СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Матрёшки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящен изготовлению матрешки - традиционному русскому сувениру, популярному среди россиян и иностранных гостей. Матрешка - один из всеобъемлющих образов России и символ русского народного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Матрёшки»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Дворец пионеров и школьников города Курска"




Творческий проект

МАТРЕШКИ

(текстильные куклы)




Автор:

Колтакова Мария Евгеньевна

Учащаяся детского объединения "Декоративное творчество"

Руководитель:

Сараева Светлана Анатольевна

педагог дополнительного образования



Курск

2023

Содержание

Введение

  1. История создания матрешки

    1. Роль образного и ассоциативного мышления, интуиции, вдохновения и творческой фантазии в поисках графических решений объекта

    2. Актуальность матрешки в современном мире

  1. Описание работы

Литература

Заключение





















Введение

Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день. Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» - только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.

Цель проекта: показать красоту русского русской матрешки посредством декоративно-прикладного творчества и обратить внимание современного поколения на традиции русского народа.

Задачи проекта:

  • найти материал о технике пошива текстильных кукол, изучить его;

  • познакомиться с традициями русского народа;

  • совершенствовать свои познания в технике шитья кукол и одежды для них;

  • продумать композицию работы, сделать наброски, выполнить
    необходимые поиски цветового решения;

  • создать эскизы задуманных образов;

  • практически выполнить творческий проект.

Оборудование: швейные иглы, булавки, ножницы, швейная машина.

Используемые материалы: швейные нитки различного цвета; бязь фетр, синтепон, кружева, бисер.

Предполагаемые результаты:

  • создать эскизы одежды;

  • освоить новую технику шитья;

  • научиться правильно декорировать кукол кружевом, элементами из фетра и бисером;

  • изучить историю и культурное наследие России, использовать полученные знания в работе над новыми творческими проектами.























          1. История создания матрешки

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.

Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.

До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.

В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.

Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

    1. Роль образного и ассоциативного мышления, интуиции, вдохновения и творческой фантазии в поисках графических решений объекта

Этапами художественного творчества являются интуиция и анализ, то есть логическое рассмотрение своего творчества. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение. Творческий процесс не может существовать без образного мышления, интуиции.

Ассоциативность – это способность улавливать и устанавливать связи между несовместимыми вещами. Ассоциации помогают человеку связывать предметы друг с другом, находить сходства, давать оценку сравнивая, открывают новые функциональные значения. Общими являются способы художественного формообразования симметрии и асимметрии, нюанс и контраст. В созидательной деятельности художника силе воображения принадле­жит особая роль, так как от него зависит, быть или не быть воплощенным в проекте разнообразным идеям, созданным фантазией. Воображение оживляет, наполняет еди­ным содержанием получаемые фантазией раз­розненные замыслы. Продукты фантазии не­достаточно конкретны, бедны оттенками смыс­ла, чтобы из них можно было составить полноценную идею. Они как бы плоскостны, двухмерны. Воображение превращает их в пол­ноценные трехмерные конкретные образы пространства и пластической формы, из которых можно лепить в уме задуманный объект. В то же время фантазия необходима как логический механизм, обеспечивающий поступательное развертывание замысла, тол­кающий воображение на новые творческие усилия. Формирование художественных моде­лей связано с механизмами памяти. Память оказывает репродуктивное действие. Ее актив­ность — в целенаправленном выборе ранее оформленного психикой материала. Воображе­ние — механизм продуктивного действия — обогащает содержание, развивает и реконст­руирует известные ранее формы, способствует обнаружению новых связей, ассоциаций и идей. Творческое воображение архитектора как конструктивный процесс направляется на об­разование новых мысленных объектов.

Было бы неправильно думать, что твор­ческие процессы в архитектуре характеризу­ются лишь обязательным созданием чего-то совершенно нового. Творческое воображение позволяет осуществить рекомбинацию уже известных концепций, принципов, сочетаемых новым оригинальным способом (по типу кентавра). В этом случае сущность творческого процесса заключается в реорганизации имею­щегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Однако архитектору не­достаточно обладать способностью к новой организации репродукционного материала. Для создания новых художественных моделей ему нужен еще один механизм, родственный воображению, но не сводимый к нему. Этот механизм — интуиция. Воображение способно творчески организовать существующую ситуа­цию, интуиция — создать новое. Они взаимо­действуют и проникают друг в друга.

Интуиция — один из способов осознания действительности; в нем тесно связаны вос­приятие, мышление и чувство. Интуиция ар­хитектора проявляется в непосредственном усмотрении проектного решения в целом, минуя путь механического комбинирования отдельных узлов и частных решений. Механизм интуиции основан на догадке или косвенном (не строго логическом) способе обнаружения решения задачи.

Интуиция обусловлена предшествующим эмпирическим и теоретическим уровнем зна­ний. Интуитивное мышление при скачкооб­разности своей структуры носит целесообраз­ный характер, выступает как процесс, как движение к результату, осуществляемое через серию познавательных операций. Интуиция разделяется на фазы: подготовка, инкубация, озарение, обоснование.

Подготовка. Возникновению полезной идеи, замысла, что кажется внезапным, предшест­вует предварительный, преимущественно со­знательный анализ. Без длительной и терпели­вой дедуктивной работы ума не бывает пло­дотворной интуиции.

Инкубация. В период инкубации постепенно в скрытом виде осуществляется преобразова­ние понятий, информации в наглядные образы, которые мысленно соотносятся и комбини­руются. По свидетельству Лагранжа и Пуанкаре, замысел, идея формируются тогда, когда вни­мание сосредоточено на другой работе («мыс­лить в сторону»). В условиях учебного про­цесса это служит основанием к тому, чтобы в период созревания проектной идеи — инку­бации работу над проектом чередовать с теоретическими и другими занятиями.

Озарение. Психологи считают специфиче­ским для интеллектуального творчества явле­ние инсайта, т. е. внезапного озарения, схва­тывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Творческое озарение является результатом длительных и внешне бесплодных поисков, когда решение приходит как бы неожиданно. В сознании всплывает информация, которая ока­зывается либо готовым решением, либо близкой к такому решению. Студент вдруг осознает, что он нашел искомый образ; ему кажется, что идея решения «осе­нила его сама собой». Озарение — кульминационный момент в интуитивном процессе возникает тогда, когда все элементы иссле­дуемой ситуации, находившиеся до того в разрознен­ном состоянии, наглядно замыкаются на неизвестном ранее звене в единую целостную структуру, когда эти элементы и их связи становятся зримыми. Плодотворная идея вносит существенно но­вый важный элемент и меняет нашу точку зрения, дает возможность преоб­разовать сложную задачу в простую, найти новый способ структурирования проектной мо­дели или решить проектную задачу в целом. Творческое мышление позволяет приступить к действию на основе осознанной интуиции.

Обоснование. На заключительной фазе творческого акта происходит обоснование ин­туитивно найденной идеи. Чтобы выяснить действительную ценность интуитивно получен­ного решения, оно подвергается строгой про­верке. Анализ может показать, что возникшая идея не приводит к искомой цели, и тогда приходится продолжить творческий поиск.

Интуиция - это необходимое качество, признанное также крупнейшими инженерами-конструкторами. П. Л. Нерви желал современным конструкторам воспитывать в себе ту творческую интуицию, которая су­ществовала а эпоху Возрождения. Фрейсине признавал только два источника информации: «прямо восприятие фактов и интуицию, которая... является отражением и со­держанием всего жизненного опыта, отложившегося в подсознании человека». Сожалел о потере интуиции у конструкторов Ф. Кандела. Он поясняя: «проектирование следует также четко отличать от расчета, как синтез творчестве от анализа исследова­ния, и хотя эти процессы могут совпадать и дополнять друг друга, творчество все же никогда не будет прямым следствием аналитических исследований».

Процесс решения творческой задачи яв­ляется процессом интуитивным и логическим одновременно. Интуитивное и логическое мышление в архитектурном проектировании дополняют друг друга подобно воображению и фантазии. Постоянное двустороннее пере­кодирование существенно повышает эффектив­ность творческой работы.

Знания, тонкие наблюдения, опыт и ма­стерство архитектора на основе воображения, интуиции и логики способны привести к высоко­му художественному результату. Педагоги должны внимательно подходить к результатам интуитивной деятельности студента, который в силу своей недостаточной информированности склонен к импровизации, фантазированию, нешаблонному мышлению, проявляет на­ходчивость на пути поиска «порядка в бес­порядке».

    1. Актуальность матрешки в современном мире

Игрушка во все исторически эпохи и до нашего времени, 21 века, была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Так же игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Но основное, главное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз - остаётся неизменным

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, и центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии.

Матрешка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место.

          1. Описание работы

Целью графического выполнения проекта является необходимость передать почерк, стилистику и направление, в котором выполнены работы.

Поиск идеи. Изучение истории создания матрешки, техники выполнения, видов матрешек.

Графическая разработка выбранного эскиза. Выполняется серия рисунков, опираясь на разнообразие форм и видов росписи. Графическая разработка выбранного эскиза – создание графического образа, мысленный выбор тканей и деталей.

Цветовое решение – осуществление композиции в цвете. Данный этап подразумевает выбор цветового решения для выбранной композиции.

Цвет является важным информационным качеством предмета. Он намного больше других признаков эмоционально воздействует на человека. В костюме это имеет особенное значение, так как при довольно стандартных современных формах разнообразие достигается применением тканей с различным цветовым оформлением. Будучи одним из самых активных признаков объекта, цвет способствует выделению предмета из общей среды.

Применяя цвет в создании проекта, нужно помнить о том, какое воздействие вы хотите оказать на форму. Цветом можно выделить нужные элементы формы или композиционно ослабить их, подправить не слишком удачные пропорции, когда нет возможности изменить объем, и т. д.

Умеренные цвета, геометричность, орнамент, чистота цвета, разнообразие форм.

Рассмотрим пошаговую разработку эскиза.
1) графическая разработка рисунка карандашом;
2) выбор цветов (зависит от выбранного стиля и самой модели);
3) выполнение цветового решения, с применением различных графических и художественных материалов, таких как карандаши, гуашевые краски.

Интерес данным моделям придают насыщенные цвета, геометричность и простота общей формы, интересный силуэт. В основу каждой модели вложены современные тенденции, а именно: цветовая гамма, необычное решение цветных вставок, пестрота орнамента, многообразие рисунка в работах. Благодаря всем этим факторам эскизы текстильных матрешек выполнены интересно и актуальны на сегодняшний день.
















Заключение

В данной работе я рассмотрела историю русской матрешки: от ее создания и о представлении матрешки в наше время

В девяностых годах XIX века токарь по дереву Василий Звездочкин выточил из дерева фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево- Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек - девушек, женщин, с корзинами, полными фруктов и самоварами.

Существуют 5 разновидностей матрешек: Сергиевская, “Загорский ” стиль росписи матрешки, семеновская и мериновская матрешки, Полховская игрушка, Вятская игрушка. Каждая из которых по-своему уникальна и неповторима.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного - педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном - в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, и центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии.

Матрешка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место.

































Литература:

  1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Академия, 2000.

  2. Толкачева С.Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX века. Воронеж, 2007.

  3. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002. – 374с.

  4. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Композиция костюма. Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд. Центр «Академия»,2008г.

  5. Степучев Р.А., Кимберлит костюмографического языка Учебное пособие для вузов - МГТУ им. А.Н. Косыгина 2007г.

  6. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. – М.: Изд. Центр. «Академия», 2008г.

  7. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985















Приложение

  1. Создание заготовки



  1. Формирование формы из фетра

  1. Детали из фетра для декорирования

  1. Начало декорирования

  1. Готовая работа

  1. Готовая работа



  1. Готовая работа



  1. Готовая работа



  1. Готовая работа

  1. Готовая работа



  1. Итоговая работа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!