Проект «Неделя памяти А. С. Пушкина» для детей старшего
дошкольного возраста
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: февраль (неделя) 2024 года.
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проблемы: в современном мире человечество отдаёт предпочтение компьютеру, а не чтению книг. Детям мало знакомы имена известных детских писателей и названия их произведений.
Проблема: с каждым годом сталкиваемся с тем, что уходит много времени на то чтобы приобщить детей к чтению книг, чтобы заинтересовать их различными произведениями. Реже застаем детей за просмотром книг. И это учитывая то, что оформление книг становится все интереснее и красочнее.
Чаще слышим от детей, что в течение дня и перед сном они играют в различные игры в планшете или телефоне. Так же досуг детей занимает разнообразное количество игрушек, не несущих развитие познавательных процессов ребенка. Проведение данного проекта нацелено на заинтересованность детей к книгам через произведения А. С. Пушкина. Его стихи и сказки - это образец русского языка. Знакомство с произведениями А. С. Пушкина помогает закладывать фундамент русской души — любящей, многообразной, отзывчивой к красоте. Через творчество А. С. Пушкина дети
учатся анализировать, оценивать характер произведения, учатся делиться с окружающими своими ощущениями, своим мнением, учатся видеть пороки, недостатки и достоинства людей.
Цель: продолжать знакомить с русской литературой, дать краткие сведения о жизни и деятельности русского поэта и писателя А. С. Пушкина, познакомить с его произведениями, научить понимать образность выражений, слышать ритм в его стихотворениях и сказках, наслаждаться мелодичностью строк. Приобщать к активной творческой деятельности, стимулировать познавательный интерес, вызывать желание читать, слушать, смотреть сказки Пушкина, воспитывать любовь к книге. Развивать образное мышление, память, воображение, фантазию, связную (диалогическую и монологическую) речь.
Задачи:
- расширять знания детей о русском писателе и его творчестве, используя разнообразный иллюстрационный материал; - расширять представления детей о русском поэте; - развивать познавательные процессы, творческие способности, используя различные техники изобразительной, театрализованной деятельности; - воспитывать любовь к природе через поэзию.
Назначение. Обогащение знаний детей дошкольного возраста о сказках А. С. Пушкина.
Разработка проекта.
• Подбор материала, ориентированного на возраст 6-7 лет.
Разработка познавательного развития (беседы, оформление детских работ, картины, рассматривание иллюстраций)
• Планирование игровой деятельности.
• Взаимодействие с семьей.
Основные направления реализации проекта:
• Социально – нравственное развитие.
• Развитие продуктивной деятельности.
• Познавательно – исследовательское развитие.
• Приобщение к художественной литературе.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей интереса к чтению;
- расширение знаний у детей о русском поэте А. С. Пушкине;
- развитие воображения, пополнение словарного запаса, проявление творческих способностей;
- читая стихотворения, дети учатся видеть красоту природы.
Реализация проекта.
Этапы
1. Подготовительный
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала о творчестве
А. С. Пушкина.
2. Подготовить презентацию «Творчество А. С. Пушкина»
3. Чтение стихов.
Русская сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
4. Консультация для родителей
«Знакомство со сказкой». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
5. Предложить родителям принять участие в проекте «Неделя памяти А. С. Пушкина»
- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;
- подбор музыкального сопровождения;
- подбор демонстрационного материала, атрибутов для творческой,
познавательной деятельности);
- обновление предметно-развивающей среды группы.
2. Основной 1. Совместно познавательная деятельность «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина».
2. Показ презентации «Сказки А. С. Пушкина».
3. Беседа «А. С. Пушкин – русский поэт».
4.Чтение сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
5.Чтение сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного
6. Чтение сказки «Сказка о золотом петушке».
Просмотр картинок различных художников иллюстраторов по данному произведению, обсуждение увиденного.
7. Отгадывание загадок по сказкам.
8. Прослушивание музыки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
9. Заучивание отрывка из стихотворения «Зимнее утро».
10. Собери пазлы по сказкам А. С. Пушкина.
11. Сюжетно –ролевые игры: «Библиотека».
12.Подвижные игры: эстафета «Ловись золотая рыбка».
13.Рисование: «Золотая рыбка» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
14. Раскрашивание картинок по сказкам А. С. Пушкина.
15.Аппликация: «Золотой петушок» по сказке «Сказка о золотом петушке».
16. Пластилинография «Золотая рыбка».
3. Заключительный - Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
- Литературного вечера «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Сценарий литературного вечера «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
для старших дошкольников
Цель: формировать интерес к сказкам А.С.Пушкина; создать условия для
взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина;
2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С. Пушкина;
3.Развивать речь, образное мышление, память;
4.Ращвивать умение разыгрывать небольшие театральные постановки;
5.Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольника через сказки, любовь к русским писателям, учить беречь книги.
Оборудование:
-презентации по сказкам Пушкина;
-выставка книг А.С. Пушкина;
-выставка детских рисунков;
-предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.);
-диск с музыкой Н. Римского-Корсакова, М.И. Глинки;
-детские музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
-просмотр презентации «Биография А.С. Пушкина»;
- чтение сказок А.С. Пушкина;
- рассматривание иллюстраций и рисование сюжетов из сказок А.С Пушкина;
- слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила»;
- просмотр фильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о
рыбаке и рыбке» и тд.;
-разучивание стихотворений, песен, танцев, инсценировок.
Ход вечера:
На экране появляются изображения из детства А.С. Пушкина
Воспитатель: …, а ты любишь сказки? (да). А кто эти сказки придумывает, знаешь? Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте и вы ребята, что я вам сейчас расскажу. Было это давным-давно, 200 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кудрявый. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получились у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам волшебником становиться. И я в той стране была. Да, было это, голубчики, в старину…
Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказочникам, а поэту А.С. Пушкину.
На экране появляется изображение портрета А.С. Пушкина
Ребенок: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)
На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
3 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
4 ребенок. Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
5 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей, верно, служит;
Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!
Воспитатель: Сейчас был прочтен отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан
и Людмила». Но он писал не только поэмы, а еще и стихотворения. Больше
всего любил писать о временах года. Дети читают стихотворения: «Зима
недаром злится…», «Уж, небо осенью дышало…» , «Мороз и солнце, день
чудесный…» и другие.
За дверью слышится мяуканье.
Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот под музыку.
Воспитатель: Как вы сюда попали?
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Кот:
Но вначале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Загадка: Он в землянке жил 33 года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о… ( рыбаке и рыбке)
На экране «перелистывается» страница и открывается название сказки,
(далее также после каждой загадки)
Кот: (обращается к детям): А теперь вы - волны из «Сказке о рыбаке и
рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.
Игра «Море волнуется» (музыкальное сопровождение)
Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна.
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку!
Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.
Игра собери пазл «Петушок»
Кот: Оно сияет и блестит
Всем лишь правду говорит.
От него узнай смелее
Кто на свете всех милее
И румяней и белее… .
(Ответ: Зеркало; Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»)
Игра: «Повторяй за мной» (зеркальное отражение)
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Кот:
Загадка:
В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна
царство славного ... Салтана!
Кот:
Обращает внимание на игрушку белочки.
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Ответ: Белка из “Сказка о царе Салтане”.
Эстафета: «Белочка с орешками»
описание эстафеты: по сигналу, направляющие берут по одному ореху, бегут
к белочке с корзиной, наполняя её орехами, и возвращаются к своей команде.
Положив орех в пустую корзину и становится в конец колонны
Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем
чудесной бороды, в которой «таится сила»? (Черномор)
Загадка: Здесь на лукоморье диво
Море вздуется бурливо,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя… (33 богатыря)
Кот: 1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).
2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да
всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»?
(царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их!
(комар, муха, шмель).
4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и
семи богатырях»).
5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет.
(«Золотая рыбка»)
6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)
7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
Кот: Ребята, а какой фрукт принес горе в сказке? Что случилось?
Ответ: Яблока, царевна отравилась и уснула.
Кот: я предлагаю поиграть в игру «Наливное яблочко». Командам нужно
будет пронести на тарелке яблочко, не уронив его.
Кот: Ребята, вы просто молодцы. С трудными заданиями справились, и
очень меня порадовали. Обещайте сказки А. С. Пушкина читать, и мы
встретимся опять! Мне пора прощаться и отправляться в любимую сказку А.
С. Пушкина «Руслан и Людмила». Кот уходит.
Ведущий: Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна
засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то золотая
рыбка исполняет желания, то царевна превращается в лебедя - все это очень
интересно.
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина.
Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую поэму
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.
Ведущий:
Пушкин.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами
Встречались мы с вами.
Пушкин.
Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Ведущий: Ребята, а кто-то из вас знает стихи А. С. Пушкина. Кто расскажет?
Стихи детей.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Воспитатель: Давайте в память великого поэта споем песню «Доброта».