и значение.
Способствовать воспитанию экологической культуры у подрастающего поколения, бережного отношения к лесу.
Задачи
Провести сбор информации и выяснить:
Что такое ель?
Какую роль играет ель в жизни человека?
Какую пользу приносит?
С кем дружит ель?
В каких фольклорных произведениях она упоминается?
Надо ли охранять и беречь лесную красавицу?
Предмет исследования: хвойное дерево – ЕЛЬ
Гипотеза: последствия вырубки лесов губительно отражаются на природе. Можем ли мы сохранить ель для других поколений?
Методы:
Наблюдение.
Беседы с учителем и родителями.
Анализ материалов Интернета и чтение книг по данной теме.
Основная часть
Что такое ель?
Ель- хвойное вечнозелёное дерево. Она может вырастать высотой до 40 метров. Имеет треугольную крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. У молодого дерева кора гладкая бурого цвета, у старого становится серой.
Хвоинки тёмно-зелёные. Они держатся на ветвях 7-9 лет, затем опадают, на их месте появляются новые.
Ель живёт до 300 лет. Шишки у ели узкие и длинные, длиной 10—16 см. Зимой они раскрываются, из них выпадают семена. Ветер подхватывает семена и уносит далеко по окрестности.
Урожайные годы повторяются через 4—5 лет, или реже. В остальные годы плодоношение у ели либо отсутствует, либо очень слабое.
Зацветает ель одновременно с черемухой обыкновенной, весной. Цветение у нее заметное, красочное. На концах ветвей в верхней части кроны появляются ярко-красные шишечки, торчащие вверх.
Ель - достаточно теневыносливое дерево. В молодом возрасте ель растёт медленно, после 10 лет рост ели резко увеличивается.
Существует более 50 видов елей. В лесах Архангельской области более половины хвойных деревьев - ели.
1.2. Какую роль играет ель в жизни человека?
Большую, неоценимую роль играет ёлочка в жизни человека с древних времён и по настоящее время.
Наши предки называли лес своим кормильцем. С давних времен ценили славяне свои леса. Еще царь Петр I берег леса, потому что знал: без них не видать России величия. Особыми указами защищал он свои леса, а нарушителей их карал сурово.
«…впредь лесу, которой к корабельному и хоромному строению годен, на дрова отнюдь не рубили…. буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь... "
Так почему же лес представляет такую ценность для человека?
С древних времён ель широко применяли в строительстве домов. Считали, что в такой избе дышится легко, и даже была такая поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».
Ель может поглощать шум, что является очень актуальным в настоящее время.
Позже из стволов ели стали изготавливать мебель, из брёвен строили бани, колодцы. Из ели строились морские и речные суда.
Сейчас ель широко используется в строительстве, целлюлозно-бумажной промышленности, столярном и мебельном деле, при изготовлении железнодорожных шпал, различных поделок, пианино, скрипок, гитар, балалаек и других музыкальных инструментов. Знаменитые скрипки Амати и Страдивари делались из ели. Ветки и хвою применяют для получения хвойной муки.
Из этого дерева изготавливают бумагу и искусственный шёлк. Получают смолу, дёготь и канифоль.
1.3. Какую пользу приносит ель?
Красавицы ели украшают наши улицы, очищают воздух, обогащают его кислородом. Огромную пользу приносит людям ценное свойство ёлочки – её способность очищать воздух от пыли. Ёлку называли издавна деревом здоровья. В сосновых и еловых лесах воздух чист, в нём практически нет микробов. Здравницы, санатории, дома отдыха люди старались строить там, где росли ёлочки.
В народной медицине настой хвои, весенних побегов и шишек издавна применяли при затяжных простудных заболеваниях. Не перечесть всех болезней, от которых можно избавиться при помощи хвои. Полезна не только хвоя, но и зелёные шишки.
Лечебные свойства ели:
- хвойные ванны улучшают настроение, снимают утомление, головную боль;
- фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы;
- эфирные масла используются для ингаляций, ароматических ванн;
- из хвои, весенних побегов, шишек, почек, очищенной живицы производят лекарства, настои, мази, бактерицидные средства.
В современной ароматерапии смолистый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.
Лечиться «еловыми лекарствами» - одно удовольствие. Можно приготовить еловое варенье, еловый чай или хвойный настой. Кроме того, рекомендуется ежедневно жевать по 5-6 еловых иголок. Регулярное применение этих простых средств сделает дёсны и зубы более крепкими и здоровыми.
1.4. С кем дружит ель?
В еловых лесах сыро и темно. Там растут черника, брусника, папоротники и мох.
Еловые леса – местообитание многих птиц, таких как клёст, рябчик, куропатка, тетерев, зяблик. Клесты строят на ели гнёзда и выводят птенцов. Полёвки и лесные мыши лакомятся семенами еловых шишек. Эти мелкие грызуны привлекают в еловые леса куниц и горностаев. Также для елового леса характерно обитание рыси, медведя, белки-летяги. Медведи любят устраивать берлоги под ёлками. Лось питается корой и побегами сосны и ели. Из рептилий здесь обитают гадюка, ящерицы и травяные лягушки.
1.5. В каких фольклорных произведениях она упоминается?
Издревле ёлка упоминается в различных фольклорных произведениях. Любил народ скороговорки, да они и сейчас детям нравятся. Самая известная:
«У ёлки иголки колки», «Мы ели-ели линьков у ели... Уж еле-еле у ели доели»
Упоминается ель и в потешках:
«Ель да берёза, чем не дрова? Хлеб да вода, чем не еда?».
Много загадок придумано о лесной красавице:
Зимой и летом одним цветом? или Что летом и зимой в рубашке одной?
Ну и платье: Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ёлки).
За рекой росли,
Их на праздник принесли.
На веточках – иголки.
Что же это? … (Ёлки)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка)
Всех загадок не перечесть, которые посвящены ели.
Пословицы о ели:
Есть хлеба край, так и под елью рай.
Найдешь келью и под елью.
Ель, сосна – те же дрова; оладьи, блины – та же еда.
На новогоднем празднике вокруг ёлки читают стихи, поют, водят хороводы под всеми знакомую с детства песенку. В 2020 году исполнилось 118 лет с того дня, как была написана песня «В лесу родилась елочка». Многие считают ее народной, хотя на самом деле у нее есть и автор и композитор.
Автор песни - Раиса Адамовна Кудашева, композитор - Леонид Карлович Бекман.
1.6. Надо ли охранять и беречь лесную красавицу?
Только не нужно никогда забывать о том, что ёлочку нужно беречь. Рука человека бывает безжалостна, и жизнь ёлочки может оборваться в один миг. Так происходит накануне Нового года. Стоит ли рубить ради забавы живое деревце? Лучше все-таки купить искусственную елку, которая прослужит вам много лет.
В Архангельской области большими темпами идёт заготовка леса. За последние 100 лет наши лесные богатства сильно истощились. Среди основных проблем, можно выделить три:
- Незаконная лесозаготовка
- Лесные пожары
- Захламление лесов отходами
Существенное сокращение лесных покровов в Архангельской
области можно наблюдать на глобальной карте обезлесения.
Сейчас речь идет о спасении леса, на восстановление которого требуется в среднем сто лет, о сохранении природы и качестве жизни.
Необходимо также развивать культуру в обществе по отношению к
окружающей среде, перестать относиться к лесным ресурсам, как к
неисчерпаемым, искоренять лишь потребительское отношение к
природным месторождениям и особое внимание уделять восстановлению леса и уходу за ним.
Лесовосстановление — это выращивание лесов на территориях, подвергшихся вырубкам, пожарам и т.д.
1. Ежегодный сбор семенного материала (шишек сосны и ели). Сбор
проводится во время созревания шишек, в январе-феврале.
2. Выращивание сеянцев хвойных деревьев:
- Получение семян ели и сосны из шишек;
- Посев семян в питомниках;
- Выращивание сеянцев в специальных питомниках в течение 2-3 лет.
3. Подготовка лесного участка к высадке сеянцев.
4. Высадка сеянцев.
С первого дня выращивания за будущим лесом необходимо ухаживать: оправлять сеянцы, убирать травянистую и нежелательную
древесную растительность (березу, осину), подкармливать удобрениями, осветлять, прочищать и прореживать будущий лес. Помните, чтобы вырастить ель, пригодную для промышленного использования, требуется 100-120 лет!
Заключение
В процессе наблюдений и изучения информации мы узнали об использовании елей в народном хозяйстве, о лечебных и полезных свойствах ели, познакомились с фольклорными произведениями, узнали о проблемах исчезновения и выращивания елей.
Проблемы лесной красавицы надо решать обязательно, иначе плохие мы хозяева в своем родном доме, в своем городе, в своей стране.
Конечно, встреча Нового года — любимый и радостный праздник, а ёлка — символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, и не принося вреда живому.
А ёлочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу — очищают воздух и обогащают его кислородом. Пусть в еловых лесах живут дикие животные и выводят своё потомство.
Таким образом:
Цель, которую мы ставили перед собой в начале работы:
считаем достигнутой.
Гипотеза: мы можем сохранить данную природой красоту для других поколений - подтвердилась.
Список литературы:
1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М.: ТКО «АСТ» 1997
2. Гигантская детская энциклопедия. Д.В.Кошевар – М.: «АСТ»,2015
3. Атлас-определитель «От земли до неба». А.А.Плешаков – М.: Просвещение,2010
4.Прогулки по лесу. С.А.Махотин – «Белый город»,2007
5. Природные зоны России. Начальная школа. Сост. С.В.Рупасов – М.: «Вако»,2016
6.Детская электронная энциклопедия: www.letopisi.ru
7.Детская энциклопедия: www.wikipedia.org
8.Иллюстрации: www.viki.rdf.ru