ПРОЕКТ
«Народная сказка — кладезь мудрости»
Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МБОУ «С ОШ № 8»
Хомякова Людмила Александровна
2018-2019
Введение.
Сказка — это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает.
Создания сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями.
Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Основная часть.
Цель: Дать представление о сказке «сказке», как о важном средстве воспитания детей. Наши современные дети духовно опустошены, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Сейчас воспитанники получают больше информации, чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях молодое поколение воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. И чтобы этого было меньше, нужно воспитывать любовь к сказке.
Задачи: Понять духовный мир ребенка через сказку, развивать психические процессы детей, функционально использовать особенности сказки в воспитании.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
Сказка - это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо - естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.
Наша книжка с интересной историей Колобка попала на выставку, вначале в классе и в школе, а далее даже пригласили в Детскую библиотеку.
И вот теперь мы уже заканчиваем 6 класс, и у нас появилось задание представить проект по любому предмету на выбор. Как раз тут и пригодилась наша сказка, которую мы решили показать деткам в садике №23 с таким же названием «Колобок». Моя мама и мама Ильи встретились с заведующей детского садика Ириной Викторовной и назначили день 1 июня-день защиты детей.
В данном мероприятии задействованы:
Долматова Е.В.- мама Ульяны-режиссер-постановщик и персонаж сказки «Колобок».
Шаматрина Л.Н.- мама Ильи-звукорежиссер и фотограф.
Долматова Ульяна- домовенок «Кузя», который рассказывает детям сказку.
Шаматрин Илья- в роли «Зайца-рыбака».
1 июня в 9:00 мы приехали в садик на классном мотоцикле...
Но, как только мы появились в холле садика....Тут-то все и началось: «К нам приехали артисты!». Постановка сказки назначена на 10:00. Первая репетиция прошла, далее вторая...
В 9:45 все маленькие зрители были собраны в актовом зале и...
Занавес! Начало!
Сказка прошла на «УРА!» Всем было весело. Детки после премьеры обступили и захотели сфотографироваться с персонажами и поиграть.
Эмоции переполняли нас всех! Было весело и прикольно!
%
Самые красочные моменты запечатлены на данных фото.
ш
11
Заключение
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Колобок - добрый, веселый, затейливый. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Заяц в сказке «Колобок на новый лад»- смелый и сильный. Он вытащил Колобка из речки, спас его от «смерти», иначе бы его рыбки растаскали по кусочкам.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. Домовенку Кузе обжиться в новой квартире помогла девочка Наташа, у которой он поселился. Взамен на доброту девочки Кузя стал рассказывать ей сказки.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Список используемых источников
Сказка авторская «Колобок на новый лад» /Долматова Е.В., Долматова У.,2013г
Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество: Т.М. Акимова /Издательство "Высшая школа". - Москва. - 1969.
Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа. - 1991. - № 12.
Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.
6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. - Мозаика - Синтез. - 2005г.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1986г.
Званцова М.Е., Носова Т.Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое пособие. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005г.
Литература и фантазия / Сост.Л. Стрельцова. - М. 1992г.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2003г.