Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №17
Тема проекта: «Моховики»
Выполнил: Суровцев Александр
ученик 4 Б класса
Руководитель: Сахаровская Т.В.,
Иркутск, 2018
Содержание
Введение
Актуальность исследования
Гипотеза
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
Теоретическая часть
Практическая часть
Анкетирование
Вывод
Литература
Приложение 1
Введение
Объект исследования: взаимосвязь природы и человека.
Предмет исследования: человек.
Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Актуальность исследования
Современные дети очень мало знают о русских народных игрушках, но желание узнать и помнить прошлое своего народа очень велико.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если не знакомить ребенка в детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель исследования
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
Развивать интерес к истории и культуре своего народа.
Познакомить детей с творениями рук русских умельцев.
Дать представление о том, что в России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Изготовить своими руками русскую народную игрушку .
Методы исследования:
Теоретическая часть
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Россия великих талантов страна
Из дерева, глины, металла и шерсти
С давних времён создают мастера
Полезные и очень красивые вещи
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки – лучше нет подарков.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Мог изготовить народный творец
прялку, рубаху, чашку и кружку
Лавку, платок, кувшин и ларец
и на забаву сынишке – игрушку
Развлекают детишек
Матрёшка с букетом,
Стук топоров
деревянных мишек,
Из глины птичка
с звучащим секретом
А вот ещё игрушки из прошлых веков
Волшебные духи деревьев – моховики.
Их сделали жители вятских лесов,
Сегодня их только в музее можно найти!
В Вятской стороне мастерили на продажу необычные игрушки — сумрачных дровосеков и старух с вязанками хвороста. Об их изготовлении почти ничего не известно.
В 1890 году на Всемирной выставке в Париже эти игрушки были с восторгом встречены парижанами.
Сейчас уцелели только несколько экземпляров этих игрушек, ставшие уже уникальными. И только в Русском музее хранится несколько моховиков.
Практическая часть
Чтобы смастерить этих моховиков суровых
Для тела взял я мох сухой.
Для крепких рук и ног - сучки и шишки еловые.
А для головы и волос сосновую ложку и солому ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/28/s_5c9cdd113bd18/1125588_1.jpeg)
Конечно расписные игрушки –
очень нарядные,
Но мои человечки лесные
Неуловимо чем-то приятные,
И такие занятные!
Анкетирование, опрос детей
В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления, как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, все — таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя и передавали информацию окружающим.
Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления, как и во что можно играть с народной игрушкой.
Но они хотели бы иметь у себя такую игрушку (особенно матрешку) Многие захотели научиться делать таких же моховиков.
Вывод
Игрушки… Свой особый мир, созданный любовью к ним и фантазией. Мир, в котором всё чисто, ясно и сказочно. Игрушка не только забава – она учит добру и красоте. Через игрушки ребёнок познаёт себя и окружающий его мир. Пусть же этот мир всегда будет наполнен для детей добром, радостью и светом.
Эти куклы словно из леса к нам явились. Да и делали их когда-то – прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок, кукла и готова. Лес богат природным материалом весной, летом и особенно осенью. Не проходите мимо причудливого корня, ветки, может, они кого- то вам напомнят, а дома ваша фантазия и руки довершат творение природы.
Список литературы
Макамчук В.М. Из истории русской игрушки // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. - 492 c.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.:Легкая пищевая промшленность,1981
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Элислак, 1995.
- http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
http://www.10ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для учащихся
1. Знаете ли вы что такое русская народная игрушка?
2. Какие вы знаете русские народные игрушки? Ты знаешь как с ней можно играть?
3. Есть ли у вас дома русские народные игрушки?
4. Умеете ли вы изготавливать русские народные игрушки?
5. Хотели бы вы иметь русскую народную игрушку?