СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

Обществознание

Тема: «Влияние характера человека на его

взаимоотношения с окружающими людьми»





Выполнила:

Семенов Дмитрий Александрович

Студент 3 курса

группы П-31

(Программирование в компьютерных системах)

Руководитель:

Астанина Александра Владимировна




Работа выполнена и

защищена с оценкой ______________ Дата защиты ___________


Подпись руководителя____________


г. Ставрополь, 2021

Содержание

Введение 3

Глава 1. Характер человека 5

1.1. Определение характера 5

1.2. Особенности характера 5

1.3. Черты характера 5

Глава 2. Особенности формирования характера человека 7

2.1. Влияние на изменения характера 7

2.2. Факторы, влияющие на изменение характера 7

Глава 3. Взаимоотношения людей 9

3.1. Определение взаимоотношения 9

3.2. Формы взаимоотношений 10

3.3. Модели поведения во взаимоотношениях 13

Заключение 16

Список литературы 17





Введение

Взаимоотношения имеют огромное значение для людей. Всем нам необходимо иметь любимых, друзей, коллег, с которыми можно разделить как радости, так и горести. Но все же, мы не можем преодолеть психологический барьер, чтобы протянуть руку ближнему.

Нам необходимо найти способы, как гармонизировать наши взаимоотношения для того, чтобы обогащать и поддерживать друг друга. Наша откровенность к другим вызывает ответную откровенность. Хорошие взаимоотношения вызывают в нас чувства свободы и бодрости.

Изучая человеческие взаимоотношения, психологи обращают внимание не только на полной отношения типа конфликтов, но также и на вполне благоприятные отношения типа дружбы или любви. Иногда такие отношения называют интимными, подчеркивая в этом названии тот факт, что люди, вступающие в подобные отношения, становятся близкими и открытыми друг для друга. Конфликты и интимные отношения между людьми представляют собой два противоположных полюса человеческих взаимоотношений: отрицательный и положительный. Между ними располагается богатая и разнообразная гамма многих других взаимоотношений, в которых эмоции людей не столь сильно выражены, как в конфликтах и в интимных взаимоотношениях. Однако эти обычные, или повседневные, отношения людей сравнительно мало интересуют ученых.

Объект исследования: взаимоотношение людей с разным характером.

Гипотеза: в настоящее время остро встала проблема взаимодействия людей в обществе.

Цель: разобраться как строятся взаимоотношения людей и какие факторы на них влияют.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

  1. Рассмотреть характер человека;

  2. Изучить особенности формирования характера;

  3. Проанализировать взаимоотношения людей;

Актуальность: если люди научатся правильно классифицировать себя и других – они смогут повысить свой навык общения с людьми. Люди будут знать их плюсы и минусы. Они научится поистине эффективно управлять собой и другими.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития науки и могут быть использованы при выполнении дипломной работы на выпускном курсе.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической практике при проведении учебных занятий по обществознанию.

Структура проекта включает в себя введение, основную часть, содержащую теоретические аспекты, касаемые данной темы, заключения и списка используемых источников.

Методическая значимость основана на:

- теоретический анализ научной литературы;

- наблюдение и сбор фактов;

- метод научных абстракций;

- анализ и синтез;

- системный подход.


Глава 1. Характер человека
1.1. Определение характера

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

В психологии характер – это набор стойких индивидуальных особенностей личности, который определяет тип поведения и форму взаимоотношений с окружающими людьми.


1.2. Особенности характера

Особенности характера, как черты личности, следующие:

  1. его составляющие имеют долгосрочное действие, устойчивость, не подвергаются изменениям быстро и легко;

  2. характер имеет прикладное значение, им обуславливаются поступки человека во всех сферах жизнедеятельности.

  3. Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».


1.3. Черты характера

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» - внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» - тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми - в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» - отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» - бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» - трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» - лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Глава 2. Особенности формирования характера человека
2.1. Влияние на изменения характера

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.


2.2. Факторы, влияющие на изменение характера

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  1. трудовое воспитание;

  2. личный пример;

  3. физическое воспитание;

  4. саморазвитие;

  5. морально-этическое воспитание;

  6. правильное формирование привычек.

  7. В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

    • культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

    • личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

    • общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

    • литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

    • физиологические (пол, темперамент);

    • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);

    • личностные (саморазвитие, самовоспитание).


2.3. Этапы развития характера

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Глава 3. Взаимоотношения людей



3.1. Определение взаимоотношения

Взаимоотношения — это крепкая связь между двумя субъектами, которая базируется на эмоциональной привязанности, взаимности, осознании своих обязательств перед партнером. В основе здоровых, взаимовыгодных, длительных и серьезных отношений лежат 5 компонентов:

  1. доверие. Возможность расслабиться, не ждать подвоха, а также уверенность в человеке, который находится рядом, очень сближает. Именно поэтому доверие — одна из самых важных частей хорошего союза;

  2. уважение. Умение ценить друг друга улучшает любые отношения, заставляет партнеров чувствовать себя нужными, признанными;

  3. внимание. Если люди видятся или переписываются раз в год, то вряд ли можно назвать их связь крепкой, надежной. Важно уделять время близким, создавать новые воспоминания, впечатления;

  4. толерантность. Терпимость к чужим минусам, отсутствие агрессии, принятие разницы между двумя личностями помогают преодолевать трудности, избегать серьезных конфликтов;

  5. искренность. Ложь подрывает доверие и уважение, подавляет стремление дарить обманщику внимание и толерантно относиться к нему. Это делает открытость и честность такими важными.

Если игнорируется хотя бы одна из частей, взаимоотношения начинают постепенно ухудшаться, а затем рушиться. Важно еще то, что такие требования выставляются перед обоими партнерами. Даже если один из них выполняет абсолютно все правила, а другой о них забывает, то проблемы все же возникнут, независимо от стараний первого.

Эти 5 компонентов распространяются не только на дружеские или любовные связи. Они применимы везде, однако меняется степень, понимание этих правил. Например, партнерство по бизнесу тоже требует доверия, честности, остальных перечисленных элементов. То же относится к взаимодействию учителя-ученика, родителя-ребенка, покупателя-продавца, поставщика-реализатора, заказчика-исполнителя, любых других социальных ролей. Без 5 таких деталей нельзя достигнуть общей цели, так как теряется смысл всего сотрудничества.


3.2. Формы взаимоотношений

Позитивные взаимоотношения по своим ориентациям часто называются «движением навстречу людям». Такая категория позволяет партнёрам достигать общей цели или даже разных задач, но с обязательной взаимопомощью, активным содействием. В большинстве случаев центральное место в них отводится чувствам, личному отношению к партнеру по связи.

В позитивных союзах бывают неурядицы, споры, конфликты, но они незначительны по сравнению с положительными сторонами и выгодами. К основным их видам относят:

  1. любовь – сложное чувство не только между гомо- или гетеросексуальными партнерами, но также между родственниками, по отношению к вещам, занятиям, животным, явлениям, даже абстрактным понятиям;

  2. близость – не всегда основанное на глубинных чувствах переживание, которое дает ощущение надежности, стабильности, защищенности;

  3. дружба – крепкая эмоциональная связь, строящаяся на взаимности интересов, потребности быть частью социума, искать единомышленников;

  4. приятельство – слабое взаимодействие без серьезных чувственных уз, но с доброжелательными намерениями;

  5. влечение – кратковременная инстинктивная тяга к другому человеку на основе сексуальных или платонических желаний;

  6. альтруизм – человеколюбие, включающее толерантность, гуманность, полное бескорыстие, доброту по отношению к окружающим, даже к тем, с кем нет серьезных связей.

Одни и те же отношения могут включать сразу несколько позитивных видов связи. Они также часто перетекают из одних в другие, но только по согласию обеих сторон.

Нейтральные - «Движение от людей» – второе название для описания ориентации отношений такой формы. Они могут вызывать разные эмоции – как плохие, так и хорошие. Однако по факту никакой серьезной пользы или вреда участники подобного взаимодействия друг другу не приносят.

Иногда эти отношения ситуационны, то есть зависят от конкретных сложившихся обстоятельств. Со временем при сохранении коммуникации между участниками эта форма может плавно перетекать в один из видов позитивных или негативных отношений. К видам самой нейтральной формы же относят:

  1. аутизм – намеренная или бессознательная потеря связи с действительностью, в том числе с людьми, «уход в себя». Развивается при нарушениях психики или после получения серьёзных психологических травм;

  2. безучастность – отказ идти на контакт, оказывать любой вид помощи (физической, интеллектуальной, эмоциональной, вербальной и т. п.) по причине отсутствия знакомства, выгоды, подходящих условий, приязни и др.;

  3. конформизм – вид связи, в которой одна личность соглашается с чужим мнением, копирует его только из-за страха показаться не таким, как все, или желания стать членом какой-то социальной группы. Бывает внутренним (полное принятие и приписывание себе чужих установок) и внешним (человек следует нормам, правилам другого, но остается при своем мнении, не выражая его открыто);

  4. эгоизм – желание удовлетворять свои нужды, интересы без учета чужих стремлений, потребностей. Вопреки стереотипам, это не негативный вид отношений, а все же нейтральный, так как у индивида нет прямой цели навредить другим. Он о них вообще не задумывается, предпочитая концентрироваться исключительно на собственных мотивах, приоритетах.

Нейтральная форма отношений, как правило, не длится долго. Она стабильна только при условии, что люди не знают друг друга лично, при этом у них нет очевидных общих проблем или интересов.

Например, женщина вряд ли почувствует что-то при получении известия о том, что знакомый ее сына упал с велосипеда. Однако если этот же приятель вдруг заболеет, скажем, ветрянкой, как недавно до этого болел сам сын, то мать невольно проявит симпатию, сопереживание к мальчику. Кроме того, она скорее всего будет сочувствовать даже незнакомой ей родительнице этого парня.

Негативные – «движение против людей». Негативные формы общения и в целом взаимодействия становятся причинами насилия, открытой или тайной конфронтации. Однако не всегда всё доходит до активных действий. Люди вполне могут испытывать друг к другу что-то неприятное, но не решаться на открытую вражду.

Если внешне негатив никак не выражается, оппонент даже не догадывается о плохих эмоциях, которые он вызывает, тогда это одна из форм нейтральных взаимоотношений. И только когда как минимум один из партнеров словом или делом целенаправленно доставляет любые неудобства, можно уже говорить о негативных связях. К ним относятся:

  1. негативизм – немотивированное желание действовать вразрез с принятыми правилами, специально не соответствовать ожиданиям, требованиям;

  2. неприязнь – дискриминационное отношение к определенной категории людей (расизм, эйджизм, эйблизм, сексизм) или к конкретному лицу;

  3. ненависть – резкое негативное мотивированное чувство субъекта, полный отказ принятия ценностей, мнений, потребностей объекта;

  4. агрессия – опасное негативное поведение по отношению к другому человеку, которое сопровождается физическим или психологическим насилием.

Негативные взаимоотношения сложно исправить и превратить в позитивные. Для этого требуется активная добровольная работа обеих сторон ради одной цели.


3.3. Модели поведения во взаимоотношениях

Модели (или стратегии) взаимодействий в отношениях отличаются. В основном центрами их различий оказываются поставленные каждым человеком цели, способы их достижения, особенности влияния друг на друга в процессе. Всего можно выделить 5 основных тактик.

1. Сотрудничество.

При сотрудничестве цели людей могут быть как общими, так и разными, но не противоречащими. При этом участники обязательно помогают друг другу продвигаться к конечной точке, не забывая о своих потребностях, ориентирах. Это оптимальный вариант взаимодействия, так как он позволяет заботиться о другом человеке, не нарушая собственных принципов. А в результате – достигнутая цель.

Чтобы сотрудничество было эффективным и вообще могло состояться, важно соблюдать 5 компонентов здоровых отношений, о которых уже писалось в первом пункте. Кроме того, оно базируется на полной взаимности, так как усилий одной стороны будет недостаточно. Тогда сотрудничество перейдет в альтруизм, о котором будет говориться позже.

2. Индивидуализм.

Индивидуализм – это движение к личным целям без учета интересов, потребностей партнера. При этом ориентир или конечная точка могут быть идентичными. Однако партнеры, несмотря на выгоду совместной работы, предпочитают двигаться в одиночку.

Типичный пример – руководители конкурирующих компаний. Они могут объединить усилия, заключить партнерство, чтобы в сотрудничестве достичь большего. Однако они выбирают конкуренцию, чтобы единолично занять первое место в своей нише. Индивидуализм также выбирают обе стороны, если одна из них отказывается от сотрудничества при наличии желания у второй (отказ от альтруизма).

3. Компромисс.

В современной психологии, в отличие от теорий ХХ века, принято считать, что компромисс – это не решение проблемы. Это обоюдное добровольное жертвование частью своих интересов ради «общего блага». Как это проявляется в повседневной жизни?

Условия. У супругов разные интересы и планы на выходные. Жена хочет вместе сходить в театр или любое другое культурное заведение. Муж желает отдохнуть на природе.

Решение. В результате беседы супруги соглашаются пойти на компромисс – одни выходные проводить по сценарию женщины, другие – по плану мужчины.

Проблема. Каждые вторые выходные один из супругов вынужден терпеть нелюбимое занятие. Со временем обстановка накаляется, недовольство накапливается, подстраиваться становится тяжелее, возникают конфликты.

Развязки две: либо супруги находят вариант сотрудничества, то есть избегают жертв (например, она идет в театр с подругами, он отправляется в поход с коллегами), либо постоянные ссоры приведут к разрыву или негативной форме взаимоотношений.

4. Альтруизм.

Альтруизм в данном контексте – это помощь оппоненту в достижении его целей на фоне игнорирования или отказа от своих. То есть это одностороннее содействие, делающее их альтруиста жертву ситуации по его собственному желанию.

Обычно терпение и бескорыстие альтруистов не длятся долго в личных отношениях, в деловых не проявляются совсем. Исключением становятся только духовные, осознанно платонические, возвышенные отношения. Однако они импонируют немногим.

5. Игнорирование.

Игнорирование – это отказ от собственных целей как способ предотвратить успех оппонента. При этом обязательно постепенно утрачивается контакт, ухудшается коммуникация. Чаще происходит между партнерами, у которых есть общая цель, а для ее достижения важны усилия обеих сторон. После конфликта или смены приоритетов один участник отказывается от содействия, не ставя в известие второго в прямой форме. Пока он избегает сотрудничества, его помощник ни о чем не подозревает, работая ради общего дела до тех пор, пока не осознает бездействие первого.

Взаимоотношения отличаются по своим формам, а также моделям обычного поведения в них. Это объясняет, почему деловые отношения отличаются от романтического союза, а дружба не похожа на соперничество. Если в конкретном типе межличностной связи вдруг начинают появляться признаки другого вида, это неизменно ведет к переменам. Причем они могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. А если только один партнер хочет перевести общение в другую плоскость, начинаются конфликты.



Заключение

Жизнь человека невозможна без взаимоотношений, ведь ежедневно нам приходить так или иначе контактировать с другими людьми. Поэтому важно уметь налаживать взаимоотношения и поддерживать их. Необходимо уметь слушать людей, уметь принимать их такими, какие они есть, и уметь адекватно оценивать и реагировать на их слова и действия. Эти три принципа помогут вам в построении взаимоотношений в любой сфере жизни.

Формы влияния людей друг на друга в процессе деятельности. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме совещания, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Высшим уровнем взаимоотношения выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождаемая взаимопониманием.



Список литературы
  1. Агеев, В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 2018. № 3. – С. 135–140.

  2. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отношений / Т. В. Андреева. – СПб. 2018. – 245 с.

  3. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев – Л., 2018. – 126 с.

  4. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2017. – 245 с.

  5. Винокур, В. А. Уловки в споре / В.А. Винокур. - М.: Студия АРДИС, 2017. - 670 c.

  6. Головаха, Е. И., Панина, И. В. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И., Головаха, И. В. Панина. – Киев, 2017. – 216 с.

  7. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. – М., 2019. – 198 с.

  8. Кемп, Линдсей Искусство убеждать словами. Как пишутся гениальные тексты / Линдсей Кемп. - М.: Попурри, 2017. - 224 c.

  9. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2017. – 245 с.

  10. Михаэль, А. Райтер Секреты обаяния. Как оказывать влияние на людей / Михаэль А. Райтер. - М.: SmartBook, 2017. - 128 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!