Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №3»
г.Невельска Сахалинской области
ПРОЕКТНА ТЕМУ:
«Граффити – искусство или вандализм?»
Автор: Селихова Алена
ученица 9 класса МБОУ «СОШ № 3»
г.Невельска Сахалинской области
под руководством: Климентьевой В.А.
учителя ИЗО МБОУ «СОШ № 3»
г.Невельска Сахалинской области
г. Невельск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
История происхождения граффити 4
1920-1950-Е ГОДЫ: Первые рисунки на улицах 4
Первые упоминания граффити 5
1980—1990-Е ГОДЫ: Борьба против граффити и приход в Европу 5
Стили граффити 6
Граффити – искусство или вандализм? 7
Анализирование мнений людей о граффити 8
Заключение 10
Библиографический список 11
ВВЕДЕНИЕ Наша жизнь мчится порой так быстро, словно вагон метрополитена. Продуманные маршруты ведут по одним и тем же улицам мимо многоэтажек и городских оград. Однако средь унылых стен появляются яркие пятна, которые способны скрасить серые будни и, хотя бы немного заставить улыбнуться. Эти яркие пятна называются граффити.
Граффити- изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской, или чернилами на стенах и других поверхностях.
Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним - образец искусства.
Проблема. Отсутствие действенной системы информирования людей, связанной с популяризацией современного искусства – в частности граффити.
Актуальность. Актуальность данной проблемы заключается в противоречивости отношения к граффити. Население рассматривает граффити как хулиганство, но в то же время, граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую и даже сельскую среду обитания человека.
Гипотеза. Граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.
Целью данного проекта является создание информационного пространства, в котором была бы представлена достоверная информация о спорных жанрах искусства.
Задачи проекта:
- изучить историю происхождения и развития граффити, а также ознакомиться с ее стилями;
- выяснить, что такое граффити – вид искусства или все же вандализм;
- проанализировать мнения людей о граффити;
- создание и популяризация информационного ресурса;
- разработка обучающего модуля по созданию граффити
История происхождения граффити
История граффити началась с сообщений, которые представители различных банд оставляли на улицах города в XIX веке. Со временем, подобные надписи стали появляться на всевозможных объектах, а количество художников и стилей росло.
Граффити, как явление, прочно закрепились в уличной культуре, и без них сложно представить современные города.
Формального и единого центра распространения граффити-культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 70-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.
1920-1950-Е ГОДЫ: Первые рисунки на улицах. Первыми проявлениями граффити считаются рисунки и надписи, которые оставляли на стенах зданий и вагонах поездов члены нью-йоркских уличных банд. Так участники группировок «метили территорию» и общались между собой. Затем подобную практику переняла молодежь, однако и она не сразу использовала рисунки на стенах для самовыражения. Надписи появлялись как реакция на социально-политические проблемы, а характерными для того периода стали вызывающие слоганы и лозунги. К началу второй половины XX века к новому движению присоединились уличные художники, оставлявшие на улицах короткие отметки со своими псевдонимами.
Первые упоминания граффити
Отправной точкой в истории граффити считается публикация в газете The New York Times, вышедшая в начале 70-х годов. В заметке рассказывалось о молодом уличном художнике из Нью-Йорка под псевдонимом Taki183. Он работал курьером, поэтому много времени проводил в метро. Там он на каждой посещаемой станции оставлял отметку со своим именем. Со временем их стало так много, что на них обратили внимание не только прохожие, но и местные журналисты. Художник стал первой знаменитостью в истории граффити и считается одним из его основоположников. И хотя Taki183 не был первым художником, оставлявшим отметки на улицах, благодаря его вездесущности о ранее малоизвестной культуре рисунков заговорили жители города и пресса. 1980—1990-Е ГОДЫ: Борьба против граффити и приход в Европу
Только в начале 80-х годов уличные художники столкнулись с первыми проблемами, когда городские власти начали борьбу с рисунками, многие произведения начали беспощадно уничтожаться — срок жизни свежих работ заметно сократился, а количество охранников в метро и полицейских на улицах заметно увеличилось. Для борьбы с райтерами городские власти даже ввели ряд законов, запрещающих продажу краски несовершеннолетним, а баллончики с краской, подобно оружию, хранились в сейфах или защищенных шкафчиках.
Стили граффити:
Blockbusters – был придуман в Лос-Анджелесе. Использовался уличными группировками для того, чтобы обозначить свои территории. Особенность этой манеры рисования заключается в использовании одного или двух цветов. Рисунок при этом должен быть максимально простым и лаконичным, отображать символику авторской группировки.
Characters – нанесение различных персонажей из мультфильмов, известных фильмов и книг. К этому направлению можно причислить и персонажей, созданных самостоятельно в иной вселенной, например, в комиксах. Это один из самых сложных стилей, так как он требует художественных навыков. Часто при этой технике используется тонкая игла с краской для прорисовки мелких деталей.
3D / FX Style – одна из новых разновидностей, которая подразумевает нанесение изображений в формате 3D. Оптические иллюзии очень выгодно выглядят на поверхностях стен; именно по этой причине многие граффитисты создают работы именно в этом стиле.
Messiah Style – это направление graffiti было придумано известным райтером из Нью-Йорка по кличке Vulcan. В этом стиле используются буквы с эффектом, похожим на наложение слое.
Граффити – искусство или вандализм?
Вандализм - бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.
Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
В первую очередь, отметим, что термин «граффити» рассматривается в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле – от итальянского graffito («царапать») – это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской, или чернилами на различных поверхностях. В узком смысле граффити — это субкультурное явление, ставшее значимой частью уличного искусства. В его основе лежит написание собственного имени или названия команды в как можно большем количестве мест. Чем в более опасном месте находится граффити, тем больше его тираж. Чем уникальнее стиль художника, тем больше степень уважения, которую он получит внутри сообщества.
Граффити может быть вандализмом и искусством тоже. Является оно вандализмом или нет, зависит лишь от того, где и с какой целью оно создано.
В общественном мнении эти понятия чаще всего синонимичны. Однако это не совсем справедливо, т.к. граффити далеко не всегда является вандализмом. С первого взгляда может показаться, что к вандализму можно отнести любое граффити. Однако объективная сторона преступления выражается в действиях, оскорбляющих общественную нравственность. И такими действиями могут быть нанесения непристойных рисунков, оскорбительных текстов, бесцельной порчи имущества, порчи исторических памятников и т.п. Таким образом, отнести граффити к вандализму с точки зрения законодателей можно в строго определенных случаях, например, надписи на общественном транспорте, надписи на исторических памятниках.
Как мы видим, феномен граффити нельзя отнести к вандализму и поставить между ними знак равенства. Поэтому рекомендуем разделять эти два термина и использовать их в правильном месте и в нужный момент.
И последнее. Граффити стало своеобразным мостом, по которому в город вышли уличные художники, отдалившиеся от субкультурной составляющей граффити, увидевшие интерес в работе с городским пространством. И эти художники, работающие с городской архитектурой, с актуальными темами, визуально вписывающие свои произведения оказали очень большое влияние на глобальные культуры. Некоторые города фактически стали музеями под открытым небом, эти работы стали визитными карточками городов, они легитимны, а их художники популярны и востребованы. И уже только за это можно относиться к этому проявлению молодежной культуры более снисходительно. К тому же, очень часто мы забываем, что граффити-райтеры, чтобы нарисовать свою работу, идут на очень большой риск, берут на себя ответственность, которая гораздо выше нанесенного ущерба.
Анализирование мнений людей о граффити
На вопрос, можно ли считать граффити искусством или вандализмом, я провела опрос среди одноклассников и старшеклассников. Мнения школьников были не однозначны. Большинство опрошенных считает, что граффити все же не является искусством, но рисунки на стенах домов в отдельных случаях все же могут иметь право на существование. Согласно даннымопроса 70% обучающихся считают граффити видом современного искусства, 3% затруднились ответить на вопрос. Остальные 27% опрошенных считают это вандализмом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сделав этот проект, мы сделали следующие выводы о граффити:
- мы подтвердили свою гипотезу о том, что граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей;
- убедились в том, что граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм - это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творчество;
- помимо этого, мы изучили историю такого вида искусства и познакомились с различными его стилями;
- также мы проанализировали мнения людей о граффити и выяснили, как же люди все-таки относятся к такому виду искусства - как граффити.
Понятие граффити воспринимается по-разному. Для большего количества - это вандализм, а для оставшейся части – искусство. Стиль и техника граффити как особого вида искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Граффити невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Шаблон презентации [Электронный ресурс]. – URL:www.myfreeppt.com (дата обращения 16.11.20)
2 Гиф-анимации [Электронный ресурс]. – URL:www.gifer.com(дата обращения 16.11.20)
3 Картинки [Электронный ресурс]. – URL:www.yandex.ru(дата обращения 17.11.20)
4 Немного информации[Электронный ресурс]. – URL:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/01/17/proekt-graffiti-iskusstvo-ili-vandalizm(дата обращения 18.11.20)
5 История[Электронный ресурс]. – URL: donttakefake.com (дата обращения 19.11.20)
6 Информация «Творческие проекты.ру» [Электронный ресурс]. – URL:www.1obl.ru(дата обращения 20.11.20)
7 Официальный сайт «Википедия» [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/(дата обращения 20.11.20)