СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Моя малая Родина – моя Югра» с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. На повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней, начиная с дошкольного, направлена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность проекта на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и поэтапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Моя малая Родина – моя Югра» с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»








Проект

«Моя малая Родина – моя Югра»

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)




Воспитатель:

Грязнова О.Д.





Содержание




Введение

3


  1. Теоретические основы формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста 6-7 лет

5


  1. Система работы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет

8


3. Оценка эффективности работы


13


Заключение

14


Литература

15

Введение

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. На повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней, начиная с дошкольного, направлена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родному краю, стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность проекта на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и поэтапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из актуальных задач, которую необходимо решить в период дошкольного детства.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в округе Югра.

Задачи проекта:

1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

2. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.

3. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.

4. Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.























1.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, формируются у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

2. Система работы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

Мною был разработан и реализован проект «Моя мала Родина – моя Югра» для воспитанников подготовительной группы, имеющий нравственно-патриотическое содержание.

Проект «Моя малая Родина – моя Югра»

Проект: долгосрочный, групповой, познавательно – информационный.

Обоснование: Метод проекта наиболее приемлем в системе организации нравственно-патриотического воспитания, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Цель: Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в округе Югра..

Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка альбомов, детского и семейного творчества.

Задачи:

1.Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

2.Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.

3.Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.

4.Воспитывать уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

Участники проекта

  • воспитатели

  • дети

  • родители

Сроки реализации: сентябрь – май

1 этап.   Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.



2 этап.  Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  • Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает », «Установи чум», «Выложи герб», «Собери флаг» «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Слушай, не зевай», «Кто, как кричит?».

  • Подвижные игры: «Бабушкины игры», «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»; народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;

  • Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес».

Познавательное развитие:

  • Познавательные минутки: «Природные богатства нашего края»,«Рыболовство», «Медведь - священное животное ханты и манси», «Растительный мир тайги», «Медвежьи игрища», «Природа и мы», «Землянка - одно из древнейших жилищ ханты и манси», «Древние орудия рыбной ловли», «Ханты и манси - таежные жители», «Рыболовство - один из главных промыслов - ханты и манси», «Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства», «Вороний праздник», «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»;

  • Рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края», «Северные олени», рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО;

  • Викторина «Знаешь ли ты свой край?»;

  • Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО», «Человек и северный олень».

Конструирование:

  • Конструирование чума из счетных палочек.


Художественно – творческая деятельность:

  • Рисование: «Зайчиха с зайчатами», «Северный олень», «Животные Югры»;

  • Рисование животных, ягод, грибов по трафарета; раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

  • Аппликация «Флаг моей малой Родины», «Дары Югры», «Где-то на белом свете», «Стадо оленей»;

  • Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа»




Развитие речи:

  • Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Здравствуй, Югра, я твой житель», «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО», «Я - житель севера», «Природа родного края»;

  • Чтение и заучивание потешек;

  • Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край»;

  • Знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры.

  • Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах.


Ознакомление с художественной литературой:

  • Чтение рассказов     В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухо­мор», «Подберезовик»);

  • Сутеев «Под грибом»;

  • Алиева Н. «Гриб-волшебник»;

  • Толстой А. «Грибы»;

  • Павлова Н. «Земляничка»;

  • Сказки народов Севера «Сказки бабушки Аннэ»;

  • «Стихи и песни» В. Калинушкина.

Формы и методы работы с родителями:

  • оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

  • художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;

  • консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»;

  • привлечение родителей к пополнению уголков краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты».

3 этап.   Презентация проекта

Представление уголка краеведения.


Главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству.

Нравственные качества личности можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста. В работе с детьми использовался такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из фольклора коренных народов Севера. Объяснялось детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитывая у детей любовь к своему краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использовалась художественная литература, иллюстрации и т.д., что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказывалась педагогическая поддержка семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы. Родителям советовали и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своему краю, стране.

  1. Оценка эффективности работы.

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет в период с сентября по май.

В начале и в конце учебного года проводилась диагностика уровня знаний и преставлений детей по познавательному развитию.


Результаты диагностики уровня знаний и преставлений детей


Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, реализация данного проекта эффективно повысила результативность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.


Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в подготовительной группе планируется расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.






Литература


  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.

  2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

  3. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

  5. Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.

  6. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

























Приложение 1

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Югра – мой дом родной»

Цель: воспитание патриотических чувств к России, малой Родине-Югре.

Задачи:

Обучающие: Продолжать формировать представления детей о нашей планете стране, о родном крае и  городе.

Систематизировать знания детей о символике страны.

Закрепить представление детей о глобусе и карте.

Уточнить знания детей о жизни коренных народов Югры.

Активизировать познавательную деятельность детей.

Развивающие: развитие творческих способностей детей.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств к России, малой Родине-Югре. России

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, художественное эстетическое развитие.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о жизни коренных народов Севера, хантыйских орнаментов, изготовление альбома «Орнаменты», дидактических игр «Собери флаг», «Сложи чум», чтение книг.

Материал: Робот-игрушка, глобус, физическая карта Мира, иллюстрации с видами России  указки, космическая музыка, спокойная музыка, кукла хант, чум, нарты, олень, хорей, дидактические игры «Собери флаг», «Сложи чум», робот, письмо, книга о космосе. Для аппликации готовые трафареты малицы, кисов, геометрические фигуры (узоры коренных народов хантов), клей, салфетки, кисточки.

Воспитатель приглашает детей в группу.

Оргмомент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой – друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

(звучит космическая музыка, воспитатель обращает внимание детей, на то, что кто-то пришёл в группу, педагог подходит к дверям и вносит робота)

Вос-ль: Дети, обратите внимание, у нас гость! Как вы думаете? Кто это? И откуда он к нам пожаловал?

    (дети рассуждают)

Дети: робот, трансформе, инопланетянин.

Вос-ль: А вот сейчас, мы и узнаем откуда он, видите у него какое-то послание. Давайте, прочитаем его.

Вос-ль читает. «Здравствуйте, жители неизвестной и далёкой планеты. Мы жители, с галактики Кассиопия давно наблюдаем за вами и хотим узнать побольше о вашей планете. Если Вам не трудно расскажите роботу о своей планете, а он передаст  информацию нам.»

Жители Кассиопии.

Вос-ль: Ребята, расскажем  нашему гостю о нашей планете.

Дети: Да.

Вос-ль: Дорогой робот, мы те только расскажем, но и покажем тебе нашу планету.

(вос-ль берёт в руки глобус)

Вос-ль: Вот модель нашей планеты. Как она называется?

Дети: Земля.

Вос-ль: Давайте рассмотрим её и познакомим нашего гостя с нашей планетой. Какого цвета на глобусе больше?

Дети: синего.

Вос-ль: Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Дети: Вода ( моря, океаны, реки.)

Вос-ль: Какие ещё цвета есть на глобусе и что они обозначают?

Дети: зелёный - леса, коричневым цветом – горы.

Вос-ль: Как вы думаете, почему местами коричневый цвет темнее?

Дети: Чем выше горы, тем темнее цвет.

Вос-ль: Что обозначено жёлтым цветом?(пустыни)

А белым цветом (ледники).

Вос-ль: Дети как вы, думаете удобно брать с собой в путешествие глобус? И почему?

(дети рассуждают)

Вос-ль: а чем можно заменить глобус? (картой)

Вос-ль: да вы правы, карта-это тоже изображение нашей Земли. Давайте найдём на карте нашу страну.

(дети находят и показывают Россию)

Вос-ль: А теперь, расскажем нашему гостю о нашей стране. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Вос-ль: Как называют жителей нашей страны?

Дети: Россияне.

Вос-ль: Главный город нашей страны?

Дети: Москва.

Вос-ль: Кто президент нашей страны?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Вос-ль: Как вы думаете, ребята, чем занимается президент?

(дети рассуждают)

Вос-ль: Мы знаем, что у каждой страны есть своя символика, флаг, герб. А сейчас, я предлагаю вам сложить флаг нашей страны.

(дидактическая игра «Собери флаг»)

Вос-ль: Молодцы, вы быстро справились с заданием. А что обозначают цвета нашего флага.

(ответы детей)

Вос-ль: Вот и познакомили мы нашего гостя с нашей страной. Давайте, ребята совершим фантастический полёт на самолёте. Мысленно наденьте шлем, пристегните ремни.

Физкультминутка:

Руки ставим все вразлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда-сюда

Раз и два, раз и два!

Друг на друга посмотрите,

Опустите руки вниз.

Делай раз, и делай два

Руки в стороны держите

Раз и два, раз и два!

И возле карты приземлимся.

Вы на карту посмотрите

И наш край на ней найдите,

Потому что здесь наш дом.

Вос-ль: Я думаю, что следует познакомить робота, с нашим краем. Покажите на карте наш округ.  

Вос-ль: Как называется наш округ, в котором мы живём?

Дети: ХМАО или Югра.

Вос-ль: Почему, его так назвали? (ответы детей)

Вос-ль: Как называется жилище хантов? (ответы детей) Как вы думаете, почему чум, а не дом? (ответы детей).

Вос-ль: Дети, давайте покажем нашему гостю чум

Дидактическая игра «Сложи чум»

Вос-ль: Чем занимаются ханты и манси? (ответы детей)

Назовите основной способ передвижения хантов? (ответы детей)

Вос-ль: Как называется шест, которым управляется оленья упряжка? (ответы детей)

Вос-ль: Дети, что такое малица? (ответы детей)

Вос-ль: Главная ценность малицы? (Мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами)

Вос-ль: Чем украшают ханты и манси свою одежду? (ответы детей)

Вос-ль: Назовите традиционную обувь хантов? (кисы). Женщины украшают одежду и обувь орнаментом и узором. Я предлагаю вам пройти в мастерскую выбрать предметы (малицу или кисы), украсить их узором.

(продуктивная деятельность, звучит спокойная музыка, пока дети выполняют работу, из готовых геометрических фигур)

Вос-ль: Дети, давайте подарим нашему гостю наши работы, чтобы он смог показать их жителям своей планеты.

Рефлексия.

Вос-ль: Вот и нашему гостю пора на свою планету. Ребята, как вы думаете, сможет ли робот рассказать жителям своей планеты о  нашей планете? (рассуждения детей)

Вос-ль: Посмотрите, а робот дарит на память нам книгу о космосе. Как вы думаете для чего?

(рассуждения детей)

Прощаются с роботом.

Воспитатель благодарит детей за занятие.



Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Хантыйские орнаменты»

Описание материала: предлагаю вам  конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Хантыйские орнаменты». Материал будет интересен воспитателям подготовительной группы, внедряющим в работу с детьми национально-региональный компонент ХМАО – Югры. В ходе занятия дети знакомятся с особенностями хантыйских орнаментов, с искусством украшения берестяных изделий, учатся украшать силуэты изделий по мотивам хантыйских орнаментов.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о декоративно-прикладном творчестве народа ханты (познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения). Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо».

Развивающие: развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных  силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Воспитательные: способствовать воспитанию  у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров.

Материал:

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением зверей, которые обитают в лянторских лесах (лисы, зайца, волка, росомахи, оленя).  Иллюстрации с изображением одежды народа ханты. Береста. Берестяные изделия, украшенные хантыйскими орнаментами. Элементы хантыйских орнаментов «чумик», «медвежье ухо».

Литературный ряд: стихотворение М.Шульгин «Хантыйские узоры»

Музыкальный ряд: этнические музыкальные композиции ансамбля «Тресколье»

Материалы для изобразительной деятельности: силуэтные заготовки в форме туесков, загрунтованные для рисования в технике «граттаж»; деревянные палочки для процарапывания.

Ход:

Воспитатель. Ребята, а вы были когда-нибудь зимой в лесу? (Ответы детей) Видели ли вы следы животных на снегу? (Ответы детей) Следы, каких животных можно увидеть в нашей северной тайге? (Ответы детей педагог сопровождает показом иллюстраций с изображением зверей).

Воспитатель. А вот в лесах, где живут ханты следы животных совсем другие, волшебные. Они видны не только на снегу, но и на одежде людей: малицах, рукавицах, кисах. (Педагог показывает иллюстрации с изображением хантыйской одежды).

Увидеть эти удивительные следы можно даже на хантыйских корзинках, которые называются «туесками» (педагог демонстрирует хантыйские туески).

Воспитатель. Как вы думаете, из какого материала  хантыйские мастера изготавливают такие туески? (Ответы детей)

Воспитатель. Верно, эти изделия изготавливают  из коры берёзы – бересты (педагог показывает детям бересту).  Береста - очень прочный материал, в лесу его очень много. А украшают туески узорами – национальными орнаментами. Посмотрите на эти орнаменты, на что они похожи? (Ответы детей)

Воспитатель. Все элементы очень разные, и каждый имеет своё название: «шея журавля», «гусь», «кедровая шишка», «двухголовая птица», «заячьи уши». Вот какие интересные названия у хантыйских орнаментов. (Называя элементы орнаментов, педагог показывает их на изделиях). Присмотришься внимательнее и правда – вот гусь вытянул шею, а вот заяц ушки свои навострил, и еще много – много других интересных орнаментов есть у хантыйских мастериц.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким способом украшают ханты берестяные туески? (Предположения детей).

Воспитатель. Хантыйские мастера процарапывают рисунок орнамента на берестяных предметах, так чтобы он сохранился надолго. И на этом туеске (педагог показывает туесок), орнамент процарапан, вот как ярко выделяется узор. Этот узор состоит из двух элементов:

- в верхней части туеска расположен элемент, который называется «чумик», он треугольной формы, как настоящий чум – жилище ханты;

- в середине туеска расположен элемент, который называется «медвежье ухо». Он похож на большую медвежью голову с маленькими ушками.

Вот как много интересного можно увидеть в хантыйских орнаментах.

Воспитатель. Сегодня мы с вами, можем научиться украшать хантыйскими орнаментами туески. Эти орнаменты мы будем процарапывать на заготовках. В центре туеска изобразим элемент «медвежье ухо», а вверху и внизу – «чумик».

Педагог напоминает способ работы в технике «граттаж», дети начинают работать самостоятельно.

Во время самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Во время работы детей звучат музыкальные композиции ансамбля «Тресколье».


По окончании работы все полученные изделия выкладываются на стол, рассматриваются. Дети вместе с педагогом еще раз вспоминают, как называется изделие, которое украшали (туесок), из каких элементов составляли узор («чумик», «медвежье ушко»).

Воспитатель.

«Хантыйские узоры

красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи, то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб»














Приложение 2










24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!