СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Кавказ - занимательная топонимика " -8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Кавказ - занимательная топонимика " -8 класс»

Урок – игра (занимательная топонимика)

составила Козина Любовь Александровна-

учитель географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки Ставропольского края

География, «Природа России».

Тема: «Кавказ – занимательная топонимика»



Дидактическая цель урока: обеспечить усвоение учебного материала, сформировать умения и навыки применения знаний по данной теме, повысить уровень усвоения знаний и умений.

Образовательная цель: сформировать систему знаний об особенностях природы Северного Кавказа, его географический образ.

Развивающая цель: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять черты сходства и различий, устанавливать причинно-следственные связи, а также творческих умений.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за её состояние, географической и экологической культуры учащихся.

Методы обучения: познавательные: частично-поисковый, проблемно – игровой; метапредметные связи с историей, биологией, литературой.


Тип :  комбинированный

Форма урока: мероприятие по географии с использованием  метапредметных  связей

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Оборудование:  карты Кавказа, географические Атласы для 8-го класса, таблицы,  мультимедийный  проектор,  презентация.

видеоучебник: разделы - «Физическая география Ставропольского края» - урок «ФГП края, история изучения» и «Растительный и животный мир»


Ход урока.

1.Организационный момент.

Актуализация: просмотреть и подготовить материалы были рекомендованы накануне урока в виде домашнего задания, используя краеведческую литературу и ресурсы интернета:

-Кавказ и выдающиеся имена.

- Топонимика Кавказа

- О древних народах, когда-то заселявшие Кавказ

- о природе Кавказа и ее особенностях

- Стихи о Кавказе и продекламировать один из них, в.т.ч. местных авторов

Учитель:

1.Продолжаем путешествать и изучать природу нашей страны и сегодня я предлагаю тему этого урока начать с поэтической странички. И в этом мне поможет Владимир Высоцкий (Звучит песня В.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».)

- О каком природном регионе России мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о самом маленьком из всех крупных регионов России – о Кавказе. Это природный амфитеатр, самый южный, горный, изменчивый район России, сочетающий в себе прекрасные почвы, климат, растения и исключительное природное разнообразие. Мы совершим экспедицию на территорию природного комплекса, который восхищал не одно поколение людей его описывали в своих произведениях Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов. Красоты Кавказа запечатлены на холстах многих художников: Михаила Лермонтова, Николая Ярошенко, Ивана Айвазовского и мы с вами проживаем на территории этого природного комплекса. Очень часто это место на карте России называют «раем на Земле». И сегодня нам с вами предстоит это доказать.

2. Изучать Кавказ мы будем новым географическим методом – изучением топонимики ..

- уточняем: что такое топонимика – приводят примеры

3. Составление визитной карточке района:

Визитная карточка района – опорные этапы

(представить как можно интереснее и занимательнее):

Учитель – ученик…

  • географическое положение – «райский» уголок страны и т.д.

  • рельеф -? – разнообразие в его формах, геологическом строении – нет равных…

  • геологическое строение -?, полезные ископаемые -?,

  • особенности климата Кавказа – «все, что есть в стране»?...,

  • водные ресурсы -? и почвы – здесь – это главное богатство региона?,

  • природа Кавказа - примеры всех ПК России (2-е место по разнообразию флоры и своеобразие животного мира4

  • особый вид ресурсов? – рекреационные ресурсы и т.д.

4. Подведение итогов сообщений…

5.Географическое положение Кавказских гор

Стихи о Кавказе.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

А.С. Пушкин

-Что на Кавказе связано с гениальным именем этого поэта?

Вопросы учителя:

- Что такое материк? Часть света?

- Что означает слово «Кавказ» (блестящие горы),

«Эльбрус» (высокая гора)?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?

- в какой части света расположены Кавказские горы? (все версии)

Дополнительно к ответам:

Границу между Европой и Азией ученые проводят по 2-м географическим объектам 1. Кумо - Манычской впадине и 2- по большому хребту Кавказских гор, а между этими объектами расположен Ставропольский край и поэтому мы с вами находимся в уникальном месте - красная линия границы между Европой и Азией и в поселке вблизи г. Нефтекумска стоит стелла «Европа-Азия» -

после предположений и ответов ребят –

демонстрация из видеоучебника: «Физическая география Ставропольского края» - урок «ФГП края, история изучения»

    1. Какое своеобразие в географическом положении Кавказских гор вы увидели?

    2. Почему Кавказские горы имеют название «Северный Кавказ»?


6. Легенда «История образования Кавказских гор.» - ученик с опережающим заданием

Горы представляют интерес не только с географической, но и геологической точки зрения. Они, словно древние старцы в белых папахах, имеют свою многовековую историю. Даже самая невзрачная с первого взгляда гора и небольшой зеленеющий пригорок могут рассказать увлекательную повесть минувших лет. Легенда о Кавказе.

Ученик:

В незапамятные  времена, когда Эльбрус был еще маленьким бугорком
– вот как давно это было – а на месте нынешних снежных гор простиралась равнина, ветер приносил сюда горячее дыхание африканской пустыни. Люди задыхались от зноя, сморщивались сухие листья деревьев. Медленно гибло все живое. В те давние времена жили на этой земле могучие богатыри нарты. Надумали они, как защитить свой край от страшного бедствия, и принялись за дело. Грозные неприступные горы воздвигли они на пути губительного суховея. Днем раскаленное солнце нагревало горы, ночью мороз морозил их. Чтобы не разрушились стены, нарты укрыли их толстым слоем снега и льда. А чтобы не падали и крепче держались, соорудили трудолюбивые нарты подпорки – Боковой хребет поставили да еще позади Бокового насыпали Черные горы и Пастбищный хребет. Защитили нарты свою землю, теперь пришла очередь украсить ее, чтобы она стала самой лучшей, самой прекрасной. Полукольцом холмов окружили. Только не радовали глаз обнаженные холмы. И тогда нарты покрыли горы густыми лесами. Повыше посадили сосны, ели и березы, а ближе к равнине украсили горы плодовыми деревьями – грушами, яблонями, кизилом. А между снегами и лесами кинули пестроцветье трав. Мы теперь зовем эти места альпийскими лугами. Всюду – и в предгорье и на равнинах зазеленел гигантский живой ковер.

Но это легенда! А что скажет современная наука геология?

Учитель -вопросы:

  1. Определите, какие крупные тектонические структуры выделяется в пределах Кавказа?
    2.    В какие геологические эры Кавказ образовался ?
    3.    Какими стихийными процессами характерно горообразование Кавказа?
    4.    Установите, какими полезными ископаемыми богаты недра Кавказа ( выбрать из коллекции те полезные ископаемые, которые относятся к Кавказским горам)

Что самое существенное? – стык платформы и горных районов:

- демонстрация из видеоучебника: «Физическая география Ставропольского края» - урок «Геологическая летопись края,»

Калейдоскоп топонимики Кавказа:

- «Кубань» -Гипаника (место вдоль реки)

- «Егорлык» -Игирлык (с тюрского «ручей»)

-«Сасык» - гнилой

- «Кума» - теряющийся в песках.



Придумайте и вспомните свои примеры топонимики:

- «Бештау» - ?

-«Пятигорск» - ?

- НАРЗАН – «богатырь – вода»…



О топонимике городов:

- «Ставрополь» - «ставрос» - крест, «поль» - город (дань моде греческой культуре во времена Екатерины, когда было увлечение архитектурой Греции…)

- «Севастополь» - «севастос» -величественный

- «Симферополь» - собирать

- «Мелитополь» - мелитос» -медовый

Заслушиваются выступления ребят по заданной теме.

Подведение итогов и рефлексия:

1.Можно ли утверждать, что территория Кавказских гор одновременно и молодая и старая горная система?

2. Почему на территории Кавказских гор можно встретить полезные ископаемые и осадочного и магматического происхождения?

3. Какой город и район в Ставропольском крае назван, так же как и полезное ископаемое, добываемое в этом районе?

Ученик:
3. Рельеф

Стихи о Кавказе

И  вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой ,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там всё блистает красотой.

В.А. Жуковский

Учитель - Вопросы:

– Какие природные комплексы выделяют  на Кавказе?

- Какие природные комплексы Кавказа относятся к России?.

- Особенности рельефа Большого Кавказа?

– Какую высоту имеют горные хребты  Большого Кавказа?

– О чём говорят пикообразные  вершины,  острые гребни,  обрывистые склоны гор?

- Особенности рельефа Предкавказья?

- В какой части Кавказа находится Ставропольский край и КМВ?

КМВ расположен на юге Ставропольского края и нас окружают горы (гора Бештау — 1402 м, Машук — 992 м, Железная — 851 м и др.).

Эти горы называются лакколитами (или несостоявшимися вулканами)– куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

Всего 17 лакколитов.

Заслушиваются мнения ребят по заданной теме.

Рефлексия:

Подведение итогов занимательного урока:

-Вся ли территория Кавказских гор расположена на территории России?

- Какие формы рельефа характерны для Большого Кавказа и для Предкавказья?

- В чем состоит особенность рельефа нашего региона (КМВ)?

- Назовите происхождения всего нового, что вас особенно удивило



ИТОГИ УРОКА в виде занимательных проблемных вопросов - ВИКТОРИНА по Ставропольскому краю из видеоучебника – материалы последнего видеоурока -10 вопросов:

-Почему гора Недреманная так называется?

- Гора « Спящий лев» как называется по другому (Развалка)

- Каменные россыпи (гипсы – слюдьба)

- Происхождение горы Стрижамент (укрепление)

- Пещеры –(Каменные сараи и Подковка)

- Противоположные названия –(можно по карте):

- река Горькая Балка - Сухая Балка и т.д.

- Все о водопадах Медовых …

- Кто исследовал это озеро и итоги исследования (оз.Провал –Баталин…)

- Что означает этот обелиск и где он? –г.Нефтекумск – обелиск «Европа и Азия»

- Картина ? – кисть М.Ю.Лермонтова «Вид на Пятигорск»



Подведение результатов..





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!