СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мы вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Мы - вместе" по профилактике семейного неблагополучия. Работа с семьями группы риска.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы вместе"»







Социальный проект



по профилактике семейного неблагополучия



«Мы – вместе!»



















Итатский, 2018

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА





Полное название проекта:

«Мы – вместе!» по направлению: профилактика семейного неблагополучия













Руководитель проекта:

Белова Оксана Викторовна













Юридический адрес учреждения:

652245, Кемеровская обл., Тяжинский р-н, пгт. Итатский, ул. Школьная, 23







Цель проекта - Профилактика семейного неблагополучия

Задачи :

1. Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;

2. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;

3. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;

4. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

5. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.



Место проведения:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Итатская коррекционная школа-интернат»

Категория участников: Семьи «группы риска».

Актуальность проекта:

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению с другими социальными институтами.

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Современная ситуация в России (экономический кризис, растущая материальная и социальная популяризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для общественности. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы.

Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики семейного неблагополучия. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила семье успешно справлялась с воспитанием детей. Родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

Более основательной и продуктивной работе с учащимися, педагогами и родителями в этом направлении может способствовать организация деятельности по проекту «Мы – вместе!».



Обоснование проблемы:

На основе анализа социальных паспортов классов были выявлены семьи по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

Можно выделить причины данных проблем:

- занятость родителей на работе;

- часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы;

- родители, ведущие аморальный образ жизни и отклоняющиеся от воспитания своих детей;

- подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;

- агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;

- погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.

В таких семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением ребенка в школе и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии.



Проанализировав ситуацию, было принято решение определить тему проекта «Совершенствование системы работы школы по профилактике семейного неблагополучия через создание социального проекта «Мы-вместе!».



Были выделены следующие направления профилактической работы образовательного учреждения:

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку:

- материально-бытовые условия;

- эмоционально-нравственный климат;

- режим дня ребенка в семье;

- методы и приемы воздействия взрослых на детей;

- семейный досуг;

- уровень педагогической культуры родителей.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Объект – семьи «группы риска».



Предмет – условия и факторы профилактики семейного неблагополучия.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта предполагается, что:

- уровень жизни семьи доведён до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье, заинтересованность семей в своем благополучии.);

- родители проявляют заботу о детях (сформированность активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей школьника)

- Повышение уровня педагогической культуры родителей.

- родители готовы к эффективному семейному воспитанию и обучению детей через специально организованное общение, направленное на самопроектирование (самоопределение, самовыражение и самореализацию) своей личности в семье и обществе.

- сформирована культура здорового образа жизни семей «группы риска»;

-организована социальная и психолого-педагогическая помощь поддержки семей;

- в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

- повысился уровень родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;



Методы реализации проекта:

В ходе разработки проекта использованы следующие методы:

- анализ психолого-педагогической, социологической литературы и школьной документации;

- изучение педагогического опыта школ по профилактике семейного неблагополучия;

-активные и интерактивные методы (мультимедийные презентации, тренинговые упражнения, образовательно-развивающие семинары);

- теоретическое и практическое обобщение результатов проекта;

- психологические и социологические методы (анкетирование, опросы, тестирование, диагностика, педагогическое наблюдение, беседы, консультирование, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей).

- взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи;



Возможные риски в реализации проекта:

- Низкая социальная активность родителей;

- предоставление родителями недостоверной информации;

- кратковременный эффект



Срок реализации проекта:

Срок реализации проекта определяется индивидуально в каждом конкретном случае. В случае, если цель не будет достигнута за указанный период, программа должна быть пересмотрена, скорректирована, а сроки ее реализации продлены.



Ресурсное обеспечение:

- кадровое – наличие необходимых для реализации проекта специалистов, их квалификация (руководство школы, специалисты социально-педагогической и психологической службы);

- методическое – методическая база учреждения;

- материально-техническое – наличие оргтехники, автотранспорта и т.п.;

- информационное – доступность информационных ресурсов.



Работа школы по профилактике семейного неблагополучия – сложная социальная проблема, решить которую можно лишь при условии объединения всех субъектов образовательного процесса, создав определенную систему их взаимоотношений, что может быть реализовано через организацию деятельности совета по профилактике.



Описание деятельности



Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья - система особенно уязвима, она входит в "группу риска". Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

Предложенные в проекте мероприятия помогут установить более тесные связи семьи и школы. Не все родители одинаково относятся к воспитанию детей: у них разное отношение к детям, разные условия для их развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.



Одной из основных задач проекта является оказание социально-педагогической и психологической помощи семье в воспитании детей. Для этого для данных семей на базе школы будут проводиться индивидуальные и групповые мероприятия, которые помогут родителям обрести уверенность в себе, поверить в то, что любые проблемы, если только захотеть, можно решить, и что не одна проблема не стоит того, чтобы из-за нее родители забыли свои родительские обязанности и наплевали на судьбу самого дорогого существа – своего ребенка. И что срывать свое раздражение и злость на детях это не выход и не решение проблем. Только стремление сделать себя и членов своей семьи счастливыми, стремление свернуть горы для благополучия своих детей – вот путь преодоления кризисных ситуаций. Наши занятия помогут взрослым членам семьи поверить в свои силы, вернуть взаимопонимание между всеми членами семьи.



Этапы реализации проекта:



Диагностический этап

Предполагает два варианта деятельности:

- оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

- сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Обязательными этапами диагностики являются:

сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

На данном этапе используются следующие диагностические методы: наблюдение; беседа (равноправный диалог, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкета (письменный опрос); тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).



Содержательный этап

Предполагает разработку и реализацию ряда мероприятий, направленных на решение основных проблем семьи (консультативные беседы, дискуссии, ролевые и психологические игры и упражнения, просмотр документальных и художественных фильмов пропагандирующих семейные ценности, досуговые мероприятия для родителей совместно с детьми, организация совместных походов, экскурсий, занятий спортом, социально - психологические тренинги, совместные семейные праздники)



Аналитический этап

или результативный этап предполагает проведение аналитической работы и разработку рекомендаций по дальнейшей работе с семьей (Проводится оценка эффективности, и результативности программы; организуются выставки, отражающие результативность проекта; проводится анкетирование семей, анализ деятельности; составляется план работы на следующий период).



Рабочий план реализации проекта - Постоянно

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей - Постоянно



Родительский всеобуч.

Беседы на педагогические темы:

- вредные привычки детей и родителей;

- совместное проведение свободного времени;

- личный пример родителей;

- профилактика правонарушений;

1 раз в четверть



Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с различными службами района, ПДН, КДН при администрации района.



- рейды по неблагополучным семьям;

- вызов на КДН;

- обращение в ПДН;

- помощь социальной службы;

- обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- занятия для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;

- занятия для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. - Постоянно

Участие в процедуре лишения родительских прав - По необходимости



Мониторинг родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка

Оценка результатов



Результатом реализации проекта является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.

Для оценки эффективности проекта используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьёй).

В качестве параметров, отражающих состояние семьи, можно использовать: наличие или отсутствие в семье той или иной социальной проблемы (социального явления, деструктивным образом влияющего на процесс функционирования семейной системы); динамику (изменение) показателей проблемы (характерных признаков, которые выявляются при проведении первичной и уточняющей диагностики, что данная проблема действительно присуща конкретной семье); степень преодоления, "ликвидации" причин социальных проблем, по которым можно судить, справляется ли семья с воздействием на нее потенциально опасных социальных и внутрисемейных факторов.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Своевременная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в семье «группы риска». Если при подведении итогов реализации проекта будет заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это даст основание для снятия семьи с учета. Правильная организация социально-психологической деятельности на основе Проекта будет способствовать восстановлению и гармонизации семейных отношений и создаст условия для успешной социализации ребенка.



Перспективы дальнейшего развития



К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта остается.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!