Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение г. Шахты
Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 40»
ПРОЕКТ
на тему: «Формирование представлений о казачьих традициях и праздниках у школьников в образовательной организации имеющей статус казачьей».
Подготовила учитель
технологии
Филатова Дарья Вадимовна
2018
Содержание:
Введение
Содержание проекта
Методологическая основа проекта.
Содержание работы по формированию представлений о казачьих традициях и праздниках у детей старшего школьного возраста.
Формы ознакомления детей школьного возраста с казачьими традициями и праздниками.
Формы сотрудничества с родителями по формированию представлений о традициях у воспитанников.
Подведение итогов реализации проекта.
Методическое обеспечение проекта (приложение).
Проект на тему: «Формирование представлений о казачьих традициях и праздниках у школьников в образовательной организации имеющей статус казачьей».
Введение.
Знакомство школьников с историческими, культурными и хозяйственными традициями Донского края способствует их культурному, духовному и нравственному воспитанию. Воспитанию уважения к культуре народов проживающих в Ростовской области в частности, донского казачества.
В современных условиях возрастает роль воспитания, реализующего интересы конкретного человека, общества и государства. Речь идёт о стратегии развития страны, воспитании жизнеспособных поколений, укоренённых в смыслах и ценностях тысячелетней России, проекции её будущего в свете прошлого.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье.
Школа 40 в 2012 году получила статус казачьей. Учащиеся нашей школы обучаются по особой программе, включающей «Донской компонент».
Наша задача - имея такой опыт - реализовать его.
Мной казачье образование понимается в первую очередь как воспитание.
- целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств,
- патриотическое воспитание в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой,
- процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике, которые должны обеспечить готовность учащегося к государственной и иной службе.
Важными составляющими гармоничных межнациональных отношений является знание о культуре соседствующих народов и положительных примерах их сожительства на одной земле.
Цели реализации проектной работы:
-расширить знания детей о традициях и обычаях казачьего народа,
-сформировать у детей чувства приобщенности к истории казачьего народа,
-формированию эстетических качеств,
-воспитывать любовь и уважение к истории родного края.
Задачи проектной работы:
• Провести анализ литературных источников по теме;
• Описать создание условий для организации работы по формированию представлений об казачьих традициях и праздниках у детей старшего школьного возраста;
• Определить содержание работы по ознакомлению детей старшего школьного возраста с народными традициями и праздниками;
• Раскрывать формы и методы ознакомления детей школьного возраста с народными традициями и праздниками.
Реализация проекта ориентирована: на долгосрочный период. Пока он начальной стадии реализации, поэтому он в большей степени теоретический.
Участники проекта: дети, учителя, родители.
Предполагаемый продукт проекта: мероприятия; выставка творческих работ детей; презентации, разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с казачьими традициями и обычаями ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по темам.
Методологическая основа проекта.
Методология патриотического воспитания, личностного развития и социализации, их научные основы рассматриваются применительно к человеческому фактору, под которым понимается совокупность идейно-политических и прочих способностей человека, реализуемых в социальной практике.
Вопросы патриотического воспитания и социального становления молодежи неоднократно становились центральными для психолого-педагогической науки. Стратегические ориентиры, ключевые приоритеты патриотического воспитания исследуются в трудах О.П. Киреева, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.В. Пионтковского и др. ими предложена конструктивная альтернатива сложившимся моделям современного образования в виде концепции патриотически-ориентированного образования.
Развитие образовательной среды патриотического воспитания обеспечивают инновационные технологии, применяемые в образовательном процессе: поисково-творческая; проектная; проблемно-познавательная; мультимедийная; игровая; здоровьесберегающая.
Процесс становления и развития личности будущих граждан России не прост и рассчитан, как я уже говорила не на один год. Наша система работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию подвижна и постоянно подвергается корректировке.
В качестве изучения планируется использовать следующие методы диагностики:
Содержание работы по формированию представлений о казачьих традициях и праздниках у детей старшего школьного возраста на уроках технологии может включать следующие темы:
• Моя семья. Наши корни – рассматривание семейных фотографий, составление семейного древа своими руками.
• Путешествие в прошлое России - знакомство с легендами и былинами, народными героями. Изготовление поделок.
• Казачий народный костюм - знакомство с историей и элементами костюма, с головными уборами.
• Родной дом - знакомство с домом и домашней утварью.
• Праздники на Дону - знакомство с традициями проведения праздников ( Рождество, Пасха и т.д.).
• Новый год и Рождество на Дону - традиции празднования Нового года; колядки, заклички, зимние игры-забавы.
• Донские сказки, пословицы, поговорки - знакомство с духовной жизнью и народным искусством (песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки).
• Масленица - знакомство с праздником, традицией проведения.
• Секреты кухни - знакомство с национальными блюдами.
• Пасха - знакомство с праздником Пасхи, обрядами, традициями.
• Творчество - знакомство с прикладным искусством .
Создание условий для организации работы по формированию представлений об казачьих (народных) традициях и праздниках у детей старшего школьного возраста:
Для ознакомления детей старшего школьного возраста с культурно-историческими традициями необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая поможет вводить детей в мир национального быта и уклада жизни народа. Это художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания); иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Дону», «Предметы старины», «Из истории казачьего костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь»; предметы старины; игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме; атрибуты для народных подвижных игр. Все это можно увидеть в школьном музее и кабинете технологии.
Формы ознакомления детей школьного возраста с казачьими традициями и праздниками.
Предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдается тем, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны детям и органично вписываются в современный учебно - воспитательный процесс. Одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую и другие воспитательные функции, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Отторжение подрастающего поколения от культуры - одна из серьезных проблем нашего времени. Именно поэтому я выбрала этот проект. Что бы развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему . Приобщая ребенка к культуре своего народа, мы можем обеспечить ему духовное и нравственно-патриотическое воспитание.
Таким образом, в содержание работы по формированию представлений о народных традициях и праздниках можно включить следующие формы работы:
• Путешествие в прошлое России. Формы работы: цикл познавательных занятий «Как жили люди на Дону».
• Казачий костюм. Формы работы: беседа «Казачий костюм», рассматривание иллюстраций, изготовление костюма.
• Родной дом. Формы работы: презентация «Устройство казачьего куреня», цикл познавательных занятий «Старинные казачьи обычаи».
• Секреты казачьей кухни. Формы работы: познавательное занятие «Блюда донской кухни»; рассказы детей о традициях приготовления пищи в семье.
• Праздники на Дону. Формы работы: проведение народных развлечений и праздников, изготовление костюмов.
• Новый год и Рождество на Дону. Формы работы: знакомство с традицией Колядок.
•Казачьи сказки, рассказы, пословицы, поговорки. Формы работы: чтение сказок, былин и легенд; заучивание считалок, пословиц и поговорок, подготовка театрализованного представления с изготовлением костюмов.
• Народное творчество. Формы работы: беседы; выполнение творческих работ); разучивание и исполнение попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов, игр с пением; инсценирование песен .
Формы сотрудничества с родителями по формированию представлений о традициях у воспитанников.
Особое внимание должно уделяться укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители, принимая участие в проведении игр и русских народных праздников, в изготовлении костюмов к ним, в украшении групп к Пасхе, Рождеству, Новому году, Масленице, и активно обсуждая вопросы воспитания на родительских собраниях, станут активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, в содержание работы с родителями можно включить следующие формы сотрудничества:
• Индивидуальные беседы;
• Информационные памятки: «Казачьи праздники», «Донская кухня»;
• Участие в праздниках и развлечениях.
Анализ литературы по изучаемой теме подтвердили, что формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, осуществляться через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, и предполагает использование различный видов и форм взаимодействия с детьми.
Подведение итогов реализации проекта: приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Цели и задачи проектной деятельности продолжают реализовываться, т.к. проект на стадии развития, как говорилось ранее он долгосрочный.
В ходе работы я заметила интерес детей к этой теме. Они стали более информированны в вопросах о казачестве. Обязательно будем продолжать работу, двигаться дальше. Лично для меня реализация этого проекта тоже дала определенные углубленные знания и интерес по теме.
В итоге работы планируются множество мероприятий, выставки творческих работ детей и т.д.
Методическое обеспечение проекта:
Материалы для проведения бесед
Воспитательные мероприятия и занятия
Рекомендации учителям и родителям