Проект «Мир птиц».
Актуальность проекта:
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).
Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.
Участники: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Возраст детей – 4-5 лет.
Сроки реализации: с 01.02. 2020 по 01.03. 2020 г.- краткосрочный проект.
Проблема: Какую помощь дети могут оказать зимующим птицам зимой?
Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цели: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, учить детей бережно относится к ним, развивать интерес к жизни птиц.
Задачи:
уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Привлечь воспитанников и их родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях, изготовление кормушки. Коллективное изготовление кормушки воспитанниками средней гркппы.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание плана проекта
Создание необходимых условий для реализации проекта. Работа с родителями: изготовление кормушек.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
Организация и участие родителей в сборе демонстрационного материала.
Проведение мероприятия: коллективная работа «Накормим птиц зимой».
Обработка результатов по реализации проект.
Тематическое планирование:
| Содержание |
Беседы | -Птицы, какие они? -Зимующие и перелетные -Разрешение проблемных ситуаций -Почему птицы летают? 1Беседа «Птицы зимой» |
НОД | - Как узнать птицу? - Осенние заботы птиц - Птицы наши друзья -Аппликация, лепка, рисование -Лепка из теста соленого теста |
Дидактические игры | -Что за птица? - Дидактическая игра «Накорми птиц» - «Чей клюв» - «Перелетные птицы» - «Зимующие и перелётные птицы» - «Птицы в картинках» - лото «Птицы» - Разрезные картинки |
Подвижные игры | «Коршун и наседка» «Воробушки и кот» «Серая утка» «Гуси-лебеди» «Не боимся мы кота» |
Пальчиковые игры | Птички Сколько птиц в кормушке нашей Десять птичек стайка Синичка ворона |
Художественная литература | Чтение сказки В. Даля «Ворона» А. Яшин «Покормите птиц зимой» В. Берестов «Птицы» Загадки о птицах |
Работа с родителями | Поместить информацию о проекте «Мир птиц» Подготовка корма Изготовление кормушек «зимняя столовая» Наблюдение за птицами у кормушки |
Настольно-печатные игры: | Лото «Птицы» Разрезные картинки, Найди 5 отличий, Узнай и назови 2х одинаковых птиц |
Экспериментальная деятельность
Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. Пословица – Как с гуся вода. Почему мы так говорим?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт, на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Итоговое мероприятие: коллективная работа изобразительная деятельность (аппликация) «Накормим зимующих птиц».
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- наблюдать;
- проводить эксперимент.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Цели и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой и Э. М. Дорофеевой.
2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
Автор Лариса Леонидовна Маркелова