СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Великая отечественная война в истории моей семьи".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объект исследования

Историческое событие – Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)

Предмет исследования

Литературное, песенное  наследие о Великой Отечественной войне, архивные документы.

Цель исследования

Проанализировать литературное и песенное творчество и освятить тему Великой Отечественной войны в этих произведениях.  Рассказать о биографии моего прадеда.

Задачи исследования

1. На основе лирических и прозаических произведений, на основе песенного творчества обратиться к военной теме.

2. Изучить архивные документы, связанные с биографией моего прадеда.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Великая отечественная война в истории моей семьи".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45 городского округа Самара


Секция «Научно-исследовательские работы»








Великая Отечественная война в истории, в литературе,

в песенном творчестве и в истории моей семьи




Выполнила:

ученица 5 «Б» класса

МБОУ СОШ №45

городского округа Самара

Тарасова Дарья

Научные руководители:

Сураева Наталья Валентиновна, учитель истории;

Дорогойченкова Ирина Геннадьевна, учитель литературы





Самара, 2015



Содержание


Введение……………………………………………………………………….…..3


Глава I. Великая Отечественная война в истории …………..……….…….…..5


Глава I. Великая Отечественная война в литературе…………..……..….….....7

.

Глава II. Великая Отечественная война в песенном творчестве…………….…9


Глава III. Великая Отечественная война в истории моей семьи………..….…12


Заключение………………………………………………………………...……..13


Приложение 1……………………………………………………………..…..….14


Список используемой литературы…………………………………………..….15

























Введение

О степени духовности каждой страны можно судить по её отношению к событиям истории. Интерес к ним является естественным проявлением живого чувства патриотизма, гордого сознания крепости и вечности глубоких корней, на которых растёт наше современное общество. Наследуя культурные традиции прошлого, человек должен создавать новое. В страницы истории Самарской земли навсегда вписаны десятки имён выдающихся воинов, принявших участие в великих сражениях Великой Отечественной войны.

Познакомившись с историей военных лет моей семьи, мне интересно было узнать об истории военной песни и произведениях литературы о Великой Отечественной войне. Интерес к военной теме стал определяющим в основе моей творческой работы.

Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях. (Приложение 1)

В последнее время наблюдается рост интереса к военной теме. Это связано с духовным обогащением молодого поколения. На уроках такого предмета как «История» учащиеся знакомятся со сражениями в годы Великой Отечественной войны, но этого недостаточно для понимания этого исторического события в целом. Необходимо обращать внимание учащихся на военное песенное творчество, на литературные произведения посвящённые этому историческому факту . Большой материал для изучения могут дать архивные документы, связанные с биографией ветеранов.

Проблема исследования

Успешное изучение военной темы предполагает обращение внимания учащихся не только к военным песням, не только к литературным произведениям о Великой Отечественной войне, но и обращение к биографическому наследию моего прадеда.


Объект исследования

Историческое событие – Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)


Предмет исследования

Литературное, песенное наследие о Великой Отечественной войне, архивные документы.


Цель исследования

Проанализировать литературное и песенное творчество и освятить тему Великой Отечественной войны в этих произведениях. Рассказать о биографии моего прадеда.


Задачи исследования

1. На основе лирических и прозаических произведений, на основе песенного творчества обратиться к военной теме.

2. Изучить архивные документы, связанные с биографией моего прадеда.







Глава I. Великая Отечественная война в истории страны.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года. (Приложение2)

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли. (Приложение 3)

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

Прошло семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами. (Приложение 4)











Глава I I. Великая Отечественная война в литературе.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю

русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от

этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие

слова: «Каждый … писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант,

всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной , народной

войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого

начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и

призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более

четырехсот из них не вернулись - это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М.

Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П.

Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и

боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик,

погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили

как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом, мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и писали:

О, книга! Друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой.

Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Писатели военных лет часто писали лирические произведения .

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте

и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихотворения "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского содержали основные мотивы военной поэзии - боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечту о победе, раздумье о судьбе народа. В стихотворениях слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Авторы воспитывали своими произведениями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей.

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. (Приложение 5)



Глава III. Великая Отечественная война в песенном творчестве.

Тема Великой Отечественной войны раскрывается не только в литературе, но и в песенном творчестве.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой

Отечественной войны «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». Стихи эти потребовали от поэта упорной работы.

Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евгения Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники показал налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву. Он занес в свою записную книжку такие слова: «Не смеют крылья черные над Родиной летать...».

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню - «Священная война»».

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны были слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже были слезы на глазах.

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. «Священная война» звучала во многих странах мира. Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной». Успех был ошеломляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. (Приложение 6)

Не менее известна песня военного периода, написанная на стихи Алексея Суркова «В землянке». Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. "Это были шестнадцать "домашних"' строк из письма моей жене Софье Антоновне", - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой. Так бы и остались строки в домашнем архиве поэта, если бы не пришёл в редакцию фронтовой газеты "Красноармейская правда" композитор Константин Листов, которому позарез нужно было "что-нибудь, на что можно было написать песню". "Чего-нибудь" не оказалось. И тут автор, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал К. Листову, будучи уверенным в том, что песня из этого, абсолютно лирического, стихотворения не выйдет…». Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню "В землянке". И сейчас эта песня продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Биографию "Катюши" - песни-ветерана - продолжает сама жизнь, вписав в нее

множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. В Литературном музее в Москве находятся некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает". Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне". Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них - старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица,

награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских

автоматчиков. 10 января 1943 года в газете 44-й армии «На штурм» были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: «Мы любим петь о девушке
Катюше, что выходила на берег крутой...» (Приложение 7)












Глава IV. Великая Отечественная война в истории моей семьи.


Подвиг этот будет в памяти жить

И в наших сердцах гореть!

Тех, кто с врагом был готов разделить ,

Поровну только смерть!

Ким Добкин


Великая Отечественная война останется наиболее важным и скорбным событием последних столетий в нашей истории. Мой выбор выпал на тему о Великой Отечественной войне по причине того, что это событие вошло в историю моей семьи. В моей семье чтят память об этом событии. Мой папа рассказывал мне о своем дедушке , то есть о моём прадедушке, говорил о том как он героически боролся против врага в страшные годы войны.

Мой прадедушка Тарасов Александр Иванович в звании гвардии рядовой 2-ого Танкового полка 58 гвардейской танковой бригады за период боевых действий с 22 июля по 6 августа 1944 года будучи радистом на танке командира взвода показал отвагу и мужество обеспечил бесперебойную связь с командиром роты и своими подчиненными, что обеспечило успех боя . Их танк в районе местечка Погожель уничтожил один танк и 23-х солдат и офицеров. Приказом по 58 Гвардейской танковой бригаде 8-ого Гвардейского танкового корпуса от 17 августа 1944 года № 17/Н за проявленную в боях с оккупантами отвагу и мужество был удостоен награждения правительственной наградой медалью «За Отвагу». (Приложение 8)

Также в боях за город Прагу, предместье Варшавы, 12 сентября 1944 года проявил себя бесстрашным воином Красной Армии. Как пулемётчик он из пулемёта уничтожил более взвода немецкой пехоты. Огнём из пулемёта содействовал продвижению русской пехоты вперёд. Это помогло нашей пехоте занять вражеские позиции. Приказом 58-ой Гвардейской Танковой Краснознамённой бригады 8-ого Гвардейского Танкового Краснознамённого Корпуса 13 сентября 1944 года № 27/Н мой прадедушка был удостоен высшей награды медали «За Отвагу». (Приложение 9)


Заключение


В данной работе рассмотрена проблема успешного изучения военной темы с обращением внимания учащихся не только к военным песням, не только к литературным произведениям о Великой Отечественной войне, но и обращение к биографическому наследию моего прадеда.

В первой главе работы Великая Отечественная война рассматривается как историческое событие в истории нашей страны, как  конфликт между государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства.

Во второй главе творческой работы на основе лирических произведений, прозы и публицистических произведений было выявлено следующее: фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Авторы воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.

В третьей главе работы мы рассматривали историю создания песен «Священная война», «В землянке», «Катюша». Говорили о том, что трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

В четвёртой главе раскрывается история моего прадеда – участника военных событий Великой Отечественной войны.

Таким образом, следует отметить: Великая Отечественная война останется наиболее важным и скорбным событием последних столетий в нашей истории. В связи с этим каждый из нас обязан знать свои корни и исторические военные события, происходившие с участием русских воинов.

Мне удалось приблизиться к литературному, песенному творчеству о Великой Отечественной войне, обратиться к биографии моей семьи , также культурно обогатиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Список используемой литературы

  1. Воениздат. стория мировой войны 1939-1945 гг.»73-82 гг.

  2. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. «История Отечества XX века», Москва «Русское слово» , 2006 г.

  3. Залесский Константин Александрович. Великая Отечественная война.

  4. Сергей Петрович Алексеев. Великие победы.

  5. Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Том 1.

  6. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/vov.html

  7. http://www.otvoyna.ru/voina.htm

  8. http://1941-1945.at.ua/forum/24-1016-1



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!