Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: " Предметно - развивающая среда кабинета в начальной школе"»
Актуальность.
В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
За последнее время выпущено огромное количество нормативных документов и научно-методических материалов, которые задают общие стратегические принципы формирования предметно-развивающей среды. Но они не отвечают на вопросы педагогов-практиков:
Исходя из этого, учителя создают «свою» предметно-развивающую среду, основываясь в основном на свое мнение и анализ проектов других учителей.
Поэтому в кабинетах начальных классов предметно-развивающая среда либо отсутствует, либо она сделана на свой вкус.
Основная идея проекта заключается в организации предметно-развивающей среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируются на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта: организация предметно-развивающей среды в 1 классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи проекта:
Организация предметно-развивающей среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода.
Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
Принципы конструирования предметно-развивающей среды.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип эстетической организации среды, сочетание первичных и неординарных элементов.
Принцип открытости- закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах
Принцип учета половых и возрастных отличий детей.
Новизна проекта.
Реализация предметно-развивающей среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуально, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.
Этапы проекта.
ЭТАП – Организационный
А) Изучение материала по предметно-развивающей среде в целом.
Б) Поиск определенных услуг, по благоустройству зон.
В) Изучение опыта педагогов-практиков по созданию предметно-развивающей среды.
Г) Подбор информации из интернета и других источников
Д) изучение нормативных документов.
ЭТАП – Содержательный
Разработка подходов к организации среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.
Проведение опроса среди учителей, учащихся, родителей.
Выяснение материально-технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т.п.
Разработка дизайн - проекта.
Экономическое обоснование.
Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне.
Практическая деятельность по реализации дизайн - проекта (приобретение, расстановка, монтирование, оформление)
ЭТАП – Анализ деятельности
Анализ и проработка идеи.
В начальной школе предусматриваются пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:
Предназначенные для общения, уединения
Предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения
Предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений
Из опыта многих педагогов следует, что лучше создавать предметно-развивающую среду совместно с детьми. Это дает ребенку опыт творческого преобразования действительности.
Положительным для учителя является умение организовать в своем классе несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.
Вывод:
На основе вышесказанного следует, что правильно организованная ПРС позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.