СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Видовой состав птиц, посещающих кормушки в течение всего холодного периода"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдения по данному проекту проводились в с.Сейм, на территории которого находится школа.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Видовой состав птиц, посещающих кормушки в течение всего холодного периода"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского района Курской области



Номинация «Прилетайте в гости к нам!»



Тема работы:



Выполнили: Лысых Снежана (6а, 12 лет),

Понедельченко Ольга (6а, 12лет),

Иванова Елизавета (6а, 12 лет),

Переверзева Полина (7б, 14 лет).


Руководитель: Вдовина Жанна Викторовна,

учитель биологии.




2018-2019 учебный год


Оглавление.


1.Введение.


2.Основная часть.


2.1Зима в жизни птиц.


2.2 Причины сложности поведения птиц.


2.3 Некоторые аспекты социального поведения зимующих

птиц.


3.Практическая часть.


3.1 Дневник наблюдений.


3.1.1 Орнитологический маршрут.

3.1.2 Результаты наблюдений.


4.Заключение.


5.Литература.


6. Приложение.






1.Введение.


Место проведения исследования: территория вокруг здания школы. Школа находится на территории села Сейм. Расположено село в междуречье двух рек Сейма и Донецкой Сеймицы. Территория занимает юго-западные склоны Среднерусской возвышенности, в центре Европейской части России.


Цель работы: изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки на территории школы в течение всего холодного периода.


Задачи:

1. Определить видовой состав птиц, встречающихся в зимний период.

2. Установить зависимость дистанции вспугивания разных видов птиц от:

– поведения человека и создаваемых им условий обитания;

– изменений естественных условий обитания.


Методика.

  1. Общая характеристика населенного пункта, в котором проводятся наблюдения. Заложили маршрут длиной около 600 м, проходящий по периметру школьной территории, включающей фруктовый сад. Каждый раз, проходя по маршруту, проводили учет количества встреченных птиц по видам. Как меняется количество птиц в зависимости от температурных и погодных условий, времени суток? Как это может быть связано с наличием и доступностью источников корма, другими факторами?

  2. Изучение научной литературы, связанной с образом жизни и поведением птиц в зимний период.

  3. Фенологические наблюдения за поведением птиц. Что привлекает птиц к жилью человека? На маршруте определяли дистанцию вспугивания – расстояние до взлетающей птицы при приближении наблюдателя. Провели не менее 50 измерений для каждого вида в конкретных условиях. Как зависит дистанция вспугивания от:

– поведения человека,

– поведения птицы в момент вспугивания,

– температуры и других погодных условий,

– времени суток.











2.Основная часть.


Пожалуй, ничто не дарит орнитологу столь упоительного

чувства приобщения к тайнам живой природы,

как исследования социального поведения птиц

в их исконных местах обитания…


В.В. Иваницкий



2.1 Зима в жизни птиц.

   Состав зимней фауны (населения) птиц невелик. В ней отсутствуют почти все виды, питающиеся насекомыми и связанные с водоемами.

   Редки также и хищники, обычная добыча которых улетает (птицы), впадает в спячку или прячется под снегом (лягушки, мелкие млекопитающие). Зимние птицы питаются главным образом растительной пищей, семенами, ягодами, почками деревьев и т. п. Из насекомоядных остались лишь немногие, приспособившиеся к отыскиванию спрятавшихся мелких насекомых в коре деревьев (синицы, дятлы), но и те зимой подкармливаются растительной пищей.   Так как добывание пищи с целью сохранения существования является основным и почти единственным стремлением и инстинктом, движущим птиц зимой, то и вся зимняя жизнь их может рассматриваться с этой точки зрения. Распределение птиц в природе зимой создается в результате их особенностей в питании и защиты от непогоды и холодов.

   Многие птицы зимой держатся стаями, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Иногда такие зимние кочевки уводят птиц довольно далеко от их летних мест обитания. Стайность зимой особенно заметна у мелких птиц, например, синиц, щеглов, овсянок, снегирей, щуров, свиристелей.   Чтобы наблюдать зимой птиц, надо знать, где их искать. Искать надо там, где есть их зимний корм. Если вы знаете, чем зимой кормится та или иная птица, вы найдете ее и, наблюдая, сможете подметить много интересного. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему, и зимой все такие особенности можно изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев и вообще менее осторожны.

   Короткое светлое время суток целиком идет на добывание пищи, так как расход сил и тепла в морозы очень велик. Поэтому, естественно, что зимние кочующие стаи или птицы-одиночки держатся постоянно близ своих пищевых источников, перелетают с одной кормежки на другую. На этих-то кормежках, кормовых станциях, и ведутся зимние наблюдения над жизнью птиц.   Однако многих мелких зимних птиц легко можно наблюдать даже в городе, на его окраине или в садах и парках. Тяготение к жилью особенно ясно выражено зимой у овсянок и больших синиц. Первые, вместе с воробьями, копошатся в конском навозе (достают из него непереваренные семена овса), а вторые, вероятно, уже знакомы многим как аккуратные посетители кухонных сеней и  помойных  ящиков.

   В садах и в более мелких населенных местах зимой можно наблюдать и других зимних птиц. Особенно удобным местом являются парки, а также кладбища с большими деревьями и кустами. Здесь, помимо самых обыкновенных у нас представителей семейства вороньих, можно наблюдать различных мелких синиц — гаек, хохлатых, лазоревок, иногда более редких московок и длиннохвостых. На стволах деревьев можно заметить пищух; по голым ветвям лип или оградам шмыгают вертлявые поползни. На различных кустах с ягодами можно наблюдать снегирей. На вершинах деревьев останавливаются большие стаи чечеток. В более пустынных местах, обильно заросших крапивой, лопухом и репейником, легко наблюдать щеглов. Из более крупных птиц зимой можно встретить большого пестрого дятла. Иногда он кочует вместе с синицами. Зимой держится около домов и даже становится дерзкой сойка. Некоторые хищники, например, ястреба-тетеревятники, совы-неясыти, также держатся недалеко от жилья, питаясь мелкими птицами и мышами.

    Таковы наиболее доступные зимние птицы. Какие же биологические явления мы можем наблюдать у них? На первом месте стоят, конечно, наблюдения над зимним питанием. Изучая зимнее питание птиц, мы затрагиваем целый ряд вопросов, касающихся не только биологических особенностей той или иной птицы, но особенностей строения различных органов, влияющих на различные повадки. Сопоставление этих двух моментов иногда дает очень много для изучения приспособленности птиц к условиям существования.

    Но зимние наблюдения лишь около жилья скудны и однообразны. Большинство птиц здесь очень неразборчиво в пище. Исключение составляют, может быть, лишь наблюдения над синицами, но только проведенные в садах, а не на помойных ямах. В садах синицы зимой осматривают все трещины и щели заборов и строений, отыскивая в них пауков, насекомых и их куколок. Эта пища для них чрезвычайно характерна. Но синицы, особенно синица большая , кормятся зимой очень разнообразной пищей, из-за недостатка насекомых не пренебрегая и семенами и поедая около жилья все, что только можно съесть ( приложение 1).

   Первая задача, которую следует перед собой поставить в зимних наблюдениях над птицами, может заключаться в том, чтобы выяснить, что делает птица, прежде чем съест найденную добычу. Терпеливо выслеживая и наблюдая, вы увидите, что у каждой есть своя ухватка, свой способ. Вы увидите, как синицы долбят какой-нибудь кусочек или семечко, зажав его цепкими пальчиками лапок. Частые удары их клювиков иногда очень звучно раздаются в морозном воздухе. Если же кусочек мягкий, то синица прижимает его к ветке лапкой и отщипывает по маленьким частям.

В начале зимы свиристелей лучше наблюдать на рябинах с остатками ягод. Найдя такие кормежки, вы будете поражены, увидев, с какой быстротой хохлатые обжоры-свиристели глотают ягоду за ягодой; не расклевывая, не раздавливая — одним движением головы и клюва. А снегири — тоже большие любители рябины — едят ее совсем иначе, разминая каждую ягоду своим коротким тупым клювом. Они вылущивают мелкие семена, а мякоть и кожицу бросают. По остаткам кожуры ягод можно всегда узнать, что здесь кормились снегири. Также охотно они едят ягоды бузины, калины, семена ясеня.

   В лиственных лесах растительной пищей птицам служат древесные семена (березы, ясеня, ольхи и др.), а также сережки или почки, закладывающиеся с осени. По опушкам большей частью имеются небольшие кустарники, заросли трав, стебли которых с семенами торчат из-под снега. Животной пищи — зимующих в коре насекомых — в лиственном лесу также больше.

   В связи с большим разнообразием кормовых запасов, в лиственных участках (особенно по их опушкам) зимой держится и более разнообразное население. Стайки чечеток, чижей, щеглов пролетают по вершинам, спускаются на сухие травянистые стебли на опушках и даже на снег.

  Щеглов можно наблюдать на зарослях репейника, на сечах-пустырях и  по заброшенным местам. Семена репейника — излюбленный корм щеглов. Целые стайки этих пестроокрашенных птичек ловко потрошат головки, торчащие из-под  снега.

В различную погоду поведение птиц неодинаково, и даже места кормежки иногда меняются. Кроме того, зимние метеорологические условия всегда влияют на ход весны, и своевременный учет их позволяет иногда даже предвидеть сроки наступления некоторых весенних явлений.  Зимой следует учитывать состояние снежного покрова, глубину его в различных местах (в лесу, на опушках, полях). Важно отмечать снегопады, направление и силу ветров, колебания температуры (не только в воздухе, но и на поверхности снега). Все это отражается на поведении зимующих.

   Многие очень полезные летом птицы (например, синицы) зимой перебиваются, как говорится, «с хлеба на воду». В большие морозы немало их гибнет от голода. Понаблюдав их зимний образ жизни, узнав их склонности, вы можете устроить для них искусственную прикормку и тем спасти многих птиц от гибели, особенно в холодные или снежные зимы. Одна погибшая зимой самка большой синицы за лето дала бы десятка полтора молодых (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8—10 птенцов), еще через год от которых  получилось бы потомство уже около 100 штук.. Это уже целый отряд по борьбе с вредителями садоводства — мелкими насекомыми, которых синицы истребляют во множестве.

В настоящее время совершенно ясна практическая необходимость зимней прикормки наших полезных птиц.

    Но не одни синицы зимой нуждаются в поддержке. Много других птиц, польза которых, конечно, меньше, но все же есть (и, может быть, еще недостаточно выяснена), зимой также существуют впроголодь. Зерноядные оседлые птицы (щеглы, овсянки) летом выкармливают птенцов насекомыми, часто безусловно вредными. Даже чисто лесные птицы, никогда не кормящиеся на культурных насаждениях человека, не могут считаться для него бесполезными. Еще совсем неизвестно, что было бы с нашими лесами без этих птиц.


2.2 Причины сложности поведения птиц.


По уровню высшей нервной деятельности птицы гораздо ближе к млекопитающим, чем к рептилиям, хотя мозг птиц сильно отличается от мозга млекопитающих. Эволюция переднего мозга птиц шла по пути развития и дифференцировки стриатума, а кора оставалась практически без изменений (эти структуры унаследованы птицами от рептилий). В сложных формах поведения, связанных с рассудочной деятельностью, птицы используют гиперстриатум. Наиболее развитым гиперстриатумом обладают виды, считающиеся самыми «интеллектуальными» среди птиц, – скворцы, вороны, попугаи и др.

На сегодняшний день доказано, что сложное поведение птиц осуществляется не только за счет развитой способности к выработке условных рефлексов, но и за счет элементарной рассудочной деятельности – способности с первого раза принимать правильные решения в ситуациях, для которых нет «готовых ответов». Птицы способны к экстраполяционным рефлексам – они могут предвидеть ближайшие события. Могут обобщать признак «большее число элементов». Способны к символизации – установлению связей между нейтральными символами и предметами, действиями. Особенно это касается крупных представителей семейства врановых – ворон, воронов, грачей.

Высокий уровень рассудочной деятельности птиц определяет сложную структуру их социальных сообществ. Факторами, обеспечивающими социальное поведение, являются хорошо развитое зрение, слух и система вокализации, или пения.


2.3 Некоторые аспекты социального поведения зимующих птиц.


Cоциальные группы (сообщества). Социальное поведение реализуется тогда, когда птицы объединяются в пару или стаю. Уровни объединения птиц в стае могут быть разными. Например, в стае врановых птиц , кочующей к месту зимней ночевки, отсутствует индивидуальное распознавание птицами друг друга кроме особей, образующих пары. В такой стае птицы совместно перемещаются, предупреждают друг друга об опасности, свободно отделяются от стаи. А в одновидовой стайке буроголовых гаичек, обитающей зимой на постоянной территории взрослой пары, есть система внутренней иерархии, и птицы знают друг друга «в лицо». В такой стае птицы держатся плотной группой и совместно охраняют свой участок. В этом случае говорят, что существует организованная социальная группа, или социальное сообщество.


В общем случае для признания социального сообщества, должны выполняться несколько условий:

1) между членами группы должна существовать система коммуникации (общение посредством голоса и демонстраций);

2) должна существовать иерархия особей (доминирование и подчинение);

3) особи должны держаться в более или менее тесной близости друг к другу (в пределах дальности работы системы коммуникации);

4) особи должны индивидуально опознавать друг друга (знать друг друга «в лицо»);

5) доступ в группу для особей того же вида, не являющихся членами данной группы, должен быть затруднен (изгнание чужаков с территории группы).

Социальные сообщества образуются благодаря двум основным факторам – территориальности и доминированию.

Территориальность. Это форма социального поведения, при которой особь охраняет определенный участок пространства. На данном участке особь имеет преимущественный доступ к ресурсам, по сравнению с другими участками. Территория патрулируется, маркируется, с нее изгоняются особи своего вида и выборочно других видов.

При встрече на границе территорий птицы-соседи испытывают противоположные стремления – к нападению и бегству. Характерно, что в глубине территории у хозяина сильнее проявляется стремление к нападению, а у пришельца увеличивается стремление к бегству. При территориальных конфликтах редко происходят открытые столкновения, обычно дело ограничивается ритуальными демонстрациями и мирным избеганием друг друга. Фактически на своей территории хозяин является доминантом, даже если пришелец физически сильнее. К функциям территориальности относятся также оптимальное распределение особей по пригодным местам обитания и обеспечение образования пар. Территориальность обеспечивает птицам оптимизацию питания, безопасность от хищников и репродуктивный успех. Различают территориальность долгосрочную (круглогодичную) и временную (сформированную на период размножения). Для многих наших синиц, поползня, пищухи характерна типичная долговременная территориальность (супертерриториальность). Птицы строго оседлы, и если изменения внешних условий не превышают норму, то практически всю свою жизнь они проводят на одной территории.

Социальная иерархия (доминирование). Это система отношений, характеризующаяся неравенством особей и определенным порядком подчинения друг другу. Такая система отношений включает доминирование (стремление и способность занимать главенствующее положение в группе) и подчинение. Например, в зимних территориальных группировках синиц-гаичек и гренадерок, как правило, существует следующая система иерархии: самцы доминируют над самками, взрослые птицы – над молодыми, парные – над холостяками.

Иерархия между птицами устанавливается в результате конфликтов – иногда прямых стычек, но чаще с использованием ритуального поведения. Установившаяся иерархия поддерживается демонстрацией подчинения. Иерархия уменьшает агрессию, связанную с доступом к пище и размножением, избавляет птиц от энергоемких конфликтов, служит для передачи «по цепочке» информации. Проявления доминирования зависят от конкретных условий обитания. Чем ограниченнее ресурс и больше число его потребителей, тем сильнее проявляется доминирование.

Ритуальное поведение (демонстрации). Ритуал (ритуальная демонстрация) – инстинктивный сигнальный акт, используемый при взаимодействии особей друг с другом. Он представляет собой символическую церемонию из определенной и четкой последовательности действий, поз, звуков, характерную для всех особей данного вида. С помощью ритуального поведения птицы передают друг другу информацию о своем состоянии, намерениях или вызывают непосредственные ответные действия.

Ритуальное поведение проявляется в ответ на определенные раздражители – релизеры. Релизеры опознаются особью уже при первом предъявлении без всякого индивидуального опыта. Социальные релизеры называют демонстрациями. Ритуализация уравновешивает противоречивые побуждения во взаимодействиях между особями, например нейтрализует инстинкт агрессии во взаимодействии между самцом и самкой.

Наиболее ярко ритуализация проявляется в таких формах поведения, как образование пар и территориальность.







































3.Практическая часть.


3.1.1 Орнитологический маршрут.


Для поиска птиц и выяснения участков их обитания мы проложили маршрут, т.е. прошли определенное расстояние и зафиксировали все встречи с птицами по обе стороны от направления движения. При движении по маршруту составили его схему, соблюдая масштаб. На схеме стрелками указали направление движения по маршруту. Встречи птиц отметили с помощью условных знаков с подписью.

СН – снегирь, БС – большая синица, ДВ – домовой воробей, ГС – голубь сизый, БПД – большой пестрый дятел.





































Приложение 1


Чем накормить пернатых гостей?




Корм

Способ подкормки

Виды птиц

Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли

Насыпаются на кормовой столик

Синицы, обыкновенный поползень, дятлы, зерноядные птицы

Шишки, желуди, орехи, например, арахис

Кладутся на кормовой столик, орехи можно подвесить в виде бус

Сойка, синицы, дятлы, клесты

Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)

Насыпается на кормовой столик

Воробьи, щеглы, зеленушки и др. зерноядные птицы; сизый голубь

Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.

Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, втыкаются в снег

Снегирь, щегол, чечётка, чиж и др. зерноядные птицы

Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины

Привязываются на ветки кустов или деревьев невысоко от земли, кладутся на кормовой столик

Свиристель, дрозды; снегирь и др. зерноядные птицы поедают семена

Крошки чёрствого пшеничного хлеба

Насыпаются на кормовой столик

Синицы, воробьи, сойка, сизый голубь, поползень и многие др. птицы

Семена клена и ясеня

Насыпаются на кормовой столик

Снегирь, свиристель

Кусочки несолёного сала, мяса и жира

Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях

Синицы, поползень, дятлы, сойка

Яблоки

Кусок фанеры пробивают гвоздем, на который крепится яблоко

Чёрный дрозд





































Описание маршрута.



1.По ранее выбранному орнитологическому маршруту прошли и составили его схему. Стрелками указали направление движения, выявили особенности мест, где развесили кормушки. Урожай семян деревьев и кустарников – средний ( приложение 2).

2.Кормушка №1 расположена в пределах территории школы на берёзовой

аллее. Высота снежного покрова равна 30 см ( приложение 3 ).

3.Кормушка № 2 расположена на территории школьного сада, во втором ряду, вдали от дорог и тропинок. Высота снежного покрова равна 50см.

( приложение 4 )

4. Кормушка № 3 расположена на территории школьного сада со стороны ул.Первомайской. Высота снежного покрова равна 35см.

5. Кормушка №4 расположена на границе школьного сада и домовых территорий, среди клёнов, тополей, ясеня, кустарников.

Высота снежного покрова равна 70см.


      1. Результаты наблюдений


10 декабря мы впервые вышли на маршрут после развешивания кормушек. Погодные условия в этот день не способствовала наблюдению за птицами: температура 0 С, ветер юго-восточный, скорость 4 м\с, облачность 10б, снегопад (в течении всего дня).

Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

6





3

Дятел



1



Большая синица


2



Снегирь






Голубь сизый




2




18 декабря – выход на маршрут. Погода: температура - 7 С, ветер восточный, скорость ветра -1м\с, облачность 6б, осадки – нет.


Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

3






Дятел



1



Большая синица



4


Снегирь





2

Голубь сизый

3






18 января – выход на маршрут. Погодные условия: температура -1С, ветер – юго-западный, скорость ветра – 5 м\с, облачность 7б, осадки – небольшой снегопад.


Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

8






Дятел






Большая синица



4


Снегирь



2



Голубь сизый

3







14 февраля – выход на маршрут. Погодные условия – температура 0С, ветер – западный, скорость ветра – 1 м\с, ясно, осадки – нет.


Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

12




4


Дятел


1




Большая синица


5



Снегирь




1


Голубь сизый





3


27 февраля – выход на маршрут. Погодные условия: температура +1С, ветер – северо-восточный, скорость ветра – 3 м\с, облачность – 7б, осадки – снег (приложение 5)


Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

12






Дятел






Большая синица


3



Снегирь






Голубь сизый




6



11 марта – выход на маршрут. Погодные условия – температура 0С, ветер – западный, скорость ветра – 7 м\с, облачность – 6б, осадки – снегопад

( приложение 6)


Виды птиц

Количество птиц на кормушках


1

2

3

4

Домовый воробей

3





14

Дятел



1



Большая синица


2



Снегирь






Голубь сизый




3



4. Заключение.

По итогам исследования были сделаны выводы, с рекомендациями и планы по дальнейшей работе.


В ходе исследования получены следующие данные:

1. Видовой состав птиц почти постоянен и представлен: воробей домовый, большая синица, обыкновенный снегирь, дятел, сизый голубь.


2. При температуре от -7 С количество птиц заметно меньше, когда температура повысилась до +1 С количество птиц увеличилось. Во время метели количество птиц на кормушках заметно снижается, около жилья увеличивается. Птиц к жилью человека привлекает корм – остатки еды, хлебные крошки; развешанные кормушки рядом с домами (приложение 7)


3. На маршруте определяли дистанцию вспугивания птиц:

Домовый воробей – 1,5 м ---3 м,

Снегири - 4м

Синицы- 5,5м.

При низкой температуре птицы подпускают человека очень близко. (1-2 м)
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!